Главная страница
qrcode

психология учебник. ульяновский государственный технический университет


Названиеульяновский государственный технический университет
Дата11.08.2019
Размер1.82 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлапсихология учебник.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебное пособие
#37037
страница1 из 19
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ПСИХОЛОГИЯ
Учебное пособие
Т. 1
Для студентов экономико-математического факультета очной и заочной форм обучения
Направление 08020062 «Менеджмент»
Направление 08010062 «Экономика»
Автор-составитель А. Р. Трощий
Ульяновск
УлГТУ
2011

2
УДК 159.9(075.8)
ББК 88.3
Т 76
Рецензенты:
Кафедра психологии Ульяновского государственного университета
(Зав. кафедрой д.псих.н., проф. Калинина Н. В.)
Ефимова О. И., канд. псих. наук, доцент кафедры «Психология»
Ульяновского государственного университета
Утверждено редакционно-издательским советом в качестве учебного пособия
Психология : учебное пособие : в 2 т. Т. 1 / автор-составитель
А. Р. Трощий. – Ульяновск : УлГТУ, 2011. – 194 с.
ISBN 978-5-9795-0906-8
В учебном пособии освещены вопросы курса «Психология», соответствующие требованиям к обязательному минимуму содержания образовательной программы цикла общепрофессиональных дисциплин для студентов направлений 08020062 «Менеджмент» и 08010062 «Экономика».
Может быть использовано студентами других специальностей.
Печатается в авторской редакции.
УДК 159.9(075.8)
ББК 88.3
© Трощий А. Р., автор-составитель, 2011
ISBN 978-5-9795-0906-8
© Оформление. УлГТУ, 2011
П 86

3
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ................................................................................................................. 6
РАЗДЕЛ 1. ОБЩЕМЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ... 9
Тема 1.1. Психология как наука ............................................................................. 9 1.1.1. Душа и психика ................................................................................................. 9 1.1.2. Объект, предмет, задачи психологии ............................................................ 10 1.1.3. Законы, принципы, эффекты и феномены в психологии ............................ 11 1.1.3.1. Принципы психологии и поведения ........................................................... 12 1.1.3.2. Эффекты психологии ................................................................................... 14 1.1.3.3. Феномены психологии ................................................................................. 15 1.1.4. Место психологии в системе наук ................................................................. 16 1.1.5. Основные отрасли психологии ...................................................................... 17 1.1.6. Методы эмпирических исследований в психологии ................................... 21
Контрольные вопросы, задания и тесты ................................................................. 33
РАЗДЕЛ 2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ .. 41
Тема 2.1. Развитие психологии в различные эпохи .......................................... 41 2.1.1. Античная психология ...................................................................................... 41 2.1.2. Психология в эпоху раннего феодализма ..................................................... 45 2.1.3. Арабоязычная наука в средние века .............................................................. 46 2.1.4. Психология эпохи средневековья в Европе .................................................. 46 2.1.5. Психология эпохи Возрождения ................................................................... 48 2.1.6. Психология эпохи Просвещения. Открытия эпохи ..................................... 49
Просвещения .............................................................................................................. 49
Контрольные вопросы, задания и тесты ................................................................. 49
Тема 2.2. Основные направления и школы в психологии .............................. 53 2.2.1. Структуралистское направление (структурная школа) ............................... 53 2.2.2. Функционалистский подход (функционализм) ............................................ 54 2.2.3. Бихевиористский подход (бихевиоризм) ...................................................... 55 2.2.4. Психоанализ (фрейдизм) ................................................................................ 56 2.2.5. Психологическая защита как защитный механизм психики ...................... 64 2.2.5.1. Виды психологической защиты .................................................................. 66 2.2.6. Неофрейдизм .................................................................................................... 72 2.2.6.1. Индивидуальная психология А. Адлера .................................................... 72 2.2.6.2. Аналитическая психология К. Г. Юнга ..................................................... 76 2.2.7. Гештальтпсихология ....................................................................................... 80 2.2.8. Гуманистическая психология......................................................................... 82
Контрольные вопросы, задания и тесты ................................................................. 83

4
Тема 2.3. Развитие российской психологии ....................................................... 91 2.3.1. Зарождение и развитие отечественной психологии .................................... 91 2.3.2. Основные принципы психологии, сформулированные .............................. 92 отечественными психологами .................................................................................. 92 2.3.3. Российская психология в советский период................................................. 93
Контрольные вопросы, задания и тесты ................................................................. 95
РАЗДЕЛ 3. ПСИХИКА, МОЗГ, ОРГАНИЗМ, СОЗНАНИЕ, ПОВЕДЕНИЕ
И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ............................................................................................... 98
Тема 3.1. Психика и организм ............................................................................... 98 3.1.2. Развитие психики в онтогенезе и филогенезе ............................................ 100 3.1.3. Этапы социализации. Периодизация психического .................................. 107 развития в онтогенезе ............................................................................................. 107 3.1.4. Структура психики. Соотношение сознания и ........................................... 113 бессознательного ..................................................................................................... 113
Контрольные вопросы, задания и тесты ............................................................... 114
Тема 3.2. Мозг и психика ..................................................................................... 119 3.2.1. Головной мозг и локализация психических функций ............................... 119 3.2.2. Анализатор ..................................................................................................... 123 3.2.3. Структура и свойства нервной системы ..................................................... 124 3.2.4. Основные психические процессы ................................................................ 127 3.2.5. Психика, поведение и деятельность ............................................................ 127
Контрольные вопросы, задания и тесты ............................................................... 131
Тема 3.3. Сознание человека как высшая форма развития психики ......... 134 3.3.1. Сознание и его функции ............................................................................... 134 3.3.2. Структура сознания ....................................................................................... 135 3.3.3. Нарушения сознания ..................................................................................... 137
Контрольные вопросы, задания и тесты ............................................................... 138
РАЗДЕЛ 4. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ........... 140
Тема 4.1. Ощущения (сенсорика) ....................................................................... 140 4.1.1. Характеристики ощущений .......................................................................... 141 4.1.2. Явления, сопровождающие ощущения ....................................................... 142 4.1.3. Расстройства ощущений ............................................................................... 143
Контрольные вопросы, задания и тесты ............................................................... 144
Тема 4.2. Восприятие (перцепция) и его свойства .......................................... 145 4.2.1. Классификация основных видов восприятия ............................................. 146 4.2.2. Физиологические основы восприятия ......................................................... 147 4.2.3. Характеристики восприятия ......................................................................... 148 4.2.4. Свойства восприятия ..................................................................................... 148 4.2.5. Эффекты и феномены восприятия ............................................................... 149 4.2.6. Установка, аттитюд, доминанта................................................................... 150

5 4.2.7. Иллюзии восприятия ..................................................................................... 152
Контрольные вопросы, задания и тесты ............................................................... 155
Тема 4.3. Внимание ............................................................................................... 157 4.3.1. Функции, виды и характеристики внимания .............................................. 158 4.3.2. Управление вниманием ................................................................................ 159 4.3.3. Расстройства внимания ................................................................................. 159
Контрольные вопросы, задания и тесты ............................................................... 160
Тема 4.4. Память .................................................................................................... 162 4.4.1. Физиологические основы памяти ................................................................ 162 4.4.2. Виды памяти .................................................................................................. 162 4.4.3. Характеристики памяти. Развитие памяти ................................................. 165 4.4.4. Законы памяти (запоминания) ..................................................................... 165 4.4.5. Мнемотехнические методы и приёмы ........................................................ 166 4.4.6. Нарушения памяти ........................................................................................ 167
Контрольные вопросы, задания и тесты ............................................................... 167
Тема 4.5. Мышление ............................................................................................. 169 4.5.1. Стадии и виды мышления ............................................................................ 170 4.5.2. Операции мышления ..................................................................................... 174 4.5.3. Качества мышления ...................................................................................... 175 4.5.4. Речь и мышление ........................................................................................... 176 4.5.5. Экономическое мышление ........................................................................... 177 4.5.6. Мышление и интеллект ................................................................................ 178 4.5.7. Расстройства мышления ............................................................................... 178
Контрольные вопросы, задания и тесты ............................................................... 179
Тема 4.6. Воображение и представление ........................................................... 181 4.6.1. Функции воображения и его развитие ........................................................ 183 4.6.2. Приёмы воображения .................................................................................... 184 4.6.3. Творчество. Два условия рождения идей ................................................... 185 4.6.4. Представление ............................................................................................... 187
Контрольные вопросы, задания и тесты ............................................................... 188
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК .............................................................. 191

6
ВВЕДЕНИЕ
Психология как дисциплина необходима студентам, чтобы получить представление о психике человека и её природе, уметь дать психологическую характеристику личности, её темперамента, способностей, характера; знать психологические закономерности межличностных отношений в коллективе; уметь её применить полученные знания в практической деятельности, а также владеть приёмами психологического воздействия на личность.
Издание является учебным пособием по психологии для студентов экономико-математического факультета УлГТУ. Оно состоит из двух книг, включающих в себя основной курс психологических знаний, необходимых руководителю и специалисту, работающему в системе рыночной экономики. В этот курс входят сведения из разных областей психологической науки, имеющие прямое или косвенное отношение к деятельности субъектов рынка: общей пси-
хологии, психофизиологии, социальной психологии, психодиагностики, психоло-
гии управления, психологии маркетинга и некоторых других психологических
дисциплин.
Данная, первая книга учебного пособия содержит в себе общие основы психологических знаний, необходимые для более глубокого понимания и лучшего усвоения специальных разделов психологии, связанных с профильной деятельностью.
В учебном пособии раскрыты все основные темы, предусмотренные программой курса «Психология» и УМК.
Текст учебного пособия снабжен необходимым методическим аппаратом, который включает в себя контрольные вопросы и задания, темы для докладов, тесты для контроля знаний в количестве 473 шт. Наименования отдельных разделов и тем соответствуют вопросам, рассматриваемым на лекционных и семинарских занятиях. Список литературы разделен на две группы:
I – основная литература,
II – дополнительная литература, рекомендуемая для написания рефератов, подготовки тематических сообщений (докладов).
Предполагается, что студент, работающий над рефератом, докладом или занимающийся самообразованием, уже знаком с первоисточниками, включенными в группу I, используемыми на семинарских занятиях. Схема расположения литературных источников – в алфавитном порядке. Даны ссылки на интернет-источники и сайты для скачивания психологической литературы.
Издание будет доступно студентам в электронном виде, поэтому словарь основных психологических понятий не приводится во избежание загромождения пособия. В тексте даются полные и ёмкие определения основных научных понятий курса.
Аналогично построена и вторая книга пособия.
Целями изучения психологии как одной из общеобразовательных дисциплин, является формирование следующих компетенций:

7 1) знание и понимание законов развития природы, общества и мышления и умение оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности
(ОК-2);
2) владение культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения
(ОК-5);
3) готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);
4) способность находить организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность (ОК-8);
5) умение критически оценивать личные достоинства и недостатки
(ОК-11);
6) способность к экономическому образу мышления (ПК-26).
Задачи изучения дисциплины:
 повышение уровня общей и психологической культуры;
 ознакомление с основными направлениями развития психологической науки;
 формирование целостного представления о психологических особенностях человека как факторах успешности его деятельности;
 формирование умений самостоятельно мыслить и предвидеть последствия собственных действий;
 формирование умений самостоятельно учиться и адекватно оценивать свои возможности;
 формирование умений самостоятельно находить оптимальные пути достижения цели и преодоления жизненных трудностей;
 овладение понятийным аппаратом, описывающим познавательную, эмоционально-волевую, мотивационную и регуляторную сферы психического, проблемы личности, мышления, общения и деятельности, саморазвития;
 приобретение опыта анализа профессиональных проблемных ситуаций, организации профессионального общения и взаимодействия, принятия индивидуальных и совместных решений, рефлексии и развития деятельности;
 приобретение опыта выявления и учёта индивидуальнопсихологических и личностных особенностей людей, стилей их познавательной и профессиональной деятельности;
 ознакомление с методами развития профессионального мышления и творчества.

8
Трудоёмкость: 6 ЗЕТ (6 зачетных единиц трудоемкости).
Выписка из Государственных образовательных стандартов для студентов экономических специальностей 2000 г.:
1. Психология: предмет, объект и методы психологии.
2. Место психологии в системе наук.
3. История развития психологического знания
4. Основные направления в психологии.
5. Индивид, личность, субъект, индивидуальность.
6. Психика и организм.
7. Психика, поведение и деятельность.
8. Основные функции психики.
9. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза.
10. Мозг и психика.
11. Структура психики.
12. Соотношение сознания и бессознательного.
13. Основные психические процессы.
14. Структура сознания.
15. Познавательные процессы.
16. Ощущение.
17. Восприятие.
18. Представление.
19. Воображение.
20. Мышление и интеллект.
21. Творчество.
22. Внимание.
23. Мнемические процессы.
24. Эмоции и чувства.
25. Психическая регуляция поведения и деятельности.
26. Общение и речь.
27. Психология личности.
28. Межличностные отношения.
29. Психология малых групп.
30. Межгрупповые отношения и взаимодействия.

9
РАЗДЕЛ 1. ОБЩЕМЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПСИХОЛОГИИ
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

перейти в каталог файлов


связь с админом