Главная страница
qrcode

Цель настоящей курсовой работы рассмотреть


Скачать 101.58 Kb.
НазваниеЦель настоящей курсовой работы рассмотреть
Дата12.01.2021
Размер101.58 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаkursovaya.docx
ТипЗакон
#44886
страница1 из 4
Каталог
  1   2   3   4

Введение


Актуальность нашей темы определяется той ролью и значением правоохранительных органов, обеспечивающих права и свободы человека, что является основной сутью демократии. Не может быть демократии в отсутствие уважения к правам человека. Очевидно и обратное: утверждение демократии создает условия для обеспечения прав человека.

Одновременно с гармонизацией национального законодательства с международными стандартами прав и свобод человека и гражданина в стране происходит процесс совершенствования институтов их осуществления и защиты.

Сегодняшнее социально-экономическое положение страны затрудняет полномасштабное формирование демократических институтов. Защита и обеспечение прав человека представляет собой один из ключевых факторов эффективного решения сложных задач переходного периода, создания гарантий демократического развития. В этой ситуации особое значение приобретает правоохранительная деятельность государства.

Правоохранительная деятельность является одним из видов государственной деятельности. Как форма активного и осознанного отношения к окружающему миру всякая деятельность, в том числе и правоохранительная, включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности.

Изучение правоохранительной деятельности сопряжено с определенными трудностями, обусловленными динамизмом происходящих в этой сфере государственной и общественной жизни преобразований. В первую очередь это связано с судебной реформой, правовыми и организационными мерами по реорганизации других органов правоохранительной системы как необходимых условий обеспечения функционирования демократического правового государства.

Цель настоящей курсовой работы - рассмотреть Для достижения поставленной цели мной определены следующие задачи:
1. Определить понятие, значение, функции и классификацию правоохранительных органов РФ;
2. Указать нормативно-правовые акты регулирующие деятельность правоохранительных органов РФ и показать их преобразование в процессе развития современного общества.

В процессе работы был использован комплекс методов. Особое место было отведено юридическому, историко-правовому и сравнительно-правовому методу.

Теоретическая основа исследования - труды отечественных и зарубежных ученых в области теории государства и права, конституционного (государственного) права, судоустройства, истории государства и права.
Предмет исследования – правовые нормы, регулирующие деятельность правоохранительных органов РФ.

Объект исследования - правоотношения в правоохранительной сфере РФ.


Развитие российской правовой системы, постоянный процесс обновления законодательства, имеющего отношение к осуществлению правоохранительной функции государства, и практики его применения - еще одно обстоятельство, осложняющее усвоение программного материала. Организация и функционирование правоохранительных органов, уже сейчас регламентируемая более чем 50 правовыми актами различного уровня, начиная с общепризнанных принципов и норм международного права, Конституции РФ и заканчивая подзаконными актами (приказами, положениями, инструкциями) соответствующих министерств и ведомств.

В законодательстве и Указах Президента РФ нет исчерпывающей формулировки понятия "правоохранительные органы". От понятия "правоохранительные органы" необходимо отличать понятие "правоприменитель­ные органы", являющееся более широким. Применять право - это значит действовать на основании норм закона, без этого невозможна жизнедея­тельность граждан, государства и современного общества. Право применя­ют все юридические и физические лица. Но о правоприменительных орга­нах речь идет лишь тогда, когда право применяют государственные органы. К ним относятся все органы государства, включая и правоохранительные. Иными словами, правоохранительные органы - это только часть правопри­менительных1
Правоохранительные органы составляют определенным образом обо­собленную по признаку профессиональной деятельности самостоятельную группу органов государства, имеющих свои четко определенные задачи. Эти задачи состоят либо в восстановлении нарушенного права, например, в области гражданских правоотношений, либо в наказании правонарушителя, когда восстановить нарушенное право невозможно (при совершении неко­торых преступлений, например, при убийстве), либо в восстановлении на­рушенного права и наказании одновременно, когда возможность восстано­вить нарушенное право имеется, но правонарушитель заслуживает еще и наказания2
Деятельность правоохранительных органов характеризуется специфическими чертами3
-начало деятельности правоохранительных органов в каждом случае должно иметь повод: сообщение о совершении преступления или иного правонарушения либо необходимость предупредить преступление или другое существенное правонарушение. Во всех иных случаях правоохранительные органы не вправе вмешиваться в жизнь граждан, в деятельность других органов государства, государственных, общественных и частных организаций;

-правоохранительные органы осуществляют свою деятельность толь­ко на основании закона и в соответствии с законом, а в некоторых случаях - и в определенной процессуальной форме. Любые произвольные действия недопустимы. Нарушение требований закона, допущенное в процессе правоохранительной деятельности, может оказаться само по себе правонарушением, влекущим дисциплинарную, административную или уголовную ответственность;

-правоохранительную деятельность могут осуществлять только лица, состоящие на службе в правоохранительных органах, имеющие специальную, чаще всего юридическую подготовку. Присвоение другими лицами права осуществлять правоохранительную деятельность является недопустимым и при определенных условиях расценивается как преступление;

-решения правоохранительных органов во всех случаях являются ме­рами юридического воздействия, основанными на законе и соответствую­щими обстоятельствам совершения действия (или бездействия), в связи с которыми имело место вмешательство этих органов. Нарушение такого требования влечет отмену принятого решения, а иногда и ответственность лица, его принявшего;

-законные и обоснованные решения, принятые правоохранительными органами, подлежат выполнению любыми должностными лицами и граж­данами. Невыполнение их влечет для правонарушителей дополнительные санкции;

-все связанные с преступлениями и иными правонарушениями реше­ния правоохранительных органов, которые существенно влияют на права и свободы граждан либо затрагивают интересы государства, государствен­ных, общественных или частных организаций, могут быть обжалованы в установленном законом порядке. Воспрепятствование осуществлению это­го права является недопустимым и при определенных обстоятельствах мо­жет быть само по себе правонарушением.

С учетом сказанного можно определить понятие того, что принято считать правоохранительной деятельностью. Как видно по приведенным признакам и их краткой характеристике, к ней следовало бы относить та­кую государственную деятельность, которая осуществляется с целью охра­ны права специально уполномоченными органами путем применения юри­дических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неук­лонном соблюдении установленного им порядка.

Говоря о классификации правоохранительных органов, имеется множество споров. Одни авторы относят к правоохранительным органам суды4
По характеру правового интереса правоохранительные органы могут быть разделены на государственные, общественные и частные.

К государственным органам относятся:

– судебные органы (Конституционный Суд РФ и уставные суды субъектов РФ, суды общей юрисдикции, военные и арбитражные суды;

– прокуратура РФ;

– Следственный комитет РФ;

– МВД России;

– ФСБ России;

– Совет Безопасности РФ;

– Минюст России (и его территориальные органы);

– ФССП России;

– ФСИН России;

– таможенные органы РФ;

– органы по контролю над незаконным оборотом наркотиков в Российской Федерации;

– ФНС России;

– Росфинмониторинг;

– Федеральное казначейство РФ;

– органы записи актов гражданского состояния;

– Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации и Уполномоченный по правам ребенка в Российской Федерации, уполномоченные по правам человека и правам ребенка в субъектах РФ.

К перечисленной группе органов следует также отнести государственные органы, имеющие в своем составе структурные подразделения, являющиеся институциональной формой права. Речь идет о следующих государственных органах, наделенных Федеральным законом от 28 апреля 1995 г. № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (ст. 13)10
– органы внутренних дел РФ;

– органы федеральной службы безопасности;

– федеральные органы исполнительной власти в области государственной охраны;

– таможенные органы РФ;

– Служба внешней разведки РФ;

– ФСИН России;

– органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

– органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы;

– начальники военной полиции, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов (располагающие штатом дознавателей).

Кроме того, в соответствии со ст. 40 УПК РФ на определенный круг должностных лиц персонально возлагаются отдельные обязанности правоохранительного учреждения, относящиеся к проведению расследования (дознания) на подконтрольной им территории. Это следующие должностные лица:

– капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании – по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

– руководители геологоразведочных партий и зимовок, начальники российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в ч. 1 ст. 40 УПК РФ, – по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения этих партий, зимовок, станций, сезонных полевых баз;

– главы консульств и дипломатических представительств РФ за рубежом – по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

К общественным органам (институтам гражданского общества) относятся:

– адвокатура12
– нотариат13
– третейские суды14
– общественные наблюдательные комиссии по контролю за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания.

К частным органам (учреждениям) относятся:

– частные (индивидуальные) предприниматели и предприятия, осуществляющие детективную и охранную деятельность.

По методу осуществления своей деятельности правоохранительные органы могут быть разделены на использующие и не использующие метод принуждения.

К органам, использующим метод принуждения (имеющим властные полномочия), относятся почти все из вышеперечисленных правоохранительных органов, за исключением уполномоченных по правам человека и по правам ребенка в Российской Федерации и уполномоченных по правам человека и по правам ребенка в субъектах РФ.

К органам, не имеющим властных полномочий, относятся все вышеперечисленные общественные и частные правоохранительные органы.

По направленности правоохранительного интереса соответствующие органы могут быть разделены (с известной долей условности, связанной с существованием у одного учреждения нескольких разнонаправленных интересов и объективной взаимосвязи различных интересов) на органы:

– урегулирования правовых споров (органы правосудия и третейские суды);

– контроля и надзора за законностью (органы Минюста России и прокуратура РФ);

– защиты прав и свобод человека и гражданина (уполномоченные по правам человека и правам ребенка, общественные наблюдательные комиссии);

– охраны (поддержания) общественного порядка и обеспечения общественной безопасности (МВД России, ФССП России, ФСИН России, ФМС России, Совет Безопасности РФ и ФСБ России, частные предприниматели и предприятия в области детективной и охранной деятельности);

– выявления, расследования и предупреждения преступлений и иных правонарушений (оперативно-розыскные органы, органы дознания и предварительного следствия, налоговые органы, таможенные органы, Росфинмониторинг, Федеральное казначейство РФ);

– оказания юридических услуг (адвокатура, нотариат, органы записи актов гражданского состояния).

Приведенный перечень правоохранительных органов (равно как и их классификация) не является бесспорным с научной точки зрения и, вероятно, не является исчерпывающим, поскольку не учитывает органов, находящихся в процессе институционализации, и всех должностных и частных лиц, наделенных в том, или ином отношении полномочиями правоохранительного органа.

1.2. Функции правоохранительных органов


По своему содержанию правоохранительная деятельность не является односложной. Ее многоплановость проявляется в относительном разнооб­разии конкретных направлений (функций). К числу таких направлений (функций) относятся:

1. конституционный контроль;

2. отправления правосудия;

3. прокурорский надзор;

4. расследования преступлений;

5. оперативно-розыскной;

6. исполнение судебных решений;

7. оказания юридической помощи и защиты по уголовным делам;

8. предупреждения преступлений и иных правонарушений.

В совокупности эти функции характеризуют разделение компетенции правоохранительных органов и в определенной степени влияют на их структуру. От наличия или отсутствия функции зависит наличие или отсут­ствие соответствующего правоохранительного органа. Ниже будет дана подробная характеристика всех правоохранительных органов, здесь же рас­смотрим только некоторые общие вопросы соотношения функций, распре­деления их между правоохранительными органами и другими участниками правоохранительной деятельности, определения места правоохранитель­ных органов в системе органов власти и управления15
Некоторые одноименные функции выполняются различными право­охранительными органами при разграничении их подведомственности, подследственности или подсудности: функцию оперативно-розыскной деятельности выполняют органы внутренних дел, органы безопасности и др.; функцию расследования при дознании выполняют органы милиции, безопасности, пожарного надзора и т.д.; функцию расследования при про­изводстве предварительного следствия выполняют следователи прокурату­ры, внутренних дел, безопасности; функцию правосудия выполняют суды общей юрисдикции по гражданским и уголовным делам, арбитражные су­ды.

Функция предупреждения преступлений и иных правонарушений за­нимает особое место. Среди правоохранительных органов нет такого, кото­рый был бы специально создан для ее реализации. Данную функцию обяза­ны выполнять по существу все без исключения правоохранительные орга­ны. Дело в том, что осуществление любой другой функции так или иначе, в конечном счете служит предупреждению преступлений и иных правона­рушений. Но это не исключает, а наоборот, предполагает целенаправлен­ные действия правоохранительных органов для реализации этой функции наряду с той функцией, которая является основной. Такая обязанность прямо предусмотрена законом, например, для органов, осуществляющих функции оперативно-розыскной деятельности, расследования и правосу­дия.

Отправление правосудия имеет приоритетное, а для конкретных граж­данских, уголовных и иных дел, рассматриваемых судами, - решающее значение. Оно состоит в том, что суды при осуществлении правосудия яв­ляются единственными в государстве органами, которые по всем вопросам, отнесенным к их подведомственности или подсудности, после соответст­вующих процедур обжалования принимают окончательное решение.

Каждой функции соответствуют наиболее целесообразные, вырабо­танные опытом и закрепленные в законе средства и процедуры реализации, которые предоставляются - в зависимости от содержания функции - тем или иным правоохранительным органам. Исходя именно из этих положе­ний была построена правоохранительная система в дореволюционной Рос­сии; в период тоталитарного режима от нее допускались серьезные, веду­щие к произволу отступления.

2. Общая характеристика нормативных актов регулирующих деятельность правоохранительных органов

  1   2   3   4

перейти в каталог файлов


связь с админом