Главная страница
qrcode

Имамибн каййималь


НазваниеИмамибн каййималь
Дата12.11.2019
Размер1.2 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаIzbrannoe_Ibn_Kayym_1_Tom.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#38623
страница14 из 34
Каталог
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   34
ГЛАВА ПЯТАЯ
Деяния сердца: любовь
123
ЛЮБОВЬ К ВСЕВЫШНЕМУ АЛЛАХУ
Любовь к Всевышнему Аллаху, ощущение близости к Нему и
стремление к встрече с Ним, а также довольство Им – основа религии и
основа деяний и стремлений. И познание Его и знание Его имен,
качеств и действий – лучшая из всех религиозных наук. Познание Его –
лучшее из познаний, стремление к Лику Его – лучшее из стремлений,
поклонение Ему – почетнейшее из деяний, восхваление Его посредством
Его имен и качеств и прославление Его – лучшие из слов. Это основа
чистого единобожия – ханифизма – религии Ибрахима да благословит
Его Аллах и приветствует.
Всевышний Аллах сказал Своему Посланнику да благословит Его
Аллах и приветствует:
«Затем Мы внушили тебе: «Исповедуй религию Ибрахима, будучи
приверженцем единобожия, ведь он не был из числа многобожников»
(16:123).
Пророк да благословит Его Аллах и приветствует учил своих
сподвижников говорить по утрам: «Мы встали утром, будучи
приверженными естественной природе Ислама (фитра), слову
искренности, религии нашего Пророка Мухаммада и вере нашего
праотца Ибрахима, который исповедовал единобожие, был
мусульманином и не был одним из многобожников» (Ахмад).
Это истинная сущность свидетельства «Ля иляха илля-Ллах», на
котором зиждется ислам – религия всех пророков и посланников, и нет
у Аллаха религии, кроме него, и Он не принимает ни от кого иной
религии, кроме него.
Всевышний Аллах сказал: «От того, кто ищет иную религию помимо
Ислама, это никогда не будет принято, и в Последней жизни он
окажется среди потерпевших урон» (3:85).
Любовь к Аллаху, такая, при которой человек любит Аллаха больше
всего остального, относится к важнейшим религиозным обязанностям,
величайшим основам и опорам религии. Тот, кто любит наравне с Ним
творение, совершает ширк, который не прощается человеку и который
препятствует принятию деяний.
Всевышний Аллах сказал: «Среди людей есть такие, который
приобщают к Аллаху равных и любят их так же, как любят Аллаха. Но
те, которые уверовали, любят Аллаха сильнее» (2:165).
Человек не входит в число верующих, пока не будет истинным рабов
Аллаха и не начнет любить Его Посланника больше, чем самого себя,
жены, детей, родителей и всех людей вообще, причем любовь к нему
есть следствие любви к Всевышнему. А что говорить о любви к Самому
124
Всевышнему?
Всевышний сотворил джиннов и людей только для поклонения Ему,
которое включает полноту любви к Нему и полноту возвеличивания
Его и смирения пред Ним. И ради этого Он направил Своих
посланников, ниспослал Свои писания и установил Свои законы. За это
предписаны награда и наказания и для этого созданы Рай и Ад, и люди
разделились на несчастных и счастливых. И как нет никого и ничего
подобного Всевышнему Аллаху, так нет и любви, возвеличивания и
страха, подобно любви, возвеличиванию и страху перед Ним.
Боясь творения, ты относишься к нему настороженно, и бежишь от
него, а когда ты боишься Аллаха, ты чувствуешь Его близость к тебе и
стремишься приблизиться к Нему (еще больше). В творениях мы
боимся их несправедливости и агрессии, что же касается Всевышнего
Господа, то мы боимся как раз Его справедливости и
беспристрастности.
То же самое можно сказать и о любви. Любовь к творению, если это не
любовь ради Аллаха, - мучения и беда для человека, и она приносит ему
больше боли, чем наслаждения, и чем дальше она от Аллаха, тем
сильнее причиняемые ею бол и муки.
Сюда можно добавить и то, что когда ты любишь творение, оно может
отвернуться от тебя, причинить тебе зло, нарушать свою верность тебе
– либо потому, что его любишь не только ты, но и еще кто-то, либо
потому, что оно не любит тебя и настроено враждебно по отношению к
тебе, которые для него дороже, чем ты, либо в силу каких-то иных
причин.
Если же говорить о любви к Всевышнему Господу, то она совсем другая.
Для сердец нет ничего любимее их Творца и Создателя, ведь Он – их
Бог, Тот, Кому они поклоняются, их защитник и покровитель, их
Господь, Который распоряжается ими и дарует им удел, умерщвляет их
и дарует им жизнь.
Любовь к Нему – наслаждение. Она – жизнь духа, радость души, пища
сердец, свет умов, отрада глаз и внутреннее процветание. Для здравого
сердца, благого духа и светлого ума нет ничего слаще, приятнее, лучше
и радостнее, чем любовь к Нему и ощущение близости к Нему,
стремление к встрече с Ним. И сладость, которую ощущает верующий в
своем сердце, благодаря этому, превосходит любую другую сладость.
Наслаждение, испытываемое им благодаря этому, превыше любого
другого наслаждения, а блаженство – превыше любого другого
блаженства.
Один из познавших это блаженство говорил: «Поистине, бывают
времена, когда мне думается: если обитатели Рая испытывают нечто
подобное, то жизнь их действительно прекрасна».
125
А другой сказал: «Поистине, бывают времена, когда по сердцу проходит
радостная дрожь от ощущения близости к Аллаху и любви к Нему».
Другой же сказал: «Бедные беспечные люди: они покидают этот мир,
так и не вкусив лучшее из того, что есть в нем».
А другой сказал: «Если бы цари и сыновья царей узнали о том, что есть
у нас, они набросились бы на нас с мечами, лишь бы заполучить это».
Чем сильнее любовь верующего к Аллаху, чем лучше он осознает Его
красоту, чем ближе он к Нему, тем сильнее он ощущает все это. Чем
полнее эта любовь, чем лучше понимание того, Кого ты любишь, и чем
ближе ты к Нему, тем сильнее сладость, радость и блаженство.
Кто лучше знает Аллаха, Его имена и качества, тот больше стремится к
Нему и любит Его, и кто ближе к Нему, тот ощущает в сердце своем
сладость, не поддающуюся описанию, - ее можно только почувствовать.
Если сердце вкусило эту сладость, то оно уже не может предпочесть
любви и близости к Нему любовь и близость к кому-то другому. Чем
сильнее любовь раба к Нему, тем больше он поклоняется Ему и тем он
смиреннее и покорнее. Становясь Его истинным рабом, человек
освобождается от всякого рабства.
Сердце не преуспеть, не исправиться, не испытать блаженства, радости
и наслаждения, не обрести покой и умиротворение, кроме как
посредством поклонения Господу, любви к Нему, возвращения к
покорности Ему после ослушания.
Даже если бы человек мог обрести все из сотворенного, что способно
приносить наслаждение, то он и тогда не смог бы обрести покой и
умиротворение – напротив, все это только добавило бы его сердцу
нужды и тревог.
И так продолжается до тех пор, пока оно не обретет то, для чего оно
было сотворено и к чему оно было подготовлено. А оно подготовлено к
тому, чтобы только Аллах был пределом его стремлений и объектом его
исканий. Поистине, в нем изначально заложена потребность в Господе и
Боге. Он для сердца – объект поклонения и любви, его Бог и цель, к
которой оно стремится. И в нем изначально заложена потребность в
Нем как в его Господе и Творце, дарующему ему удел и
распоряжающемся им.
Когда в сердце утверждается и укрепляется любовь к Аллаху, оно
перестает обожествлять кого-то или что-то, кроме Всевышнего Аллаха,
и поклоняться кому-то или чему-то, кроме Него.
В сердце любого верующего есть любовь к Всевышнему Аллаху, и
поминание Его приносит ему успокоение, а познание Его – блаженство.
Поминание Аллаха доставляет ему удовольствие и радость, и есть в нем
стремление к встрече с Ним и ощущение близости к Нему. И если даже
126
человек не ощущает всего этого, потому что сердце его занято чем-то
иным, это не исключает наличия всего перечисленного.
Сила этого, а также его увеличение и уменьшение зависят от силы веры
и ее увеличения и уменьшения.
А если не Аллах – предел всех стремлений раба и цель, к которой он
стремится, хотя Он должен быть единственным объектом его любви и
его главной целью, тогда как любовь и стремление ко всему остальному
являются следствием этой любви и чем-то второстепенным по
отношению к ней, то это означает, что человек не претворяет в жизнь
свидетельство «Ля иляха илля-Ллах», и в нем – соответствующая доля
изъяна, порока и придавания Аллаху сотоварищей, и чем больше он
упускает их этого, тем сильнее будет его боль, скорбь и муки.
Если человек стремится к желаемому всему путями и стучится в
каждую дверь, но при этом не просит помощи у Аллаха, не уповает на
Него, не ощущает, что нуждается в Нем для обретения желаемого, не
убежден в том, что обрести это можно только с Его помощью, по Его
воле и благодаря Его содействию, и иного пути нет, то он никогда не
обретет желаемое. Поистине, то, чего Аллах желает, непременно
случается, а того, чего Он не желает, никогда не будет. И не приводит к
Нему ничто, кроме Него, и не указывает на Него ничто, кроме Него, и
Ему поклоняется лишь тот, кому Он помог в этом, и подчиняются Ему
не иначе как по воле Его:
«тем из вас, кто желает следовать прямым путем. Но вы не пожелаете
этого, если этого не пожелает Аллах, Господь миров» (81:28-29).
Таким образом, когда человек занят ослушанием Аллаха или
отвлекается от Него на свои страсти и удовольствия, это блаженство и
сладость веры скрываются, или уменьшаются, или исчезают. Если бы
они присутствовали полностью, то человек, конечно, не стал бы
предпочитать удовольствие и страсть, которые не идут ни в какое
сравнение со сладостью веры. Это то же самое, что сравнить горчичное
зернышко с целым миром. Поэтому Посланник Аллаха да благословит
Его Аллах и приветствует сказал: «Не совершает человек
прелюбодеяния, будучи верующим, и не совершает он кражи, будучи
верующим, и не пьет он вино, будучи верующим» (аль-Бухари, 6810;
Муслим, 57).
Когда человек по-настоящему ощущает веру в своем сердце, это
удерживает его от того, чтобы предпочесть этому блаженству то
ничтожное мирское, и омрачать и уменьшать тем самым это великое
блаженство. Когда раб Аллаха искренен по отношению к Нему,
возвращается к покорности Ему после ослушания, обретает покой
благодаря поминанию Его, стремится сердцем своим к встрече с Ним,
отворачивается от запретного, не смотрит в его сторону и не тянется к
127
нему, он понимает, что променять то на это – то же самое, что
променять драгоценный камень на кусок помета, золото – на
морковную ботву, и мускус – на блевотину.
Вне всяких сомнений, среди людей есть такие, которые стремятся к
тому, что им удобно, и склоняются к тому, что для них привычно, и
питают к высоким целям такое же отвращении, какое питает навозный
жук к аромату роз. Нам случалось видеть тех, кто зажимает нос,
почувствовав запах мускуса, и испытывает к нему отвращение, потому
что он плохо влияет на них.
Кто создан дубить кожи, тот не может заниматься изготовлением
благовоний – это занятие не подходит ему, и он не приспособлен к нему.
Душа оставляет любимое ею только ради того, что она любит еще
сильнее, или из страха перед тем, что для нее неприятнее потери этого
любимого.
И грех порой не совершается потому, что нет того, что побуждало бы к
его совершению, порой – потому что сердце занято тем, что оно любит
больше, чем этот грех, порой – потому что имеются препятствия, а
порой – потому что человек боится упустить то, что для него любимее
этого греха.
Первый случай – это когда человек вкусил сладость веры,
почувствовал ее по-настоящему и наслаждается ею, и это заменило его
сердце склонность к совершению грехов.
Второй случай – это когда человек ощущает тягу к совершению греха и
хочет совершить его, однако у него есть вера и он знает, что благие
обещания и угрозы Аллаха истинны, и он боится, что, совершив этот
грех, впадет во что-то еще более отвратительное и тяжкое.
Первый случай – это душа, спокойная в отношении Господа своего.
Второй случай – это человек, ведущий борьбу с душой своей и
проявляющий терпение. В обоих случаях человека ждет счастье и успех.
Всевышний Аллах сказал о первом случае:
«О душа, обретшая покой! Вернись к своему Господу удовлетворенной и
снискавшей довольство! Войди в круг Моих рабов! Войди в Мой Рай!»
(89:27-30).
А о втором случае Всевышний сказал:
«Поистине, твой Господь после всего этого прощает и милует тех,
которые переселились после того, как были подвергнуты искушению, а
затем усердствовали и проявляли терпение» (16:110).
Итак, души бывают трех видов. Бывает душа, спокойная в отношении
Господа своего – это лучшая и самая чистая из душ. Бывает душа,
усердствующая и проявляющая терпение. А бывает душа, введенная в
128
искушение страстями и влечениями – это несчастная душа, удел
которой – боль и муки, отдаленность от Всевышнего Аллаха и завеса
(отделяющая ее от истины и преуспеяния).
См. «Игасат аль-ляхфан»
САМАЯ ПОЛЕЗНАЯ ЛЮБОВЬ
Знай, что самая полезная, самая обязательная, самая возвышенная и
самая великая любовь – любовь к Тому, любить Кого сердца приучены
изначально, Кого они инстинктивно обожествляют. На ней зиждутся
зиждутся земля и небеса. Она естественна для творений. И она – тайна
свидетельства «Ля иляха илля-Ллах», ведь поистине, Бог – это Тот,
Кого сердца обожествляют посредством любви, почитания,
возвеличивания, смирения перед Ним, покорности и поклонения Ему.
И нельзя поклоняться никому, кроме Него одного. А поклонение – это
полнота любви вместе с полнотой подчинения и смирения. И придавать
Ему сотоварищей в этом поклонении – величайшая несправедливость,
которую Аллах не прощает. Всевышнего Аллаха любят за Него Самого,
Его Сущность, тогда как вся остальная любовь второстепенна по
сравнению с ней и следует за ней.
На обязательность любви к Всевышнему Аллаху указывали все Его
Писания, призыв всех Его посланников, а также естественная
изначальная природа Его рабов, разум, которым Он их наделил, и
милости, которыми Он их одарил. Сердца людей по природе своей
склонны любить того, кто одаривает их благами и делает им добро. А
что говорить о Том, от Кого исходит все благодеяние? Ведь любая
милость, приходящая к творениям, - от Него одного, и нет у Него в этом
сотоварищей. Как сказал Всевышний :
«Все блага, которые вы имеете, - от Аллаха. И если вас касается беда, то
вы громко зовете Его на помощь» (16:53).
На обязательность любви к Нему указывают и Его прекрасные имена и
возвышенные качества, знание о которых Он дал нам, а также
следствия Его действий, свидетельствующие о Его совершенстве и ни с
чем не сравнимом величии.
К любви побуждают две вещи: это красота и почитание. А Всевышнему
Господу присуще совершенство в этом. Поистине, Он – Прекрасен и
любит прекрасное. Более того, вся красота принадлежит Ему, равно как
и почитание. И никто кроме Него, не достоин того, чтобы его беззаветно
любили просто ради него самого. Всевышний Аллах сказал:
«Скажи: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах
129
возлюбит вас» (3:31).
И Всевышний Аллах сказал:
«О те, которые уверовали! Если кто-нибудь из вас отступит от своей
религии, то Аллах приведет других людей, которых Он будет любить и
которые будут любить Его. Они будут смиренны перед верующими и
непреклонны перед неверующими, будут сражаться на пути Аллаха и не
бояться порицания порицающих. Такова милость Аллаха, которую Он
дарует кому пожелает. Аллах – Объемлющий, Знайщий. Поистине, ваш
покровитель – Аллах, Его посланник и верующие, которые совершают
молитву, выплачивают закят и совершают поклоны. Если они считают
Аллаха Его Посланника и верующих своими покровителями и
помощниками, то ведь приверженцы Аллаха непременно окажутся
победителями» (5:54-56).
Основа покровительства – любовь. И преданности без любви не бывает.
А основой вражды является ненависть. Аллах – Покровитель тех,
которые уверовали, и они – Его приближенные. Они преданы Ему
посредством своей любви к Нему. И Он покровительствует им
посредством Своей любви к Нему, причем Он покровительствует рабу в
той степени, в какой он любит Его.
Поэтому Всевышний Аллах порицает тех, которые взяли себе иных
покровителей, кроме Него, в отличие от тех, кто предан Его
приближенным – такой не берет их себе в покровители помимо Него.
Более того, его преданность им свидетельствует о полноте его
преданности Ему.
Он порицает тех, чья любовь к Нему и к сотворенному одинакова, и
сообщил, что поступающий так приравнивает к Нему творения, любя
их так же, как и Аллаха. Всевышний Аллах сказал:
«Среди людей есть такие, которые приобщают к Аллаху равных и
любят их так же, как любят Аллаха. Но те, которые уверовали любят
Аллаха сильнее» (2:165).
И Он сообщил о тех, кто приравнивает к Нему кого-то в любви, что они
скажут в Огне тем, кому поклонялись помимо Аллаха: «Клянемся
Аллахом, мы пребывали в очевидном заблуждении, когда равняли вас с
Господом миров» (26:97-98).
С призывом к этому единобожию в любви Всевышний Аллах направил
всех Своих посланников и ниспослал все Свои Писания. Все
посланники, начиная первым и кончая последним, призывали к этому,
и ради этого были созданы небеса и земля, Рай и Ад, и Рай был
предназначен для исповедующих это единобожие, а Ад – для
придающих Ему сотоварищей в этой любви.
Пророк, мир ему и благословение Аллаха, поклялся: «Не уверует раб
130
Аллаха до тех пор, пока не полюбит меня больше своих детей,
родителей и всех людей» (Бухари, 15; Муслим, 44). А что говорить,
когда речь идет о любви к Господу миров?
И Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал Умару ибн аль-
Хаттабу, да будет доволен им Аллах: «Нет, пока ты не полюбишь меня
больше самого себя» (Бухари, 6632). То есть ты не уверуешь, пока
любовь твоя не достигнет таких высот.
Если Пророка, мир ему и благословение Аллаха, мы должны любить
больше, чем самих себя, то разве Всевышний Господь не заслуживает
еще больше, чтобы мы любили Его больше самих себя и поклонялись
Ему одному?
Все, что приходит от Него к Его верующему рабу, побуждает его любить
Всевышнего – как то, что нравится ему, так и то, что ему неприятно. Он
дарует и удерживает, посылает благополучие и испытания, уменьшает
и увеличивает, проявляет справедливость и оказывает милость,
умерщвляет и оживляет, делает добро, посылает блага, покрывает и
прощает, Он выдержан и терпелив по отношению к Своему рабу, Он
отвечает на его мольбы, избавляет его от напастей, помогает ему, когда
он взывает к Нему о помощи, и развеивает печаль его притом, что Он
совершенно не нуждается в нем и не испытывает в нем ровно никакой
потребности. Все это побуждает сердца обожествлять и любить Его.
Более того, Он дает рабу Своему возможность ослушиваться Его,
создавая ему все условия для этого, и покрывает его, пока тот не
насытится. И пока человек ослушивается, используя для этого
дарованные Им блага, Всевышний продолжает оберегать и защищать
его. Это тем более побуждает нас любить Его.
Если бы человек сделал для другого хотя бы малую толику этого, тот не
смог бы не полюбить его. Так как же рабу Аллаха не любить всем
сердцем и всеми членами тела своего Того, Кто делает ему добро
постоянно, притом, что сам он часто ведет себя по отношению к Нему
неподобающе. От Него к нему спускается добро, а от него к Нему
восходит зло. Он помогает ему полюбить Его, одаривая бесчисленными
милостями, притом что Он не нуждается в нем. А человек постоянно
дает Ему основания ненавидеть его притом, что он не способен прожить
без Него, и Его благодеяние, добро и милости не удерживают его от
ослушания Его, но ослушание раба и вершимое им зло не лишают его
благодеяния Господа.
Какая же это низость, когда сердце отказывается любить Того, Кто
столько делает для него, и при этом привязывается к кому-то другому!
К тому же всякое творение, любимое тобой и любящее тебя, желает,
чтобы ты принадлежал ему, и хочет получить от тебя желаемое. А
Всевышний Аллах желает, чтобы ты был для тебя. Как сказано в
131
хадисе-кудси: «Всякий раб Мой желает заполучить тебя для себя, а Я
желаю, чтобы ты был для тебя». И рабу Аллаха не стыдно, чтобы
Господь его занимает такое положение по отношению к нему, а он
отворачивается от Него, занятый любовью к кому-то другому…
И творения не станут иметь с тобой дело, если они не получают от тебя
никакой прибыли. Они непременно желают получать хоть какую-то
выгоду. А Всевышний Аллах имеет с тобой дело, чтобы ты получал
прибыль – величайшую и высочайшую прибыль: с каждого дирхема –
от десяти до семисот и более. А при совершении одного скверного дела
только оно одно и записывается, и существует много способов стереть
его.
И Всевышний Аллах создал тебя для Себя, и создал все в этом мире и в
мире вечном для тебя. Так кто же больше Него заслуживает, чтобы ты
любил его всем своим существом и изо всех сил старался снискать его
довольство?..
К тому же все, что потребуется тебе и остальным творениям, - у Него, и
Он – Наищедрейший и Самый великодушный. Он дарует рабу своему
прежде , чем тот попросит о чем-то, и дает ему больше того, что он
надеялся получить, и Он благодарит за малое благое дело и взращивает
его, и прощает множество проступков и стирает их. К Нему обращаются
с просьбами те, кто в небесах и на земле, и каждый день Он занят чем-
то великим. При этом Он способен слышать всех сразу и сразу внимать
одновременно всем просьбам, и не раздражает Его настойчивость
взывающих к Нему. Напротив, Он любит упорство и настойчивость в
мольбах, любит, когда Его просят о чем-то, и гневается, когда раб Его
не просит Его ни о чем. И Он стыдится перед рабом, хотя тот не
стыдится перед Ним, и Он покрывает его, когда тот не скрывает своих
деяний, и Он милует его, когда сам он не проявляет милосердия к себе.
Посредством милостей Своих и благодеяния Своего Всевышний зовет
раба к почету от Него и Его довольству, но он отказывается. И Он
посылает к нему посланников Своих и послал с ними завет Свой, а
потом и Сам снизошел в нему, сказав: «Кто станет просить Меня о чем-
то, чтобы Я даровал ему это? Кто станет просить у Меня прощения,
чтобы Я простил Его?» (Бухари, 6321; Муслим, 758).
Как говорится, «зову я тебя, но ты прийти не желаешь, отправляю к
тебе своего я посланца, и сам к тебе прихожу я, и во сне я с тобою
встречаюсь».
Как могут сердца не любить Его, когда благие дела исходят только от
Него и скверные дела не стирает никто, кроме Него, и никто не отвечает
на мольбы, не прощает проступки и грехи, не покрывает зазорное, не
избавляет от беды, не помогает взывающему о помощи и не дарует
необходимое – никто кроме Него. И Он более всех достоин поминания,
132
благодарности, поклонения и хвалы, и Он помощник, лучше которого и
желать нельзя. Он – самый сострадательный властелин, и самый
щедрый из тех, к кому обращаются с просьбами, из тех, кто дарует и
наделяет. Он милостивее всех, от кого ожидают милосердия, и
благороднее всех, к кому устремляются.
Он самый могущественный из тех, к кому обращаются за защитой, и
лучший из тех, на кого уповают. И Он милосерднее к рабу Своему, чем
мать к своему ребенку, и Он радуется покаянию Своего раба сильнее,
чем тот, кто потерял свою верблюдицу, на которой была вся его еда и
питье, посреди пустыни, а потом, уже решив, что смерть неминуема,
вдруг нашел ее. Он – Владыка, у Которого нет сотоварищей. Он –
Единственный, и нет никого подобного Ему. Все погибнет, кроме Его
Лика. И никто не будет покорен Ему, кроме как с Его дозволения, и
никто не ослушивается Его без Его ведома.
Когда Ему подчиняются, Он благодарит, хотя покорились Ему только
благодаря Его же содействию и по милости Его. И Его ослушиваются, а
Он прощает. Он прощает притом, что право Его не соблюдается. И Он –
ближайший свидетель и прекраснейший защитник, всегда
исполняющий свои обещания. И Он – самый справедливый и
беспристрастный, контролирующий души, держащий за хохол (Свои
творения). Он записывает все, причиной чего становится человек и что
исходит т него, и Он записал жизненные сроки. Он знает то, что в
сердцах. И никакая тайна для Него – не тайна, а сокровенное для Него –
не сокровенное. Все нуждаются в Нем, и не выдержать лицам света
Лика Его, и разум не способен постичь сущность Его.
И изначальная естественная природа человека и все остальные
доказательства подтверждают, что нет никого такого же, как Он, и
подобного Ему. От света Лика Его рассеивается тьма и озаряются
небеса и земля, и от Него зависит благополучие всех творения. И Он не
спит, и не приличествует Ему спать. Он поднимает и опускает весы. И к
Нему восходят ночные дела прежде дневных, и дневные дела – прежде
ночных. Завеса Его – свет, и если бы Он поднял ее, то сияние Его Лика
сожгло бы все Его творения, насколько простирается взор Его.
Ничто не заменит собою любовь к Нему, даже если
Ты миром этим со всем, что в нем есть, завладеешь…
См. «Ад-да’ уа дауа’»
КАК МОЖНО НЕ ЛЮБИТЬ ЕГО?
133
Людские сердца изначально приучены любить того, кто делает им
добро, и ненавидеть того, кто делает им зло. А никто не делает больше
добра, чем Всевышний Аллах. Добро от Всевышнего приходит к рабу
Его каждое мгновение, с каждым его вздохом, и он постоянно купается
в Его благодеянии, и он не в состоянии различить и уловить каждую из
самых крупных составляющих этого благодеяния, не говоря уже о его
мельчайших частичках.
Достаточно сказать, что к составляющим этого благодеяния относится
такое благо, как дыхание – очень часто человек его просто не замечает.
А ведь в течение дня и ночи к нему приходит двадцать четыре тысячи
милостей, ибо каждый вдох и выдох – милость от Аллаха, а в течении
дня и ночи человек вдыхает и выдыхает двадцать четыре тысячи раз.
Если самая незначительная милость приходит к человеку двадцать
четыре тысячи раз, то что говорить о милостях более значимых?..
«Если вы станете считать милости Аллаха, то не сможете сосчитать их»
(14:34).
А сколько вреда и всего неприятного отводит Он от него – этих
опасений, наверное, не меньше, чем милостей, хотя раб Аллаха
большинство из них вообще не замечает и не ощущает, а Всевышний
оберегает его от них ночью и днем …
Всевышний Аллах оказывает людям милость, защищая и оберегая их
от того, что может повредить им, ночью и днем, и нет у них иного
защитника кроме Него. И это притом, что Он совершенно не нуждается
в них, тогда как они, безусловно, нуждаются в Нем и не могут без Него.
Всевышний Аллах не нуждается в творениях, с какой стороны ни
посмотри, а Его творения нуждаются в Нем, с какой стороны не
посмотри, а Его творения нуждаются в Нем, с какой стороны ни
посмотри. В одном из хадисов-кудси говорится: «Я – Щедрый, и кто
способен превзойти Меня щедростью и великодушием? Я неустанно
оберегаю рабов Моих, когда они спят на постелях своих, тогда как они
открыто совершают тяжкие грехи».
А однажды Пророк, мир ему и благословение Аллаха, увидел тучи и
сказал: «Это – источники воды для земли, которые гонит Аллах к
людям, которые не поминают Его и не поклоняются Ему» (Тирмизи).
И Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Никто
не переносит оскорбления так терпеливо, как Аллах: они приписывают
ему детей, а Он при этом дарует им удел и благополучие» (Бухари, 6099;
Муслим, 2804).
А в одном хадисе-кудси говорится: «О сын Адама! От Меня к тебе
спускается благо, а от тебя ко Мне поднимается зло. Я помогаю тебе
полюбить Меня, одаривая тебя благами притом, что Я не нуждаюсь в
тебе, а ты навлекаешь на себя ненависть Мою, ослушиваясь Меня
134
притом, что ты нуждаешься во Мне, и благородный ангел не перестает
подниматься ко Мне от тебя со скверными делами».
Он сотворил для рабов Своих все, что в небесах и на земле, все, что есть
в этом мире и в мире вечном, а потом наделил их и почтил, направил к
ним посланников и ниспослал им Писания и установил для них Свои
законы, разрешив им обращаться к Нему, когда они пожелают.
И Он сделал воздаяние за каждое совершенное ими благое дело
десятикратным и вплоть до семисоткратного и даже больше, тогда как
при совершении скверного дела им записывается только одно скверное
дело, а если они раскаются, Он стирает его и заменяет благим делом. И
если грехи одного из них достигнут туч небесных, а потом он раскается,
Аллах прощает его. И если он встретит Его с грехами размером с землю,
не придавая Ему при этом сотоварищей, Он встретит его с такого же
размера прощением.
И Он дал им покаяние, разрушающее грехи, и Он помогает им
раскаяться, и Он же принимает от них это покаяние. И Он предписал
им совершение хаджа, который разрушает то греховное, что было до
него, и Он помогает им совершить его, и Он же прощает им за его
совершение их грехи.
И Он предписал им совершать другие проявления покорности Ему и
даровал им разные способы приближения к Нему. Он велел им
совершать их, создал их для них, даровал им их и обещал им награду за
их совершение. То есть и причина, и награда – от Него. И успех и даяние
– все от Него, только от Него. Все это – Его благодеяние к ним, тогда
как от них самих ничего не исходит. Вся милость, все благо, все
благодеяние – исключительно от Него. Он наделил раба Своего
имуществом и сказал ему: «Расходуй из него, и Я приму от тебя». И это
притом, что раб этот принадлежит Ему, и Он же дарует награду за это.
Он дает нам все.
Как же можно не любить Его? И как не стыдно рабу Аллаха хотя бы
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   34

перейти в каталог файлов


связь с админом