Главная страница

Юджин Д АквилиВинс РаузЭндрю НьюбергТайна Бога и наука о мозге. Нейробиология


Скачать 0.78 Mb.
НазваниеЮджин Д АквилиВинс РаузЭндрю НьюбергТайна Бога и наука о мозге. Нейробиология
АнкорEndryu_Nyuberg_-_quot_Tayna_Boga_i_nauka_o_mozge_Neyrobiologia_very_i_religioznogo_opyta_quot.fb2
Дата01.04.2018
Размер0.78 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла?art=6527968&format=a4.pdf&lfrom=241867179
оригинальный pdf просмотр
ТипРеферат
#25989
страница1 из 7
Каталогslava_orakul

С этим файлом связано 48 файл(ов). Среди них: Kogda_ochen_khochesh_kogo-to_sozhrat_no_potom_vspominaesh_chto_l, Koty_NLO.gif, Azhazha_V_G_Pogonya_za_NLO.pdf, Azhazha_V_G_NLO_Postizhenie_tayny.pdf, Azhazha_V_G_-_Khronika_vremyon_letayuschikh_tarelok.pdf, Филос - Гражданин двух планет - 2011.doc, sharikov_yu_n_komissar_o_n_dolmeny_kavkaza_geologicheskie_as.pdf, Kak_nachinaetsya_groza.gif, Купцова Людмила – Общение с мудрецами дольменов. Места силы, дол и ещё 38 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7

Юджин Д'Аквили
Винс Рауз
Эндрю Ньюберг
Тайна Бога и наука о мозге. Нейробиология
веры и религиозного опыта
Текст предоставлен правообладателем
http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=6527968
Тайна Бога и наука о мозге. Нейробиология веры и религиозного опыта: Эксмо; М.:; 2013
ISBN 978-5-699-66783-3
Аннотация
Как работает наш мозг? Что такое сознание и ум? Есть ли высшая реальность? Можно ли сфотографировать Бога? Как возникают религиозные и мистические переживания?
Почему миф – это не просто сказка? Какие удивительные механизмы запускает в человеке вера в сверхъестественное? Как действуют религиозные ритуалы? Впервые на русском языке эпохальный труд известнейших специалистов по нейробиологии, чьи уникальные исследования перевернули все представления о религиозности и духовности.

Ю. Д'Аквили, В. Рауз, Э. Ньюберг. «Тайна Бога и наука о мозге. Нейробиология веры и религиозного опыта»
3
Содержание
* * *
4 1. Фотография Бога. Введение в биологию веры
6
Метод: как уловить духовную реальность
7
Данные, которые мы получаем
9 2. Аппараты мозга. Механизм восприятия
14
Что делает нас людьми: кора головного мозга
19
Как мозг собирает ощущения в целостную картину
23
Как мы понимаем окружающий мир и как на него реагируем
26
Определение Я: ориентационно-ассоциативная зона
26
Локализация воли: ассоциативная зона внимания
27
Создание каталога мира: вербально-концептуальная ассоциативная зона
29
Как мозг создает свой ум
31 3. Архитектура мозга. Как мозг строит ум
33
Системы возбуждения и умиротворения
35
Автономные состояния и духовный опыт
37 1. Наивысшая умиротворенность
37 2. Наивысшее возбуждение
37 3. Наивысшая умиротворенность со вспышкой возбуждения
37 4. Наивысшее возбуждение со вспышкой умиротворенности
38
Эмоциональный мозг: лимбическая система
39
Главный контролер: гипоталамус
40
Сторожевой пес: миндалевидное тело
40
Дипломат: гиппокамп
41
Как мозг понимает мир: когнитивные операторы
43
Способность видеть лес за деревьями: холистический оператор
45
Способность видеть деревья за лесом: редукционный оператор
45
Систематика ума: абстрагирующий оператор
45
Математический ум: количественный оператор
45
Как и почему: каузальный оператор
46
Либо то, либо это: бинарный оператор
46
Выхода нет: экзистенциальный оператор
46
Чувство происходящего: оператор эмоциональной ценности
47
Мозг в действии
48 4. Производство мифов. Стремление придумывать истории и верования
49
Конец ознакомительного фрагмента.
50

Ю. Д'Аквили, В. Рауз, Э. Ньюберг. «Тайна Бога и наука о мозге. Нейробиология веры и религиозного опыта»
4
Эндрю Ньюберг, Юджин
Д'Аквили, Винс Рауз
Тайна Бога и наука о мозге.
Нейробиология веры
и религиозного опыта
Нашим семьям
* * *
«Это действительно блестяще… Одна из самых потрясающих книг, что я читала, занимаясь нейропсихиатрией и вопросами интуиции».
Мона Лиза Шульц, доктор медицины, доктор философии, автор книги
«Пробуждение интуиции»
«Этот труд крайне важен для дальнейшего развития отношений между наукой и религией. Как ученые, исследовавшие нейробиологические основы религиозного опыта, давшие его богословский анализ и оценку,
авторы данной книги – единственные в своем роде. Книга убедительно показывает нам, что ум неизбежно склонен к духовности и религиозным переживаниям».
Отец Рональд Мэрфи, Орден Иезуитов, профессор Университета
Джорджтауна
«Эта важная книга знакомит обычного читателя, исследователя и клинициста с новыми открытиями в области нейробиологии, касающимися влияния духовных переживаний на мозг, здоровье и болезни. Превосходный учебник».
Дэвид Ларсон, доктор медицины, магистр здравоохранения, президент
Национального института исследований в области здравоохранения
«Удивительная работа отдела медицинских исследований
Пенсильванского университета в рождающейся на наших глазах новой области нейротеологии».
Издание Национальной ассоциации регулирования фармацевтического дела
(Канада) NAPRA ReView
«Эта книга заставит вас серьезно задуматься о религии… поскольку она дает общие основы для размышлений и дискуссий о духовной жизни
Ньюберг, д’Аквили и Рауз сделали великое дело, написав эту смелую книгу.
Ее следовало бы читать не только в религиозных кругах, но и в группах,
обсуждающих прочитанные книги, и школах».
Газета The Providence Journal

Ю. Д'Аквили, В. Рауз, Э. Ньюберг. «Тайна Бога и наука о мозге. Нейробиология веры и религиозного опыта»
5
«Легко написанная и легко читающаяся… завораживающая книга о взаимоотношениях нашего ума и наивысшей реальности»
Журнал Catholic Digest

Ю. Д'Аквили, В. Рауз, Э. Ньюберг. «Тайна Бога и наука о мозге. Нейробиология веры и религиозного опыта»
6
1. Фотография Бога. Введение в биологию веры
В маленькой темной лаборатории большого университетского госпиталя молодой человек по имени Роберт зажигает свечи, воскуряет палочку с жасминовым благовонием,
а затем садится на пол и с легкостью принимает позу лотоса. Верный буддист, практикую- щий тибетскую медитацию, он собирается снова отправиться во внутреннее созерцательное путешествие. Как обычно, Роберт стремится к тому, чтобы утихло непрестанное пустосло- вие ума и он мог погрузиться в более глубокую и более ясную внутреннюю реальность.
Подобные путешествия он совершал уже тысячу раз, но сейчас происходит нечто особое:
пока он входит во внутреннюю духовную реальность, так что материальный мир вокруг него становится бледной иллюзией, он почти в буквальном смысле остается связан с физическим здесь и теперь с помощью хлопчатобумажной бечевки.
Один свернутый конец бечевки лежит около Роберта, другой находится за закрытой дверью лаборатории в соседней комнате на моем пальце – я сижу вместе с моим другом и многолетним коллегой по исследовательской работе доктором Юджином д’Аквили. Мы с
Джином ждем, когда Роберт через веревочку подаст нам сигнал о том, что его медитативное состояние достигло своей трансцендентной вершины. Именно момент духовного подъема представляет для нас особый интерес.
1 1
Поскольку суждение о том моменте, когда медитация достигает вершины, крайне субъективно, его очень трудно определить и еще труднее измерить. Тем не менее такое «пиковое» состояние крайне интересно, поскольку оно несет в себе самый глубокий духовный смысл и сильнее всего влияет на человека. Пиковое переживание можно выявить с помо- щью нескольких различных инструментов, которые позволяют одновременно следить за изменением разных параметров.
Легче всего идентифицировать подобные моменты, следя за такими показателями, как ток крови в мозге, электрическая активность мозга и некоторые соматические реакции, в частности артериальное давление и частота сердечных сокраще- ний. Начиная наши исследования, мы старались ориентироваться на субъективные ощущения человека, оценивающего свои переживания. Вот почему погруженные в медитацию испытуемые держали рядом с собой веревочку, которая позво- ляла им, не нарушая процесса медитации, подать нам сигнал в тот момент, когда они достигали самого глубокого состоя- ния. Поскольку мы изучали самых опытных практиков медитации, бечевка им почти или совсем не мешала. Чтобы более детально изучить эти состояния, понадобятся и другие исследования. Пока же достаточно сказать, что мы можем исследо- вать пиковые состояния или строить гипотезы о них на основе изучения «менее глубоких» состояний, несмотря на то, что нам сложно понять, когда и каким образом возникают эти пиковые переживания. Стоит назвать имена и двух других наи- более важных участников наших исследований: это доктор Абасс Алави, глава отделения ядерной медицины в госпитале
Университета Пенсильвании, который оказывал мне огромную поддержку, хотя иногда я занимался довольно странными вещами, и связанный с тем же Университетом Пенсильвании доктор Майкл Бэйм, специалист по внутренним болезням,
практикующий тибетский буддизм.

Ю. Д'Аквили, В. Рауз, Э. Ньюберг. «Тайна Бога и наука о мозге. Нейробиология веры и религиозного опыта»
7
Метод: как уловить духовную реальность
На протяжении многих лет мы с Джином изучали взаимосвязи между религиозным опытом и работой мозга, и мы надеялись, что, исследуя деятельность мозга Роберта в наи- более интенсивные и мистические моменты его медитации, мы сможем лучше понять таин- ственные связи между сознанием человека и его постоянным непреодолимым стремлением установить отношения с чем-то бульшим, чем он сам.
Ранее, беседуя с нами, Роберт пытался описать нам словами, как его медитация дости- гает духовной вершины. Сначала, говорил он, успокаивается ум, что дает возможность появиться более глубинной и определенной части Я. Роберт считает, что внутреннее Я есть самая подлинная часть его идентичности, причем эта часть никогда не меняется. Для Роберта такое внутреннее Я не метафора и не просто установка, оно имеет буквальный смысл, оно устойчиво и реально. Это то, что остается, когда сознание оставляет свои заботы, страхи,
желания и другие занятия. Он считает, что это внутреннее Я составляет саму суть его бытия.
Если на Роберта надавить в разговоре, он даже может назвать собственное Я своей «душой».
2
«Возникает чувство вечности и бесконечности…
В этот момент я как бы становлюсь частью всех и всего,
приобщаюсь к существующему»
Роберт говорит, что когда это глубинное сознание (какова бы ни была его природа)
возникает в моменты медитации, когда он целиком поглощен созерцанием внутреннего, то внезапно начинает понимать, что его внутреннее Я не есть нечто изолированное, но что оно неразрывно связано со всем творением. Однако когда он пытается описать этот крайне личный опыт словами, то неизбежно обращается к знакомым клише, которыми на протяже- нии веков пользовались люди, пытаясь рассказать о необъяснимых духовных переживаниях.
«Возникает чувство вечности и бесконечности, – может сказать он. – В этот момент я как бы становлюсь частью всех и всего, приобщаюсь к существующему».
3
Для традиционного ученого подобные слова не имеют никакой ценности. Наука зани- мается тем, что можно взвесить, сосчитать и измерить – а все то, что не поддается вери- фикации на основе объективного наблюдения, просто нельзя назвать научным. Хотя если бы какого-то ученого заинтересовал опыт Роберта, он как профессионал должен был бы заявить, что слова практика медитации носят слишком личный и слишком спекулятивный характер, так что они вряд ли указывают на какой-либо конкретный феномен в материаль- ном мире.
4
Однако после многих лет исследовательской работы мы с Джином пришли к убежде- нию, что переживания, о которых сообщает Роберт, вполне реальны и их можно измерить и верифицировать с помощью настоящей науки
5
. Вот что заставляет меня сидеть за спиной у
Джина в тесном смотровом кабинете, держа между пальцами тонкую веревочку: я жду, когда
2
Здесь слово «душа» используется в самом широком смысле, иначе оно могло бы породить путаницу между восточ- ными и западными представлениями о религии и духовности. Представления буддистов очень трудно объяснить в рамках мышления Запада. Тем не менее здесь мы попытались представить эти представления как можно в более простой форме.
3
Описывая свои переживания, наши испытуемые обычно говорят о чувстве единства с миром, об исчезновении Я и сильных эмоциях, как правило связанных с состоянием глубокого покоя.
4
В типичном случае научный метод позволяет называть «реальными» лишь те вещи, которые можно измерить.
5
Слово «реальный» здесь не обязательно предполагает существование некой внешней реальности, связанной с таким переживанием, оно говорит о том, что это переживание обладает по меньшей мере внутренней реальностью.

Ю. Д'Аквили, В. Рауз, Э. Ньюберг. «Тайна Бога и наука о мозге. Нейробиология веры и религиозного опыта»
8
у Роберта наступит момент мистического полета, потому что хочу «сфотографировать» это переживание.
6
Духовные переживания реальны, и их можно измерить и
верифицировать с помощью настоящей науки
Роберт медитирует, а мы ждем около часа. Затем я чувствую, что он осторожно тянет за веревочку. Это означает, что мне пора ввести радиоактивный материал в капельницу,
чтобы тот по длинной трубочке поступил в вену на левой руке Роберта. Мы даем ему еще немного времени на завершение медитации, а затем сразу доставляем его в один из кабине- тов отделения ядерной медицины, где находится самое современное устройство для одно- фотонной эмиссионной компьютерной томографии (ОФЭКТ). Роберт моментально оказы- вается на металлическом столе, и вокруг его головы с помощью четкого движения роботов начинают вращаться три гамма-камеры.
Камера для ОФЭКТ – это высокотехнологичное устройство для визуализации, которое выявляет радиоактивное излучение
7
. Камеры ОФЭКТ сканируют голову Роберта, выявляя место накопления радиоактивного материала, который мы ввели в тот момент, когда он потя- нул за бечевку. Этот материал распространяется по кровеносным сосудам и почти момен- тально поступает к мозговым клеткам, где и остается на протяжении нескольких часов.
Таким образом метод ОФЭКТ дает нам точный стоп-кадр состояния кровеносного потока в мозгу Роберта сразу после введения вещества – то есть именно в пиковый момент меди- тации.
Усиление притока крови к какой-то части мозга указывает на усиление активности дан- ной зоны
8
. Поскольку на сегодняшний день мы достаточно хорошо понимаем, какие функ- ции выполняют отдельные зоны мозга, мы можем предполагать, что ОФЭКТ представит нам картину работы мозга Роберта в кульминационный момент его медитации.
6
Мы понимаем, что это не просто «фотография», однако именно такова суть нашей работы. Точно запечатлеть момент интенсивного мистического переживания нелегко, кроме того, несмотря на то что наши испытуемые планируют свои упражнения по медитации, очень трудно предсказать, как долго продлится такое состояние и насколько сильным оно будет.
Тем не менее, как мы полагаем, мы в состоянии изучать процессы в мозге, которые представляют основу процесса меди- тации, и создать ясную и удивительную картину работы мозга в моменты духовных переживаний.
7
Существуют и некоторые другие технологии визуализации, подобные ОФЭКТ, которые можно использовать для исследования деятельности мозга. Это позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ) и функциональная магнитно-резонанс- ная томография (ФМРТ). У любой из подобных техник есть свои преимущества и свои недостатки по сравнению с дру- гими. Мы выбрали ОФЭКТ из практических соображений: эта техника позволяла испытуемому заниматься медитацией вне сканирующего устройства, что было бы сложнее сделать в случае ПЭТ и совсем невозможно с ФМРТ.
8
В целом усиление притока крови связано с усилением активности по той причине, что мозг сам регулирует свой кровоток в зависимости от потребностей отдельных его участков. Хотя это не абсолютное правило. В случае инсульта или травмы головы такой связи не наблюдается. Кроме того, некоторые нервные клетки активизируют какие-то участки мозга, а другие клетки подавляют их активность. Таким образом, увеличение притока крови может говорить о подавлении активности, приводящем к снижению активности мозга в целом.

Ю. Д'Аквили, В. Рауз, Э. Ньюберг. «Тайна Бога и наука о мозге. Нейробиология веры и религиозного опыта»
9
Данные, которые мы получаем
Полученные данные действительно интересны. На томограммах мы видим признаки необычной активности малого участка серого вещества на вершине задней части мозга (см.
рис. 1). Это сплетение нейронов с узко-специальной функцией называется задней верхней теменной долей, но для данной книги мы придумали иное название этого участка: ориента- ционно-ассоциативная зона, или ОАЗ.
9
Первоочередная задача ОАЗ – ориентация человека в физическом пространстве. Она оценивает, что находится выше и что ниже, помогает нам судить об углах и расстояниях и позволяет нам безопасно перемещаться в опасном физическом окружении
10
. Для выполне- ния такой функции эта зона прежде всего должна иметь ясный и устойчивый образ физиче- ских границ человека. Сказать проще, она должна четко отделять тебя от всего остального,
от того, что есть не ты, от того, что составляет остальную вселенную.
Рис. 1: В верхнем ряду представлено образ мозга испытуемого, когда тот отды-
хает; можно видеть, что уровень активности равномерно распространен по всему
мозгу. (Верхняя часть образа – это передняя часть мозга, ассоциативная зона внима-
ния, АЗВ, а нижняя часть соответствует ориентационно-ассоциативной зоне, ОАЗ.)
В нижнем ряду – образы мозга испытуемого во время медитации, при этом актив-
ность левой зоны ориентации (справа от вас) заметно меньше соответствующей пра-
вой зоны. (Чем темнее зона, тем выше ее активность, а чем светлее, тем активность
9
Здесь следует заметить, что в этой книге мы часто используем термины, неизвестные науке; иногда мы употребляем собственные понятия, которые должны помочь читателю познать механизм работы мозга. Тем не менее мы постарались дать указания на научные термины для заинтересованных.
10
В данной книге мы будем говорить о функциях различных частей мозга. Хотя функции в какой-то степени привязаны к определенным участкам мозга, не следует забывать о том, что мозг всегда работает как единая система, где для работы каждой отдельной части нужна слаженная работа других частей.

Ю. Д'Аквили, В. Рауз, Э. Ньюберг. «Тайна Бога и наука о мозге. Нейробиология веры и религиозного опыта»
10
меньше.) Мы представляем здесь черно-белые образы, поскольку это делает изображе-
ние в нужной степени контрастным при печати, хотя на экране компьютера мы видим
образы в цвете.
Может показаться странным, что мозгу понадобился специальный механизм, чтобы отличать тебя от всего остального в мире; для нормального сознания это отличие кажется чем-то до смешного очевидным. Но это объясняется именно тем, что ОАЗ исполняет свою работу добросовестно и незаметно. И при поражении этой зоны мозга человеку крайне трудно перемещаться в пространстве. Когда такой человек, например, подходит к постели,
мозг тратит столько сил на постоянную оценку углов, глубины и расстояний, что без его помощи просто лечь для человека становится невозможно трудной задачей. Без помощи зоны ориентации, которая постоянно следит за меняющимся положением тела, человек не может найти свое место в пространстве ни психически, ни физически, так что при попытке лечь на кровать он может упасть на пол или, если ему удалось оказаться на матрасе, когда он пожелает улечься покомфортнее, он прижмется к стене в неудобной позе.
Но в нормальных обстоятельствах ОАЗ помогает создавать четкое ощущение физиче- ского положения в мире, так что нам об этом вовсе не приходится думать. Чтобы хорошо делать свое дело, зоне ориентации требуется постоянный приток нервных импульсов от сен- сорных датчиков со всего тела. ОАЗ сортирует и обрабатывает эти импульсы со сверхъесте- ственной скоростью в каждый момент нашей жизни. По своей невероятной трудоспособно- сти и быстроте она превосходит самые современные компьютеры.
И потому неудивительно, что образы мозга Роберта при исследовании системой
ОФЭКТ, выполненном до занятия медитацией в обычном состоянии его сознания (базовый уровень), показывают, что многие участки мозга, включая зону ориентации, находятся в состоянии высокой активности. При этом на экране мы видим пульсирующие вспышки ярко- красного или желтого цвета.
Когда медитация у Роберта достигает своей вершины, на образах мозга эта зона окра- шивается холодными зелеными и голубыми тонами, что указывает на резкое снижение ее активности.
Это открытие нас заворожило. Мы знаем, что зона ориентации никогда не отды- хает: как же нам тогда объяснить такое необычное снижение активности этого небольшого участка мозга?
И здесь нам пришла в голову удивительная мысль: если зона ориентации продолжает работать с обычной интенсивностью, но что-то заблокировало приток сенсорной информа- ции к ней
11
? Эта гипотеза позволила бы объяснить снижение мозговой активности в данной зоне. А еще любопытнее другое: это могло бы означать, что ОАЗ на время «слепнет», она лишается той информации, которая ей нужна для нормальной работы.
Что же должно произойти, спрашивали мы себя, когда ОАЗ лишится информации,
необходимой для ее работы? Будет ли она продолжать следить за границами тела? Но если к ОАЗ перестанет поступать нужная информация, она не сможет определить эти границы.
Как же в этом случае будет действовать мозг? Может быть, зона ориентации, неспо- собная найти границы телесного Я, допустит, что таких границ не существует? Быть может,
в этом случае мозг сможет наделить Я бесконечностью и воспринимать его как систему свя- зей со всеми и всем, что находится в сфере ума. И такая картина воспринимается как окон- чательная и неоспоримая реальность.
11
Подобного рода блокировка притока информации наблюдается при некоторых процессах – как нормальных, так и патологических. Многие структуры мозга лишаются притока информации в силу действия разных тормозящих систем.
Мы поговорим о подобных процессах подробнее далее.

Ю. Д'Аквили, В. Рауз, Э. Ньюберг. «Тайна Бога и наука о мозге. Нейробиология веры и религиозного опыта»
11
Именно так Роберт и поколения мистиков Востока, жившие ранее, описывали свои пиковые мистические и духовные переживания и наивысшие моменты медитации. Вот как об этом говорят Упанишады индуистов:
  1   2   3   4   5   6   7

перейти в каталог файлов
связь с админом