Главная страница
qrcode

Уровень стоматологических знаний у школьников г. Новосибирска


Скачать 34.68 Kb.
НазваниеУровень стоматологических знаний у школьников г. Новосибирска
Дата25.03.2020
Размер34.68 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла«Уровень стоматологических знаний у школьников г. Новосибирска».
ТипРеферат
#40310
Каталог

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Новосибирский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

УИРС

Тема: «Уровень стоматологических знаний у школьников г. Новосибирска».

Выполнил: студент стоматологического факультета

3 курса 14 группы


Проверил: руководитель производственной

практики_____________________________

Новосибирск, 2020

Содержание.



1.Введение 3

2.Материалы и методы исследования 4

3.Литературный обзор 5

4.Результаты и методы исследования 6

5.Анализ собственных данных в соответствии с темой 8

6.Вывод 9

7.Список использованной литературы 10

Введение.

Актуальность.

Здоровье человека - один из важнейших критериев, определяющих качество жизни. Чем здоровее человек, тем легче он справляется с ежедневной работой, нагрузками и стрессовыми ситуациями.

Здоровье молодежи - основной показатель благополучия общества и возможности его развития. Сохранять здоровье с детских лет первостепенная задача человека, в решении которой необходима помощь врача. Любой специалист, а в особенности стоматолог, должен помнить, что

самое лучшее лечение - это профилактика.

В структуре молодежи большую долю составляют школьники. Они испытывают большие психоэмоциональные и умственные нагрузки. Эти факторы серьезно влияют на состояние организма в целом и состояние полости рта, которая также является важным показателем здоровья, в частности. Стоматологическая заболеваемость населения в целом и у школьников в частности является актуальной проблемой современного общества

В настоящее время современная стоматологическая наука достигла достаточного уровня развития, чтобы обеспечить врачей, школьников и пациентов адекватными знаниями в области этиологии, патогенеза и лечения

основных стоматологических заболеваний.

Данная проблема продолжает оставаться одной из важнейших и актуальных в практической стоматологии. Поэтому становится все более ясным, что основным способом борьбы с основными стоматологическими заболеваниями в настоящее время является первичная профилактика, которую и определяют стоматологические знания.

Индивидуальная гигиена полости рта является основным звеном профилактики стоматологических заболеваний населения. Ежедневный уход

с помощью специализированных средств гигиены, таких как зубные щетки, зубные пасты, эликсиры, ополаскиватели позволяет сохранять здоровье полости рта и предупреждать развитие заболеваний твердых тканей зубов и

пародонта.
2.Материалы и методы исследования.


Было проведено стоматологическое обследование 25 школьников в возрасте от 8 до 14 лет. Данные,  характеризующие стоматологический статус,  фиксировались в «амбулаторной истории болезни стоматологического больного». Гигиену полости рта оценивали с помощью Индекса Гигиены по Федорову-Володкиной и Грину-Вермиллиону. Анкета включала вопросы касающиеся:

1) частоты посещения стоматолога.

2) частоты и характера ухода за полостью рта.

3) использования основных и дополнительных средств гигиены полости рта, преобладания блюд в рационе.

4) употребления десерта, сладких газированных напитков.

5) причин возникновения основных стоматологических заболеваний и вопросов профилактики.

6)причин формирования неправильного прикуса.
3.Литературный обзор

По результатам эпидемиологического обследования детей г. Новосибирска установлено, что распространенность кариеса зубов возрастает в среднем с 47,8 % в 3-летнем возрасте до 95 % в 15-летнем возрасте. Интенсивность поражения увеличивается соответственно в среднем с 2,67 до 4,56. Кариозный процесс зубов у детей г. Новосибирска характеризуется высокой распространенностью и средним уровнем интенсивности по классификации ВОЗ. Выявлены определенные закономерности: интенсивный рост кариозного поражения в возрасте 3–7 лет, стабилизация процесса в возрасте 7–8 лет, снижение показателей в возрасте 8–12 лет за счет смены временного прикуса на постоянный и очередной подъем показателей с 12–13 лет.

По анализу КПИ обнаруживаются следующие тенденции в распределении признаков поражения пародонта: с возрастом отмечено увеличение кровоточивости, наличия минерализованных зубных отложений, в 12 лет — деструктивные изменения в виде пародонтальных карманов.

Так как в настоящее время традиционных методов ухода за полостью рта, применяемых широкими слоями населения, недостаточно для эффективной профилактики кариеса и заболеваний пародонта. Добиться эффективного и качественного их выполнения возможно лишь при условии мотивированного отношения к лечебно-профилактическим мероприятиям самого пациента (Цепов Л.М., 2006). Именно поэтому необходима активная стоматологическая просветительная работа, проводимая на массовом, групповом и индивидуальном уровнях и направленная на привитие навыков ухода за полостью рта.


Большинство школьников (73,1%) чистят зубы 2 раза в день, а 23,1% – один раз в день, но 0,4% школьников не чистят их вообще. Предпочитают очищать зубы горизонтальными движениями 18,5% опрошенных, 20,6% осуществляют чистку зубов вертикальными (подметающими) движениями и 33,2% чистят зубы круговыми движениями. Таким образом, можно сделать вывод, что школьники имеют слабое представление о правилах чистки зубов. Большинство школьников для ухода за полостью рта используют зубную пасту - 87,4% опрошенных, эликсиры и ополаскиватели используют 4,2% школьников, 3,4% пользуются зубочистками, жевательные резинки предпочитают 8,8% (Эти данные можно объяснить широкой рекламной компанией данной продукции,  постоянно проходящей в средствах массовой информации), а зубной порошок применяют 0,4%, то есть большинство не использует никаких дополнительных средств гигиены, что, скорее всего связано с отсутствием информации об ассортименте дополнительных средств и правилах их использования. Профилактические мероприятия в виде покрытия зубов фтор - лаком проводились всего лишь у 7,1%, обучение чистке зубов проводилось 14,7% опрошенным, 18,5% школьников не проводилось никаких профилактических мероприятий, оставшиеся 59,6% школьников уже нуждались в лечении кариеса и его осложнений. Данные анкетирования по вопросам информированности о причинах заболеваний зубов показали, что 66,4% опрошенных не полностью информированы и хотели бы знать больше, достаточно знают о причинах возникновения заболеваний зубов всего лишь 12,2% школьников, недостаточно информированными считают себя 19,7% опрошенных и 1,7% школьников ответили, что совсем ничего не знают. Полученные результаты свидетельствуют об отсутствии пропаганды профилактики стоматологических заболеваний и уроках гигиены полости рта, что, безусловно, необходимо для снижения уровня заболеваемости.

На вопрос нуждаетесь ли вы в обучении правилам чистки зубов, как предупреждение стоматологических заболеваний 43,3% школьников ответили, что не знают, будет ли от этого польза, 34,5% опрошенных не видят в этом необходимости, лишь 8,8% школьников считают полезным обучение правилам чистки зубов, что свидетельствует о низкой мотивированности в поддержании своего здоровья и получения новой полезной информации.

На вопрос о необходимости исправления неправильного прикуса 44,6% школьников ответили, что не нуждаются, 32,9% опрошенных считают, что им необходимо ортодонтическое лечение и 22,5% школьников не знают ответа на этот вопрос. Лечение неправильного прикуса 75,2% опрошенным рекомендовал провести врач-стоматолог. На вопрос – для чего необходимо исправление прикуса -33,2% школьников считают для улучшения эстетики и правильного жевания, только для улучшения эстетики – 27,3%, только для правильного жевания – 23,5% и 16,4% опрошенных считают, что нет необходимости в исправлении прикуса.

Полученные данные говорят о низкой информированности школьников по поводу заболеваний полости рта, их причинах и возможных последствиях. Врач-стоматолог должен знать о средствах гигиены полости рта, давать рекомендации по рациональному их использованию в соответствии со стоматологическим статусом, обязан сформировать у школьников мотивированное отношение к гигиене полости рта как неотъемлемой части оздоровления организма, предоставить информацию о методах лечения основных стоматологических заболеваний.

Анализ собственных данных в соответствии с темой.

1. Нас насторожило, что только половина проанкетированных школьников меняет щетку один раз в 3 месяца, остальные ориентируются на индикацию щетины или степень её износа. Это факт свидетельствует о недостаточно хорошей информированности школьников, почему щетку необходимо менять каждые три месяца.

2. Только 30% школьников посещают стоматолога один раз в шесть месяцев и пользуются данными рекомендациями по гигиене полости рта. Вообще не посещают врача стоматолога 50% школьников.

3. При выборе зубной пасты 45% школьников ориентируется на ценовой показатель, 30% следует рекомендациям стоматолога и 15% обращает внимание на лечебные свойства пасты. Низкий уровень гигиенических знаний. Социальная проблема – не достаточное материальное обеспечение

4. Анализируя рацион питания и пищевые привычки хотелось бы отметить, что больше половины опрошенных 57,5% употребляют сладкое каждый день и предпочитают шоколад. После перекусов для восстановления РН полости рта необходимо использовать хотя бы жевательные резинки и пенки, самое простое прополоскать рот водой.

6.Выводы.

1. Проведя анализ анкет, мы поняли, что школьники плохо информированы о необходимости рационального питания. Конечно, школьникам, которые целый день учатся очень сложно правильно питаться. В связи с этим, мы считаем необходимым создать памятки об основах рационального питания и распространить их среди школьников.

2. Кроме того, необходимо заниматься стоматологическим просвещением, уроками гигиены в школах с целью просвещения учащихся. Пропагандировать здоровый образа жизни среди школьников.

3. Уроки стоматологического могут походить в формате бесед, просмотров обучающих фильмов и презентаций. Так же можно наладить выпуск и раздачу памяток о правилах гигиены полости рта и правильном и рациональном питании.

4. Поскольку большинство школьников получает интересующую их информацию из сети Интернет, целесообразно создать единую группу в социальной сети, посвященную профилактической стоматологии и в которой школьники могли задавать вопросы студентам-стоматологам и преподавателям и информировать их о состоянии полости рта и давать рекомендации относительно использования основных и дополнительных средств гигиены.
7.Список литературы.

1) Аверьянов С.В., Ромейко И.В., Пупыкина Е.В. интервьюирование как метод определения уровня санитарно – гигиенических знаний//Проблемы стоматологии , 2015.

2) Эпидемиологические аспекты кариозной болезни у школьников Новосибирска / А. К.Базин [и др.] // Сиб. мед. обозрение. — 2011

3) Железный П. А. Оценка распространенности и интенсивности кариеса зубов у детей Новосибирска / П. А.Железный, А. К. Базин, Т. В. Бородина // Бюл. СО РАМН. — 2003.

4) Алешанов К.А. Роль и проблемы внедрения медицинских стандартов в стоматологии / О.Ю.Афанасьева, А.В. Малюков, И.А. Максютин, А.С.

Сербин, К.А. Алешанов // Медицинский алфавит. – 2012.

5) Терапевтическая стоматология детского возраста : учебное пособие / П. А. Железный [и др.] ; Новосибирский гос. мед. ун-т, Новосибирская областная ассоциация врачей-стоматологов. — Новосибирск, 2007


перейти в каталог файлов


связь с админом