Главная страница
qrcode

факторы_производства, доходы. Факторы производства и факторные доходы Что такое факторы производства


Скачать 156.41 Kb.
НазваниеФакторы производства и факторные доходы Что такое факторы производства
Анкорфакторы производства, доходы.pdf
Дата13.04.2017
Размер156.41 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаfaktory_proizvodstva_dokhody.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#16305
Каталогid104654547

С этим файлом связано 62 файл(ов). Среди них: Esse_po_obschestvoznaniyu_shpargalki.pdf, Chernysheva_uchebnoe_posobie_Kak_pisat_esse.pdf, 36_Bezrabotitsa.doc, 33_Bankovskaya_sistema.doc, 32_Inflyatsia.doc, 29_Nalogi.doc, 28_Byudzhetnaya_sistema_Rossiyskoy_Federatsii.doc, Obschestvoznanie_polny_express_repetitor.pdf, Terminy_po_istorii_dlya_EGE_Istoricheskie_termin.pdf и ещё 52 файл(а).
Показать все связанные файлы

Факторы производства и факторные доходы
Что такое факторы производства.
Экономика — наука о наиболее эффективных путях использования дефицитных ресурсов (земля, труд, оборудование, технические знания), необходимых для производства товаров и оказания услуг.
Ресурсы — денежные средства, ценности, запасы, возможности, источники средств, доходов
(например, природные ресурсы, экономические ресурсы).
Ресурсы существуют независимо друг от друга, например полезные ископаемые, капиталы, люди как трудовые ресурсы, а факторы производства — только во взаимодействии друг с другом. В этом заключается их главное отличие. В самом деле, предприниматель берёт в банке под процент начальную сумму, арендует помещение, закупает оборудование, нанимает работников, которым платит зарплату, т. е. соединяет факторы производства вместе и начинает процесс изготовления товара.
Факторы производства — ресурсы, вовлечённые в процесс производства и используемые в нём.
Под факторами производства понимаются особо важные элементы или объекты, которые оказывают решающее воздействие на возможность и результативность хозяйственной деятельности.
Основные факторы производства.
Экономисты выделяют четыре основных фактора производства: землю, труд, капитал, управление.
Последний называется также предпринимательской деятельностью. К этому списку порой добавляют пятый — информацию.
1.
Земля — природные ресурсы, естественные блага, необходимые при создании товаров и услуг, т. е. всё то, что используется в натуральном виде (земля, вода, воздух, леса, полезные ископаемые).
2.
Труд — физические и интеллектуальные усилия, затрачиваемые людьми при создании товаров и услуг.
3.
Капитал — это, с одной стороны, средства производства (промышленное оборудование, инфраструктура, в т.ч. газопроводы, электросети и т.д.), необходимые для создания материальных благ и услуг, с другой — финансовые ресурсы, приносящие доход (финансовый капитал).
4.
Управление — процесс принятия решений, организация производства, контроль за деятельностью людей.
Предпринимательская деятельность — управленческие и организаторские навыки, используемые в процессе производства.
5.
Информация — знания и сведения, накопленные человечеством и необходимые для его жизнедеятельности.
Информацией можно обмениваться и торговать, как любым другим ресурсом.
Ресурсы можно разделить на два больших класса: а) созданные природой и б) созданные человеком.
Нефть или каменный уголь — творение природы. Капиталы и управление — создание человеческих рук.
Земля и труд — первичные экономические ресурсы, а капитал и управление — вторичные. Капитал
— это производственный продукт взаимодействия земли и труда. Капитал может принимать денежную форму, но сами по себе деньги не являются капиталом. Они ничего не производят, не будучи употреблёнными на приобретение средств производства. Капитал должен инвестироваться
— вкладываться в производство. Деньги, лежащие под матрацем, не есть капитал, они называются
сокровищем. Слово «инвестиция» подразумевает вложение в реальные объекты предпри- нимательской деятельности, приносящие эффект и доход.
Факторные доходы.
Факторные доходы включают: оплату труда (доход труда), доходы от капитала (рента, проценты, дивиденды, арендная плата), смешанные доходы (доходы фермеров и лиц свободных профессий, доходы от индивидуальной трудовой деятельности).
Факторные доходы — доходы, получаемые владельцами различных факторов производства, участвующих в создании продукции.
Доход того, кто пользуется землёй, называется рентой. Сегодня под ней понимается доход, получаемый владельцем от использования земли, имущества или капитала, не требующий от владельца занятия предпринимательской деятельностью или дополнительных усилий. Сдавая землю или помещение в аренду, предоставляя кредит, вы получаете такой доход.

Капитал выступает в виде денежного капитала и реального (физического) капитала. На уровне предприятия капитал — вся сумма материальных благ (вещей) и денежных средств, используемых в производстве. Фабрики, машины и инструменты являются капитальными ресурсами.
Истории известна целая группа людей, которые, не работая и никого не обслуживая, прекрасно живут на одни лишь проценты. Они именуются рантье.
Рантье (от франц. rentier', rente — рента) — лица, живущие на проценты с отдаваемого в ссуду капитала или с ценных бумаг.
В наше время основными считаются доход, доставляемый трудом, и доход от использования собственности. Первым является заработная плата — денежное вознаграждение, выплачиваемое индивиду за выполненную работу. В фонд заработной платы включается и небольшая часть доходов собственников, полученная за счёт личного труда, — доходы владельцев мелких предприятий и самозанятых работников.
Второй вид дохода — доход от собственности, или предпринимательский доход. Часть его состоит из прибыли на собственные вложения капитала в свои же предприятия. Частично он может быть рентным доходом (например, доходом от передачи прав на использование земли, разработку недр, патентов). Наконец, доходом от собственности является чистый процентный доход за предоставленные кредиты, выплачиваемый бизнесом (предпринимателями) и внешним миром фирмам и домашним хозяйствам данной страны.
Четвёртый фактор называют по-разному — то управление, то предпринимательство. То и другое верно. С разных сторон они описывают одно явление — способность организовать дело.
Управленец (менеджер) является наёмным работником и служит в организации. Предприниматель является собственником и нигде не служит. У них много общего: им надо соединить в одно целое три предыдущих фактора производства — землю, труд и капитал — и направить их на создание товаров и услуг.
Предприниматель ищет новые сферы приложения капитала, рискует. Именно он решает, что выпускать, в каком количестве и как использовать для этого имеющиеся в его распоряжении капитал, труд, землю и управление. Менеджер же занимается решением технических вопросов, т. е. тем, что наметил предприниматель.
И предприниматель, и менеджер делают это одним единственным способом —
интеллектуальными усилиями. Надо знать рыночную ситуацию, уметь договариваться с партнёрами и клиентами, подбирать квалифицированные кадры, налаживать взаимоотношения со служащими, доставать кредиты и т. п. На техническом языке такая интеллектуальная деятельность именуется
принятием управленческих решений. Часть из них они реализуют сами, часть делегируют подчинённым. Но если предприниматель расплачивается за ошибки своими деньгами и может разо- риться, то менеджер рискует чужими и его могут уволить.
В последние десятилетия — и это присуще всем странам мира — повышаются ресурсные затраты и, как следствие, снижается доходность от их использования. Растут цены на землю, энергоносители, сырьё, заработная плата, что побуждает предпринимателей находить заменители удорожающихся ресурсов и пути снижения издержек производства.
В современную эпоху введён новый фактор производства: информационный. Доступ к информационным факторам осуществляется по системе глобальной коммуникации через терминалы персональных компьютеров. Информационные ресурсы включают также индивидуальные знания специалистов, доступ к которым породил понятие «консалтинг» (практика консультирования).
Важным фактором производства являются человеческие ресурсы. Их частью являются трудовые ресурсы — персонал действующих предприятий, учащиеся, безработные и работающие, желающие переменить работу или подрабатывать.
Такие факторы производства, как труд, земля и капитал, подобно товарам и услугам, подвластны действию закона спроса и предложения. Когда оборонная промышленность России в первой половине 1990-х гг. переходила на рельсы конверсии (переориентация на выпуск мирной продукции), из неё перекочевали в другие отрасли народного хозяйства капиталы и труд
(высококвалифицированные специалисты). В периоды экономического кризиса возможны самые разные перемещения труда из одного сектора в другой.
Производство. Производство является одной из наиважнейших составляющих экономического развития.
Производство — процесс создания материальных благ и услуг.

Основу материального производства составляет промышленность. К ней относят ведущие отрасли материального производства: предприятия, занятые добычей сырья, производством и переработкой материалов и энергии, изготовлением машин. Промышленность включает компании и предприятия, производящие из сырья готовую продукцию либо оказывающие какие-то полезные услуги. Она создаёт все товары и услуги, требуемые обществом, и распределяет их потребителям; состоит из множества отраслей.
Отрасль — группа предприятий, производящих одинаковые продукты, использующих сходную технологию или одинаковое сырьё.
Например, автомобильная отрасль включает всю совокупность заводов по изготовлению автомобилей, автобусов, грузовиков и т. д.
Предприятие — самостоятельный хозяйственный субъект, созданный в установленном законом порядке.
Это фабрики, заводы, фермы, шахты, магазины, выполняющие одну или несколько специфических функций по производству и распределению товаров. В свою очередь, предприятия состоят из множества цехов, специализирующихся по циклам производства (цех снабжения, металлургический, штамповочный, транспортный и т. д.), но заняты они одним и тем же, скажем, изготовлением автомобиля.
Маркетинг и менеджмент.
Оценить свои возможности и правильно организовать своё дело производителям и продавцам помогает маркетинг, изучающий объём спроса и предложений, насыщенность рынка той или иной продукцией, возможности разных групп покупателей приобретать те или иные товары.
Маркетинг — специальная отрасль (теория и практика) управления, занимающаяся исследованием положения на рынке определённого вида товаров (товара) и услуг, выявления новых возможностей сбыта продукции (работ, услуг).
Не менее важно в наши дни и умение управлять. Менеджмент в переводе с английского означает буквально «управление» и «руководство».
Менеджмент — совокупность научно обоснованных правил, методов и принципов управления.
Понятие это очень ёмкое. Оно обозначает функции, методы, принципы и приёмы руководства людьми в самых разных организациях — коммерческих и некоммерческих. Менеджмент подразумевает определённую категорию людей, получивших профессиональное образование в сфере управления и практически занимающихся руководством. Менеджмент — область знания, самостоятельная дисциплина со своими традициями, научными школами, основами экономики, математики, психологии и социологии. Управленческий опыт накапливался веками, а его сущность выражают основные принципы менеджмента. Они позволяют определить цели и задачи управления организацией, обязанности руководителя, законы построения эффективной организационной структуры, правила осуществления процесса управления.

перейти в каталог файлов


связь с админом