Главная страница

Ньюберг Э.,Уолдман М.Р. - Наш мозг и просветление.Нейробиология самопознания и совершенства.-2017.rtf Биологические основы интен. аргументы ЕГЭ (сочинение). Тезисы Смысл человеческой жизни заключается в самореализации


Скачать 123.68 Kb.
НазваниеТезисы Смысл человеческой жизни заключается в самореализации
АнкорНьюберг Э.,Уолдман М.Р. - Наш мозг и просветление.Нейробиология самопознания и совершенства.-2017.rtf Биологические основы интен
Дата13.02.2018
Размер123.68 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлааргументы ЕГЭ (сочинение).docx
ТипТезисы
#30792
страница1 из 8
Каталогid155653882

С этим файлом связано 14 файл(ов). Среди них: Сочинение ЕГЭ. 3 Клише ПОЗИЦИЯ АВТОРА.docx, Obschestvoznanie_EGE_DEMO_2018.pdf, Slovnik_orfoepicheskiy.pdf, Аргументы к сочинению ЕГЭ'13.docx, Geografia_EGE_DEMO_2018.pdf, Slovarik_paronimov.pdf, Проблемы и аргументы ко 2 части ЕГЭ по русскому языку.docx, RU_EGE_DEMO_2018.pdf, Game_Results_RUS-DEN.pdf и ещё 4 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8

I. Философско-нравственные проблемы

Проблема поиска смысла жизни, жизненного пути. Проблема понимания (утраты, обретения) цели жизни. Проблема ложной цели в жизни.

(В чем заключается смысл жизни человека?)

Тезисы

- Смысл человеческой жизни заключается в самореализации.

- Высокая цель, служение идеалам позволяет человеку раскрыть заложенные в нем силы.

- Служить делу жизни - вот главная цель человека.

- Смысл человеческой жизни в познании истины, веры, счастья…

- Человек познает окружающий мир для самопознания, для познания вечных истин.
Цитаты

- Надо жить!
У последней черты!

На последней черте…

(Р. Рождественский).

- «Чтоб жить честно, надо рваться путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная подлость» (Л. Толстой).

- «Смысл жизни не в том, чтобы удовлетворить свои желания, а в том, чтобы их иметь» (М. Зощенко).

- «Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни» (Ф.М. Достоевский).

- «Жизнь, зачем ты мне дана?» (А.Пушкин).

- «Без страстей и противоречий нет жизни» (В.Г. Белинский).

- «Жизнь скучна без нравственной цели» (Ф.М. Достоевский).
Литературные аргументы

В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» раскрывается тема поиска смысла жизни. Для того чтобы понять ее трактовку, необходимо проанализировать пути исканий Пьера Безухова и Андрея Болконского. Вспомним счастливые минуты в жизни князя Андрея: Аустерлиц, свидание князя Андрея с Пьером в Богучарове, первая встреча с Наташей… Целью этого пути является обретение смысла жизни, понимание самого себя, своего истинного призвания и места на земле. Князь Андрей и Пьер Безухов счастливы тогда, когда приходят к мысли, что жизнь их должна идти не для них одних, что жить надо так, чтобы все люди не жили независимо от их жизни, чтобы их жизнь на всех отражалась и чтобы все они жили вместе.

И А. Гончаров. «Обломов». Хороший, добрый, талантливый человек Илья Обломов не сумел преодолеть себя, не раскрыл своих лучших черт. Отсутствие высокой цели в жизни ведёт к нравственной смерти. Даже любовь не смогла спасти Обломова.

М. Горький в пьесе «На дне» показал драму «бывших людей», которые утратили силы для борьбы ради самих себя. Они надеются на что-то хорошее, понимают, что жить надо лучше, но ничего не делают для того, чтобы изменить свою участь. Не случайно действие пьесы начинается в ночлежке и заканчивается там же.

«Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар. Вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства свободного духа», — писал А.П. Чехов. Жизнь без цели есть существование бессмысленное. Но цели бывают разные, такие как, например, в рассказе «Крыжовник». Герой его — Николай Иванович Чимша-Гималайский — мечтает приобрести свою усадьбу и посадить там крыжовник. Эта цель поглощает его целиком. В итоге он достигает её, но при этом почти теряет человеческий облик («располнел, обрюзг... — того и гляди, хрюкнет в одеяло»). Ложная цель, зацикленность на материальном, узком, ограниченном уродует человека. Ему нужны для жизни постоянное движение, развитие, волнение, совершенствование...

И. Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско» показал судьбу человека, который служил ложным ценностям. Богатство было его богом, и этому богу он поклонялся. Но когда

американский миллионер умер, то оказалось, что подлинное счастье прошло мимо человека: он умер, так и не узнав, что такое жизнь.

Многие герои русской литературы ищут ответ на вопрос о смысле человеческой жизни, о роли человека в истории, о своем месте в жизни, постоянно сомневаются и размышляют. Подобные мысли волнуют и пушкинского Онегина, и главного героя романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Печорина: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?..» Трагизм их судьбы в ясном понимании «между глубокостью натуры и жалкостью действий» (В.Г. Белинский). Евгений Базаров (И.С. Тургенев. «Отцы и дети») идет дальше своих литературных предшественников: он отстаивает свои убеждения. Раскольников даже идет на преступление, чтобы доказать верность своей теории. Что-то похожее есть и в герое романа М.Шолохова «Тихий Дон». Григорий Мелехов в поисках истины способен к внутренним изменениям. Его не удовлетворяют «простые ответы» на сложные вопросы» времени. Все эти герои, конечно, отличаются, но они близки своей неуспокоенностью, стремлением познать жизнь и определить свое место в ней.

В повести А. Платонова «Котлован» затрагивается проблема поиска смысла жизни. Писатель создал гротеск, который свидетельствует о массовом психозе всеобщего послушания, овладевшем страной! Главный герой Вощев является выразителем авторской позиции. Среди коммунистических руководителей и омертвелой массы он засомневался в человеческой правоте совершающегося вокруг. Вощев не обрел истины. Глядя на умирающую Настю, он думает: «Зачем теперь нужен смысл жизни и истина всемирного происхождения, если нет маленького верного человека, в котором истина была бы радостью и движением?» Платонов хочет выяснить, что же именно двигало людьми, продолжавшими рыть яму с таким усердием!

А. П. Чехов. Рассказ «Ионыч» (Дмитрий Ионыч Старцев).

М. Горький. Рассказы «Старуха Изергиль» (Легенда о Данко).

И. Бунин «Господин из Сан-Франциско».

Возможный вариант вступления/заключения

Человек в определенный момент жизни непременно задумывается, кто он и зачем пришел в этот мир. И каждый отвечает на эти вопросы по-разному. Для кого-то жизнь — это беспечное движение по течению, но есть и те, кто, ошибаясь, сомневаясь, страдая, поднимается в поисках смысла жизни к вершинам истины.

Жизнь — это движение по бесконечной дороге. Одни путешествуют по ней «с казённой надобностью», задаваясь вопросами: зачем я жил, с какой целью я родился? («Герой нашего времени»). Другие пугаются этой дороги, бегут на свой широкий диван, ибо «жизнь трогает везде, достаёт» («Обломов»). Но есть и те, кто, ошибаясь, сомневаясь, страдая, поднимаются к вершинам истины, обретая своё духовное «я». Один из них — Пьер Безухов — герой романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир».

Проблема свободы нравственного выбора. Проблема выбора жизненного пути. Проблема нравственного самосовершенствования. Проблема внутренней свободы (несвободы). Проблема свободы личности и ответственности человека перед обществом.

Тезисы

- От каждого человека зависит, каким будет мир: светлым или темным, добрым или злым.

- Все в мире связано невидимыми нитями, и неосторожный поступок, нечаянное слово могут обернуться самыми непредсказуемыми последствиями.

- Помни о своей Высокой человеческой ответственности!

- Человека нельзя лишать свободы.

- Нельзя насильно сделать человека счастливым.

- Свобода – это осознанная необходимость.

- Мы несем ответственность за чужую жизнь.

- Спасай, пока можешь, и свети, пока живешь!

- Человек приходит в этот мир не для того, чтобы сказать, какой он, а чтобы сделать его лучше.
Цитаты

- Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку -

Каждый выбирает для себя.

(Ю. Левитанский)

- Над этой темною толпой
Непробужденного народа

Взойдешь ли ты когда, Свобода,

Блеснет ли луч твой золотой?..

(Ф.И. Тютчев)

- «Усилия есть необходимое условие нравственного совершенствования» (Л.Н. Толстой).

- «Даже падать свободно нельзя, потому что мы падаем не в пустоте» (В.С.Высоцкий).

- «Свобода в том, что каждый может увеличить свою долю любви, и потому благо» (Л.Н. Толстой).

- «Свобода не в том, чтоб не сдерживать себя, а в том, чтоб владеть собой» (Ф. М.Достоевский).

- «Свобода выбора не гарантирует свободы приобретения» (Ж. Вольфрам).

- «Свобода – это когда никто и ничто не мешает тебе жить честно» (С. Янковский).

- «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться…» (Л.Н. Толстой).
Литературные аргументы

В романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» перед выбором стоит прокуратор Понтий Пилат: сохранить свою карьеру, а может быть, и жизнь, над которыми нависла тень дряхлеющей империи, казнив Иешуа, или пойти против власти кесаря и спасти философа Га-Ноцри. Он побоялся спасти Иешуа от смертной казни. Но только потом он понимает, что мог бы пожертвовать всем. Прокуратору снится сон, где казни, как ему кажется, вовсе не было. Здесь, во сне, он готов пойти на все, чтобы спасти ни в чем не виноватого безумного мечтателя и врача. Очень и очень долго ждал Пилат прощения, страдая от мук совести «двенадцать тысяч лун», за свою трусость, но в результате, прощенный, он идет по лунной дороге вместе с Иешуа Га-Ноцри.

В романе М.Булгакова «Белая гвардия» Най-Турс – «отец солдатам». Он не просто заботится о своих подчиненных, обеспечив их валенками, он совершает подвиг: спасает юнкеров в бою с петлюровцами на «мертвенном» перекрёстке Города, прикрывая их и сознательно принимая смерть. Для булгаковского героя нет иного выбора, чем сохранить жизни безусых юнцов, которые – и Най в этом уверен! – будут биться до последнего. Но никакая идея не способна оправдать гибель людей!

В романе М.Булгакова «Белая гвардия» полковник Малышев распускает защитников города, чтобы сохранить их жизни – таков его нравственный выбор. Ничего нет бесценнее человеческой жизни; вот почему с болью и трепетом воспринимаются слова полковника, по возрасту годившегося своим подчиненным в старшие братья: «Дети мои!.. на свою совесть беру и ответственность!.. Вас посылаю домой!!» За этим поступком – мужество человека и трагедия офицера.

Л.Н. Толстой. «Война и мир». Образы Кутузова, Наполеона, Александра I. Человек, осознающий ответственность перед родиной, людьми, умеющий в нужный момент понять их, истинно велик. Таков Кутузов, таковы простые люди в романе, которые без рисовки, без высоких фраз выполняют свой долг.

Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание». Родион Раскольников создаёт свою теорию: мир делится на тех, «кто право имеет, т. е на личностей, и материал, «тварей дрожащих». Личность по его теории, способна творить историю. Он вспоминает Магомета, Наполеона, других великих людей, во имя «великих», по их мнению, целей совершают злодеяния, льют кровь неповинных людей. Теория Раскольникова терпит крах.

Особенно ярко проблема свободы прослеживается в повести В. Быкова «Обелиск»: учитель Мороз, имея выбор остаться живым или погибнуть вместе с учениками, которых всегда учил добру и справедливости, выбирает смерть, оставшись нравственно свободным человеком.

В повести В. Распутина «Прощание с Матерой» на берегу Ангары власти собрались строить плотину, которая затопит близлежащий остров, поэтому население должно было переехать в другое место. Главной героине Дарье представляется право нравственного выбора: уехать или же отстаивать свое право на счастье, на жизнь на родной земле.

Яркий пример нравственного выбора можно найти в повести Василя Быкова «Сотников». Партизан Сотников, оказавшись перед выбором между жизнью и смертью, не побоялся казни.

Движение к нравственной высоте важнейший мотив биографии и творчества Л.Н. Толстого. В способности самосовершенствования писатель видел начало преобразования мира. По пути духовного преображения шел и герой «Войны и мира», Андрей Болконский, от ошибок и разочарований к евангельским истинам.

А. П. Чехов. Рассказ «Крыжовник» (Николай Иванович Чимша-Гималайский и его мечта об усадьбе с крыжовником).

А. П. Чехов. Рассказ «Человек в футляре» (учитель греческого языка Беликов).

М. Шолохов. Рассказ «Судьба человека».

М. Шолохов. «Тихий Дон».

А. Геласимов. «Жанна».

Л. Петрушевская. «Глюк».

Л. Улицкая. «Бедные родственники».

Возможный вариант вступления/заключения

Всем известна картина В. Васнецова «Витязь на распутье». Стоит он перед Вещим камнем, где написано: «Направо пойдёшь — коня потеряешь…», «Налево пойдёшь — себя потеряешь…», «Прямо пойдешь — и себя, и коня потеряешь…» Повесил голову витязь: тяжело ему путь выбирать. Так и в настоящей, реальной жизни. Каждый из нас выбирает свой путь, принимает одно-единственное решение из многих возможных.

Проблема отношения к прошлому (утраты памяти, корней/обретения памяти, корней).

Проблема исторической памяти (ответственность за горькие и страшные последствия прошлого).

Тезисы

- Без прошлого нет будущего.

- Народ, лишенный исторической памяти, превращается в пыль, которую носит ветер времени.

- Копеечные кумиры не должны подменять настоящих героев, которые жертвовали собою ради своего народа.
Цитаты

- Кто прячет прошлое ревниво,

Тот вряд ли с будущим в ладу...

Но все, что было, не забыто,

Не шито-крыто на миру.

Одна неправда нам в убыток,

И только правда ко двору!

А. Твардовский («По праву памяти»)

- «Помни о тех, кто был, без кого ты бы не был» (В. Тальников, русский писатель).

- «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности» (А.С. Пушкин).

- «И я молюсь не о себе одной, а обо всех, кто там стоял со мной…» (А.Ахматова).
Литературные аргументы

Ч. Айтматов в романе «Буранный полустанок» («И дольше века длится день…») рассказывает легенду о манкуртах. Maнкурты - это люди, насильно лишенные памяти. Один из

них убивает свою мать, которая пыталась вырвать сына из плена беспамятства. И над степью звучит ее отчаянный крик: «Вспомни имя свое!»

Человека, не помнящего родства своего, потерявшего память, Чингиз Айтматов назвал манкуртом («Буранный полустанок»). Манкурт — человек, насильно лишённый памяти. Это раб, не имеющий своего прошлого. Он не знает, кто он, откуда родом, не ведает своего имени, не помнит детства, отца и матери — одним словом, не осознаёт себя человеческим существом. Такой недочеловек опасен для общества — предупреждает писатель.

Надменный лакей Яша из пьесы А. Чехова «Вишневый сад» не помнит своей матери и мечтает поскорее уехать в Париж. Он - живое воплощение беспамятства.

Базаров, который пренебрежительно относится к «старичкам», отрицает их нравственные устои, умирает от пустяковой царапины. И этот драматический финал показывает безжизненность тех, кто оторвался от «почвы», от традиций своего народа.

В свое время футуристы выдвинули лозунг «Сбросить Пушкина с корабля современности». Но в пустоте творить не возможно. Не случайно в творчестве зрелого Маяковского ощущается живая связь с традициями русской классической поэзии.

А.Вознесенский. «Ров». Рефреном в поэме Вознесенского звучит вопрос: «Ты куда ведешь, ров?» И это не только ров, куда во время войны фашисты сбрасывали тела расстрелянных мирных граждан, но и ров памяти, а точнее – беспамятства тех, кто в погоне за деньгами, поддаваясь «алчи», разрывает страшные захоронения, мародёрствует.

А. Ахматова «Реквием».

И. С. Шмелев. Роман «Лето Господне».

В. Распутин. Повесть «Прощание с Матёрой».

Возможный вариант вступления/заключения

«Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности», — писал А. С. Пушкин. Человек, не знающий истории своего народа, своей семьи, опасен для общества. Он живет как дерево без корней. Таких называют «иванами, не помнящими родства».

Проблема забвения прошлого очень серьёзна. Человек, не уважающий историю, не почитающий своих предков, — тот же манкурт. Так и хочется напомнить этим молодым людям пронзительный крик из легенды Ч.Айтматова: «Вспомни, чей ты? Как твоё имя?»

Проблема нравственной стойкости (нравственного падения: трусости, предательства, лицемерия, зависти, гордыни, накопительства, эгоизма и т.д.)

Тезисы

- Зависть еще непримиримее, чем ненависть.

- Зависть – губительный яд, отравляющий наши души.

- Эгоизм заставляет других жить по своим принципам.

- Трус - это тот, кто в минуту опасности думает ногами.

- Герои однажды свою жизнь теряют, а трусы в каждом бою умирают.

Цитаты

- «…трусость, несомненно, один из самых страшных пороков» (М.Булгаков «Мастер и Маргарита»).

- «Жизнь скучна без нравственной цели» (Ф. Достоевский).

- «Зависть — сестра соревнования, следственно из хорошего роду» (А.С. Пушкин).

- «Смотрите на то — любите ли вы других, а не на то — любят ли вас другие» (Н.В.Гоголь).

- Зато и впредь как были - будем, -
Какая вдруг ни грянь гроза -

Людьми

из тех людей,

что людям,

Не пряча глаз, Глядят в глаза.

А. Твардовский («По праву памяти»)
- Уже безумие крылом Души накрыло половину, И поит огненным вином, И манит в чёрную долину
(А.Ахматова).

- «Человек подобен дроби, числитель есть то, что он есть, а знаменатель то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь» (Л. Толстой).
Литературные аргументы

1) Проблема нравственной стойкости:
Алешка – герой рассказа А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» является примером духовного человека. Он попал в тюрьму из-за своей веры, но не отказался от неё, напротив, этот молодой человек отстаивал свою правду и пытался донести её до других заключенных. Ни один его день не проходил без чтения Евангелия, переписанного в обычный блокнот.

Героем с высокими моральными качествами является Петруша Гринев - персонаж повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Честь свою Петр не запятнал даже в тех случаях, когда за нее можно было поплатиться головой. Это был достойный уважения и гордости высоконравственный человек. Он не мог оставить безнаказанным наговор Швабрина на Машу, поэтому вызвал его на дуэль. Швабрин - полная противоположность Гриневу: это человек, для которого понятия чести и благородства вовсе не существует. Он шел по головам других, переступая через самого себя в угоду своим сиюминутным желаниям.
  1   2   3   4   5   6   7   8

перейти в каталог файлов
связь с админом