Главная страница

Учебник по логике москва 2000 Оглавление Глава I. Предмет и значение логики Мышление как предмет изучения логики


Скачать 2.17 Mb.
НазваниеУчебник по логике москва 2000 Оглавление Глава I. Предмет и значение логики Мышление как предмет изучения логики
Анкорgetmanova_a_d_uchebnik_po_logike.pdf
Дата30.11.2017
Размер2.17 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаgetmanova_a_d_uchebnik_po_logike.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебник
#28910
страница1 из 32
Каталогryazmeduniver

С этим файлом связано 83 файл(ов). Среди них: raspisanie_-_osen.pdf, Научно-практический семинар.doc, телесно-ориентированная.doc, Разрешение на прохождение практики (NB снизу пе...docx, 20 частых вопросов первокурсника.doc, Osen_1_lech_2012-2013_nov_plan_-36_gr.doc, коллок по шизе.doc, 1 марта в 17.docx и ещё 73 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32

АД. ГЕТМАНОВА Учебник ПО ЛОГИКЕ Москва 2000 Оглавление Глава I. Предмет и значение логики
§ 1. Мышление как предмет изучения логики
§ 2. Понятие о логической форме и логическом законе. Основные этапы развития логики и ее значение в познании
§ 3. Логика и язык Глава II. Понятие
§ 1. Понятие как форма мышления
§ 2. Содержание и объем понятия
§ 3. Виды понятий
§ 4. Отношения между понятиями
§ 5. Определение понятий
§ 6. Деление понятий. Классификация
§ 7. Ограничение и обобщение понятий
§ 8. Операции с классами (объемами понятий) Глава III. Суждение
§ 1. Общая характеристика суждения
§ 2. Простое суждение
§ 3. Сложное суждение и его виды
§ 4. Выражение логических связок (логических постоянных) в естественном языке
§ 5. Отношения между суждениями по значениям истинности
§ б. Деление суждений по модальности Глава IV. Основные законы (принципы) правильного мышления
§ 1. Понятие о логическом законе
§ 2. Законы логики и их материалистическое понимание
§ 3. Использование формально-логических законов в обучении Глава У. Умозаключение
§ 1. Общее понятие об умозаключении
§ 2. Дедуктивные умозаключения
§ 3. Выводы из категорических суждений посредством их преобразования
§ 4. Простой категорический силлогизм
§ 5. Сокращенный категорический силлогизм (энтимема
§ 6. Сложные и сложносокращенные силлогизмы (полисиллогизмы, сориты, зпихейрема)
§ 7. Условные умозаключения
§ 8. Разделительные умозаключения
§ 9. Условно-разделительные (лемматические) умозаключения
§ 10. Непрямые (косвенные) выводы
8 11. Индуктивные умозаключения и их виды
§ 12. Виды неполной индукции
§ 13. Индуктивные методы установления причинных связей
§ 14. Дедукция и индукция в учебном процессе
§15. Умозаключение по аналогии и его виды. Использование аналогий в процессе обучения Глава VI. Логические основы теория аргументации
§ 1. Понятие доказательства
§ 2. Прямое и непрямое (косвенное) доказательство
§ 3. Понятие опровержения
§ 4. Правила доказательного рассуждения. Логические ошибки, встречающиеся в доказательстве и опровержении
§ 5. Понятие о софизмах и логических парадоксах
§ 6. Доказательство и дискуссия Глава VII. Гипотеза
§ 1. Гипотеза как форма развития знаний

§ 2. Построение гипотезы и этапы ее развития
§ 3. Способы подтверждения гипотез
§ 4. Опровержение гипотез
§ 5. Примеры гипотез, применяющихся на уроках в школе Глава У. Роль логики в процессе обучения
§ 1. Логическая структура вопроса
§ 2. К. Д. Ушинский и В. А. Сухомлинский о роли логики в процессе обучения в начальной школе
§ 3. Развитие логического мышления младших школьников
§ 4. Развитие логического мышления учащихся в средних и старших классах на уроках литературы, математики, истории и других предметов Глава IX. Этапы развития логики как науки я основные направления современной символической логики
§ 1. Краткие сведения из истории классической и неклассической логик
§ 2. Развитие логики в связи с проблемой обоснования математики
§ 3. Многозначные логики
§ 4. Интуиционистская логика
§ 5. Конструктивные логики
§ 6. Модальные логики
§ 7. Положительные логики
§ 8. Паранепротиворечнвая логика
* * * Глава I ПРЕДМЕТ И ЗНАЧЕНИЕ ЛОГИКИ Термин логика происходит от греческого слова logos, что значит мысль, слово, разум, закономерность, и используется как для обозначения совокупности правил, которым подчиняется процесс мышления, отражающий действительность, таки для обозначения науки о правилах рассуждения и тех формах, в которых оно осуществляется. Мы будем использовать термин логика в указанных двух смыслах. Кроме того, данный термин применяется для обозначения закономерностей объективного мира (логика вещей, логика событий. Этот смысл термина логика выходит за пределы нашей книги. Мышление изучается не только логикой, но и рядом других наук психологией, кибернетикой, педагогикой и т. д, при этом каждая из них изучает мышление в определенном, присущем ей аспекте. Так, психология исследует мышление со стороны его побудительных мотивов, выявляет индивидуальные особенности мышленя. Кибернетику интересуют аспекты мышления, которые связаны с быстрой и эффективной обработкой информации с помощью ЭВМ, взаимосвязь мышления и языка (естественного и искусственного, методы и приемы программирования, проблемы математического обеспечения ЭВМ и ряд других. Педагогика изучает мышление со стороны осуществления процесса познания входе обучения и воспитания подрастающего поколения. Физиологию высшей нервной деятельности интересуют физиологические основы мышления процессы возбуждения и торможения, происходящие в человеческом мозге как органе мышления. С иных позиций изучает мышление логика. Она исследует мышление как средство познания объективного мира, те его формы и законы, в которых происходит отражение мира в процессе мышления. Поскольку процессы познания мира в полном объеме изучаются философией, логика является философской наукой. Познание существует не в виде какого-то одного состояния, не как нечто статичное, а как процесс движения к объективной, полной, всесторонней истине. Процесс этот складывается из множества моментов, сторон, находящихся между собой в необходимой связи. Материалистическая диалектика, раскрывая содержание моментов познания, устанавливает их взаимодействие и роль входе постижения истины. С позиций материалистической диалектики анализируется общественная природа познания, активный характер познавательной деятельности людей. А мышление рассматривается как в связи с пониманием истины (объективной, абсолютной и относительной, таки в плане изучения методов и форм научного познания (например рассматриваются аксиоматические методы, метод формализаций, математические методы, вероятностные методы, методы моделирования и ряд других. Чтобы полнее выяснить значение логики как науки, необходимо рассмотреть мышление как предмет изучения логики.

§ 1. МЫШЛЕНИЕ КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ ЛОГИКИ Познание как отражение действительности Познание есть диалектический процесс отражения мира в сознании людей. Это движение мысли от незнания к знанию, от неполного и неточного знания к более полному и более точному. Люди познают мир не в силу врожденной любознательности. В основе познания мира лежит необходимость его практического изменения. Материалисты, представители философского направления, которое исходит из того, что материя первична, а сознание — свойство высокоорганизованной материи (человеческого мозга) — вторично, считают, что мири его закономерности познаваемы. Научной теорией познания является теория отражения. Суть ее сводится к следующему. Вне нашего сознания существуют материальные вещи. В мозгу человека под воздействием этих вещей возникают образы, или снимки, слепки, фотографии, копии предметов. Образы не могут существовать без реальных предметов (например, если нет самолета, тонет и его образа, но вещи существуют объективно, независимо от их образов (так, например, растения в джунглях или птицы существуют, даже если их никто не видел, те. если не существует их образов в сознании человека. Образы вещей соответствуют вещам, отображением которых они являются (например, образ слона в моем сознании и сам настоящий слон похожи. Поэтому образы имеют познавательное значение. Образ идеален, ибо он не может существовать вне сознания человека. Но образ и вещь полностью не совпадают. Что богаче Вещь. Вот поэтому мы по два раза можем смотреть кинофильм и замечать в нем новое, можем многократно смотреть одну и туже картину художника и находить в ней что-то незамеченное раньше. Так как образ беднее самой вещи, то мы не можем охватить всех деталей этой вещи. Вещь и ее свойства раскрываются нами в процессе познания. Основой познания является практика. Практика является движущей, побудительной силой познания и критерием истинности. В практической деятельности люди сталкиваются с различными свойствами предметов и явлений, часто непонятными для них. Чтобы добывать себе материальные блага, они должны изучать природу, знать ее тайны. Познание свойств предметов необходимо для того, чтобы раскрыть тайны природы и поставить их на службу человеку. Так, изучение строения атомного ядра позволило человечеству найти новый источник энергии. Приведем еще один пример. В джунглях Южной Америки водится крошечная лягушка. Ее длина всего 1—3 см, а вес 1 г, но она может убить своим ядом 50 ягуаров. Так как у индейцев одного из племен нет огнестрельного оружия, то они до сих пор пользуются духовыми ружьями, стреляя из них отравленными ядом стрелами. Необходимый им смертоносный яд они получают от этой лягушки. Это самый сильный яд животного происхождения, известный до настоящего времени. Данный пример показывает, что практическая потребность индейцев заставляет их познавать свойства яда этой лягушки. А практические потребности лечения некоторых заболеваний людей привели к открытию того, что в небольших дозах яд может быть использован как лечебное средство. В настоящее время практика поставила перед человечеством глобальные проблемы сохранение природы на нашей планете, овладение новыми источниками энергии, освоение космоса, ресурсов Мирового океана и др. Познание направлено на решение этих проблем. Все науки в конечном счете возникли из практических потребностей людей математика — из потребностей измерения земельных участков и вместимости сосудов астрономия — из потребностей мореплавания медицина — из потребностей борьбы с болезнями. Как осуществляется процесс познания Познание осуществляется в двухосновных формах — в форме чувственного познания ив форме абстрактного мышления. Практика не выделяется в особую форму, ибо процесс познания начинается с практики (как основы познания) и заканчивается практикой как критерием истины. Всякое эмпирическое познание начинается с живого созерцания, с ощущений, чувственных восприятий. Предметы воздействуют на наши органы чувств и вызывают в мозгу ощущения и восприятия. Других средств приема сигналов из внешнего мира для передачи их в мозг, кроме органов чувству человека нет. Формами чувственного познания являются ощущения, восприятия, представления. Ощущение
— это отражение отдельных свойств предметов или явлений материального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств (например, отражение свойств горького, соленого, теплого, красного, круглого, гладкого и т. д. Каждый предмет имеет не одно, а множество свойств. В ощущениях и отражаются различные свойства предметов. Ощущения как субъективный образ объективного мира возникают в коре больших
полушарий головного мозга. Чувствительность органов чувств повышается в зависимости от тренировки. Человек обычно различает 3—4 оттенка черного цвета, профессионалы — до 40 оттенков. Ощущения есть непосредственная связь сознания с внешним миром. Ощущения возникают в результате воздействия предметов на различные органы чувств зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Если человек лишен одного или нескольких органов чувств (как, например, у слепоглухонемых), то остальные органы чувств значительно обостряются и частично восполняют функции недостающих. Пьеса Гибсона Сотворившая чудо рассказывает о детстве и обучении американской слепоглухонемой девочки Элен Келлер. Эта пьеса очень ярко передает всю трудность общения с Элен и методику ее обучения. Девочка произнесла первое слово — вода, это считалось чудом. Она научилась говорить, хотя сама и не слышит своего голоса. Восприятие есть целостное отражение внешнего материального предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств (например, образ автобуса, пшеничного поля, электростанции, книги и т. д. Восприятия слагаются из ощущений. Так, восприятие апельсина слагается из таких ощущений шарообразный, оранжевый, сладкий, ароматный и др. Восприятия, хотя и являются чувственным образом отражения предмета, который на человека в данный момент воздействует, ново многом зависят от прошлого опыта. Полнота, целенаправленность восприятия, например, зеленого луга будет различной у ребенка, у взрослого, художника, биолога или крестьянина (первые восхитятся его красотой, биолог увидит в нем виды некоторых лекарственных или нелекарственных растений, крестьянин прикинет, сколько же с него можно скосить травы, получить сена и т. д. Восприятия предметов и мышление очень часто тесно переплетаются. Насколько сильно восприятия переплетаются с прежним опытом и знаниями, видно из следующей истории. Рассказывают, что один европеец, путешествуя по Центральной Африке, остановился в негритянской деревушке, жители которой не имели представления о книгах и газетах. Пока ему меняли лошадей, он раскрыл газету и начал ее читать. Вокруг него собралась толпа и внимательно следила за ним. Когда путешественник уже приготовился ехать дальше, к нему подошли местные жители и попросили продать газету за большие деньги. На вопрос путешественника, зачем нужна им газета, они ответили, что они видели, как он долго смотрел на черные изображения на ней и, очевидно, лечил свои глаза, и они хотели бы иметь у себя это лечебное средство. Так жители этой деревни, не зная, что такое чтение, и рассуждая на основе своего прежнего опыта, восприняли газету как лечебное средство. Представление
— это чувственный образ предмета, в данный момент нами не воспринимаемого, но который ранее в той или ' иной форме воспринимался. Представление может быть воспроизводящим например, у каждого есть сейчас образ своего дома, своего рабочего места, образы некоторых знакомых и родных людей, которых мы сейчас невидим. Представление может быть и творческим, в том числе фантастическим. Творческое представление у человека может возникнуть и по словесному описанию. Так, мы можем по описанию представить себе тундру или джунгли, хотя там небыли ни разу, или полярное сияние, хотя небыли на севере и не видели его. По описанию внешнего облика какого-то реального человека или литературного героя мы стараемся зрительно создать его образ, представить его внешность. Приведем пример. Вспомним в этой связи сцену из кинофильма Чарли Чаплина Граф. Мнимый граф Чарли попал в затруднительное положение. Когда передним положили большой кусок арбуза, он по неведению атаковал его без ножа и вилки. Как и следовало ожидать, выгрызать мякоть арбуза вскоре стало неудобно. Острые и жесткие края корки залезали даже в уши. Чтобы избежать этого, Чарли подвязал щеки салфеткой. Это действие уже смешно — ведь куда проще было разрезать или разломить кусок арбуза. Но оно повлекло за собой и вторичный комический эффект с подвязанной салфеткой вокруг головы Чарли приобрел вид человека, страдающего от зубной боли. Так для создания комического эффекта Чаплин использует простые явления реальной жизни, представленные в неожиданном, а потому смешном освещении. Путем чувственного отражения мы познаем явление, ноне сущность, отражаем отдельные предметы во всей их наглядности. Законы мира, сущность предметов и явлений, общее в них мы познаем посредством абстрактного мышления, более сложной формы познания. Абстрактное, или рациональное, мышление отражает мири его процессы глубже и полнее, чем чувственное познание. Переход от чувственного познания к абстрактному мышлению представляет собой скачок в процессе познания. Это — скачок от познания фактов к познанию законов. Основными формами абстрактного мышления являются понятия, суждения и умозаключения.
Понятие
— форма мышления, в которой отражаются существенные признаки одноэлементного класса или класса однородных предметов. Понятия в языке выражаются словами (портфель, трапеция) или группой слов, те. словосочетаниями (студент медицинского института, производитель материальных благ, река Нил, ураганный ветер и др. Суждение
— форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах, их свойствах или отношениях. Суждение выражается в форме повествовательного предложения. Суждения могут быть простыми и сложными. Например, Саранча опустошает поля — простое суждение, а суждение Наступила весна, и прилетели грачи — сложное, состоящее из двух простых. Умозаключение
— форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, мы по определенным правилам вывода получаем заключение. Видов умозаключений много их изучает логика. Приведем два примера
1) Все металлы — вещества. Литий — металл. Литий — вещество. Первые два суждения, написанные над чертой, называются посылками, третье суждение называется заключением.
2) Растения делятся или на однолетние, или на многолетние. Данное растение является однолетним. Данное растение не является многолетним. В процессе познания мы стремимся достичь истинного знания. Истина есть адекватное отражение в сознании человека явлений и процессов природы, общества и мышления. Истинность знания есть соответствие его действительности. Законы науки представляют собой истину. Истину могут дать нами формы чувственного познания — ощущения и восприятия. Понимание истины как соответствия знания вещам восходит к мыслителям древности, в частности к Аристотелю. Как отличить истину от заблуждения Критерием истины является практика. Под практикой понимают всю производственную и общественную деятельность людей в определенных исторических условиях, те. это материальная производственная деятельность людей в области промышленности и сельского хозяйства, политическая деятельность, научный эксперимент и т. д. Так, прежде чем пустить машину в массовое производство, ее проверяют на практике, в действии, самолеты испытывают летчики-испытатели, действие медицинских препаратов сначала проверяют на животных, потом, убедившись в их пригодности, используют для лечения людей. Прежде чем послать в космос человека, советские ученые провели серию испытаний с животными. Особенности абстрактного мышления Абстрактное мышление является формой опосредствованного и обобщенного отражения действительности. С помощью форм чувственного познания мы непосредственно познаем вещи и их свойства (видим сейчас, что этот цветок красный, слышим, что шумит море, и т. д. Абстрактное мышление позволяет нам из одних знаний получать другие, не обращаясь непосредственно копыту, к показаниям органов чувств. Так, например, по симптомам болезни врач судит о характере заболевания, поданным археологических раскопок ученые судят о жизни людей прошлых веков, по математическим расчетам производится корректировка полетов ракет и т. д. Абстрактное мышление позволяет познавать мир в обобщенных формах, одной из которых является понятие. Например, выделяя общие признаки, присущие всем учителям, мы образуем понятие учитель, аналогично образуются и другие понятия. Обобщая полученные знания, люди посредством абстрактного мышления открывают законы природы, общества и познания, проникают в сущность явлений, закономерную связь между ними. Мышление — высшее проявление сознания. Сознание вторично по происхождению, оно является отражением бытия. Но сознание, в том числе и абстрактное мышление, носит активный характер познав объективные закономерности, человек использует их в своих интересах. Активность мышления проявляется в том, что человек делает теоретические обобщения, образует понятия и суждения, строит умозаключения и гипотезы. Опираясь на предыдущие знания, человек получает возможность предвидения, создания планов развития различных отраслей народного хозяйства, науки, просвещения и т. д. Активность мышления проявляется в творческой деятельности человека, в способности воображения, в научной, художественной и другой фантазии. Абстрактное мышление определяет цель, способ и характер практической деятельности человека. Маркс писал, что самый плохой архитектор отличается от самой лучшей пчелы тем, что он, прежде чем строить что-либо, создает план своей постройки в голове. Итак, еще одной особенностью абстрактного мышления является активное отражение мира и участие в его преобразовании. Человек в практике, прежде всего в производственной, претворяет идеальное в материальное, овеществляет научные идеи в продуктах своего труда. Особенностью абстрактного мышления является его неразрывная связь с языком. Мышление представляет собой отражение объективной реальности, а язык есть способ выражения, средство закрепления и передачи мыслей другим людям. Подробнее о связи мышления и языка будет сказано в § 5.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32

перейти в каталог файлов
связь с админом