Главная страница
qrcode

ОГЭ-2017. Биология. Сборник заданий. 9 класс. Инструкция по выполнению работы тематические задания


НазваниеИнструкция по выполнению работы тематические задания
АнкорОГЭ-2017. Биология. Сборник заданий. 9 класс.pdf
Дата31.05.2017
Размер3.4 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаOGE-2017_Biologia_Sbornik_zadaniy_9_klass.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипИнструкция
#21538
страница1 из 12
Каталогid90730540

С этим файлом связано 46 файл(ов). Среди них: Polozhenie_smeshnaya_mordashka.docx, Biologia_Zhivaya_priroda_Rabochaya_programma_5-9.pdf, 9_Osnova_evolyutsionnoy_teorii_Ch_Darvina.pdf, 8_Osnovnye_polozhenia_evolyutsionnogo_uchenia_Ch_Darvina.pdf, 7_Otdel_golosemennye.pdf, 6_Otdel_mokhovidnye.pdf, VPR_Biologia_5kl_Kotikova_2017_-96s.pdf, 5_Paporotnikovidnye.pdf, VPR_Biologia_5kl_RT_Rokhlov_i_dr_2017_-112s.pdf, 4_Obschaya_kharakteristika_zhivotnykh.pdf и ещё 36 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

П
О
ЛУ
ЧИ
ВЫ
СШИЙ БАЛЛ Н
А О
ГЭ
!
П
О
ЛУ
ЧИ
ВЫ
СШ
ИЙ
Б
АЛ
Л Н
А
ОГ
Э
!
*
*
ГАРАНТИЯ
КАЧЕСТВА
П
О
ЛУ
ЧИ
ВЫ
СШИЙ БАЛЛ
НА
О
ГЭ
!
П
О
ЛУ
ЧИ
А
ОГ
Э
!
*
*
ГАРАНТИЯ
ГАРАНТИЯ
КАЧЕСТВА
КАЧЕСТВА
СБОРНИК ЗАДАНИЙ
ОГЭ
ОГЭ
2017
2017
ОГЭ
ОГЭ
ЭФФЕКТИВНАЯ
ПОДГОТОВКА К ОГЭ
9 КЛАСС
МОСКВА
2016
БИОЛОГИЯ
БИОЛОГИЯ
Г. И. Лернер

УДК 373:57
ББК 28.0я721
Л49
ISBN 978-5-699-89291-4
О б а в т о р е :
Г. И. Лернеркандидат педагогических наук, зав. кафедрой методики преподавания биологии МИОО
© Лернер Г. И., 2016
© Оформление. ООО «Издательство
«Эксмо», 2016
Лернер, Георгий Исаакович.
ОГЭ 2017. Биология : сборник заданий : 9 класс / Г. И. Лер- нер. — Москва : Эксмо, 2016. — 240 с. — (ОГЭ. Сборник за- даний).
ISBN 978-5-699-89291-4
Издание адресовано учащимся 9-х классов для подготовки к ОГЭ по биологии.
Пособие включает:
• более 1000 новых заданий разных типов;
• справочный теоретический материал;
• тренировочные варианты ОГЭ;
• ответы ко всем заданиям.
Представлены все учебные темы, знание которых проверяется экза- меном.
Издание окажет помощь учителям при подготовке учащихся к ОГЭ по био логии.
УДК 373:57
ББК 28.0я721
Л49

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Инструкция по выполнению работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Тематические задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Ботаника . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Животные . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53
Человек и его здоровье . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 100
Взаимосвязи организмов и окружающей среды . . . . . . . . . . 142
Тренировочные варианты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 163
Вариант 1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 163
Вариант 2 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 178
Ответы на тематические задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 193
Ответы на тренировочные варианты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 226

ПРЕДИСЛОВИЕ
Содержание экзаменационной работы по биологии в
9 классе соответствует обязательному минимуму основ- ных образовательных программ, а ее структура в основ- ном повторяет экзаменационную работу за старшую шко- лу. В предлагаемой работе автор рекомендует учителям, готовящим учащихся к итоговой аттестации, и школьни- кам, решившим сдавать этот экзамен, несколько выйти за пределы демоверсии нынешнего года и охватить при подготовке материал несколько большего содержания, чем предлагается сегодня. Это объясняется тем, что в ближайшее время концепция содержания единого экза- мена может быть пересмотрена. Большее внимание будет уделяться вопросам и заданиям практического характера.
Также важно отметить и то, что в работу введены за- дания по анализу текста. Сегодня это задания на сравне- ние ряда признаков объекта, но уже в следующем году они могут быть разнообразнее. Поэтому в данной работе вы встретитесь с заданиями разного, а не только привыч- ного типа. Они включены в раздел «Биология человека» и в 4 тренировочных варианта экзаменационных работ.
Включение таких заданий поможет вам сориентироваться в возможных изменениях будущих испытаний и научить- ся отвечать на самые разнообразные вопросы.
Количество и уровень сложности многих заданий тако- вы, что над ними следует подумать и, может быть, лиш- ний раз поискать ответ в учебнике. Но, как говорится,
«тяжело в ученье, легко в бою». Тренировки для того и нужны, чтобы во время испытаний добиться победы.
Желаем успехов!

ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РАБОТЫ
На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 2 частей и включает 32 задания.
Часть 1 содержит 28 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 4 задания с развернутым ответом.
Ответы к заданиям 1—22 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа.
Эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы.
Ответы к заданиям 23—28 записываются в виде по- следовательности цифр в поле ответа в тексте работы.
Часть 2 содержит 4 задания (29—32), на которые сле- дует дать развернутый ответ, из них 1 — с развернутым ответом повышенного уровня, 1 — на нахождение ошибок в предложенном тексте, 3 — по работе с текстом. Для вы- полнения последних трех заданий необходимо уметь от- бирать нужную информацию из текста, раскрывать (в том числе на примерах) его отдельные положения, соотносить сведения из текста со знаниями, полученными при изуче- нии курса, применять имеющиеся знания для анализа яв- лений и событий, высказывать и обосновывать собственное мнение.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. С целью экономии времени пропускайте зада- ние, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то можно вернуться к пропущенным за- даниям.
За каждый правильный ответ в зависимости от слож- ности задания дается один или более баллов. Баллы, по- лученные вами за все выполненные задания, суммируют- ся. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно большее количество баллов.

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов.
1.
Научный метод, обобщающий знания в определен- ной области и прогнозирующий появление новых фактов и новых знаний, называется
1) гипотезой
2) экспериментом
3) наблюдением
4) теорией
2.
Изучением передачи наследственных признаков ор- ганизма занимается
1) ботаника
2) зоология
3) генетика
4) экология
3.
Минимальным уровнем организации жизни, на кото- ром проявляется такое свойство живых систем, как способность к обмену веществ, энергии, информации, является
1) биосферный
2) молекулярный
3) организменный
4) клеточный
4.
Высшим уровнем организации жизни является
1) биосферный
2) биогеоценотический
3) популяционно-видовой
4) организменный

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
6
5.
Основным научным методом исследования в самый ранний период развития биологии был
1) экспериментальный
2) микроскопия
3) сравнительно-исторический
4) метод наблюдения и описания объектов
6.
Какое из приведенных утверждений наиболее пра- вильно?
1)
Все организмы обладают одинаково сложным уровнем организации
2) Все организмы обладают высоким уровнем обмена веществ
3) Все организмы одинаково реагируют на окружа- ющую среду
4) Все организмы обладают одинаковым механизмом передачи наследственной информации
7.
Найдите утверждение, соответствующее положениям клеточной теории.
1) Растения, вирусы, животные и бактерии состоят из клеток
2) Клетка — мельчайшая структурная и функцио- нальная единица живого организма
3) Все клетки образуют гаметы
4) Все клетки имеют ядра
8.
Межвидовые отношения начинают проявляться на уровне
1) биогеоценотическом
3) организменном
2) популяционном
4) биосферном
9.
Изменение строения белка в результате мутации происходит на уровне
1) клеточном
3) организменном
2) молекулярном
4) популяционном
10.
Первым надорганизменным уровнем жизни является
1) биосферный
2) биогеоценотический

БОТАНИКА
7
3) популяционно-видовой
4) клеточный
11.
Предметом изучения биологии является(-ются)
1) строение и функции организма
2) природные явления
3) закономерности развития и функционирования живых систем
4) строение и функции растений и животных
12. Элементарной живой системой можно считать
1) молекулу ДНК
2) вирус кори
3) инфузорию-туфельку
4) муравейник
13.
Положение теории эволюции о нескрещиваемости разных видов подтвердило открытие
1) строения и функций половых клеток
2) числа хромосом, характерного для особей одного вида
3) естественного отбора в природе
4) существование двойного набора хромосом в зиготе
14. Клеточная теория обобщает представления о
1) родстве всех существующих организмов
2) различиях между представителями разных царств
3) различных причинах происхождения организмов
4) сходстве в строении и развитии организмов
БОТАНИКА
Часть 1
Царство растений, их многообразие. Особенности строения, жизнедеятельности, размножение. Роль растений в природе и повседневной жизни человека.
Меры профилактики отравлений, вызываемых ядовитыми растениями. Культурные растения и приемы их выращивания.

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
8
1.
Одна сосна в отличие от горы
1) тратит энергию и пополняет ее
2) постоянно разрушается под влиянием внешней среды
3) может изменять свое строение
4) может изменять свою форму
2.
К растениям относятся
1) только многоклеточные организмы
2) одноклеточные организмы
3) многоклеточные и одноклеточные организмы
4) неклеточные, одноклеточные и многоклеточные формы
3.
На русский язык слова «растение, трава» переводят- ся как
1) «ботанэ»
3) «дендро»
2) «биос»
4) «логос»
4.
Не является органом цветкового растения
1) соцветие
3) побег
2) цветок
4) корень
5.
Генеративным органом цветкового растения является
1) стебель
3) шишка
2) цветок
4) коробочка со спорами
6.
Растительный организм представляет собой биологи- ческую систему, потому что
1) он состоит из множества органов
2) все его органы взаимосвязаны и взаимодействуют между собой
3) он связан с другими организмами
4) он связан с окружающей средой
7.
Ночных насекомых-опылителей скорее привлекает
1) форма цветка
2) окраска цветка
3) размеры цветка
4) аромат цветка

БОТАНИКА
9
8.
Кустарничком является
1) вяз
2) лещина
3) можжевельник
4) клюква
9.
Банан относят к
1) однолетним травам
2) деревьям
3) многолетним травам
4) кустарникам
10.
За один год может заканчивать свой жизненный цикл
1) пшеница
3) свекла
2) морковь
4) редька
11. Липа отличается от жука
1) способностью к росту
2) способом питания
3) отсутствием покровной ткани
4) неклеточным строением
12.
Растения считаются на Земле основным источником
1) углекислого газа
3) водорода
2) азота
4) кислорода
13.
Корни одного растения называют корневой системой, потому что
1) у растения много корней
2) все корни растения связаны общей функцией
3) у корней разные названия
4) все корни растут из одного корня
14.
Какую из перечисленных функций корни не выпол- няют?
1) закрепление растения в почве
2) всасывание воды и минеральных солей из почвы
3) запасание питательных веществ
4) образование питательных веществ в растении

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
10
15.
Корни, которые образуются на донце луковицы чес- нока, называются
1) стержневыми
3) боковыми
2) воздушными
4) придаточными
16.
Почки, из которых вырастают яблоки, называются
1) вегетативными
3) придаточными
2) генеративными
4) верхушечными
17.
Сходство между корнем и стеблем проявляется в том, что оба органа
1) растут своей верхушкой
2) делятся на одинаковые функциональные зоны
3) имеют почки
4) растут из почки
18.
Если у растения сетчатое жилкование листьев, то это скорее всего
1) однодольное растение
2) двудольное растение
3) с равной вероятностью однодольное или двудоль- ное растение
4) хвойное растение
19.
Если у растения параллельное или дуговое жилко- вание листьев, то у этого растения скорее всего
1) стержневая корневая система
2) мочковатая корневая система
3) с равной вероятностью может быть любая корне- вая система
4) тип жилкования не связан с типом корневой си- стемы
20.
Корень, стебель и лист — отдельные органы расте- ния, потому что
1) они состоят из совершенно разных тканей
2) выполняют разные функции
3) каждый из органов может существовать самосто- ятельно
4) они находятся в разных условиях среды

БОТАНИКА
11
21
1
. Основное отличие листа березы от листа дуба за- ключается в
1) сложности строения
2) типе жилкования листьев
3) количестве хромосом в клетках
4) количестве хлоропластов в листьях
22.
К вегетативным органам и частям растения не от- носится
1) цветок
3) лист
2) стебель
4) почка генеративная
23. Плод вишни образуется из
1) цветоложа
3) пыльника
2) завязи
4) столбика пестика
24. Пыльца образуется в
1) пестике
3) тычинке
2) завязи
4) чашечке
25.
Между первым и вторым понятием существует опре- деленная связь. Такая же связь существует между третьим и одним из предложенных понятий. Най- дите это понятие.
Лист : фотосинтез = цветок : ________________
1) размножение
3) питание
2) дыхание
4) рост
26. Семена образуются
1) на рыльце пестика
2) в завязи пестика
3) в столбике пестика
4) в пыльнике тычинки
27. Создание первого микроскопа относится к
1) XVII веку
2) XII веку
3) XIX веку
4) ХХ веку
1 Звездочкой отмечены задания повышенного уровня сложности.

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
12
28.
Школьник взял для исследования сорванный с де- рева лист. Он пытался увидеть под микроскопом хлоропласты в его клетках. Ничего, кроме темно-зе- леного поля, он не увидел. В чем заключалась его ошибка?
1) в неправильной установке света
2) нужно было поставить большее увеличение
3) нужно было сделать тонкий срез листа
4) нужно было подкрасить лист красителями
29.
Антоний ван Левенгук мог быть или был знаком с
1) Наполеоном Бонапартом
2) Михайлой Ломоносовым
3) Петром Первым
4) Чарлзом Дарвином
30.
Функции, сходные с функциями таможни, в расти- тельной клетке выполняет
1) цитоплазма
3) вакуоль
2) клеточная стенка
4) ядро
31. Клеточный сок обычно заполняет
1) молодые вакуоли
3) межклетники
2) ядро клетки
4) цитоплазму
32*. Между первым и вторым словом в задании суще- ствует определенная связь. Такая же связь существу- ет между третьим и одним из 4 слов, приведенных ниже. Найдите это слово.
Растение : лист = клетка :
1) корень
3) пестик
2) стебель
4) ядро
33. Запас питательных веществ клетки содержится в
1) ядре
3) ядрышке
2) хлоропластах
4) лейкопластах
34*. Между первым и вторым понятием в задании суще- ствует определенная связь. Такая же связь существу- ет между третьим и одним из понятий, приведенных ниже. Найдите это понятие.

БОТАНИКА
13
Хлоропласты : зеленые пластиды = наследственный аппарат клетки :
1) хромопласты
3) лейкопласты
2) хромосомы
4) ядрышки
35.
Общим признаком клеток всех существующих на
Земле организмов является
1) обмен веществ
2) одинаковое количество хромосом
3) наличие хлоропластов
4) одинаковое строение
36.
Живые клетки разных видов растений отличаются друг от друга
1) количеством ядер
2) наличием клеточной стенки
3) наличием хромосом
4) числом хромосом
37.
Образовавшиеся после деления клетки корня несут
1) измененную наследственную информацию
2) информацию, такую же как и в материнских клетках
3) в два раза меньше информации
4) в два раза больше информации
38.
Между первым и вторым понятием в задании суще- ствует определенная связь. Такая же связь существу- ет между третьим и одним из понятий, приведенных ниже. Найдите это понятие.
Цитоплазма : обмен веществ = клеточная стенка :
1) фотосинтез
2) защита клетки
3) запасание веществ
4) растворение веществ
39. Дифференциация клеток и тканей — это
1) их рост
2) утрата их способности к делению
3) разделение по строению и функциям
4) прекращение развития

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
14
40. Делящиеся клетки растения относятся к ткани
1) образовательной
3) покровной
2) механической
4) основной
41. К проводящей ткани относятся
1) столбчатые клетки листа
2) корневые волоски
3) каменистые клетки груши
4) ситовидные трубки
42. Фотосинтезирующие клетки находятся
1) только в кожице листа
2) в кожице и мякоти листа
3) в жилке
4) во всех клетках листа
43.
Запасные органические вещества в стебле липы от- кладываются в клетках
1) камбия
3) кожицы
2) луба
4) сердцевины
44. Продуктами фотосинтеза являются
1) углекислый газ и вода
2) вода и кислород
3) кислород и глюкоза
4) углекислый газ и кислород
45.
Верным является утверждение, что все организмы в процессе расщепления глюкозы
1) выделяют энергию
2) используют атмосферный кислород
3) образуют органические вещества
4) используют митохондрии
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

перейти в каталог файлов


связь с админом