Главная страница
qrcode

Уч. мет пособие по сам. работе. Самостоятельная работа по гигиене в учебно-методическом пособии Внеаудиторная самостоятельная работа по гигиене


НазваниеСамостоятельная работа по гигиене в учебно-методическом пособии Внеаудиторная самостоятельная работа по гигиене
Дата24.03.2020
Размер0.5 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаУч. мет пособие по сам. работе.doc
ТипСамостоятельная работа
#40283
страница1 из 6
Каталог
  1   2   3   4   5   6

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Северо-осетинская государственная медицинская академия»

министерства здравоохранения Российской Федерации

Кафедра общей гигиены

и физической культуры


Кусова. А.Р., Битарова И.К., Наниева А.Р.

Внеаудиторная

САМОСТОЯТЕЛЬНая РАБОТа


Учебно-методическое пособие для студентов,

обучающихся по специальности «Педиатрия»

Владикавказ 2015

Кусова. А.Р., Битарова И.К., Наниева А.Р.

Внеаудиторная самостоятельная работа по гигиене
В учебно-методическом пособии «Внеаудиторная самостоятельная работа по гигиене» представлены задания для самостоятельной работы студентов лечебного факультета по изучаемым темам, ситуационные задачи и тестовый контроль.

Учебно-методическое пособие «Внеаудиторная самостоятельная работа по гигиене»

подготовлено по дисциплине «Гигиена» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для студентов, обучающихся по специальности Педиатрия (31.05.02)
УДК 613.6

Рецензенты:

Л.В. Бибаева – профессор, доктор медицинских наук, заведующая кафедрой биологии и гистологии ФГБОУ ВО СОГМА



Утверждено и рекомендовано к печати Центральным координационным учебно-методическим советом ФГБОУ ВО СОГМА Министерства здравоохранения РФ (протокол № 3 от 7 декабря 2015г.).

Северо-Осетинская государственная медицинская академия, 2015

Кусова. А.Р., Битарова И.К., Наниева А.Р. 2015

Содержание:
Тема: Методы исследования физических факторов воздушной

среды и их гигиеническая оценка (занятие № 1) 4
Тема: Методы исследования физических факторов воздушной

среды и их гигиеническая оценка (занятие № 2) 9
Тема: Солнечная радиация, ее гигиеническое значение.

Применение ультрафиолетового излучения в профилактических

целях 14
Тема: Гигиеническая оценка питьевой воды и водоисточников 23
Тема: Методы улучшения качества питьевой воды 28
Тема: Методы изучения физиологических сдвигов

и энергетических затрат организма при работе

и их гигиеническая оценка. 37
Тема: Производственная пыль. Методы определения

пыли в рабочих помещениях и их гигиеническая оценка. 45
Тема: Производственные яды. Методы определения

токсических веществ в воздухе рабочих помещений

и их гигиеническая оценка 53
Тема: Методы гигиенической оценки физических

факторов производственной среды (шума, вибрации, ультразвука,

инфразвука). Методы гигиенической оценки

производственного освещения. 61
Тема: Методы антропометрических исследований

и гигиеническая оценка показателей физического

развития детей и подростков 71
Тема: Санитарно-гигиенические требования

к лечебно-профилактическим учреждениям 79
Приложение №1 89
Приложение№2 92
Тема: «Методы исследования физических факторов воздушной среды и их гигиеническая оценка» (занятие № 1)

    Вопросы для проверки исходного (базового) уровня знанийГигиеническое значение отдельных слоев атмосферы.
  1. Химический состав атмосферного воздуха, его гигиеническое значение.
  2. Загрязнения атмосферного воздуха. Методы оценки риска воздействия загрязнения воздуха на здоровье человека.
  3. Климат и погода. Профилактика метеотропных заболеваний.
  4. Какое физиологическое значение имеют колебания температуры воздуха и какие меры можно принимать для повышения сопротивляемости организма к неблагоприятным погодным условиям?
  5. Влажность воздуха, ее гигиеническое значение, способы измерения.
  6. Что называется абсолютной и относительной влажностью?
  7. Какие меры применяют для борьбы с высокой влажностью в помещениях (жилых, производственных)?
  8. Какое влияние оказывают на организм человека колебания барометрического давления?
  9. Какими приборами измеряется барометрическое давление и в каких единицах?


      Цель деятельности студентов в процессе выполнения самостоятельной работы:

      Студент должен знать:Физиолого-гигиеническое значение атмосферного давления и единицы его измерения;
    1. Влияние на организм повышенного и пониженного атмосферного давления, меры профилактики;
    2. Физиолого-гигиеническое значение температуры воздуха, виды терморегуляции, основные пути отдачи тепла организмом;
    3. Нормы температуры воздуха в жилых, производственных, больничных, учебных и др. помещениях;
    4. Физиолого-гигиеническое значение влажности воздуха (в т.ч. отдельных ее видов);
    5. Гигиенические нормативы влажности в помещениях.

      Студент должен уметь:Определять давление атмосферы по барометру-анероиду;
    6. Переводить полученные величины в мм рт. ст., в гПа;
    7. Провести исследование температуры воздуха в определенном помещении (определить среднюю температуру, ее перепады по горизонтали и вертикали);
    8. Определять отдельные виды влажности;
    9. Дать санитарно-гигиеническую оценку теплового и влажностного состояния воздушной среды помещений с рекомендациями по оптимизации температурного режима помещения.


        Литература1. Гигиена XXI век /под ред. Г.И. Румянцева. – М., 2009. – Гл. III, с. 30 – 75; гл. IV, с. 76 – 110; гл. VII, с. 197 – 220.

        2. Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Зиневич Л.С. Гигиена и основы экологии человека. - М., 2010. – Гл. I, с. 14 – 44; гл. II, с. 75 – 93.

        3. Пивоваров Ю.П., Королик В.В. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и экологии человека. – М., 2008. – Гл. I, с. 5 - 19.

          Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме
          1.Заполнить таблицу «Слои атмосферы»:

          Слои атмосферы
          Протяженность
          Температура
          Характеристика
          1. Тропосфера

          2. ……………

          3. Мезосфера

          4. ……………

          5. ……………

          …………………

          …………………

          …………………

          …………………

          …………………

          …………………

          …………………

          …………………

          …………………

          …………………

          …………………

          …………………

          …………………

          …………………

          …………………


          2. Допишите:

          Природный химический состав атмосферного воздуха, %:
          кислород – 21%;
        1. ……………… - ……….;
        2. ……………… - …….;
        3. ……………… - ……. .

          3. Дайте определения следующим понятиям:

          Погода – это
          Климат – это
          Акклиматизация - это

          4. В медицинской практике используется деление климата на щадящий и раздражающий. Опишите указанные типы климата, их гигиеническое значение.
          5. Заполните схему:
          Виды терморегуляции
          Физическая ………………….


          испарение …………………..

          (теряется 25% (…………….)

          тепла)

          …………… ………………

          (…………..) (…….……….)
          6. Установите соответствие между преобладающем путем отдачи тепла организмом и физическими факторами воздушной среды:
          1. Испарение А. Скорость движения воздуха

          2. Излучение Б. Повышенная температура воздуха

          3. Конвекция В. Пониженная температура воздуха

          Г. Повышенная влажность

          Д. Пониженная влажность
          Например: 2 – В
          7. Виды влажности и их определение:
          ………………
        4. ………………
        5. ………………
        6. ………………
        7. ……………...
        8. ………………
          8. Установите соответствие между видами влажности и методами их оценки:
          1. Абсолютная влажность А. Определяется по таблице

          2. Максимальная влажность Б. Определяется расчетным путем

          3. Относительная влажность В. Определяется прибором –

          4. Точка росы гигрометром

          5. Дефицит насыщения Г. Определяется прибором –

          психрометром

          Например: 1 – Г
          9. Заполните пропуски в таблице
        9. Фактор
          Приборы для измерения
          Единицы измерения
          Барометрическое давление
          Барометр, барограф
          Па (гПа), мм рт.ст. и др.
          Температура воздуха
          ……………..
          …………………..
          Абсолютная влажность
          ……………..
          …………………..
          Относительная влажность

          ……………..

          …………………..

          10. Чем отличается «горная» болезнь от «высотной»?

          11. Перечислите приоритетные загрязнители атмосферного воздуха: ………………………………………………………………………………….

          12. Практическое задание:
          Измерить температуру воздуха в своей квартире (последовательно во всех помещениях), определить перепады температуры воздуха по вертикали и горизонтали, за сутки в гостиной и в спальне. Сравнить полученные результаты с гигиеническими нормативами.


          13. Разобрать нижеприведенные вопросы тестового контроля, указать правильные ответы и составить 4 аналогичных (разнохарактерных) вопроса по изучаемой теме:
          1. Изменения, возникающие в организме при переохлаждении:

          а) структурные изменения в клетках;

          б) спазм периферических сосудов;

          в) снижение резистентности организма;

          г) ослабление фагоцитарной активности лейкоцитов;

          д) усиление легочной вентиляции.
          2. Условия, при которых человек может подвергаться воздействию повышенного атмосферного давления:

          а) водолазные работы;

          б) кессонные работы;

          в) строительство подводных тоннелей;

          г) восхождение в горы;

          д) полеты на воздухоплавательных аппаратах.
          3. Допустимый перепад температуры воздуха в жилом помещении по горизонтали составляет:

          а) 1°С;

          б) 2°С;

          в) 3°С;

          г) 4°С.
          4. Скорость движения воздуха в закрытых помещениях определяют с помощью прибора:

          а) чашечного анемометра;

          б) крыльчатого анемометра;

          в) кататермометра;

          г) барометра;

          д) гигрометра.
          Тема: «Методы исследования физических факторов воздушной среды и их гигиеническая оценка» (занятие № 2)

            Вопросы для проверки исходного (базового) уровня знаний

            Какое гигиеническое значение имеет движение воздуха?
          1. Что такое «роза ветров», как ее строят и каково ее практическое значение?
          2. Какими приборами определяют скорость движения воздуха в открытой атмосфере и в помещениях?
          3. Лучистое тепло, его гигиеническое значение, способы измерения.
          4. В чем заключается сущность суммарного воздействия на организм человека различных метеорологических факторов и какие комплексные методы применяют для гигиенической оценки метеорологических условий?


              Цель деятельности студентов в процессе выполнения самостоятельной работы:

              Студент должен знать:Физиолого-гигиеническое значение подвижности воздуха;
            1. Гигиенические нормативы скорости движения воздуха в закрытых помещениях и наружной атмосфере.

              Студент должен уметь:Определять скорость движения воздуха в заданном помещении;
            2. Построить «розу ветров» по заданным параметрам;
            3. Провести комплексную оценку влияния метеоусловий на организм;
            4. Дать рекомендации по оптимизации микроклимата исследуемого помещения.


                Литература1. Гигиена XXI век / Под ред. Г.И.Румянцева. – М., 2009. – Гл. IV, с. 76 – 110; гл. VII, с. 197 – 220.

                2. Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Зиневич Л.С. Гигиена и основы экологии человека. - М., 2010. – Гл. I, с. 14 - 44.

                3. Пивоваров Ю.П. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и экологии человека. – М., 2008. – Гл. I, с. 5 - 19.


                  Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме:
                  1. Дописать:

                  а) Микроклимат – это ………………………………………….

                  б) Виды микроклимата


                  комфортный ……..………………

                  нагревающий …..…….. с субнор-

                  (переменно-нагре- …………. мальными

                  вающий) температурами

                  2. Заполнить таблицу: «Параметры микроклимата помещений при комфортных условиях»
          Параметры микроклимата
          Гигиенические нормативы
          Для детей
        10. В палатах для недоношенных детей
        11. В перевязочных и процедурных кабинетах
        12. В операционных
          В родовых
          18 - 20°С

          ……………………….
          ……………………….
          …………………………

          …………………………..

          …………………………..
          В горизонтальном направлении от наружной до внутренней стены
        13. По вертикали
        14. Суточные


          ……………………………

          ……………………………

          ……………………………

          3.
          ............ (зимой ……..%)


          В спортивных залах


          ………………………..

          0,5 – 0,6 м/сек
          5,5 – 7,0 мкал/см2 сек
          3. Установить соответствие:

        15. 1. Температура воздуха
          А. Высокая

          Б. Низкая
          2. Относительная влажность
          А. Высокая

          Б. Низкая
          3. Скорость движения воздуха
          А. Высокая

          Б. Низкая
          4. Охлаждающая способность
          А. Высокая

          Б. Низкая

          а) Перегревание возникает при сочетании:
          – А
        16. - …
        17. - …
        18. – Б

          б) Переохлаждение возникает при сочетании:

          1 - …

          2 – А

          3 - …

          4 - …
          4. Дописать:

          а) Изменения, возникающие в организме при общем переохлаждении:

          - структурные изменения в клетках;

          - спазм периферических сосудов;

          - ……………………….;

          - ……………………….;

          - ………………………. .
          б) Изменения, возникающие в организме при общем перегревании:

          - усиление легочной вентиляции;

          - …………………….;

          - …………………….;

          - …………………… .
          5. Заполните таблицу:

        19. Уровень скорости движения воздуха
          Приборы для измерения
          1. до 2 м/сек

          2. до 5 м/сек

          3. до 15 м/сек

          4. до 50 м/сек
          …………………

          …………………..

          …………………..

          ………………….
          6. Что такое «роза ветров»?

          7. Составить «розу ветров» по данным таблицы; изобразить графически (масштаб: 1мм – 1%)
          Данные для составления «Розы ветров»
          Румбы
          Повторяемость
          Абсолютное число
          %
          С
          21


          С - В
          15


          В
          19


          Ю - В
          10


          Ю
          20


          Ю - З
          100


          З
          150


          Штиль
          10


          Всего
          365 (1 год)




          8. Перечислите методы комплексной оценки микроклимата: ………………….

          Почему кататермометрия также является одним из методов комплексной оценки?
          9. Заполните таблицу:

          Эквивалентно-эффективная температура (ЭЭТ) -
          это ………………..
          Эффективная температура (ЭТ) -
          это …………………
          «Зона комфорта» лежит в пределах
          17,2 – 21,7°С эффективной температуры
          «Линия комфорта» лежит в пределах
          ………. °С
          10. Решить ситуационную задачу.
          При исследовании микроклимата жилого помещения в летнее время года установлено: температура воздуха – 23,5°С; относительная влажность – 75%; охлаждающая способность воздуха - 4,8 мкал/см2сек. Дать комплексную оценку микроклимата, указать проявления неблагоприятного воздействия его на организм и меры профилактики.
          11. Составить ситуационную задачу на оценку микроклимата какого-либо помещения (например: палата хирургического отделения) по образцу, приведенному в задании № 10.

  1   2   3   4   5   6

перейти в каталог файлов


связь с админом