Главная страница
qrcode

Ситуац. задачи_леч красноярск. Человека сборник ситуационных задач с эталонами ответов для студентов 1-2 курсов, обучающихся по специальностям 060101 лечебное дело и 060103 педиатрия Красноярск 2011


Скачать 274.02 Kb.
НазваниеЧеловека сборник ситуационных задач с эталонами ответов для студентов 1-2 курсов, обучающихся по специальностям 060101 лечебное дело и 060103 педиатрия Красноярск 2011
Дата11.01.2021
Размер274.02 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаСитуац. задачи_леч красноярск.docx
ТипДокументы
#44858
страница1 из 9
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


«Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого»

Министерства здравоохранения и социального

развития Российской Федерации

Кафедра анатомии человека


АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА


сборник ситуационных задач с эталонами ответов для студентов 1-2 курсов,

обучающихся по специальностям

060101 – лечебное дело и 060103 – педиатрия

Красноярск

2011

УДК 611 (076.1)

ББК 28.860

А 64

Анатомия человека : сб. ситуац. задач с эталонами ответов для студентов 1-

2 курсов, обучающихся по спец. 060101 – лечебное дело и 060103 – педиатрия / сост. В. Г. Николаев, А. А. Касимцев, Т. В. Казакова и др. – Красноярск: тип. КрасГМУ, 2011. – 106 с.

Составители: д.м.н., профессор Николаев В.Г.,

д.м.н., профессор Касимцев А.А.,

д.м.н., доцент Казакова Т.В.,

к.м.н., доцент Ефремова В.П.,

к.м.н., доцент Батухтина Н.П.,

к.м.н., доцент Синдеева Л.В.,

к.м.н., доцент Вахтина Л.Ю.,

к.м.н., доцент Казакова Г.Н.,

к.м.н., старший преподаватель Никель В.В.

Ситуационные задачи с эталонами ответов полностью соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта (2000) высшего профессионального образования по специальностям 060101 – лечебное дело и 060103 – педиатрия; адаптированы к образовательным технологиям с учетом специфики обучения по специальностям 060101 – лечебное дело и 060103 – педиатрия.

Рецензенты: зав. кафедрой гистологии, эмбриологии, цитологии КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого, д.м.н., профессор Н.Н. Медведева;

д.м.н., профессор кафедры оперативной хирургии

и топографической анатомии

КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Н.С. Горбунов.

Утверждено к печати ЦКМС КрасГМУ (протокол № 3 от 11.11.2010)

КрасГМУ

2011

ВВЕДЕНИЕ


Сборник ситуационных задач по анатомии человека соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта, составлен в соответствии с типовой учебной программой «Анатомия человека», 2007г.

В ситуационных задачах дается определенная ситуация, которую требуется разрешить, используя свои знания, по предмету анатомия. Решение ситуационных задач позволяет студентам применять свои знания для практического решения необычных вопросов, принимать самостоятельные решения в предложенных ситуациях, позволяет логически мыслить. Ситуационные задачи помогают студенту освоить программный материал по курсу анатомии человека, позволяют контролировать степень усвоения знаний путем мобилизации различных познавательных умений от уровня узнавания, распознавания до элементов логического мышления.

В сборник включены задачи, которые используются в ходе учебного процесса на кафедре анатомии человека, что дает возможность развивать у студентов навыки клинического мышления, а также ситуационные задачи используются для контроля знаний.

Ситуационные задачи изложены по разделам курса анатомии человека. В каждом разделе представлены условия, вопросы по материалу задач. Ход решения каждой задачи обсуждается вместе со студентами группы. В конце раздела даны развернутые на них ответы, что позволяет студенту проверить правильность своих рассуждений при решении той или иной задачи.

РАЗДЕЛ I. «ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ»


Задача № 1.

Определяя химический состав кости с исследовательскими целями, выявили, что количественное соотношение составляющих ее элементов типично для живого взрослого организма.
Каково процентное содержание воды и жира в кости в живом организме?
  • Как называются органические вещества мацерированной кости? Задача № 2.
    Демонстрируя во время лекции малоберцовую кость, обработанную специальным способом (кислотой), лектор показал ее гибкость, сделав из кости узел.
    Какие вещества, входящие в состав кости, обеспечивают ее эластичность и гибкость?
  • Преобладание, каких веществ (органических или неорганических) делает кость хрупкой и ломкой? Задача № 3.
    На экзамене у студента вызвал затруднение вопрос об источнике роста трубчатых костей в длину и ширину.

    1. За счет, каких структур происходит утолщение костей и образование кости при ее переломах?

    1. За счет чего происходит рост кости в длину? Задача № 4.

    При травматическом повреждении головы (удар) среди прочих изменений определили нарушение целостности компактного вещества теменной кости, наличие острых отломков внутренней ее пластинки, которые могут повредить твердую оболочку головного мозга.
    Как называется эта пластинка?
  • Как называется губчатое вещество, расположенное между двумя пластинками компактного вещества костей свода черепа? Задача № 5.
    Отвечая на экзамене на вопрос о развитии костей конечностей, студент допустил ошибки. В отличие от этого студента назовите:
    Единственную кость конечности, развивающуюся непосредственно на основе соединительной ткани.
  • Какие трубчатые кости называют моноэпифизарными и почему? Задача № 6.
    При рентгеноскопическом исследовании выявлены с двух сторон дополнительные ребра, соединенные с I поясничным позвонком.
    Как называются эти добавочные ребра?
  • Возможно ли наличие добавочных ребер в других частях тела? Если да, то где и как эти ребра называются? Задача № 7.
    На практическом занятии студенты обратили внимание на наличие аномалий развития демонстрируемого скелета: сращение I шейного позвонка с черепом, а также уменьшение числа крестцовых позвонков до четырех, сопровождающееся увеличением численности поясничных позвонков.
    Как называется сращение атланта с черепом?
  • Дайте название указанной аномалии развития крестцовых позвонков. Задача № 8.
    При кровотечении в области головы и шеи в экстренной ситуации его удалось временно приостановить, прижав сонную артерию к сонному бугорку.
    Где расположен сонный бугорок?
  • Назовите отличительные признаки поперечных отростков шейных позвонков. Задача № 9.
    Из набора позвонков студенту предложено выбрать I и XII грудные позвонки.
    Назовите отличительные признаки грудных позвонков.
  • Укажите отличия I и XII грудных позвонков. Задача № 10.
    Посетители анатомического музея удивляются многообразию форм грудины, демонстрируемых в музее, что связано в значительной степени с особенностями развития этой кости.
    Как объяснить большое разнообразие форм грудины с точки зрения ее развития?
  • Что такое шистостерния? Чем обусловлена данная аномалия развития?
    Задача № 11.

    При проведении плевральной пункции игла вводится только по верхнему краю ребра.
    Объясните почему?
  • Перечислите виды ребер. Задача № 12.
    При рентгенографическом исследовании у десятилетнего мальчика обнаружили отсутствие единой крестцовой кости (крестца) и наличие отделенных друг от друга светлыми промежутками крестцовых позвонков.
    О чем свидетельствует такая картина, почему у мальчика отсутствует единая крестцовая кость?
  • Как называется такой вид соединений, как это имеется у мальчика в крестцовом отделе позвоночного столба? Задача № 13.
    На занятии студенту предложено определить кость: в области проксимального эпифиза определяются блоковидная вырезка и хорошо выраженная бугристость, а на дистальном конце – шиловидный отросток.
    О какой кости идет речь?
  • Как определить правая или левая это кость? Задача № 14.
    Состояние окостенения костей запястья ребенка позволяет при необходимости, например в судебно-медицинской практике, судить о его возрасте.
    Перечислите кости запястья и назовите сроки появления в каждой из них точек окостенения.
  • Сколько стадий развития проходят эти кости? Задача № 15.
    На рентгенограмме тазовой кости у ребенка восьми лет определяются щелевидные пространства вокруг вертлужной впадины.
    Как объяснить данный факт?
  • Является ли это патологией?
    Задача № 16.

    При игре в футбол в результате травмы произошел перелом нижнего (дистального) конца малоберцовой кости.
    Как называется этот утолщенный конец (эпифиз) малоберцовой кости?
  • В образовании, какого сустава нижней конечности участвует этот эпифиз? Задача № 17.
    Рассматривая внутреннюю поверхность теменной кости, можно видеть характерные особенности рельефа: наличие древовидно разветвленных борозд и ямочек различного размера вдоль сагиттального края кости.
    Как называются эти борозды и ямочки?
  • Укажите, следом прилегания, каких структур являются эти анатомические образования? Задача № 18.
    Травматическое повреждение головы затронуло область большого крыла клиновидной кости с нарушением целостности сосудов и нервов, проходящих через его отверстия.
    Перечислите отверстия, находящиеся в большом крыле клиновидной кости?
  • Как эти отверстия расположены друг относительно друга? Задача № 19.
    Осмотр трупа человека показал, что причиной смерти явилось воспалительное поражение мозговых оболочек, которое явилось следствием распространения гнойного процесса в полость черепа из затылочной области через расположенный в этой области венозный выпускник (канал).
    Как называется этот канал?
  • Где открывается отверстие этого канала на наружной поверхности затылочной кости? Задача № 20.
    Воспаление ячеек сосцевидного отростка височной кости (мастоидит) рассматривается как частое осложнение в практике ЛОР – врачей.
    Как называется самая большая ячейка сосцевидного отростка?
  • Где эта ячейка локализована по отношению к барабанной полости? Задача № 21.
    При воспалении глотки гнойный процесс может распространиться в барабанную полость через слуховую трубу.
    На какой стенке барабанной полости открывается полуканал слуховой трубы?
  • Частью какого канала он является? Задача № 22.
    Известна сложность рельефа пирамиды височной кости, связанная как с особенностями ее функции, так и с многообразием анатомических образований, расположенных в этой зоне. В связи с этим укажите:
    Как называется ямочка, расположенная на вершине гребешка, отделяющего яремную ямку от наружного отверстия сонного канала?
  • Какое анатомическое образование у человека располагается в этой ямочке?
  • Какие анатомические структуры височной кости участвуют в образовании височно-нижнечелюстного сустава? Задача № 23.
    Сложность внутренней конструкции пирамиды височной кости во многом определяется наличием многочисленных каналов и канальцев, в которых расположены различные сосуды, нервы и т.д. Вспомнив строение височной кости, укажите, какие анатомические образования соединяют между собой:
    Сонно-барабанные канальцы?
  • Канал лицевого нерва?
    24.

    При судебно-медицинском исследовании трупа отмечено наличие перелома затылочной кости по наивысшей выйной линии.
    Укажите, какая часть при этом повреждается: свод или основание?
  • Назовите анатомические образования, через которые проходит граница между сводом и основанием черепа на наружной его поверхности.
  • Как определяется граница между сводом и основанием черепа на внутренней поверхности черепа? Задача № 25.
    Судебно-медицинское исследование при травме головы выявило повреждение в зоне рваного отверстия, что сопровождалось повреждением жизненно важных образований, проходящих через это отверстие. В связи с этим, укажите:
    Какие кости ограничивают рваное отверстие?
  • Почему это отверстие получило такое название? Задача № 26.
    Перелом основания черепа в области задней черепной ямки привел к тяжелым последствиям.
    Назовите все кости (их части), участвующие в образовании этой ямки, а также отверстия, открывающиеся в эту ямку.
  • Какие анатомические образования формируют границу между сводом и внутренним основанием черепа в области задней черепной ямки? Задача № 27.
    Одной из возможных травм у боксеров является перелом скуловой дуги.
    Чем образована скуловая дуга?
  • Укажите название ямки, которую с латеральной стороны ограничивает скуловая дуга?
    Задача № 28.

    Гнойный процесс ячеек решетчатой кости, вследствие отсутствия своевременного лечения, разрушил часть решетчатой кости и перешел на анатомические образования глазницы.
    Какая стенка глазницы пострадала?
  • Как называется часть решетчатой кости, отделяющая решетчатые лабиринты от глазницы?
  • Укажите ее топографические взаимоотношения с другими костями?
  • Какие ещѐ кости участвуют в образовании указанной стенки глазницы?
    Задача № 29.

    Частое в клинической практике воспаление слизистой оболочки носа иногда сочетается с воспалением верхнечелюстной пазухи (гайморит). Это происходит в связи с имеющимся сообщением этих двух полостей.
    Укажите, каким отверстием и в какой носовой ход открывается гайморова пазуха?
  • Какие придаточные пазухи носа сообщаются с верхним носовым ходом?


    Задача № 30.

    При поражении верхних отделов передней поверхности тела верхней челюсти (в зоне расположенного здесь отверстия) возможно повреждение проходящего через него нерва и поэтому нарушение иннервации верхней губы, крыла носа и др.
    Как называется это отверстие?
  • Какой канал заканчивается этим отверстием?
  • В какую борозду переходит задняя часть этого канала? Задача № 31.
    Искривление носовой перегородки, причиняющее большие неудобства (например, затруднение носового дыхания), зачастую требует хирургического вмешательства. Для проведения такой операции необходимо знать анатомию перегородки полости носа.
    Назовите кости, формирующие носовую перегородку.
  • Как называются отверстия в задней части полости носа, разделенные носовой перегородкой? Задача № 32.
    При травме в области переносицы часто нарушается целостность носовых костей и, следовательно, костной спинки носа.
    Укажите, с какими другими костями граничит носовая кость?
  • Как называется борозда, расположенная на задней поверхности носовой кости? Задача № 33.
    В клинику поступил больной с острым воспалением верхнечелюстной пазухи — гайморитом. Обстоятельства требуют ее пункции. Следуя общему правилу, врач направил больного на рентгенологическое исследование, отложив вмешательство.
    Какие, с анатомической точки зрения, существуют основания для такого порядка действий?
  • Назовите сроки формирования верхнечелюстной пазухи.
    34.

    После тяжелой травмы у больного в бессознательном состоянии определяется кровотечение из наружного слухового прохода.
    Какая кость черепа повреждена?
  • Чем можно объяснить кровотечение? Задача № 35.
    У пациента воспалительный процесс из глазницы вследствие несвоевременного лечения перешел в область крыловидно-небной ямки.
    Почему возможно подобное осложнение? Дайте анатомическое обоснование указанной ситуации.
  • Какие еще топографические образования черепа могут оказаться вовлеченными в воспалительный процесс. Задача № 36.
    При поражении медиальной стенки глазницы в передней ее части (травме, заболевании) может быть нарушена целостность расположенной здесь костной структуры.
    Какие кости черепа могут быть повреждены в передней части медиальной стенки глазницы.
  • Какой канал, идущий из глазницы, может быть поврежден при такого рода заболевании (травме)? Задача № 37.
    При рентгеновском исследовании выявлены некоторые нетипичные особенности строения черепа: наличие узкого канала в центре турецкого седла.
    Как называется этот канал?
  • Несращение каких анатомических образований приводит к формированию этого канала?
    Задача № 38.

    Известно, что при сильном плаче (слезоотделении), вследствие наличия анатомического сообщения между глазницей и носовой полостью, появляются прозрачные выделения из носа.
    Какое анатомическое образование соединяет глазницу и полость носа?
  • Как называется ямка в глазнице, которая книзу переходит в вышеупомянутое анатомическое сообщение? Задача № 39.
    Известным признаком, используемым в криминалистике и археологии, позволяющим предположительно определить возраст человека по анатомии его костей, является величина угла нижней челюсти.
    Какие особенности имеет величина угла нижней челюсти в детстве, зрелом возрасте и в старости?
  • Какие изменения происходят с зубными альвеолами при потере постоянных зубов? Задача № 40.
    На занятии по анатомии преподаватель обратил внимание студентов на некоторые особенности в строении черепа: наличие треугольной кости в верхних отделах затылочной области, а также продольная щель в области твердого неба (―волчья пасть‖).
    Как называется треугольная кость в верхних отделах затылочной области?
  • Несращение каких анатомических структур обусловило формирование ―волчьей пасти‖? Задача № 41.
    Передняя стенка этого топографического образования черепа выполнена бугром верхней челюсти, задняя стенка - крыловидным отростком клиновидной кости, медиальная стенка - перпендикулярной пластинкой небной кости.
    О каком топографическом образовании идет речь?
  • С какими полостями, ямками и т.д. будет сообщаться это образование и посредством чего? Задача № 42.
    При отсутствии лечения гнойного процесса в ячейках решетчатого лабиринта наступают осложнения со стороны глазницы.
    Как объяснить этот факт?
  • Как называется часть решетчатой кости, обращенная в глазницу? Задача № 43.
    В травмпункт доставлен ребенок с нарушением речи, зиянием ротовой щели, нарушением прикуса и смещением зубного ряда.
    О травматическом повреждении какой кости черепа следует предполагать?
  • На какой части кости расположены зубы? Задача № 44.
    При изготовлении анатомического препарата соединений позвоночного столба из нефиксированного материала, между дугами смежных позвонков обнаружена желтая ткань.
    Как называются связки, образованные этой тканью?
  • К какому виду соединений относятся связки?
  • Какова функция данного образования?
    45.

    При обследовании новорожденного отмечается отсутствие физиологических изгибов позвоночного столба, который имеет вид дорсально выпуклой дуги.
    Является данный факт патологией?
  • Назовите физиологические изгибы позвоночного столба.
  • На уровне каких позвонков располагается аортальный сколиоз, как часто он регистрируется? Задача № 46.
    Антропометрические исследования популяции показали, что в старости рост человека обычно несколько уменьшается.
    Какие изменения в старческом возрасте происходят с позвоночником и приводят к его укорочению?
  • Какие еще изменения опорно-двигательного аппарата приводят к уменьшению человеческого роста? Задача № 47.
    Известно, что позвоночный столб способен выполнять разнообразные движения. Дайте ответ на следующие вопросы:
    Какая связка ограничивает разгибание позвоночного столба?
  • Как при этом движении изменяется форма межпозвонковых дисков? Задача № 48.
    Объем движений в различных отделах позвоночного столба неодинаков. Назовите:
    Причины высокой подвижности шейного отдела позвоночного столба и амплитуду возможных движений в данном отделе.
  • Причины низкой подвижности грудного отдела и амплитуду возможных движений в грудном отделе. Задача № 49.
    При обследовании в поликлинике у мужчины отметили брахиморфный тип телосложения.
    Как называется форма грудной клетки, характерная для людей этого типа телосложения?
  • Перечислите признаки, характерные для грудной клетки этой формы? Задача № 50.
    Антропометрические наблюдения позволили характеризовать типичные для старческого возраста изменения грудной клетки.
    Укажите, как изменяется в старости форма и размеры грудной клетки?
  • Назовите две возможные причины этих изменений.
    51.

    При рентгеновском исследовании височно-нижнечелюстного сустава (боковая проекция) при закрытом рте выявили на снимке следующее: нижнечелюстная ямка имеет вид углубления с нечеткими контурами, суставной бугорок выступает, рентгеновская щель хорошо контурирована, по краям шире, чем в центре.
    Соответствуют ли указанные признаки нормальной картине. Если нет, то почему?
  • В чем особенность строения суставного хряща височнонижнечелюстного сустава, отличающаяся от большинства других суставов?
    Задача № 52.

    Проведено рентгенологическое исследование плечевого сустава в задней проекции с вытянутой вдоль туловища конечностью: рентгеновская щель имеет дугообразную форму, тень нижнемедиальной части головки находится под нижним краем суставной впадины лопатки.
    Соответствуют ли указанные признаки норме? Если нет, то в чем?
  • Дайте характеристику плечевого сустава.
    2. Какая связка тормозит отведение верхней конечности выше горизонтального уровня? Задача № 53.

    При запущенном гнойном воспалении локтевого сустава возможно расплавление и прорыв его капсулы. Укажите: 1. Наиболее слабую область капсулы.

    2. Наиболее прочную область капсулы. Задача № 54.

    Известно, что при сгибании предплечья в локтевом суставе происходит небольшое отклонение предплечья в медиальную сторону, поэтому кисть ложится не на плечевой сустав, а на грудь.
    Укажите причины этого факта.
  • Каков размах сгибания-разгибания предплечья в локтевом суставе? Задача № 55.
    При травматическом повреждении кисти диагностировали отрыв суставного диска в области дистального лучелоктевого сустава от локтевой кости.
    Между какими анатомическими образованиями расположен этот диск?
  • Как называется проксимально направленное выпячивание суставной капсулы этого сустава между костями предплечья?
    56.

    На медосмотре у новобранца выявлено укорочение правой верхней конечности. В 10-летнем возрасте был перелом хирургической шейки плечевой кости с разъединением по метаэпифизарной линии.
    Объясните причину отставания в росте конечности.
  • Где находится хирургическая шейка плечевой кости?
    Задача № 57.

    10-летнему мальчику, обратившемуся в травмпункт, поставлен диагноз "Вывих левого дистального лучелоктевого сустава".
    Какие движения и в каких суставах нарушены у ребенка?
  • Дайте характеристику дистального лучелоктевого сустава. Задача № 58.
    При рентгеновском исследовании у мужчины 37 лет, жалующегося на боли в области кисти, в области лучезапястного сустава была отмечена широкая рентгеновская суставная щель у медиального края запястья.
    Является ли указанная суставная щель нормой? Если да, то с чем это связано.
  • Какие две кости запястья в норме полностью накладываются друг на друга на рентгеновском снимке в передне-задней проекции? Задача № 59.
    На экзамене студент не смог назвать правильно особенности конструкции лобкового симфиза. Назовите:
    Половые отличия лобкового симфиза.
  • Что такое подлобковый угол? Укажите половые различия в величине подлобкового угла. Задача № 60.
    Для определения топографии прямой кишки, мочевого пузыря, матки и других органов малого таза необходимо четкое знание границы между большим и малым тазом (пограничная линия).
    Через какие анатомические образования проходит эта линия?
  • Как называется и чем ограничен выход из малого таза? Задача № 61.
    Для предсказания течения родов у женщины определили размеры и форму таза. Согласно полученным данным, истинная (гинекологическая) конъюгата составила 10 см., прямой размер выхода из полости малого таза – 9,5 см.
    Назовите нормативы этих размеров.
  • Укажите анатомические точки, между которыми проводят эти измерения.
    62.

    При обследовании по причине болей в области правого коленного сустава у мужчины обнаружили воспаление поднадколенниковой сумки

    (бурсит).
    Между какими анатомическим образованиями располагается эта сумка?
  • Какие еще синовиальные сумки в области коленного сустава Вам известны? Задача № 63.
    У больного при обследовании выявляется возможность отчетливого смещения врачом голени кпереди/кзади при согнутом коленном суставе (симптом ―выдвижного ящика‖).
    Какие связки повреждены?
  • Дайте анатомическое обоснование. Задача № 64.
    Изготавливая анатомический препарат голеностопного сустава, всегда очень легко повредить его капсулу.
    Назовите наиболее тонкие и рыхлые участки капсулы.
  • При каком положении подошвы возможны боковые движения стопы? Задача № 65.
    Хирурги (травматологи) знают, что после перерезки одной из связок поперечного сустава предплюсны, сустав легко расчленяется, нарушается целостность стопы.
    Как называется эта связка?
  • Где она начинается и где заканчивается? Задача № 66.
    Больной жалуется на боль в стопах, повышенную утомляемость при стоянии, ходьбе. На плантограмме (отпечатке стопы) определяется полный контур подошвенной поверхности стопы в виде удлиненного треугольника с закругленными углами. Заключение врача «Плоскостопие».
    Перечислите своды стопы и укажите их количество.
  • Какой продольный свод является наиболее высоким и длинным, какой наиболее низким и коротким?
  • Назовите пассивные и активные затяжки продольных сводов стопы. Задача № 67.
    К врачу обратился мужчина с локальными болями в области спины. Обследование показало, что болезненность ощущается в области так называемого аускультационного треугольника, расположенного в лопаточной области.
    Укажите его границы.
  • При каком положении руки и лопатки увеличиваются размеры этого треугольника? Задача № 68.
    Пациенту, в связи с нарушением осанки рекомендован ряд упражнений.
    Какие мышцы необходимо задействовать в данном комплексе лечебной физкультуры?
  • Какая из перечисленных мышц залегает наиболее глубоко?


    Задача № 69.

    При травматическом повреждении области плеча (глубокая резаная рана) повреждены сухожилия двух мышц, прикрепляющихся к гребню малого бугорка плечевой кости.
    Назовите эти мышцы.
  • Укажите места их начала.
  • На какой сустав действуют эти мышцы? Задача № 70.
    В клинике при обследовании у больного диагностировали диафрагмальную грыжу (выпячивание) в грудную полость желудка через одно из слабых мест диафрагмы.
    Назовите слабые места диафрагмы.
  • Назовите части диафрагмы и места их начала. Задача № 71.
    При переломе ребра со смещением наряду с плеврой оказалась поврежденной фасция, выстилающая изнутри грудную полость.
    Как называется эта фасция?
  • Перечислите анатомические образования, к которым изнутри прилежит эта фасция.
    Задача № 72.

    У ребенка возникла необходимость ревизии брюшной полости.
    В какой части брюшной стенки можно провести самый бескровный разрез?
  • Чем образована эта часть брюшной стенки? Задача № 73.
    При чрезмерном напряжении и повышении внутрибрюшного давления у физически слабо развитых людей возможны грыжи в области передней брюшной стенки.
    Перечислите слабые места передней брюшной стенки.
  • Почему грыжи белой линии живота чаще образуются в ее верхней части, чем в нижней?
    74.

    На занятиях по лечебной физкультуре инструктор рекомендовал укреплять прямые мышцы живота. Подбор соответствующих физических упражнений требует знания функций этой мышцы.
    Укажите функцию прямых мышц живота.
  • Укажите точки начала и прикрепления мышц. Задача № 75.
    Перелом I ребра со смещением костных отломков способствовал повреждению подключичной артерии и кровотечению.
    Какое пространство снизу ограничивает 1 ребро?
  • Между какими мышцами простирается это пространство? Укажите места начала и прикрепления этих мышц и их функции. Задача № 76.
    Воспаление лицевого нерва вызвало нарушение функции подкожной мышцы шеи. Анализируя клинические проявления, необходимо вспомнить функции этой мышцы.
    Укажите функции подкожной мышцы шеи.
  • Укажите место начала и прикрепления этой мышцы? Задача № 77.
    Мальчик получил травму головы и потерял способность выдвигать нижнюю челюсть вперед.
    При поражении каких мышц ограничено такое движение в височнонижнечелюстном суставе?
  • Куда прикрепляются эти мышцы? Задача № 78.
    Во время осмотра пострадавшего в результате ранения передней области шеи было отмечено, что затронута зона сонного и лопаточнотрахеального треугольников.
    Укажите границы этих треугольников.
  • Какие еще треугольники в передней области шеи Вы знаете? В латеральной области шеи? Задача № 79.
    При осмотре больного было установлено наличие воспалительного процесса между поверхностной и предтрахеальной пластинками шейной фасции над яремной вырезкой грудины.
    Как называется это пространство? Укажите места расположения боковых его углублений.
  • Какие еще клетчаточные пространства в области шеи Вам известны?
    Задача № 80.

    При сильной эмоциональной деятельности на лице появились вначале поперечные складки кожи на лбу, а затем после сокращения соответствующей мышцы они расправились.
    Сокращения, каких мимических мышц вызвали эти признаки?
  • Укажите источник развития мимических мышц. Задача № 81.
    В результате кровоизлияния в мозг и развития паралича некоторых жевательных мышц у пострадавшего были отмечены нарушения функций височно-нижнечелюстного сустава.
    Сокращение, какой мышцы определяет боковое смещение нижней челюсти (влево)?
  • Какие мышцы выдвигают нижнюю челюсть вперед? Задача № 82.
    Травматическое повреждение подмышечного нерва привело к нарушению функций дельтовидной мышцы.
    Где эта мышца начинается, где прикрепляется?
  • Укажите функции этой мышцы и ее частей. Задача № 83.
    У пострадавшего в результате травмы плеча оказалась поврежденной область четырехстороннего отверстия.
    Чем это отверстие ограничено?
  • Какое отверстие находится рядом с четырехсторонним? Его границы? Задача № 84.
    В результате травмы первого пальца кисти в области дистальной фаланги возник воспалительный процесс, который получил тенденцию к распространению.
    Куда может распространиться гнойный процесс при отсутствии соответствующей быстрой помощи?
  • Укажите проксимальную и дистальную границы влагалища сухожилия длинного сгибателя большого пальца. Задача № 85.
    Хирург отметил воспаление в области синовиального влагалища сухожилия второго пальца кисти на уровне дистальной фаланги. Вспомнив особенности строения синовиальных влагалищ пальцев кисти, укажите:
    Вероятно ли, что при отсутствии лечения воспаление распространится в область запястья и предплечья?
  • Как формируется канал запястья?
    86.

    После спортивной травмы пациент не может согнуть кисть, но движения пальцев не нарушены.
    Какие мышцы в данном случае травмированы?
  • Какой сустав ограничен в движениях при данной травме? Задача № 87.
    Неудачное выполнение внутримышечной инъекции осложнилось абсцессом в области большой ягодичной мышцы с соответствующими нарушениями функции тазобедренного сустава.
    Назовите функции большой ягодичной мышцы.
  • Укажите места ее начала и прикрепления. Задача № 88.
    Результатом воспаления запирательного нерва явилось нарушение функций мышц медиальной группы бедра.
    Перечислите мышцы этой группы.
  • Каковы функции каждой из этих мышц? Задача № 89.
    Для выполнения операций на кровеносных сосудах бедра хирургу необходимо провести разрез в зоне подвздошно-гребенчатой борозды.
    Чем эта борозда ограничена?
  • В пределах, какого треугольника она находится? Укажите его границы.
    Задача № 90.

    У пациента, в результате падения, раздроблен надколенник.
    Сухожилие, какой мышцы пострадало в данном случае?
  • Какая функция пострадает при разрыве этих сухожилий? Задача № 91.
    Известно, что распространение гнойных процессов в области голени в некоторой степени ограничивается имеющимися межмышечными перегородками.
    Назовите межмышечные перегородки в области голени.
  • Какие группы мышц разделяет каждая из этих перегородок? Задача № 92.
    В травмпункт доставили пострадавшего, у которого повреждено сухожилие правой трехглавой мышцы голени.
    Какова функция этой мышцы?
  • Из каких мышц она состоит? Задача № 93.
    У пострадавшего имеется глубокая резаная рана тыла стопы с повреждением сухожилий мышц.
    Сухожилия каких мышц находятся на тыльной поверхности стопы?
  • Укажите функции этих мышц. Задача № 94.
    В травмпункт поступил пострадавший, наступивший на пляже на битое стекло. При обследовании была установлена резаная рана на уровне латеральной подошвенной борозды.
    Укажите границы этой борозды.
  • Какая еще борозда имеется на подошве? Назовите ее границы. Задача № 95. Пациент подвернул ногу и произошел перелом латеральной лодыжки.
    Сухожилия, каких мышц пострадали при этой травме?
  • Какие функции выполняют эти мышцы?
      1   2   3   4   5   6   7   8   9

    перейти в каталог файлов


  • связь с админом