Главная страница
qrcode

Египтизирующий стиль. Что такое египтезирующий стиль и его проявление


НазваниеЧто такое египтезирующий стиль и его проявление
Дата18.11.2020
Размер1.84 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЕгиптизирующий стиль.docx
ТипРеферат
#44073
Каталог

Московская государственная художественно-промышленная академия имени С.Г.Строганова

Реферат на тему:

«Что такое египтезирующий стиль и его проявление»

Выполнил:

Студент 1 курса РМДЖ

Кочан Александра Николаевна

Проверил:

Трощинская Александра Викторовна


Египтизирующий стиль — это проявление египтомании, направление в европейском искусстве, использующее темы, сюжеты, образы и формы искусства Древнего Египта (один из неостилей).

Египтомания — увлечение древнеегипетскими атрибутами (одежда, культура, архитектура, письменность, декор) в последующие периоды истории, выступает как одно из проявлений модных тенденций.

Интерес к древнеегипетской традиции возникал спорадически: впервые во времена Древнего Рима, однако апогей египтизирующего стиля приходится на конец XVIII — начало XIX веков, когда Египетский поход Наполеона Бонапарта заново открыл Египет для Европы. Египетские мотивы стали неотъемлемой частью стиля ампир.

Следующий важный этап развития египтизирующего стиля и моды на египетские мотивы связан с открытием в 1922 г. английским археологом Г. Картером гробницы фараона Тутанхамона.

Египетский стиль подразумевает орнамент в виде египетских иероглифов. Из скульптурных композиций характерны кошки, сфинксы, грифоны и скарабеи. Статуи инкрустировались, украшались и нередко помещались в стенные ниши. Помещение стен покрывалось фресками на тему загробной жизни. Лица непременно изображались в фас. В цветовой гамме присутствовал сапфировый цвет и золотые украшения, а также песчано-желтый.

Древний мир. Древний Рим

Связь египетской царицы Клеопатры с Юлием Цезарем, её жизнь в Риме, а затем Последняя война Римской республики, завоевание Египта Римом и превращение его в провинцию (32 г. до н.э.)., доставка военных трофеев из Египта повлияли на распространение египетских мотивов в Риме. Древнеегипетское искусство впечатляло древних римлян таинственностью, экзотичностью и мистическим содержанием. Обожествление императорской власти опиралось на культ фараона у египтян.

В 43 г. до н. э. на Марсовом поле были возведены храм Исиды и храм Сераписа, египетских божеств. Оба храма представляют собой сочетание египетского и эллинистического архитектурных стилей. В большинстве произведений искусства, украшающих храмы, использовались мотивы, напоминающие о Египте, и они содержали несколько подлинно египетских предметов, таких как пары обелисков из красного или розового гранита из Сиены .

Раскопан храм Исиды в Помпеях. Храм был построен в 1 веке до н.э.. За четырьмя колоннами фасада скрывались две боковые ниши. В них стояли статуи Гарпократа (или как его называли египтяне – Гор) и Анубиса – египетских богов, связанных с культом Исиды.

Храм Исиды в Помпеях
Вилла Адриана также несёт отчетливые черты влияния культа Сераписа. Одним из сооружений виллы была канопа — водоём в долине между возвышенностями, укреплёнными опорными конструкциями. Это сооружение напоминает египетское поселение около современного Абукира, известное в древности своей роскошью.

Канопа на вилле Адриана
Римляне ввели обычай, сохранявшийся столетиями — перевозить египетские обелиски и статуи и украшать ими свои города. До наших дней в Риме сохранилось 13 обелисков (из них 8 — подлинные, остальные — позднейшего происхождения).

На Капитолийском холме были установлены фигуры львов из чёрного базальта египетского происхождения. В XVI в. их перенесли к подножию Капитолийской лестницы. Они сохранились до настоящего времени.

Египтомания затронула и римскую архитектуру. Наиболее известный пример — Пирамида Цестия — искусная стилизация под древнеегипетские пирамиды. Она является древнеримский мавзолей в форме неправильной пирамиды на Авентине в Риме, рядом с воротами Сан-Паоло.

Пирамида Цестия
Эпоха возрождения

Эпоха Возрождения характерна вниманием художников не только к античному наследию, но и к иным древностям, в том числе египетским, ранее уже привнесенным римлянами в свою культуру. Древнеегипетские обелиски, доставленные в Рим при Октавиане Августе и его преемниках и поверженные на землю в Средневековье, были подняты и снова превратились в градообразующие элементы. Обелиски устанавливали в центре римских площадей, например установка Ватиканского обелиска Д. Фонтана в 1585 г.

Около 1512 года были выполнены миниатюры «Служебник Колонна» для кардинала Помпео Колонна с элементами декора древнеегипетского происхождения.

Достоверного изобразительного материала для художников почти не были и поэтому они в большей степени пользовались свои воображением. Большой вклад внесли гуманисты, изучавшие античные тексты. Поджо Браччолини перевёл Диодора, описывающего чудеса Египта. В 1419 году была найдена рукопись Гораполлона «Иероглифика», содержавшая ошибочные попытки перевода египетских иероглифов. В 1463 году Марсилио Фичино перевёл текст Corpus Hermeticum, приписываемый египетскому мудрецу Гермесу Трисмегисту. В 1488 году изображение Гермеса Трисмегиста, почитавшегося в эзотерическом христианстве, было включено в композицию мозаичного пола Сиенского собора.

Гермес Трисмегист на мозаике Сиенского собора
В портретной живописи «облагороженные» иероглифы-символы («дисциплина, стойкость, осторожность, благоразумие и сила духа») были использованы Себастьяно дель Пьомбо в надписи каменного парапета на его «Портрете Андреа Дориа» (1526). Надпись создает ребус, который легко читался образованными людьми того времени, знакомыми с указанными сочинениями.

Себастьяно дель Пьомбо «Портрет Андреа Дориа»
Рельефный Автопортрет Леона Баттиста Альберти
Иероглифическое письмо, несмотря на то, что попытки расшифровать его с помощью текста Гораполлона были безуспешными, очаровали гуманистов эпохи Возрождения. Многие из них считали египетский язык первоначальным адамическим языком, существовавшим до Грехопадения. Эта идея была изложена Леоном Баттиста Альберти в трактате «Об архитектуре» (1452), где он предположил, что иероглифы были потерянным универсальным языком. Изображение иероглифа-глаза можно увидеть на медали в его рельефном «Автопортрете».

Неоклассицизм

Элементы египтизирующего стиля присутствуют в проекте дворца Жан-Жака Лекё в Сен-Жермен-ан-Ле Булле. Для творчества этого архитектора также характерны фантастические проекты с использованием египетских мотивов.

Форма египетской пирамиды была востребована в виде уменьшенных копий — павильонов-капризов, мемориальных монументов, надгробий, которые в конце XVIII века повсеместно украшали сады и парки загородных поместий.

Древний Египет играл большую роль у масонов. В парижском парке Монсо (1778) и парке Мопертьюи в Бри были установлены пирамиды — «гробницы» с ложными могилами и статуями. Важно, что владельцы парков, а также архитекторы — Кармонтель и Броньяр были масонами. Декоративное убранство обоих парков было насыщено масонской символикой, а сами пирамиды использовались во время церемоний братства.Пирамида в парке Монсо

Пирамида символизировала вечность и бессмертие, поэтому пирамидальную форму придавали многим монументальным надгробиям. Египетские сфинксы не менее пирамид были востребованы в качестве атрибутов оформления неоклассической дворцовой и парковой архитектуры, причём рисовальщики и архитекторы-декораторы использовали упрощенные варианты, известные по ренессансным гротескам. Масоны считали египетского сфинкса символом мистерий и использовали их в своей архитектуре, рассматривая как «стражей врат храма».

Ампир

Характерной чертой является сочетание декоративных элементов, заимствованных из предшествовавших эпох.

Главным источником для стилизаций стали материалы, полученные после похода Наполеона в Египет в 1798—1801 гг. Поход был плодотворным для развития науки и искусства. Художники французского ампира использовали мотивы египетских папирусов, цветов лотоса, пальм, сфинксов, масок фараонов, изображений скарабеев и кобр, совмещая их с мечами, стрелами, щитами-пельтами и легионерскими штандартами для оформления дворцовых и аристократических интерьеров и мебели. Египетские мотивы использовались в архитектуре, декоре, в оформлении интерьеров, живописи, скульптуре. Они так же использовались для прославления Наполеона («Фонтан Феллаха», «Фонтан Победы»).

Египетские мотивы использовали и для фарфоровой мануфактуры. В 1804—1806 гг. в Севре изготавливали большой «Египетский сервиз» с росписями и фигурными предметами по гравюрам с рисунков Денона. Наполеон преподнес этот сервиз в дар императору Александру в 1808 г. во время их встречи в Эрфурте в память о заключении Тильзитского мира.

«Фонтан Феллаха» в Париже
«Египетский сервиз»
Ампир в России

Во времена Александра I и Николая II отразившаяся в петербургской архитектуре новая мода на египетскую тематику возникла в Европе после похода в Египет Наполеона в нач. XIXв. В России египетскими мотивами характеризуется стиль «Александровский классицизм», хронологически отстающий от общеевропейского французского ампира, а также последовавший за ним николаевский классицизм. Им обоим была свойственна имперская величавость, что идеологически соответствовало египетской манере. В архитектуре использовались такие мотивы, как пирамиды, пилоны, обелиски, сфинксы.

Покровителями моды на Египет были великий князь Павел Петрович и масон граф А.С.Строганов. Его протеже, молодой архитектор А. Н. Воронихин в 1803 г. оформил Египетский вестибюль в Большом дворце в Павловске с большими «египетскими фигурами», выкрашенными под темную, патинированную бронзу.

Египетский вестибюль Павловского дворца
В 1834 году в Санкт-Петербурге на набережной перед зданием Императорской Академии художеств, оформленной в «помпейском стиле» по проекту академического архитектора К. А. Тона были установлены подлинные египетские сфинксы из заупокойного храма фараона Аменхотепа III в Фивах (Сфинксы на Университетской набережной)

Сфинксы с университетской набережной в Санкт-Петербурге
В Петербурге и пригородах "египетски" стилизованные элементы активно использовались в оформлении зданий, мостов, интерьеров дворцов. Египетские мотивы проникали в русское искусство ещё при Петре I, по инициативе самого императора, когда в Петергофе был установлен фонтан «Пирамида».

Фонтан «Пирамида» в Санкт-Петербурге
Новейшее время

В период историзма египетский стиль остается популярным во всей Европе. Египетские элементы используются в архитектуре промышленных зданий, нежилых и государственных учреждений. В Европу так же продолжают привозить египетские артефакты.

Продолжающиеся археологические исследования привели к постоянным открытиям новых артефактов в Египте - такие события, как открытие Суэцкого канала в 1869 году и раскопки Телль-эль-Амарна в 1887 году сообщаются в новостях по всему миру, и в это же время как художественные достижения, исполняется опера Джузеппе Верди «Аида» в 1871 году, и она захватывает воображение публики. В то время как восточные темы и предметы были обычным явлением в живописи и скульптуре, египетские иероглифы переделывались в декоративный вид, поскольку высоко стилизованная эстетика хорошо сочеталась с повседневными предметами, такими как керамика и серебро, а также с ювелирными изделиями.

В дополнение к формам с явным влиянием Египта, были также геометрические узоры и растительные формы. По мере того, как более буквальные переводы древнеегипетского искусства выходили из моды, дизайнеры начали перенимать эти более художественные мотивы.

На рубеже веков стали популярными различные стили в декоративном искусстве, такие как эстетика, искусство и ремесла, а также движения в стиле модерн. Тем не менее, египетские мотивы все еще время от времени появлялись в декоративном искусстве, например, геометрические узоры и пальмовые листья в уникальных украшениях и декоративных работах Мари Циммерманн.

Мотивы веера и кобры на металлических изделиях и переплетенный резной узор заимствованы из источников египетского дизайна
Коробка (1910-20) Мари Циммерманн

В эпоху модерна и начале XX века «египетский стиль» применяется в строительстве различных по назначению объектов. Египетские элементы придавали строгим, массивным постройкам и интерьерам оригинальность и красочность. В оформлении интерьера и мебели архитекторы-декораторы чаще пользовались не методом целостной стилизации, а сочетанием элементов различных стилей.

Египетские мотивы также стали неотъемлемой частью ар деко, стиля, который доминировал в декоративном искусстве до середины 1930-х годов.

перейти в каталог файлов


связь с админом