Главная страница

Словарь литературоведческих терминов авангардизм


Скачать 81.5 Kb.
НазваниеСловарь литературоведческих терминов авангардизм
Анкорslovar-literaturovedcheskih-terminov.doc
Дата25.03.2018
Размер81.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаslovar-literaturovedcheskih-terminov.doc
ТипДокументы
#31279
Каталогid320928498

С этим файлом связано 14 файл(ов). Среди них: 1765-1766.pdf, 1763-1764.pdf, 1761-1762.pdf, Парные звонкие и глухие согласные Б-П.doc, 1759-1760.pdf, Parnye_zvonkie_i_glukhie_soglasnye_G-K.pdf, slovar-literaturovedcheskih-terminov.doc и ещё 4 файл(а).
Показать все связанные файлы


5LITRA.RU – подготовка к ЕГЭ по литературе online

СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ

Авангардизм — движение в художественной культуре XX века, порывающее с существующими нормами и тра­дициями, превращающее новизну выразительных средств в самоцель.

Авторская речь — в прозаическом произведении речь автора, т. е. текст произведения без речи персонажей. Не всегда совпадает с позицией самого автора, ведущего повествование, избравшего определенный художествен­ный угол зрения на описываемые события.

Акмеизм — течение в русской поэзии 1910-х годов (С. Городецкий, М. Кузмин, ранние Н. Гумилев, А. Ах­матова, О. Мандельштам); провозгласил освобождение поэзии от символистских порывов к «идеальному», от многозначности и текучести образов, возврат к матери­альному миру, предмету, стихии «естества», точному значению слова.

Аллегория — изображение конкретного предмета или явления действительности, заменяющее абстрактное по­нятие или мысль. Так, изображение змеи и чаши — А. медицины. В отличие от символа, А. однозначна. Широко используется в художественной литературе как средство усиления поэтической выразительности.

Амфибрахий — в силлабо-тоническом стихосложе­нии — трехсложная стопа, в которой ударный слог на­ходится между двумя безударными: «О милые плуты! Кто часто их видел, / Тот, верю я, любит крестьянских детей...» (Н. Некрасов).

Анапест — в силлабо-тоническом стихосложении — трехсложная стопа, в которой два первые слога — безу­дарные, а последний — ударный: «Меж высоких хлебов затерялося / Небогатое наше село...» (Н. Некрасов).

Антитеза — резко выраженное противопоставление понятий, положений и образов: «Не отстать тебе. Я — острожник, / Ты — конвойный. Судьба одна» (М. Цветаева).

Антиутопия — произведение, изображающее вымыш­ленную картину нежелательного, порочного жизненного устройства (Роман Е. Замятина «Мы»).

Архаизмы — слова и выражения, вышедшие из ак­тивного употребления и использующиеся для воссоздания исторического колорита эпохи, а также в торжественной речи; для комического эффекта; для речевой характери­стики персонажа: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, / Исполнись волею моей / И, обходя моря и земли, / Гла­голом жги сердца людей» (А.С. Пушкин).

Афоризм — краткое изречение, выражающее глубо­кую мысль определенного автора, отличающееся выра­зительностью и неожиданностью: «Знание — сила». (Ф. Бэкон).

Баллада — жанр лирической поэзии, носящий пове­ствовательный сюжетный характер («Светлана» В.А. Жу­ковского, «Песнь о вещем Олеге» А.С. Пушкина).

Басня — малый повествовательный жанр, преимуще­ственно стихотворный, нравоучительного, сатирического характера. Широко использует олицетворение. Действу­ющими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В начале или конце басни краткая «мораль» (И.А. Крылов).

Былины — русские народные героико-эпические песни-сказания. Слагались Б. преимущественно в XI— XVI вв.; повествуют о богатырях — защитниках роди­ны; отражают нравственные идеалы народа.

Вымысел художественный — одна из важнейших особенностей художественного творчества, связанная со способностью писателя представить, вообразить то, что могло быть в действительности.Герой произведения — одно из главных действую­щих лиц литературного произведения (в отличие от пер­сонажа). Развитие характера героя и его взаимоотношения с другими действующими лицами играют решаю­щую роль в развертывании сюжета и композиции про­изведения, в раскрытии его темы и идеи.

Гипербола — чрезмерное преувеличение («реки кро­ви»). Обратная гипербола — художественное преумень­шение — литота («мальчик с пальчик»).

Гротеск — изображение людей и явлений в фанта­стически преувеличенном, уродливо-комическом виде: «Сидят людей половины» (В. Маяковский, «Прозаседав­шиеся»).

Дактиль — в силлабо-тоническом стихосложении — трехсложная стопа с ударением на первом слоге: «Тучки небесные, вечные странники!» (М.Ю. Лермонтов).

Драма — 1) жанр; 2) литературный род действия, принадлежащий одновременно двум искусствам: театру и литературе. Особенность драмы составляют сюжетность, конфликтность действия и его членение на сценические эпизоды, сплошная цепь высказываний персонажей, от­сутствие повествовательного начала. Драматические кон­фликты воплощаются в поведении героев и их поступках и прежде всего в монологах и диалогах.

В драме изображается частная жизнь человека в его остроконфликтных отношениях с обществом или собой. В отличие от трагедии, эти отношения не безысходны («Бесприданница» А. Островского, «На дне» М. Горько­го). Трагическое начало присуще исторической драме.

Жанр — исторически сложившаяся, устойчивая раз­новидность художественных произведений, существую­щая внутри определенного вида литературы (эпоса, ли­рики, драмы).

Завязка — начало конфликта, составляющего основу сюжета художественного произведения.

Замысел авторский — творческий набросок, намеча­ющий основу художественного произведения, его сюжет и идею.

Идея произведения — главная мысль художественно­го произведения, отражающая отношение автора к дей­ствительности, воплощенная в системе образов.

Имажинизм — русская литературная группировка 1920-х годов. Имажинисты провозглашали победу само­ценного образа над смыслом и идеей. Имажинистское стихотворение могло не иметь содержания, но должно было быть насыщено словесными образами. Одно время к имажинистам принадлежал С. Есенин.

Классика — литературное наследие писателей, при­знанных лучшими в мировой литературе (Пушкин, Гете, Гоголь, Лермонтов, Тургенев, Толстой, Шекспир и др.).

Классицизм — метод и направление в литературе XVII — начала XIX в., обратившееся к античному на­следию как к норме и идеальному образцу. Главная тема классицизма — конфликт общественных и личных на­чал, долга и чувства.

Классицизм стремился к выражению большого обще­ственного содержания, возвышенных героических и нрав­ственных идеалов, к организованности логических, ясных и гармоничных образов.

Вместе с тем классицизму были свойственны черты утопизма, идеализации и отвлеченности, нараставшие в периоды его кризиса.

Представители русского классицизма: Г.Р. Державин, А.П. Сумароков, М.В. Ломоносов.

Комедия — жанр драматургии, изображающий такие жизненные положения и характеры, которые вызывают смех («Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Ревизор» Н.В. Го­голя).

Композиция — построение художественного произве­дения, система организации образов, их связей и отно­шений.

Конфликт — противоборство, противоречие между изображенными в художественном произведении дей­ствующими силами: характерами, характером и обстоя­тельствами, различными сторонами характера.

Концовка — заключительная часть художественного произведения.

Критический реализм — художественный метод и литературное направление, сложившееся в XIX веке.

Главная его особенность — изображение человеческого характера в органической связи с социальными обстоя­тельствами, наряду с глубоким социальным анализом внутреннего мира человека.

Представители русского критического реализма: А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, JI.H. Толстой, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов.

Кульминация — высшая точка напряжения в разви­тии действия художественного произведения.

Лирика — один из трех родов художественной лите­ратуры (наряду с эпосом и драмой). Рисует отдельные состояния характера в определенные моменты жизни, собственное «я» поэта.

Охватывает множество стихотворных жанров, напри­мер: элегия, романс, сонет, песня, стихотворение. Любое явление и событие в лирике воспроизводится в форме собственного переживания. Однако самовыражение поэ­та, благодаря масштабности и глубине личности автора, обретает общечеловеческое значение (лирика А.С. Пуш­кина, А.А. Блока, С.А. Есенина, В.В. Маяковского).

Лирический герой — образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого в нем отражены. Лирический герой не отождествляется с образом автора. На основе образа лирического героя создается представление о творчестве поэта, но не о его личности.

Лирическое отступление — высказывание автором своих чувств и мыслей в связи с изображаемым в про­изведении (лирические отступления в «Евгении Онеги­не» А.С. Пушкина).

Лиро-эпический жанр — жанр, объединяющий сю­жетность эпического повествования с лиризмом, эмоцио­нальностью («Евгений Онегин» А.С. Пушкина).

Литература, художественная литература — вид ис­кусства, отражающий жизнь при помощи слова, пись­менного или устного (фольклора).

Литературный род — обобщенный тип литературы, основной способ построения произведений, отличающий­ся от других таких же способов соотношения мира и че­ловека в создаваемых картинах жизни. Для каждого литературного рода выделяется основной признак — ро­довая доминанта: это повествование о событиях (эпос), субъективно-эмоциональное размышление (лирика), диа­логическое изображение событий (драма).

Метафора — вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту: «Вознеслась ты под свод голубой / Над бродячей толпой облаков...» (А. Фет).

Метонимия — вид тропа, в котором одно слово за­меняется другим на основе связи их значений по смеж­ности («Театр рукоплескал» — вместо «публика руко­плескала»).

Миф — предание, возникшее в глубокой древности, ранний вид устного народного творчества, повествование о богах, духах и обожествленных героях. Миф отражает стремление людей уяснить себе смысл и причины наблю­даемых явлений, исходя из убежденности в существова­нии божественных сил. По форме миф напоминает сказ­ку, близок к легенде. Но, в отличие от сказки, в мифе все события описаны как реально происходившие.

Модернизм — общее название направлений искусства и литературы конца XIX — начала XX в., выражающих кризис буржуазной культуры и характеризующихся раз­рывом с традициями реализма.

Монологречь действующего лица, обращенная к себе или другим, но, в отличие от диалога, не завися­щая от их реплик.

Мотив — простейшая единица сюжетного развития. Любой сюжет сводится к переплетению мотивов. Один и тот же мотив может лежать в основе различных сю­жетов и обладать разным смыслом (мотив бегства, мотив исполнения желаний, мотив одиночества и т. д.).

Новелла — небольшой прозаический жанр, разновид­ность рассказа, отличающаяся строгостью сюжета и ком­позиции, отсутствием описательности и психологической рефлексии, необыденностью события, элементами симво­лики.

Образ автора — способ авторского существования в пределах произведения, концентрированное воплоще­ние сути произведения. Образ автора не тождествен об­разу повествователя или образу рассказчика. Он объеди­няет всю систему образов произведения — и персона­жей, и рассказчика. Первый опыт создания образа авто­ра в русской литературе принадлежит А.С. Пушкину («Евгений Онегин»).

Образ рассказчика — условный образ человека, от лица которого ведется повествование в литературном произведении. В отличие от образа повествователя, рас­сказчик в собственном смысле присутствует в эпосе не всегда — его нет в случае «нейтрального», «объективно­го» повествования (Петр Андреевич Гринев в «Капитан­ской дочке», холодно-страстный Печорин в печоринском «Журнале» из «Героя нашего времени» и добродушный Максим Максимыч из «Бэлы»).

Ода — жанр лирической поэзии, в классицизме — торжественное прославляющее произведение. В XVI— XVIII вв. — жанр высокой лирики (М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин).

Олицетворение — такое изображение неодушевлен­ных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ: «О чем ты веешь, ветер ночной, / О чем так сетуешь безумно?» (Ф.И. Тютчев).

Онегинская строфа — принадлежащая А.С. Пушки­ну форма строфы, которой написан роман «Евгений Оне­гин»; 14-стишие четырехстопного ямба с рифмовкой «абабввггдееджж». Такое строение делает онегинскую строфу гибкой, цельной и выразительной, не утомляю­щей читателя и удерживающей стройность большого ро­мана.

Памфлет — злободневное сатирическое произведение, цель и пафос которого — конкретное, гражданское, пре­имущественно социально-политическое обличение. Пу­блицистичность нередко сочетается с художественными достоинствами. Памфлетность может проникать в раз­личные художественные жанры (пьеса-памфлет, роман- памфлет и др.).

Повесть — прозаический жанр неустойчивого объема (среднего между романом и рассказом), тяготеющий к хроникальному сюжету и композиции. В повести нет интриги и расчлененности (в отличие от романа), сюжет сосредоточен вокруг главного героя, личность и судьба которого раскрываются в эпизодах. Естественное тече­ние жизни во времени и пространстве, как бы лишенные авторского вымысла и драматического сгущения собы­тия — специфическая установка автора повести («Веш­ние воды» И.С. Тургенева).

Поговорка — широко распространенное образное вы­ражение, определяющее какое-либо жизненное явление; в отличие от пословицы, поговорка лишена назидатель­ности («Когда рак на горе свистнет»).

Пословица — сжатое образное грамматически и ло­гически законченное изречение с поучительным смыс­лом: «Что посеешь, то и пожнешь».

Поэма — поэтический жанр большого объема. В древ­ности и в Средние века отличительными чертами поэмы были историчность и героичность содержания, его леген­дарность. Со времени романтизма в поэмах происходит столкновение судьбы и позиции личности с историче­скими или социальными силами («Медный всадник» А.С. Пушкина). В современной поэме автор — участник или вдохновенный комментатор событий (В. Маяков­ский, А. Твардовский). В XX в. утверждается также бессюжетно-лирическая поэма.

Притча — небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной, аллегорической форме. По своему характеру притча близка к басне, но смысл притчи всег­да глубже.

Пролог — вступление к литературному произведению, непосредственно не связанное с развивающимся действием, но как бы предваряющее его рассказом о предшествующих событиях и их смысле (пролог в «Фаусте» Гете, в «Снегу­рочке» А.Н. Островского).

Развязка — разрешение конфликта в литературном произведении, исход событий.

Рассказ — малая форма эпического рода литературы, в которой дается изображение какого-либо эпизода из жизни героя. Кратковременность изображаемых собы­тий, малое число действующих лиц — особенность рас­сказа.

Реализм — понятие, характеризующее познаватель­ную функцию искусства: правдивое, объективное отобра­жение действительности.

Основные принципы реализма: объективное отобра­жение существующих сторон жизни в сочетании с ав­торским идеалом; воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах; жизненная достоверность изображения с использованием условных форм художе­ственной фантазии (мифа, символа, гротеска).

Реализм XIX века развил и углубил воспринятую от романтизма критику материального прогресса и буржу­азной цивилизации, поэтому его назвали критическим реализмом (определение М. Горького).

Ритм — повторяемость однородных звуковых элемен­тов, чередование ударных и безударных слогов. Ритм служит основой стиха.

Рифма — созвучие концов стихов. По месту ударения рифма бывает мужская (с ударением на последнем сло­ге), женская (с ударением на предпоследнем слоге) и дактилическая (рифма с ударением на третьем от кон­ца слоге); по взаимному расположению строк — смеж­ная (аабб), охватная (абба) и перекрестная (абаб).

Роман — форма эпического рода литературы, раскры­вающая историю нескольких, иногда многих человече­ских судеб на протяжении длительного времени, по­рою — целых поколений. Имеет несколько сюжетных линий, широко охватывает действительность, позволяет передать наиболее глубокие и сложные процессы жизни.

Романтизм — художественный метод, сложившийся в конце XVIII — начале XIX в. Для романтизма харак­терен особый интерес к личности и ее отношению к окру­жающей действительности, а также противопоставление реальному миру — идеального. Стремление художника выразить свое отношение к изображаемому преобладает над точностью передачи действительных фактов, и это придает художественному произведению повышенную эмоциональность («Кавказский пленник» А.С. Пушки­на, «Демон» М.Ю. Лермонтова, «Старуха Изергиль» М. Горького, «Алые паруса» А. Грина).

Сатира — способ проявления комического в искус­стве, состоящий в уничтожающем осмеянии явлений, которые представляются автору порочными.

Сила сатиры зависит от эффективности сатирических методов: сарказма, иронии, гиперболы, гротеска, аллего­рии, пародии и др. Сатирическим может быть и целое произведение, и отдельные образы, ситуации, эпизоды. Классики сатиры — Мольер, М.Е. Салтыков-Щедрин.

Сентиментализм — течение в европейской и амери­канской литературе второй половины XVIII — начала XIX в. Провозглашал культ естественного чувства, при­роды, был не чужд патриархальной идеализации. Пред­ставитель сентиментализма в России — Н.М. Карам­зин.

Символ — образ, максимально обобщенно и экспрес­сивно выражающий идею или отличительные черты какого-либо события или явления, например символ Прекрасной Дамы у А.А. Блока.

Символизм — направление в европейском и русском искусстве 1870—1910-х годов; сосредоточено преимуще­ственно на художественном выражении посредством сим­вола «вещей в себе» и идей, находящихся за пределами чувственного восприятия. Стремясь прорваться к «скры­тым реальностям», «идеальной сущности мира», «нетлен­ной Красоте», символизм выразил неприятие буржуазно­го образа жизни, тоску по духовной свободе, предчувствие и боязнь мировых социально-исторических сдвигов.

Главные представители символизма в русской литера­туре — В. Брюсов, А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов, Ф. Сологуб.

Синекдоха — название части (меньшего) вместо целого (большего) или наоборот («пропала моя головушка» вместо «я пропал»).

Сонет — стихотворение из 14 строк. Возник в XIII веке в Италии, особенно популярен в поэзии эпохи Воз­рождения, барокко, романтизма, отчасти символизма и модернизма (например, «Поэту» А.С. Пушкина).

Сравнение — сопоставление двух предметов или яв­лений с целью прояснить один из них при помощи дру­гого; в художественной литературе широко распростра­нены развернутые сравнения, материализующиеся в це­лых фрагментах текста. «Он (стих Пушкина) нежен, сладостен, мягок, как рокот волны, тягуч и густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кри­сталл, душист и благовонен, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руках богатыря» (В.Г. Белинский).

Стих — отдельная строка стихотворения, а также общее название стихотворной речи, которая отличается ритмом.

Стихотворение — написанное стихами литературное произведение небольшого объема, в XIX—XX веках — преимущественная форма лирики.

Стихотворение в прозе — лирическое произведение в прозаической форме; небольшой объем, повышенная эмоциональность стиля, круг образов, идей сближают стихотворение в прозе с лирической поэзией, но метри­ческих признаков стиха в нем нет («Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева).

Стихотворный размер — способ организации звуко­вого состава стихотворного произведения, определяется либо числом слогов (силлабическое стихосложение), либо числом ударений (тоническое стихосложение), либо чис­лом и расположением и слогов, и ударений (силлабо-тоническое стихосложение).

Сюжет — совокупность действий, событий, в которых раскрывается основное содержание художественного про­изведения.

Трагедия — жанр драматургии, проникнутый пафо­сом трагического. Основу трагедии составляют обще­ственные конфликты, коренные проблемы человеческого бытия, столкновение личности с судьбой, обществом, миром. Трагедии обычно заканчиваются гибелью главно­го героя.

Начиная с XVIII века, и особенно в драматургии реа­лизма, жанр утрачивает строгость; трагедия сближается с драмой, возникают промежуточные жанры, например: «мещанская трагедия» (Шиллер), трагическая драма (Гюго), историческая драма (Пушкин), героическая дра­ма (Вс. Вишневский), с конца XIX в. актуальной стано­вится трагикомедия.

Тропы — в стилистике и поэтике — употребление сло­ва в образном смысле, при котором происходит сдвиг зна­чения слова от прямого к переносному. Виды тропов — метафора, метонимия, синекдоха, гипербола и др.

Утопия — произведение, изображающее вымышлен­ную картину идеального жизненного устройства.

Фабула — цепь событий, составляющих сюжет, в их причинно-временной последовательности. Фабула может совпадать с сюжетом, а может и расходиться с ним, как, например, в «Герое нашего времени». Фабульная после­довательность глав следующая: «Тамань», «Княжна Ме­ри», «Бэла», «Фаталист», «Максим Максимыч». Jlep- моптои, однако, выстроил сюжет в иной последователь­ности в целях углубления психологического анализа характера Печорина.

Футуризм — авангардистское направление в европей­ском искусстве 10—20-х годов XX века. Стремясь создать «искусство будущего», отрицая традиционную культуру (особенно ее нравственные и художественные ценности), футуризм культивировал урбанизм (эстетику машинной индустрии и большого города), переплетение документаль­ного материала и фантастики; в поэзии даже разрушал естественный язык (В. Маяковский, В. Хлебников).

Хорей — в силлабо-тоническом стихосложении двус­ложная стопа, в которой безударный слог следует за ударным: «Мчатся тучи, вьются тучи; / Невидимкою луна...» (А.С. Пушкин).

Художественная деталь — одно из средств создания художественного образа, помогающее представить изобра­жаемое автором явление в неповторимой индивидуально­сти. Может воспроизводить черты внешности, одежды, об­становки, переживания или поступка (тяжелая поступь и лучистые глаза княжны Марьи в «Войне и мире», обве­тренные руки Базарова («Отцы и дети») и т. д.).

Художественные средства — средства, которые дела­ют художественную речь более яркой и выразительной (эпитет, сравнение и др.).

Художественный метод — совокупность наиболее об­щих принципов и особенностей образного отражения жизни в искусстве, которые устойчиво повторяются в творчестве ряда писателей и тем самым образуют ли­тературное направление. К художественным. методам (и направлениям) относятся классицизм, сентимента­лизм, романтизм и реализм.

Эзопов язык (по имени древнегреческого баснописца Эзопа) — тайнопись в литературе, художественная речь, намеренно маскирующая мысль автора.

Экспрессионизм — направление в литературе и ис­кусстве первой четверти XX в., провозгласившее един­ственной реальностью субъективный духовный мир че­ловека, а его выражение — главной целью искусства. Экспрессионизм выразил протест против уродств капита­лизма, чувства обреченности и ужаса перед унижением человека и войнами.

Элегия — жанр лирической поэзии. В новой европей­ской поэзии сохраняет устойчивые черты: интимность, мотивы разочарования, любви, одиночества, бренности земного бытия; классический жанр сентиментализма и романтизма («Признание» Е. Баратынского).

Эпиграф — яркое изречение, помещаемое автором перед всем произведением или его частью с целью по­мочь читателю глубже понять содержание текста.

Эпизод — в известной степени завершенная и само­стоятельная часть литературного произведения, которая изображает законченное событие или важный в судьбе персонажа момент.

Эпилог — заключительная часть художественного произведения, где рассказывается о судьбе героев после изображенных событий.

Эпитетобразное определение, дающее дополни­тельную художественную характеристику предмета (яв­ления) в виде скрытого сравнения («чистое поле», «па­рус одинокий»).

Эпопея — обширное повествование в стихах или про­зе о выдающихся национально-исторических событиях. Корни эпопеи лежат в мифологии и фольклоре. В XIX в. возникает роман-эпопея («Война и мир» JI.H. Толстого).

Эпос — род литературы, повествование о минувших событиях, характеризуется предельной отстраненностью автора от предмета повествования.

Эссе — жанр литературно-критической, художествен­ной, публицистической литературы, сочетающий индиви­дуальную позицию автора с непринужденным, часто па­радоксальным изложением, ориентированным на разго­ворную речь («Дневник писателя» Ф.М. Достоевского).

Ямб — в силлабо-тоническом стихосложении двус­ложная стопа, в которой ударный слог следует за безу­дарным: «Какая грусть! Конец аллей / Опять с утра исчез в пыли...» (А. Фет).





перейти в каталог файлов
связь с админом