Главная страница
qrcode

история медицины зачёт. 1. История медицины как наука


Скачать 44.52 Kb.
Название1. История медицины как наука
Дата11.06.2021
Размер44.52 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаистория медицины зачёт.docx
ТипЗакон
#47205
страница1 из 3
Каталог
  1   2   3

1. История медицины как наука

История медицины - это наука о развитии медицинских знаний и деятельности в соответствии с развитием человеческого общества. Она изучает закономерности развития и историю врачевания, медицинских знаний и медицинской деятельности народов мира на протяжении всей истории человечества (с древнейших времен до современности) в неразрывной связи с историей, философией, естествознанием, культурой. Общая история медицины изучает ключевые вопросы развития медицины в целом, ее) характерные особенности и отличительные черты, важнейшие открытия и достижения.

Частная история медицины – изучает возникновение и развитие отдельных специальностей (терапии, хирургии, педиатрии и т.д.) и деятельность выдающихся ученых-врачей в этих областях знаний.

В основу изучения данного предмета положена периодизация и хронология, основанная на принятой в современной исторической науке периодизации всемирной истории:

1 Возникновение медицины в первобытном обществе (приблизительно 1,5 млн. лет назад - IV тысячелетие до н.э.).

2 Медицина Древнего мира и эпохи Античности (IV тыс. до н.э. - V в.

3 Медицина Средневековья (V-XV вв. н.э.).

4 Медицина эпохи Возрождения и Нового времени (XVI-XVIII вв.).

5 Медицина нового времени (XVIII-XIX вв.).

6 Медицина Новейшего времени (XX-XXI вв.).

Важнейшее значение имеет вопрос об источниках изучения истории медицины. С возникновением письменности такими источниками являются рукописи, печатные произведения врачей, общих историков, государственных и военных деятелей, философов, а также архивные материалы. Для более древних периодов, охватывающих тысячелетия, основными источниками изучения являются раскопки, данные археологии, палеонтологии, палеопатологии. Вместе с тем большое значение в качестве источников изучения развития медицины имеют материалы лингвистики (языкознания), искусства (особенно изобразительного), этнографии, народного эпоса и фольклора, многочисленные изображения - от наскальной живописи до современных фото - и кинодокументов, фонодокументы (записиголоса на пленку) и многие другие. Как и в общей истории, в число источников изучения истории медицины входят в некоторых случаях данные нумизматики, эпиграфики, палеографии и многие другие.

Виды источников истории медицины и методы их изучения продолжают расширяться и обогащаться. Важнейшей задачей в каждом случае является тщательная проверка, установление подлинности, достоверности данного источника или данной категории источников. Этому учит специальная отрасль знаний – источниковедение.

Как учебная дисциплина история медицины - это самостоятельный предмет, который изучается в высших медицинских учебных заведениях нашей страны и многих зарубежных странах.

2. Медицина первобытного общества

Когда возникли первые зачатки медицинской помощи доподлинно неизвестно. Самая распространенная версия - одновременно с возникновением человека, т.е. за несколько сотен тысяч лет до нашей эры, в начале четвертичного периода в истории Земли.

Первые признаки медицинской помощи обнаружены в период первобытнообщинного строя, в истории которого выделяют эпоху первобытного человеческого стада (нижний палеолит) и эпоху первобытно- родовой общины (верхний палеолит, мезолит и неолит).

Принято считать, что на грани раннего и позднего палеолита (40 - 35 тыс. лет назад) произошло превращение «первобытного человеческого стада» в материнский род. Во многих случаях род оставался материнским вплоть до отделения семьи, накопления богатств и возникновения отцовского рода. В связи с этим ряд исследователей выделяют два главных этапа в эволюции первобытного строя - матриархат и патриархат. Матриархат как этап развития первобытного общества характеризуется прежде всего тем, что во главе рода стоит женщина. Этот период характерен еще и тем, что основным способом поддержания существования человека было собирательство плодов, корней, трав. Подтверждением того, что человек на протяжении тысячелетий питался растениями, служат находки антропологов в местах стоянок первобытного человека в Западной Европе. В Неандертале были найдены черепа людей, названных впоследствии неандертальцами. При тщательном изучении этих черепов ученые обратили внимание на массивность зубов и стертость коронок, что свидетельствует о длительном употреблении растительной пищи. Большинство ученых считают, что уже в эпоху матриархата эмпирическим путем были обнаружены первые растения, обладающие лечебными свойствами, например, болеутоляющие (беладонна), наркотические (мак, табак, индейская конопля), сокогонные (полынь), тонизирующие (женьшень).

Женщина как глава рода заботилась не только о питании, поддержании очага, но также о благополучии и здоровье своих сородичей. В пользу этого свидетельствуют многочисленные памятники, так называемые «каменные бабы» или «берегини». Народный эпос донес до нас имена врачевательниц, живших в эпоху матриархата: в Египте - Могучая Полидамна, в Колхиде - Медея, в «Илиаде» Гомер называет светлокудрую Агамеду, знавшую все целебные травы.

Для развития первобытного общества огромное значение имело открытие способов добывания огня, что уменьшило зависимость человека от сил природы, расширило ареал его расселения.

На позднем этапе первобытного общества внутри родового строя формировались большие семьи, племена. Для неандертальцев и кроманьонцев (40 - 35 тыс. лет до н.э.) охота - главный источник существования. Первоначально при обработке камня появились такие орудия как скребло, остроконечник. В позднем палеолите были созданы такие орудия труда, как резцы, тесла, ножи, пилки, копья, дротики, гарпуны. Изобретение лука и стрелы - второе крупное открытие человека - принадлежало кроманьонцам.

Переход первобытного человека к охоте, а затем к рыболовству как главному источнику существования имел немаловажное значение для расширения познаний в области медицины. Тот факт, что человек наряду с растительной стал употреблять и животную пищу, способствовал установлению целебных свойств некоторых органов и тканей животных (печень, жир, кровь). Эпоха патриархата наступила в период позднего палеолита и в мезолите. Для этой эпохи характерны развитие очагов земледелия, активная охота, одомашнивание животных.

Данные археологии свидетельствуют, что в IX-VI тысячелетии до н. э. на Ближнем Востоке (Северный Иран, Палестина) совершился переход к земледелию и скотоводству. В Юго-Западной Азии (Сирия, Иран), Туркмения, Балканы, долина Нила, Центральная Европа переход к новой форме хозяйства совершился в VI-V тысячелетии до н. э.

В эпоху патриархата изготовление из самородных металлов орудий труда и предметов домашнего обихода (ножи, скальпели) нашло применение в первой хирургической практике. В период пастушества был открыт ряд растений, обладающих лечебными свойствами. По преданию, пастух Мелампий у животных подметил послабляющее действие трав чемерицы. Пастух Хирон установил, что у животных раны заживают быстрее после поедания ими листьев и ветвей золототысячника. Очевидно, пастухи оказывали хирургическую помощь животным при травмах и переломах конечностей. Существует предположение, что в этот период пастухи делали операции кастрации.

Первобытные люди применяли сложную операцию – трепанацию черепа. Эта операция имела широкое распространение. Первый трепанированный череп ископаемого человека найден в Латинской Америке в 1865 году. Причина трепанации - вопрос до сих пор дискуссионный. В 1926 г. при раскопках возле селения Аван найден скелет урартийца с трепанационным отверстием. В антропологических музеях Гамбурга, Чикаго, Парижа хранятся коллекции таких черепов. Трепанация черепа применялась как лечебный прием на протяжении многих столетий. Об этом свидетельствуют данные путешественников, посетивших в прошлом столетии остров Увей (Тихий океан). На этом острове все жители, в том числе дети, подвергались трепанации для «изгнания» злого духа в случае болезни.

Из других лечебных приемов, следует отметить: высасывание, скарификацию, насечки и кровопускание. Для высасывания крови применяли рог буйвола или камышовую трубку. Для скарификации использовали веточки растений или острую рыбью кость.

В период, когда жизнь и благополучие общины (племени, рода) всебольше зависели от результатов охоты на диких животных, возникает культ животного - тотема (тотемизм). Вплоть до недавнего времени (особенно у индейцев в Америке) названия племен связывались с названием того или иного животного или птицы, охота на которых давала пищу (племя быка, обезьяны и т.п.), даже свое происхождение люди связывали с тем или иным животным. Такие представления можно назвать анималистическими (от animal - животное). С ними связано ношение амулетов - животных целиком или их частей, которые должны предохранять людей от болезней и других несчастий.

На поздних стадиях жизни первобытных общин, в мировоззрении древних людей появляются первые представления о потусторонних мистических силах (то есть обожествление сил природы, образов животных, предков людей). Самой ранней формой подобного рода представлений был анимизм - одухотворение всей природы, заселение ее многообразными духами и сверхъестественными существами. Также утверждается фетишизм – вера в сверхъестественные свойства неодушевлённых предметов.

Предполагается, что средняя продолжительность жизни людей в то время составляла всего 30 лет.

В области врачевания в этот период закреплялись и развивались традиционные навыки и приемы, расширялся круг лекарственных средств, изготовлялись инструменты для врачевания из металла (медь, бронза, железо), развивалась помощь раненым во время войн.

К числу оперативных методов врачевания относятся ритуальное обрезание во время инициации, ампутация конечностей, а по некоторым данным, и кесарево сечение. В 1885 г. вышла книга Р. Фелькина (R. Felkin), в которой путешественник описал операцию кесарева сечения, успешно произведенную в его присутствии в одном из племен Центральной Африки: Двадцатилетняя женщина, первороженница, совершенно нагая, лежала на несколько наклоненной доске, изголовье которой упиралось в стену хижины. Под влиянием бананового вина она находилась в полусонном состоянии. К своему ложу она была привязана тремя повязками. Оператор с ножом в руках стоял с левой стороны, один из его помощников держал ноги в коленях, другой фиксировал нижнюю часть живота. Вымыв свои руки и нижнюю часть живота оперируемой сначала бананным вином, а затем водою, оператор, издав громкий крик, который подхватила собравшаяся вокруг хижины толпа, провел по средней линии живота разрез от лобкового сочленения почти до самого пупка. Этим разрезом он рассек как брюшные стенки, так и самую матку; один ассистент прижег с большим искусством раскаленным железом кровоточащие места, другой раздвинул края раны, чтобы дать хирургу возможность извлечь из полости матки ребенка. Удалив через разрез отделившуюся тем временем плаценту и образовавшиеся свертки крови, оператор при содействии своих помощников подвинул больную к краю операционного стола и повернул ее на бок таким образом, чтобы из брюшной полости могла вытечь жидкость. Только после всего этого были соединены края брюшных покровов при помощи семи тонких хорошо отполированных гвоздиков. Последние были обмотаны крепкими нитями. На рану была наложена паста, которая была приготовлена тщательным разжевыванием двух каких-то корешков и выплевыванием получившейся пульпы в горшок; поверх пасты был наложен своего рода бандаж… Выздоровление наступило на одиннадцатый день.

Медицинские знания сохранялись в секрете и передавались от родителя детям или избранному для этих целей наиболее способному ребенку в племени. Большое значение придавалось воспитанию мужества и выдержки. Так, в Африке в племенах долины р. Убанга выбор ученика начинался с испытания, в процессе которого мальчиков многократно заставляли, до обморока, дышать дымом в специальной хижине, а затем подвергали испытанию большими муравьями (стоя по щиколотку в воде, мальчики держали в руках большие куски муравейника, откуда выбегали разъяренные насекомые; побеждал тот, кто последним кидался в воду).

Врачевание в первобытную эру не было примитивным для своего времени, и поэтому не может называться примитивной медициной. По мере своего развития народная медицина накопила обширный арсенал лекарственных средств и приемов врачевания (некоторыми из них пользуются до сих пор; например, болеутоляющие - пасленовые, сердечно- сосудистые - глкжозиды - наперстянка, пустырник, валериана, при лечении заболеваний кожи - чистотел, наркотические - мак, табак, гашиш и др.)

С древности сохранились приемы лечения, используемые в народной медицине, - кровопускания, повязки и шины при лечении ран и переломов, операции кесарева сечения и др, Можно предположить, что древние врачеватели умели накладывать швы на рану, вскрывать наружные абсцессы, а возможно, владели и другими хирургическими приемами. Этому свидетельствовало наличие различных орудий (скребла, резцов, ножа с концевой заточкой), которые обнаружены археологами на древних неолитических стоянках.

«Седая древность» останется для всех других поколений необычайно интересной эпохой, потому что она образует основу всего позднейшего развития, потому что она имеет своим исходным пунктом выделение человека из животного царства, а своим содержанием преодоление таких трудностей, которые уже никогда не встретятся будущим поколениям.

3. Врачевание в Древней Месопотамии: Шумер, Вавилон, Ассирия

С глубокой древности, земли Месопотамии населяли два народа: шумеры, которые занимали Южное Двуречье и около 3000 г. до н. э. создали первые в Месопотамии, города-государства, и их северные соседи – племена восточных семитов, которые со второй половины III тысячелетия до н. э. стали называться аккадцами (по названию главного их поселения – г. Аккаде).

Врачевание в Шумере (III тысячелетие до н. э.)

При археологических раскопках одного из древнейших шумерских городов – Ниппура была найдена клинописная табличка, содержащая 15 рецептов. Еë текст был составлен в III тысячелетии до н. э., который является самым древним руководством по изготовлению и применению лекарств растительного, минерального и животного происхождения. Врачеватели Шумера использовали в своей практике семена, корни, ветки, кору и смолы различных деревьев и растений. Так, древнешумерийские фармацевты пользовались кассией и чебрецом, они умели изготовлять различные мази, настойки и отвары, к которым добавляли щелочь и соль. Популярными были при лечении многих болезней лук и чеснок. Как лечебное средство при некоторых заболеваниях использовались финики. В состав лекарств включались молоко, шерсть, панцирь черепах и т.п. Готовили лекарства на пиве, вине и растительном масле. Табличка не содержит указаний при каких заболеваниях различные лекарства должны были применяться. Это связано с тем, что в тот период истории Месопотамии знания передавались устно, а записывались лишь конкретные, точные сведения.

Недостаток местных лекарственных средств компенсировался их ввозом из Индии, Ирана, стран Средиземноморья и Египта, чему способствовало выгодное географическое положение государств Междуречья на мировых торговых путях.

В Шумере выработались строгие гигиенические традиции, основанные на многовековом народном опыте: не пить воды из нечистой посуды, не простирать к богам немытые руки, ограничивать себя в употреблении определенной пищи и т.п.

Одним из источников изучения состояния врачевания в Вавилонии является свод законов царя Хаммурапи (1792 – 1750 гг. до н. э.). Будучи одним из наиболее выдающихся правителей древности, Хаммурапи объединил разрозненные земли Двуречья и создал могущественное государство. Законы царя Хаммурапи являются древнейшими из сохранившихся законодательств мира и ярко отражают общественные отношения той эпохи. Они включают около 300 параграфов, некоторые из них касаются правовых аспектов деятельности врача в Вавилонии. Кроме этого, встречаются указания на специальные глазные и зубные операции.

При археологических раскопках дворца ассирийского царя Ашшурбанипала (около 668–626 гг. до н. э.) в городе Ниневие была обнаружена древнейшая «библиотека» – собрание клинописных текстов, составленное из тщательно обожженных глиняных табличек. Около 1000 табличек посвящено медицине, причем, большинство из них являются отражением жреческой медицины.

Жреческая медицина подходила к определению состояния здоровья и болезни с религиозных позиций. Именно в Месопотамии зарождается астрология, основанная на длительном наблюдении за разливами рек Тигра и Евфрата, которым соответствовало определенное положение звезд на небе. С точки зрения астрологов именно звезды управляют миром и всем, происходящим на Земле, включая разливы рек, здоровье и болезни людей. Поэтому, все следует делать сообразно положению звезд. Исход болезни определялся при помощи специального астрального календаря, учитывающего положение светил на небе. С расположением звезд связывались возникновение и ход эпидемий («мора»), которые часто поражали страны древнего Востока. Широко применялось гадание на различных органах жертвенных животных. Считалось, что лечебные приемы изначально известны богам, а задача врачей состоит лишь в познании таинства богов. Отсюда и основные приемы врачевания: ношение амулетов, чтение молитв и заклинаний, жертвоприношения, а также применялись средства народной медицины (растительного, животного и минерального происхождения).

Так, при лечении болезней использовались лечебные травы (горчица, тмин), коренья, семена, овощи (лук, чеснок, салат-латук, горох, огурцы), кедровый бальзам, минеральные средства (квасцы, красный железняк, сера, соль), нефть, продукты животного происхождения (мед, воск, масло, кровь, рыбий жир, скорлупа мидий, кожа ягненка). Особенно широко применялись вода и масло. Очевидно, поэтому врачевателей называли «знающий воду» или «знающий масло». Врачеватели сами собирали и готовили лекарственные средства, варили их на меду, пиве, уксусе, воде или твердом жире. Готовые средства при перевязках наносили на полоски из кожи и ткани, втирали с маслом в процессе массажа, использовали при полосканиях и обмываниях, вводили в клизмах, применяли в виде мазей, порошков, пилюль, свечей и тампонов.

Анатомия была развита слабо и некоторые анатомические знания были связаны с жертвоприношениями. На глиняные таблички наносились рисунки сердца, кишок и других органов. На рисунках печени показаны отростки, линии, доли, желчный пузырь и протоки с указанием их длины.

При определении симптомов заболеваний выделяли лишь основные органы, например, сердце, печень, почки. Особое место занимала печень, считавшаяся главным органом тела, и служила для гаданий.

Необходимость диагностики при помощи установления симптомов привела к первым попыткам изучения болезней и реальной борьбы с ними. Врачи Вавилонии считали, что болезнь «не может быть успокоена повязками и жало смерти не может быть вырвано … если врач не узнает её существа». Некоторые тексты содержат описания признаков (симптомов) различных заболеваний, например, боли в желудке, жжение, рвота, желтуха, изменение цвета языка, метеоризм, понос, снижение аппетита, мышечные боли, насморк, выделение мокроты, кашель, ломота в конечностях. Часто описываются симптомы лихорадочного состояния: жар, озноб, холодный пот. Весьма образно показаны симптомы «удара» (инсульта), приведшего к параличу: «… губы поражённого сведены, глаз закрывается … рот скован и он не может говорить». Ярко описывается особая болезнь «височной жилы», возможно, связанная с приливом крови к голове, отчасти к глазам, что вызывало помутнение зрения.

При распознавании болезни врачеватели особое значение придавали состоянию рта, носа, губ, длине и расположению волос на голове. Виду ног, ладоней, движению или покою тела, крикам, судорожным состояниям, различным проявлениям половой жизни. Визуально исследовалась кровь, моча, молоко женщин.

Врачеватели Вавилонии и Ассирии пытались лечить болезни сердца, почек, глаз, ушей, опухоли, водянку, мочеполовые и женские болезни. В медицинских текстах можно обнаружить некоторую, часто непоследовательную, попытку систематизации. Так, например, описание болезней органов дыхания объединено одним заглавием или, вернее, вступительными словами: «Когда дыхание его рта затруднено». В особый раздел выделены болезни внутренних органов: печени, желчного пузыря и сердца. Наконец, в специальном трактате описаны болезни «большой жилы», похожие по своим признакам на воспаление нервов, подагру и ревматизм.

При раскопках крупнейших городов (Вавилона, Ниневии) обнаружены следы благоустройства и сооружений общественной гигиены: остатки мостовых, водопровода и канализации из глиняных труб. Имелись законы об выдворении из городов больных заразными болезнями и в первую очередь – «проказой». При этом необходимо иметь в виду, что общим названием «проказа» зачастую обозначались и другие заболевания: оспа, экзема, сифилис.

Светских врачевателей в Вавилонии и Ассирии было очень мало и врачеванием в основном занимались жрецы, которые получали образование при храмах. Передача медицинских знаний осуществлялась в достаточно узком кругу посвященных в секреты врачевания. В текстах древней Месопотамии о медицинских школах для подготовки врачевателей не упоминается, видимо, они ещё не существовали.

Общественное положение врачевателей во времена царя Хаммурапи было весьма высоким. В случае успешного излечения больного они получали достаточно высокое вознаграждение. Так, на один сикль (около 8 граммов серебра) можно было купить 300 литров зерна, а годовая норма мужчины составляла 550 литров в год. Столь высокая оплата связана с большим риском в профессии врачевателя из-за существовавшего в то время закона «талиона», который заключался в причинении виновному такого же вреда, который был нанесен им («око за око, зуб за зуб»).
  1   2   3

перейти в каталог файлов


связь с админом