Главная страница
qrcode

Жуков Д.А - Поведение женщины и поведение мужчины. Биологические основы. 1 Дмитрий Анатольевич


Название1 Дмитрий Анатольевич
АнкорЖуков Д.А - Поведение женщины и поведение мужчины. Биологические основы.pdf
Дата17.08.2017
Размер9.47 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаZhukov_D_A_-_Povedenie_zhenschiny_i_povedenie_muzhchiny_Biologic
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#24568
страница1 из 18
Каталогid462798

С этим файлом связано 13 файл(ов). Среди них: Mikrobiologia_uchebnik_Vorobyev_2004.pdf, Gilbert_S_F_-_Developmental_Biology_2010.pdf, Biologia_chast_2-_Yarygin.pdf, Zhukov_D_A_-_Povedenie_zhenschiny_i_povedenie_muzhchiny_Biologic, Ornitz_et_al-2015-Wiley_Interdisciplinary_Reviews-_Developmental, Nagata_et_al-2015-Plant_Species_Biology.pdf, Biology_Today_July_2017.pdf, Pinevich_A_V_-_Mikrobiologia_Biologia_prokario.pdf, Nijhout_et_al-2014-Wiley_Interdisciplinary_Reviews-_Developmenta, Das_et_al-2016-International_Review_of_Hydrobiology.pdf и ещё 3 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

1 Дмитрий Анатольевич
Жуков
ПОВЕДЕНИЕ ЖЕНЩИНЫ
и ПОВЕДЕНИЕ МУЖЧИНЫ. Биологические основы
СПб
2012 В книге описаны основные различия поведения женщины и мужчины, вытекающие из главного различия между полами – диспропорции энергетического вклада в воспроизводство. Из этого следует склонность женщин к накоплению ресурсов, цикличность поведения и психики женщин, пластичность женщин, генетическая изменчивость мужчин, устойчивость мужчин к стрессу. Основное внимание уделено различиям в когнитивной сфере, в стратегии выбора полового партнёра, в психофизиологии полового акта, в реакциях на стресс. От прочих изданий на тему различий между мужчинами и женщинами данная книга отличается чётким разделением врождённых половых) и приобретённых
(гендерных) особенностей. Книга содержит большое количество примеров из произведений живописи и литературы, а также анализ греческих мифов сточки зрения биологии поведения. Для широкого круга читателей. Может быть использована как учебное пособие в ВУЗах для курсов Биология половых различий, «Гендерная психология.

2 Оглавление Введение ......................................................................................................................................... 4 1. Формирование пола .................................................................................................................. 7 1.1. Хромосомный этап формирования пола .......................................................................... 7 1.2. Гонадный этап формирования пола ................................................................................. 8 1.3. Соматический этап формирования пола .......................................................................... 9 1.4. Нейронный этап формирования пола ............................................................................ 12 1.5. Социальный этап формирования пола ........................................................................... 15 1.6. Возможные последствия рассогласования этапов ........................................................ 16 2. Склонность к накоплению женских особей .......................................................................... 21 2.1. Репродуктивное поведение. 25 2.1.1. Выбор партнёра ......................................................................................................... 25 2.1.2. Двойная мораль ......................................................................................................... 26 2.1.3. Женщины ярче мужчина у животных самцы ярче самок .................................... 31 2.1.4. Неманифестируемость эмоций женщинами .......................................................... 36 2.1.5. Родительское поведение .......................................................................................... 40 2.2. Когнитивные различия ..................................................................................................... 41 2.2.1. Женщины вербальны, мужчины ориентируются в пространстве ......................... 44 2.2.2. Пластичность женщин и ригидность мужчин ......................................................... 45 2.2.3. Аналитичность мужчин и склонность женщин к гештальту .................................. 53 2.2.4. Женская логика ...................................................................................................... 59 2.2.5. Избегание риска женщинами ................................................................................... 62 2.2.6. Асоциальность женщины ........................................................................................ 73 3. Генетическая изменчивость мужских особей ....................................................................... 79 4. Циклирование женских особей ............................................................................................. 88 4.1. Менструальный цикл ........................................................................................................ 88 4.2. Беременность и лактация ................................................................................................ 97 5. Мужские особи лучше переносят стресс ............................................................................. 101 5.1. Основы теории стресса. 101 5.2. Эффективность поведения мужчин в стрессорных ситуациях ................................... 103 5.3. Физиологические основы приспособленности мужских особей к стрессу ............... 113 6. Социальный смысл существования двух полов .................................................................. 117 7. Сексуальное поведение ........................................................................................................ 122 7.1. Половой акт ..................................................................................................................... 125 7.1.1. Строение половых органов ..................................................................................... 125

3 7.1.2. Коитус ........................................................................................................................ 128 7.1.3. Контрацепция ........................................................................................................... 134 7.1.4. Инфекции, передающиеся половым путём .......................................................... 136 7.2. Любовь ............................................................................................................................. 137 7.2.1. Многообразие проявлений любви ........................................................................ 137 7.2.2. Любовь как навязчивое состояние. 147 7.3. Роль гормонов ................................................................................................................. 149 7.3.1. Роль тестостерона .................................................................................................... 150 7.3.2. Роль других гуморальных факторов ...................................................................... 154 7.4. Роль феромонов. 156 7.4.1. Физиология феромонов .......................................................................................... 158 7.4.2. Репродуктивное поведение и феромоны ............................................................. 160 7.4.3. Родительское поведение и феромоны .................................................................. 167 7.4.4. Социальная самоидентификация и феромоны .................................................... 169 7.4.5. Феромоны и общение с животными .................................................................... 171 7.4.6. Роль феромонов в современном социальном поведении человека ................. 172 7.5. Гомосексуализм .............................................................................................................. 173 Заключение ................................................................................................................................ 178 Глоссарий .................................................................................................................................... 181 Рекомендуемая литература ...................................................................................................... 182 Указатель мифологических персонажей ................................................................................. 184

4 Введение С присущим им замечательным интеллектом греки подводили подразделение общества наверх" и "низ" хитроумные философские обоснования. Согласно им, женщина была и всегда останется другим существом, загадочным ЕЕ. Вардиман Мужчины и женщины ведут себя по-разному во многих ситуациях. В этом нет сомнения. Основной вопрос, который вызывает споры много тысяч лет – предопределены ли различия в их поведении природой или же они результат сложившихся в обществе представлений о том, что прилично мужчине, а что – женщине Этот вопрос является одним из аспектов более общей проблемы, которая также давно вызывает споры и конфликты свободен ли человек в своей судьбе или же всё, что будет с ним происходить, предопределено уже при его рождении В разные времена люди склонялись попеременно ток одному мнению, ток другому. Сейчас большинство исследователей считает, что человек свободен, но свободен в рамках, заданных теми своими особенностями, которые он получил при рождении. Можно сказать, что все особенности человека, включая его физические данные, а также все таланты и способности, все они зависят как от наследственности, таки от внешних влияний, влияний среды. Некоторые из этих особенностей, признаков конкретного организма, зависят, главным образом, от наследственности. Они являются врождёнными, и средовые влияния очень мало могут изменить их. Таков, к примеру, музыкальный слух. А другие признаки, напротив, могут меняться под влиянием внешних воздействий. Упорные тренировки могут развить силу, ловкость, память, умение общаться с другими людьми. Конечно же, очень важно знать какие признаки поддаются воздействию внешней среды, а какие – нет. Среди признаков, отличающих поведение мужчины от поведения женщины, точно также есть врождённые, детерминированные биологически, а есть и привитые воспитанием, которое в каждой культуре по-разному определяет нормы поведения девочки и мальчика, женщины и мужчины. Для того чтобы подчеркнуть, что не все различия между мужчинами и женщинами являются врождёнными, строго определяемые при появлении человека на свет, психологии социологи употребляют термин «гендер», а не пол.
Гендерные различия, в отличие от половых, являются не только врождёнными, но и результатом культурных влияний Действительно многие отличия мужчин от женщин обусловлены воспитанием, те. нормами, принятыми в данной культуре (Рис. 1). Кроме того, специалисты-гуманитарии пришли к заключению, что распространение термина «гендер» связано с хорошим финансированием "гендерных" исследований, в отличие от исследований "половых различий. Действительно, «гендерный» — и звучит солидно, поскольку является иностранным словом, и не вызывает ассоциаций с одиозными понятиями половой акт, половые органы, половые извращения и т. п.
1
Богданов КА, Панченко А. А. GENDER как ГЕНДЕР (вместо предисловия) — В сб.: Мифология и повседневность Гендерный подход в антропологических дисциплинах. Материалы науч. конф. 19–21 февраля 2001 г РАН Институт русской литературы (Пушкинский Дом. — Ред КА. Богданов, А. А. Панченко. — СПб: Алетейя, 2001. С. 5–10.

5 Рис.
1
. Гендерные различия, в отличие от половых, меняются со временем и зависят от местной культуры. Например, в Санкт
-
Петербурге, вначале третьего тысячелетия никого не шокирует женщина, которая в общественном месте пьет пиво и курит кальян.
Многие из различий в поведении мужчины и женщины обусловлены конкретной культурой, хотя подавляющее большинство различий имеют в своей основе биологическую закономерность — драматическую разницу энергетического вклада двух полов в производство потомства. Основное половое различие – колоссальная диспропорция энергетического вклада в производство одного потомка Например, хорошо известно, что девочки более склонны к игре в куклы. Есть точка зрения, что это результат воспитания будущих матерей. Поэтому, например, в детских садах впервые годы советской власти все куклы имели только идеологическую нагрузку. Но девочки всё равно нянчили, сделанных специально отвратительными, священников, белых офицеров и капиталистов, поскольку материнское поведение является врождённым для женщины. Мальчики более склонны к техническим игрушкам. Возможно, это тоже является результатом воспитания Макакам предложили те же игрушки, с которыми играют человеческие дети. Поразительно, но половые различия оказались теми же, что и у человека. Самцы макак предпочитали игрушки накол сах, самки – мягкие игрушки, а мячами играли и те и другие. Таким образом, можно сделать вывод о том, что многие различия в поведении мужчин и женщин всё-таки являются врождёнными, а не результатом воспитания. В этой книге рассматриваются именно половые различие, тете, которые являются врождёнными и общими для людей всех культур.
Кросс-культурные исследования – одна из методологий отделения биологического влияния от влияний среды. Если какие-то особенности поведения обнаруживаются у людей, принадлежащих к разным культурам, значит в основе этого поведения лежат биологические закономерности. Например, обычай девушек на выданье делать с помощью одежды так, чтобы казались фигура казалась полнее, особенно в области бёдер и ягодиц – описан ив поморских деревнях русского Севера, ив Турции, ив экваториальной Африке см. главу 2). Другим методом выявления врождённых особенностей поведения является изучение поведения животных. Большое количество примеров из животного мира приведено в этой книге не только из-за того, что многие данные на человеке не могут быть получены поэтическим соображениям. Анализ поведения животных показывает происхождение некоторых сложных форм человеческого поведения. Обычно в книгах о биологических основах человека авторы рассматривают обезьяноподобных предков человека. Реже – человекообразных обезьяна ещё реже – других приматов. Но многие
2
Alexander G. M., Hines M. Evolution and Human Behavior, Vol. 23, Iss. 6, P. 467-479, 2002;
Hassett J.M. et al. Hormones and Behavior, Vol. 54, Iss. 3, P. 359-364, 2008

6 общие черты поведения человек имеет и со всеми прочими животными, особенно с млекопитающими. Что же касается физиологии, тоне только на клеточном и на тканевом уровне, аи на уровне целого организма, и на уровне сообществ, многое объединяет человека со всеми животными, например, закономерности стрессорной реакции у миног те же, что и у человека. Поведение Homo sapiens качественно не отличается от поведения прочих животных. Все отличия только количественные. Некоторые функции – например, речь – развиваются настолько, что кажутся совершенно уникальными в царстве животных. Но внимательное их рассмотрение приводит нас к выводу о несправедливости обособления человека от других животных. Конечно, человек – не полёвка. Нов поведении полёвок, в вариациях их родительского поведения обнаружено многое из человеческих проблем отношений родители-дети. Поскольку поведение полёвок, всё-таки значительно проще человеческого, анализируя его, можно построить модели, очень полезные для понимания поведения человека. Более того, если у нескольких видов животных обнаружено различие в поведении самцов и самок – например, большая осторожность самок – то это является основанием предполагать, что аналогичное различие между мужчинами и женщинами тоже является врождённым. В таком случае мы имеем право говорить именно о половых, а не о гендерных различиях между мужчиной и женщиной. Данная книга посвящена именно половым, ноне гендерным различиям.
Ещё одной особенностью книги является большое количество персонажей мифов Древней Греции. Это сделано не только для того, чтобы заинтересовать читателя знакомыми с детства образами. Мифы дают нам представление о том, как жили люди несколько тысяч лет назад. Мифы изучают, мифы интерпретируют учёные разных специальностей философы, историки, культурологи, лингвисты, психологи. Пришла пора и биологам проанализировать мифы для того, чтобы выявить изменения в поведении человека за последние 4-5 тысяч лет. В частности, ответить на вопрос – изменились ли отличия поведения мужчин от поведения женщин Итак, книга посвящена половым различиям в поведении. Пол — это совокупность взаимно контрастирующих генеративных и связанных сними признаков особей одного вида. Это определение нуждается в уточнении оно не касается половых особенностей поведения и психики. Половые особенности поведения не являются взаимно контрастирующими. Более того, пол, проявляющийся в поведении, те. поведенческий пол является количественным признаком. Этим он принципиально отличается от паспортного пола, который является признаком альтернативным, т.к. может быть только либо мужским, либо женским. Поведенческий пол является не альтернативным, а количественным признаком В поведении мужчины могут явно проявляться свойства, характерные для большинства женщин. И, наоборот, у некоторых женщин порой поведение отличается чертами, которые принято считать мужскими. В своё время КГ. Юнг обозначил термином «анима» женские черты в бессознательном мужчины, а «анимус» – мужское в бессознательном женщины. Не анализируя понятие бессознательное, согласимся с КГ.
Юнгом в том, что проявление в поведении особенностей противоположного пола – это совершенно обычное явление. В Древнем Риме существовал термин virago для обозначения женщины с мужскими чертами характера. В качестве примера мужчины с выраженными женскими когнитивными способностями можно привести Юрия
Куклачёва, создателя уникального Театра кошек (Рис. 2)
3
Биологический энциклопедический словарь // М Советская энциклопедия, 1986.

7 Рис.
2. Ю. Д. Куклачёв прославился своей работой с кошками.
Как объясняет сам артист, он не дрессирует, а лишь наблюдает за кошками, замечает у некоторых талант, те. склонность к определённым формам поведения, который и развивает впоследствии
Наблюдательность, интуитивность и способность воспринимать свойства объекта в целом свойства психики необходимые для понимания животных, развиты у него очень сильно, хотя эти особенности психики больше характерны для женщин
Важно отметить, что наличие свойств, характерных для другого пола, не означает гомосексуальность. Центры сексуальной ориентации в головном мозге могут формироваться независимо от половых особенностей строения ЦНС, определяющих поведение в целом (см. раздел 1.4). Поскольку поведенческий пол является не альтернативным, а количественным признаком, различия между мужчинами и женщинами имеют статистический характер. Они выявляются при сопоставлении достаточно больших групп людей. Легко указать на женщину, которая выше большинства мужчин, но существование высоких женщин не опровергает общую закономерность о большей длине тела мужчин, по сравнению с женщинами. Тоже относится и к психическим признакам, признакам, определяющим поведение человека. Различия между полами имеют статистический характер Подводя итоги этому краткому вступлению, отметим, что различия в поведении и психике между мужчиной и женщиной 1) существуют 2) часть их является врождёнными, те. детерминированными биологически 3) половые особенности поведения являются количественным признаком.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

перейти в каталог файлов


связь с админом