Главная страница
qrcode

Имамибн каййималь


НазваниеИмамибн каййималь
Дата12.11.2019
Размер1.2 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаIzbrannoe_Ibn_Kayym_1_Tom.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#38623
страница7 из 34
Каталог
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   34
ни в мирских делах, и при этом терпишь убыток и в том, и в другом,
либо в одном из них. Если человек общается с такими людьми много и
продолжительно, то болезнь становится смертельной.
Есть среди них такие, общение с которыми подобно зубной боли: пока
больной зуб при тебе, он изводит тебя, а когда ты расстанешься с ним,
боль успокаивается.
Есть среди них и такие, общение с которыми – лихорадка для духа. Это
человек, обладающий умом тяжелым и ненавистным, который не умеет
ни сказать тебе нечто полезное для тебя, ни послушать тебя
внимательно, чтобы самому получить пользу от тебя, и не знает душу
свою и не способен поставить ее на место.
Когда он говорит, то слова его воздействуют на сердца слушателей как
удары палки, а сам он при этом восхищается своими словами и
радуется им. Уста его произносят скверну каждый раз, когда он
говорит, а сам он считает, что подобен благоухающему мускусу,
украшающему собой собрание. И даже когда он молчит, его присутствие
тяжелее мельничного жернова, который нельзя ни поднять, ни
протащить по земле.
Рассказывают, что аш-Шафии ( да помилует его Аллах) сказал: «Когда
бы ни сел возле меня трудный человек, мне всегда казалось, будто он
давит на ту сторону, с которой сидит. Но однажды я увидел у нашего
шейха человека из этой категории, и шейх терпеливо сносил его
присутствие, тогда как ни у кого это не получалось. И шейх повернулся
ко мне и сказал: «Общение с трудным человеком – лихорадка». А потом
он сказал: «Но наши души привыкли к лихорадке и она стала для них
обычным делом».
Словом, общение с таким обладателем противоположной природы –
лихорадка. Она возникает время от времени и ее не избежать. К тому,
как мир этот отравляет жизнь раба Аллаха, относится и то, что порой
на его долю выпадает испытание подобным человеком, причем у него
нет возможности избежать общение с ним и пребывания в его обществе.
В таком случае ему следует вести себя с ним достойным образом до тех
пор, пока Аллах не пошлет ему избавление и не укажет ему выход из
сложившейся ситуации.
Четвертая категория: люди, общение с которыми – неминуемая гибель.
Общаться с ними для человека – все равно что пить яд. И если удастся
65
пьющему этот яд достать противоядие, то он спасется, а в противном
случае остается соболезновать по случаю его кончины. Людей,
относящихся к этой категории, очень много ( да не увеличит Аллах их
число!). Это приверженцы нововведений, отвращающие людей от
Сунны Посланника Аллаха да благословит Его Аллах и приветствует и
призывающие к тому, что противоречит ей. Они отвращают людей от
пути Аллаха и желают исказить его, и объявляют нововведение Сунной,
а Сунну – нововведением, одобряемое называют порицаемым, а
порицаемое – одобряемым. Если ты покажешь им единобожие как оно
есть, то они обвиняют тебя в том, что ты принижаешь приближенных
Аллаха и праведников, и если ты покажешь им следование Посланнику
Аллаха да благословит Его Аллах и приветствует, то они говорят, что
ты выступаешь против имамов, за которыми следуют люди.
Если ты станешь описывать Аллаха так, как Сам Он описал Себя, и
так, как описал Его Его Посланник, без чрезмерности и нерадения, то
они говорят: мол, ты из тех, кто уподобляет Аллаха творениям. Если ты
велишь им делать то одобряемое, что повелел делать Аллах и Его
Посланник, и запретишь им порицаемое, запрещенное Аллахом и Его
Посланником, то они говорят, что ты искуситель.
Если ты будешь следовать Сунне и отказываться от того, что
противоречит ей, то они говорят, что ты относишься к числу заблудших
приверженцев нововведений.
Если ты предашься Аллаху, оставив им гниющий труп мира этого, они
скажут, что ты из тех, кто впал в отчаяние и одолеваем хандрой.
Если же ты откажешься от того, чему привержен, и последуешь их
страстям, то у Аллаха ты будешь одним из оказавшихся в убытке, а они
будут считать тебя лицемером.
Будь же решительным, стремясь снискать довольство Всевышнего
Аллаха и Его Посланника, навлекая на себя гнев этих людей, и не
обращай внимания на их упреки и не старайся задобрить их. Не
обращай внимания на порицание с их стороны и их гнев, ибо поистине,
это – твое совершенство. Как сказал поэт:
«Если дойдет до тебя, что меня порицает порочный,
Это свидетельство в пользу мою, что я совершенен…»
А другой сказал:
«Мне всегда добавляет любви к себе то,
Что людям ничтожным и скверным я ненавистен…»
Тот, кто оберегает сердце свое от открытия этих четырех входов,
которые являются корнем всех бед мира этого, а это излишество во
взглядах, словах, еде и общении с людьми, и использует девять
66
названных средств защиты от шайтана, получит свою долю
преуспеяния, закроет перед собой врата Ада, откроет для себя врата
милости и окунется в нее внешне и внутренне.
И скорее всего, лежа на смертном одре, он будет хвалить результаты
этого лекарства, ибо на смертном одре люди хвалят богобоязненность.
Как говорится: «утром хвалят люди проделанный ночью путь».
А Аллах – Тот, Кто дарует успех, и нет господа, и нет (истинного)
божества, кроме Него.
[См. «Бада’и аль-фаваид»
СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ СЕРДЦА
Число таких путей и врат, помогающих защитить сердце и его
воинство, сводится к четырем. Сердце и органы тела того, кто содержит
их в порядке и следит за их состоянием, и прокладывает эти пути так,
как они должны быть проложены, получат пользу от них, и враг не
подберется к нему. Это жадное стремление, страсть, гнев и зависть.
Эти четыре вещи – перекрестки путей зла и блага. Это пути, ведущие и
к вечному наказанию, и к вечному блаженству.
Адам, праотец человечества, был выведен из Рая за жадное стремление,
а потом введен туда также за жадное стремление. Однако эти два
стремления не были одинаковыми.
И праотец джиннов был изгнан оттуда за зависть, но у него не
получилось состязаться (с Адамом) и ему не суждено было обрести
зависть, которая помогла бы ему вернуться обратно. Пророк да
благословит Его Аллах и приветствует сказал: «Не стоит завидовать
никому, кроме двоих. Это человек, которому Аллах даровал имущество
и помог ему расходовать его ради истины, и человек, которому Аллах
дал знание Корана, и он выстаивает ночи, читая его, и делает это также
в начале и в конце дня»*
А гнев одолевает разум, убивая его, как волк убивает овцу. Больше
всего шайтан терзает его, когда он охвачен гневом или страстью.
И если человек жадно стремится к тому, что приносит ему пользу, и
зависть заставляет его состязаться с другими в благом, а гневается он
ради Аллаха на Его врагов, а страсть он использует для того, что
дозволено ему и помогает ему исполнять то, что ему велено, то эти
четыре вещи не принесут ему вреда, - напротив, они принесут ему
огромную пользу.
67
См. «Тибьян»
КАК ОГРАДИТЬ СЕРДЦЕ ОТ ШАЙТАНА
Шайтан устремляется к сердцу человека, если там есть что-то
привлекательное для него. А это либо качества, либо стремления.
Если это качества, то его власть укрепляется, и он утверждается там,
находя его удобной обителью и подходящим местом для себя. А слова
поминания Аллаха, мольбы и чтение защитных сур воздействуют на
него так же, как мысли, возникающие у человека, и не лишают его
власти. Потому что обителью своей он избрал неизменное качество.
Если же рабу Аллаха удалось избавиться от этих качеств и он прилагает
усилия, чтобы очистить себя от них, то шайтану остается только
подбрасывать в его сердце разные мысли и наущения, и он лишь
наведывается туда, но утвердиться там уже не может. Это ослабляет
воздействие шайтана и усиливает воздействие ангела, и слова
поминания Аллаха, мольбы и защитные суры с легкостью прогоняют
шайтана.
Если желаешь наглядный пример, то шайтана можно сравнить с очень
голодной собакой. Между вами – мясо или хлеб, и собака наблюдает за
тобой и видит, что ты не сопротивляешься ей, и она подходит ближе.
Ты отгоняешь ее и прикрикиваешь на нее, однако она не уходит и
продолжает крутиться перед тобой и стремится к тому, что лежит перед
тобой.
Слова поминания Аллаха подобны прикрикиванию на нее. Однако она
сама знает, что у тебя есть то, к чему она стремится, и ты сам позволил
ей приблизиться. Если же перед тобой нет ничего привлекательного для
нее, то стоит тебе прикрикнуть на нее, как она уйдет. Так же и сердце,
свободное от того, в чем сила шайтана: он уходит, едва обладатель этого
сердца произнесет слова поминания Аллаха.
Что же касается сердца, которому присущи эти качества, которые
становятся обителью для шайтана, то поминание Аллаха приходится на
края сердца и не может изгнать врага из сердца.
Подтверждение этого можно найти в молитве. Подумай: выводит ли
молитва с ее словами поминания Аллаха и чтением аятов шайтана из
твоего сердца? Освобождает ли она твое сердце полностью для
Всевышнего Аллаха? Заставляет ли она его всецело устремиться к
Аллаху, чтобы оно совершало молитву так, будто видит Его воочию, и
при этом было полностью сосредоточено на Нем, так чтобы поминание
68
Его, память о том, что он видит тебя всегда и везде, любовь к Нему и
ощущение близости к Нему заняли место всех посторонних мыслей и
наущений шайтана? .. А Аллах – Тот, Кого просят о помощи.
Тут важно отметить, что сердце наполнено скверными субстанциями, и
поклонение, слова поминания Аллаха и чтение защитных сур –
лекарство для них. Они воздействуют на сердце так же. Как
воздействует лекарство на тело, помогая бороться с болезнью. Однако
если не принимать защитных мер до и после принятия лекарства, то
лекарство окажется бессильным либо его воздействие будет почти
сведено на нет.
Таким образом, необходимо совершать два действия: принимать
защитные меры и принимать лекарство.
Сначала в сердце приходит внезапно появляющаяся мысль, и если
человек сразу же оттолкнет ее, то избавит сердце от более серьезного.
Если же он не сделает этого, то она усилится и превратится в
настойчивое наущение, и справиться с ней будет уже труднее. Если он
не оттолкнет это наущение, то оно превратится в страсть. Если он не
избавится от нее, она превратится в устойчивое желание. Если он не
избавится от него, оно превратится в решительное намерение. Если же
и после этого он не подавит его, то неизбежным результатом станет
совершение действий. Это не происходит вдруг – ему должны
предшествовать другие этапы.
Если дошло до этого, то требуется применить сильнейшее лекарство.
Это полное «промывание» сердца посредством искреннего покаяния.
Несомненно, на начальном этапе справиться с болезнью легче, чем
когда дело доходит до того, что сердце приходится «выполаскивать»
после того, как болезнь прочно утвердится в нем, если ему было это
предопределено. Поэтому нужно принимать меры, как только появятся
первые симптомы.
Если душе больно расставаться с тем, что она любит, то пусть ее
обладатель сравнит потерю этого ничтожного, мимолетного,
преходящего, мирского, сопряженного с болью и печалями, с потерей
великого и вечного, которое несравнимо и несопоставимо с его мирской
потерей ни по значимости, ни по долговечности. Пусть же он сравнит
боль этой потери с болью от потери ничтожного. И пусть он сравнит
наслаждение возвращения к покорности Аллаху и устремленности к
Всевышнему Аллаху, блаженство любви к Нему, поминания Его и
покорности Ему с наслаждением, которое приносит порочность и
совершение мерзких и отвратительных деяний.
И пусть он сравнит наслаждение, которое приносит совершение греха, с
наслаждением, которое приносит победа над врагом, и наслаждение от
совершения греха с наслаждением благочестия и воздержания от
69
грехов, и наслаждение от совершения греха с наслаждением от разгрома
и сокрушения врага, и наслаждение от совершения греха с
наслаждением от одерживания верха над врагом, когда удается
заставить его убраться восвояси униженным и ничего не добившимся.
И пусть он сравнит наслаждение от совершения греха с наслаждением
покорностью, которая мешает ему добиться своего; и потерю желаемого
с потерей похвалы Всевышнего Аллаха и Его ангелов, и потерей
благого воздаяния и прекрасной награды. И пусть он сравнит радость
от обретения желаемого с радостью, которую приносит ему в этом мире
отказ от этого желаемого ради Всевышнего Аллаха, и радостью от того,
за что он будет хвалим в этом мире и в мире вечном.
А Аллах – Тот, Кого просят о помощи.
См. «Тибьян»
АНГЕЛ И ШАЙТАН
Если ты станешь размышлять об отношениях сердца с шайтаном и
ангелом, ты увидишь нечто удивительное: то один посещает сердце
твое, то второй.
Когда посещает его ангел, то он приносит с собой простор, раскрытие,
свет, милость, искренности, возвращение к покорности Аллаху, любовь
к Аллаху и предпочтение Его всему остальному, укорачивание надежд и
равнодушие к обители испытания и обольщения.
Если бы сердце пребывало в этом состоянии постоянно, то жизнь его
обладателя была бы безмятежной и прекрасной – не жизнь, а сплошное
наслаждение. Но вот посещает его шайтан и приносит с собой тесноту,
мрак, тревогу, скорбь, страх, недовольство предопределением, сомнения
в истине, жадность к мирским благам и беспечность по отношению к
Аллаху – словом, все то, что причиняет сильнейшие мучения сердцу.
Степени людей пред лицом этого испытания различны, и сколько их,
знает только Аллах.
Одни сердца чаще посещает ангел, оказывая более сильное воздействие
на них, чем шайтан. И когда посещает его шайтан, он ощущает боль,
стеснение и его положение ухудшается в соответствии с тем, сколько
жизни в его сердце. Сердце спешит избавиться от последствий этого
визита, не давая им утвердиться в себе, потому что иначе от них будет
трудно избавиться. За него постоянно борются ангел и шайтан, и победа
достается то одному, то другому. А в конечном итоге все решает
богобоязненность.
70
А на некоторые сердца более сильное воздействие оказывает шайтан. И
он старается подавить воздействие ангела до тех пор, пока не станет
распоряжаться сердцем единолично. Тогда сердце умирает и перестает
чувствовать, что делает с ним шайтан, хотя тот причиняет ему
сильнейшие мучения, стесняет и окружает его со всех сторон. Однако
оно пребывает в состоянии опьянения и беспечности и не чувствует
причиняемой ему боли.
Если завеса откроется, то оно еще может успеть все изменить, приняв
лекарства. А если завеса вернется на место, то все вернется на круги
своя снова до тех пор, пока она не откроется опять в то время, когда
человек будет покидать мир этот. Вот тогда он начинает чувствовать
эту боль, тревогу, скорбь и печаль. Это не что-то новое, а то, что было в
нем, сокрытое разными заботами и занятиями. А когда все отвлекавшее
его ушло, проявилось то, что было сокрыто, и он почувствует все это
усиленным во много раз.
См. «Тибьян»
КАК ПРИХОДЯТ К РАБУ АЛЛАХА ПОБЕДОНОСНЫЕ
ВОЙСКА
Всевышний Аллах устроил вражду между шайтаном и ангелом, между
разумом и страстью, между душой, побуждающей к дурному, и сердцем.
И посредством этого Он испытал Своих рабов, собрав для них всё это и
наделив каждую сторону воинами и помощниками, и война между ними
не прекращается до тех пор, пока одни не одержат победу над другими.
И если победа останется за сердцем, разумом и ангелом, то человека
ожидает радость, блаженство, наслаждение, свет, утешение, прекрасная
жизнь, спокойствие, уверенность в себе и ценные трофеи. Если же
победит душа, страсть и шайтан, то человека ждёт тревога, заботы,
беспокойство, печаль, беды, стеснение в груди и пленение царя.
Что ты думаешь о царе, которого победил его враг, и, заставив его
спуститься со своего трона, взял его в плен и удерживает его, лишив его
доступа к его сокровищницам, хранилищам и слугам и забрав всё это
себе, но при этом этот царь ничего не делает для того, чтобы отомстить,
не просит помощи у того, кто может помочь ему, и не собирает войско
из тех, кто готов вступить в его войско?..
А над этим царём есть другой царь — одолевающий, которого
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   34

перейти в каталог файлов


связь с админом