Главная страница

Рабочая тетрадь леч 2015-16. Рабочая тетрадь по курсу общей химии


НазваниеРабочая тетрадь по курсу общей химии
АнкорРабочая тетрадь леч 2015-16.doc
Дата13.02.2018
Размер394 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаРабочая тетрадь леч 2015-16.doc
ТипДокументы
#30831
Каталогykomkova2013

С этим файлом связано 9 файл(ов). Среди них: Meditsinskaya_mikrobiologia_virusologia_i_immunologia_-_Zverev_p, Meditsinskaya_mikrobiologia_virusologia_i_immunologia_-_Zverev_p, Patofiziologia_Zadachi_i_testovye_zadania_-_Litvitskiy.pdf, био 11кл 1вар.doc, Рабочая тетрадь леч 2015-16.doc.
Показать все связанные файлы


Первый Московский

Государственный Медицинский Университет

им. И.М.Сеченова


Кафедра общей химии

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
ПО КУРСУ ОБЩЕЙ ХИМИИ


СТУДЕНТА __________ ГРУППЫ
ФАКУЛЬТЕТА


__________________________________________________


__________________________________________________


200___ – 200___ учебный год

Настоящая лабораторная тетрадь по курсу общей и биоорганической химии предназначена для самостоятельной работы студентов стоматологического факультета, выполняющих практические и теоретические задания на лабораторных занятиях. Темы занятий включают лабораторные работы, выполнение и оформление которых студенты проводят самостоятельно. Это дает возможность студентам закрепить пройденный материал и подготовится к беседе с преподавателем, который должен оценить правильность полученных результатов и выводов.

Данная лабораторная тетрадь соответствует учебному плану и программе по дисциплине «Общая химия» для специальности 040400 «Лечебное дело», утвержденной Департаментом образовательных программ и стандартов профессионального образования Министерства образования Российской Федерации, и составляет единый учебно-методический комплекс с учебным пособием «Практикум по общей химии» под ред. В.А.Попкова. – М.: «Академия», 2012.

© А.А.Филиппова
Под редакцией академика РАО В.А. Попкова
Москва, 2015




ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА РАБОТЫ В ХИМИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ И ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ХИМИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
Правила поведения в химической лаборатории и техники безопасности:

  • к эксперименту приступать только после ознакомления со всеми его этапами;

  • на лабораторном столе должны находиться только необходимые для эксперимента приборы, оборудование, рабочая тетрадь, практикум и т.д.;

  • в лаборатории работать только в халате;

  • нельзя брать руками вещества и пробовать их на вкус;

  • опыты с ядовитыми и летучими веществами, концентрированными растворами кислот и щелочей проводить под тягой (вытяжной шкаф);

  • при приливании реактивов нельзя наклоняться над отверстием сосуда во избежание попадания брызг на лицо и одежду;

  • нельзя работать с легковоспламеняющимися жидкостями вблизи включенных электрических и нагревательных приборов;

  • нельзя выливать в раковину остатки кислот, щелочей, раствора перманганата калия и огнеопасных веществ, их следует сливать в специально предназначенные для этого склянки;

  • для засасывания кислот и щелочей в пипетку использовать резиновые груши;

  • разбавляя концентрированные кислоты, осторожно вливать кислоту в воду, а не наоборот.

При несоблюдении правил техники безопасности в лаборатории, бывают несчастные случаи,

требующие первой неотложной помощи, для ее оказания на кафедре должна быть аптечка.

Основные правила скорой помощи следующие:

  • при термическом ожоге кожу обработать спиртом или свежеприготовленным раствором перманганата калия, а затем смазать мазью от ожогов или присыпать танином;

  • при химических ожогах глаз обильно промыть глаза водой, используя глазную ванночку, после этого следует обратиться к врачу;

  • при ожогах кислотой необходимо омыть реактив большим количеством воды, затем обработать кожу растворам соды;

  • при ожогах щелочью необходимо смыть реактив большим количеством воды, затем промыть участок кожи разбавленной уксусной кислотой, а затем снова водой.

Прежде чем приступить к эксперименту, студенты должны изучить соответствующий раздел

учебника, лекций, а также ознакомиться с описанием работы и ответить на вопросы для

самоподготовки.

С правилами поведения в химической лаборатории и техникой безопасности ознакомилась(ся)
_____________________________________________________________

Дата: Подпись:

______________ ______________

Дата _______ Занятие № _______

МОДУЛЬ №01. Основы количественного анализа.

Способы выражения концентрации раствора.

Основные способы выражения состава растворов
Массовая доля _______________________


Молярная концентрация ____________________


Массовая концентрация _____________________


Моляльная концентрация ____________________

Формулы перехода от одних способов выражения состава раствора к другим

(см.Сборник задач и упражнений по общей химии. Приложения.Таблица 1)
Практикум стр.5 -32

Задания для самостоятельной работы


из «Сборника задач и упражнений по общей химии».
1.22; 1.26; 1.29;1.34;1.37;1.41:1.46

Дата _________

Лабораторная работа 2.4

Определение массы гидроксида натрия в растворе



Цель работы: Приобрести навыки выполнения титриметрического анализа.

Оборудование и реактивы: Бюретка вместимостью 25 мл, пипетка Мора вместимостью 5 мл, мерная колба вместимостью 100 мл, коническая колба вместимостью 250 мл, конические колбы вместимостью 50 – 100 мл, разбавленные растворы азотной кислоты и гидроксида натрия, раствор метилового оранжевого и фенолфталеина, вода дистиллированная.

Сущность работы:

Прямое ацидиметрическое определение массы щелочи в растворе по реакции:

NaOH + HNO3  NaNO3+ H2O
Концентрация щелочи в контрольном растворе рассчитывается по результатам кислотно-основного титрования:

с(1/zHNO3)V(HNO3)

с(1/zNaOH) = 

Vаликвотной доли(NaOH)

Масса вещества в растворе рассчитывается по формуле:

m(NaOH) = c(NaOH) V(NaOH) M(NaOH)

Выполнение эксперимента:

1. Приготовить бюретку к работе.

2. Приготовить пробы анализируемого раствора для титрования.

3. Провести титрование проб до трех сходящихся результатов с точностью до 0,1 мл.
Экспериментальные данные:

№ п/п

Объём аликвотной доли анализируемого раствора, Vа мл

Индикатор

Объём титранта

V мл

Средний объём титранта,V мл
















































Расчеты: NaOH + HNO3 → NaNO3 + H2O

n (1/z NaOH) = n (1/z HNO3)

z(NaOH) = z (HNO3) =

c (NaOH) Vаликвотной доли( NaOH) = c(HNO3) V(HNO3)

m (NaOH) = c(HNO3) V(HNO3) Vмерной колбы M(NaOH)/ V аликвотной доли

*В выводах указывают полученный результат, метод исследования, используемые индикаторы. Вычисляют относительное отклонение от массы гидроксида натрия, указанной преподавателем.

Вывод:

Задания для самостоятельной работы


из «Сборника задач и упражнений по общей химии».
1.61; 1.63; 1.64

Дата _______ Занятие ___________

МОДУЛЬ №02. Химическая термодинамика. Энергетика химических реакций.

I начало термодинамики. Энтальпия. Закон Гесса.

Задания для самостоятельной работы


2.19; 2.45; 2.57; 2.61

Лабораторная работа 3.1

Определение стандартной энтальпии реакции нейтрализации.



Цель работы: Научиться калориметрически определять энтальпии реакции нейтрализации.

Приборы, оборудование и реактивы: Макет калориметра, термометр с ценой деления 0,1о(10), мерные цилиндры, растворы кислоты и основания.

Сущность работы: Теплота реакции нейтрализации определяется калориметрически по измеренному изменению температуры и рассчитанной теплоемкости системы.

Лабораторный калориметр


1 – стакан, находящийся в большом термоизоляционном стакане 2, снабженном крышкой 3. С внутренним пространством калориметрического стакана контактируют воронка ; и химический термометр 5.

Энтальпия реакции нейтрализации, протекающей между сильными одноосновными кислотами и сильными однокислотными основаниями практически не зависит от их природы, так как реально в растворах протекает одна и та же реакция:

Н+(aq) + ОН(aq) = Н2О(ж) ; DН°r = -57,3 кДж/моль.

В случае реакции нейтрализации слабых кислот и слабых оснований такого постоянства не наблюдается, так как часть теплоты расходуется на ионизацию слабой кислоты и слабого основания.

Выполнение эксперимента:

1. Измеряют температуру исходных растворов кислоты и щелочи.

2. Измеряют температуру раствора после проведения реакции.

Экспериментальные данные.

№ опыта

Температура раствора, о С

кислоты (исх)

щелочи (исх)

после нейтрализации

1










2










3










Среднее значение











Концентрации растворов кислоты ________моль/л, щелочи________ моль/л,

Объемы растворов реагирующих веществ мл_____

Плотности растворов_______________г/мл_

Масса калориметрического стакана г

Справочные величины

Суд (воды) = 4,184 Дж/г×К Суд (стекла) = 0,753 Дж/г × К
Обработка результатов эксперимента

Рассчитывают теплоемкость системы: С = С12

Теплоемкость раствора С1 рассчитывают по формуле:

С1 = [V(р-ра к-ты) × r (р-ра к-ты) + V(р-ра осн.) × r (р-ра осн.) ] × Суд (воды)

где V – объемы смешиваемых растворов, мл; r - плотность растворов, г/мл;

Суд (р-ра) – удельная теплоемкость раствора,

Теплоемкость стакана C2 рассчитывают по формуле:

C2 = m × Суд (стекла), где m – масса стакана, г; Суд (стекла) – удельная теплоемкость стекла,

Стандартную энтальпию реакции нейтрализации рассчитывают по формуле:

С × DТ

DН°r = - -------

n
где DТ – разница между средним арифметическим значением температур после реакции и средним арифметическим значением температур до реакции;

n - количество исходного вещества , взятого в недостатке.

Экспериментально определенную величину сравнивают со справочным значением, находят абсолютную и относительную ошибку определения:

Абсолютная ошибка: DН°теор – DН°эксп.

Относительная ошибка: ½DН°теор – DН°эксп½

-------------------------

½DН°теор. ½

Расчеты



* В выводах указывают полученный результат, метод исследования, относительную ошибку.

Вывод:

Дата _________ Занятие _______
Химическая термодинамика. II начало термодинамики.

Энтропия. Химическое равновесие.

Задания для самостоятельной работы



2.78; 2.84; 2.87; 2.94; 2.100; 2.110

Дата _______ Занятие ________

МОДУЛЬ №03. Химическая кинетика.

Задания для самостоятельной работы


3.8; 3.13; 3.53; 3.56; 3.67: 3.70; 3.83; 3.91; 3.97; 3.111

Дата __________ Занятие ____________

МОДУЛЬ 04. Свойства растворов

Задания для самостоятельной работы

4.59; 4.64; 4.68; 4.70; 4.72; 4.77; 4.12; 4.25; 4.43; 4.47; 4.54; 4.86; 4. 92; 4.100

Дата _________ Занятие ________

МОДУЛЬ №05. Протолитические равновесия и процессы.

Задания для самостоятельной работы
5.52; 5.53; 5.60; 5.67; 5.102; 5.106; 5.107; 5.120; 5.126; 5.128; 5.129; 5.131; 5.135

Лабораторная работа 6.2


Изучение простых и совмещенных протолитических равновесий.

Цель: Приобрести навыки химического эксперимента на примере качественных опытов по равновесиям гидролиза и ионизации.

Задание: Изучить протолитические равновесия с позиции конкуренции различных по силе оснований за протон. Рассчитать константы и степени гидролиза изучаемых солей.

Оборудование и реактивы: Набор пробирок в штативе, капельницы с растворами; пипетки глазные.

Растворы сульфита натрия, гидросульфита натрия, карбоната натрия, гидрокарбоната натрия, хлорида натрия, сульфата алюминия, ацетата аммония, уксусной кислоты, растворы метилового оранжевого и фенолфталеина, ацетат натрия кристаллический, универсальная индикаторная бумага.

Сущность работы: Изучение гидролиза различных солей и влияние температуры на смещение равновесия гидролиза ацетата натрия. Водные растворы солей, образованных слабыми кислотами и сильными основаниями, имеют щелочную среду. Формула расчета рН раствора соли, гидролизующейся по аниону:

рН = 7 + 0,5рКа + 0,5 lg c(B-),

где с(B-) - концентрация аниона, численно равная или кратная концентрации соли.

Водные растворы солей, образованных сильными кислотами и слабыми основаниями, имеют кислую среду. Формула расчета рН раствора соли, гидролизующейся по катиону:

рН = 7 – 0,5рКb – 0?5 lg с(НВ+),

где с(НВ+) – концентрация катиона, численно равная или кратная концентрации соли.

Реакции гидролиза обратимы, поэтому их равновесие описывается соответствующей константой гидролиза:

Кг = К(Н2О)/ Ка и Кг= К(Н2О)/ Кb

где Ка и Кb – константы диссоциации слабой кислоты и слабого основания.

По аналогии с законом разведения Оствальда степень гидролиза солей этих двух типов рассчитываются по формулам:

α= √ К(Н2О)/ Ка ∙ с0 α= √ К(Н2О)/ Кb ∙ с0 ,

где с0 – исходная концентрация солей.

В протолитическом совмещенном равновесии объектом конкуренции является протон. Выигрывает конкуренцию тот анион кислоты, который способен связать протон в более устойчивое соединение(т.е. обладающее меньшим значением константы кислотности). О преобладании того или иного процесса судят по значению общей констаныт совмещенного равновесия, которая определяется через частные константы кислотности.

Например: Na2CO3 + CH3COOH = CH3COONa + NaHCO3

Ka(CH3COOH)

K общ = ---------------------

Ka (HCO3-)
Выполнение эксперимента:

Опыт 1. Гидролитические равновесия в растворах солей.

Ионные уравнения гидролиза:

Расчет рН растворов, констант и степеней гидролиза:


Вывод:

Опыт 2. Совместный гидролиз.

Ионное уравнение реакции:


Наблюдения:

Вывод:


Опыт 3. Влияние температуры на смещение равновесия гидролиза.

Ионное уравнение реакции:


Наблюдения:


Вывод:


Опыт 4. Совмещенные протолитические равновесия в растворах слабых кислот.

Уравнения реакций:

Наблюдения:

Расчет общей константы протолитического равновесия для каждого случая:

Вывод:

Опыт 5. Равновесие гидролиза и ионизации.

Ионное уравнение реакции:
Наблюдения:
Вывод:

Лабораторная работа 6.3

Свойства буферных растворов.
Цель работы. Научиться готовить буферные растворы и исследовать зависимость рН буферного раствора от соотношения концентраций компонентов буферной системы, разбавления и добавления сильных протолитов.

Задание: Приготовить несколько растворов, содержащих ацетатный буфер. Установить зависимость рН этих растворов от соотношения концентраций компонентов. Выяснить влияние добавления небольших количеств сильных протолитов на значение рН буферного раствора.

Оборудование и реактивы. Набор пробирок в штативе; бюретки вместимостью 25 мл; воронки диаметром 30 мм; пипетки вместимостью 1 мл; стеклянные палочки; капельницы с растворами; пипетки глазные.

Соляная кислота; растворы уксусной кислоты, гидроксида натрия, ацетата натрия ( все по 0,1 моль/л); хлорида натрия 0,9% , раствор лакмоида в этаноле.

Сущность работы:Для расчета рН ацетатной буферной системы используют уравнение:

Анализ приведенного уравнения позволяет сделать следующие выводы: рН буферных растворов зависит от константы диссоциации сопряженной кислоты, от соотношения концентраций (количеств веществ) компонентов кислотно-основной пары, практически не зависит от разбавления раствора водой.

При введении в буферный раствор небольшого количества (X моль) сильной кислоты рН получившегося буферного раствора можно рассчитать следующим образом:

где n – количество вещества компонента буфера, моль.

При введении в буферный раствор небольшого количества (Y моль) сильного основания, рН буферного раствора можно рассчитать по формуле:

В
ыполнение эксперимента:


Опыт 1. Приготовление буферных растворов с различным значением рН.
Экспериментальные данные

Пробирка с исходным буферным раствором

№1

№2

№3

с(NaCH3COO): с(CH3COOH)









Цвет буферного раствора после добавления лакмоида










рН исходного буферного раствора











Пробирка с разбавленным буферным раствором

№4

№5

№6

с(NaCH3COO): с(CH3COOH)









Цвет разбавленного буферного раствора после добавления лакмоида










рН разбавленного буферного раствора












Справочные данные: рКа(CH3COOH) = ________________
Расчет рН


* В выводе определяют зависимость рН буферного раствора от соотношения концентраций компонентов и от разбавления. Приводят объяснения.

Вывод:

Дата:_________ Занятие №___
МОДУЛЬ 07. Лигандообменные равновесия и процессы
Задания для самостоятельной работы

7.9;7.10; 7.45; 7.53; 7.39; 7.657.70; 7.72

Лабораторная работа 6.6
Изучение реакций комплексообразования с неорганическими лигандами.
Цель: Изучить реакции ионов-биометаллов и ионов-токсикантов с неорганическими лигандами на примере образования аммино- и гидроксокомплексов.

Задание: выполнить серию опытов , связанных с изучением возможности образования

аммин- и гидроксокомплексов.

Оборудование и реактивы: Штатив с пробирками. Растворы растворимых солей железа(Ш), кобальта (П), никеля(П), меди (П), цинка, алюминия, свинца(П) (с=0,1моль/л); раствор гидроксида натрия (с=0,1моль/л) и концентрированный; раствор аммиака концентрированный, тиоцианида калия (с=0,1моль/л).

Сущность работы: визуальное наблюдение за изменениями, происходящими в пробирках. На первом этапе получают гидроксиды изучаемых ионов металлов. К полученным гидроксидам добавляют концентрированные растворы щелочи и аммиака. Об образовании прочного комплексного соединения судят по растворению осадка гидроксида. Выполнить опыт по изучению влияния природы растворителя на устойчивость комплексов.

Выполнение эксперимента:

Опыт 1. Получают нерастворимые гидроксиды. Изучают возможность образования гидроксокомплексов.

Уравнения реакций:
Опыт 2. Изучают возможность образования амминкомплексов

Уравнения реакций:

Экспериментальные данные

Катион

Цвет осадка при добавлении разбавленного раствора щелочи

Изменения, произошедшие при добавлении концентрированного раствора щелочи

Изменения, произошедшие при добавлении аммиака

Fe3+











Zn2+











Cu2+











Co2+











Ni2+











Pb2+











Al3+











Вывод оформляют в виде перечисления:

- ионы, образующие прочные и аммино- и гидроксокомплексы …

- ионы, образующие прочные только амминокомплексы …

- ионы, образующие прочные только гидроксокомплексы …

- ионы, не образующие прочные ни аммино- ни гидроксокомплексы

Дата ________ Занятие _________
МОДУЛЬ 08. Редокс-равновесия и редокс-процессы

Задания для самостоятельной работы

8.18; 8.48; 8,58; 8.73; 8.82; 8.98; 8.106; 8.111; 8.113;8.115

Лабораторная работа 6.8

Определение направления редокс-процессов.
Цель: Научиться оценивать окислительно-восстановительные свойства веществ.

Задание: Провести серию опытов, подтверждающих окислительно-восстановительную двойственность пероксида водорода и нитритов. Научиться прогнозировать направление редокс-процессов.

Оборудование и реактивы: Штатив с пробирками. Водные растворы бромида калия, иодида калия, хлорида железа (Ш) (с=0,01 моль/л).

Сущность работы: Для определения направления самопроизвольного протекания редокс -процесса необходимо сравнить величины редокс - потенциалов двух редокс - систем. Окисленная форма той редокс-системы, потенциал которой больше, и будет выполнять роль окислителя в данном процессе. Разность потенциалов  = (ox)  (red) >0 свидетельствует, что процесс будет протекать самопроизвольно в прямом направлении.

Выполнение эксперимента:
Опыт. Определение направления редокс-процесса.

Уравнения реакций:


Справочные данные: r(Fe3+/Fe2+) = ____________
r( Br2 /Br) = ______________ r( I2/I) = _____________
Расчеты:

Наблюдения:
* В выводе указывают величину, по значению которой можно определить направление редокс-процессов.

Вывод:

Дата __________ Занятие ___________
МОДУЛЬ 06. Гетерогенные равновесия и процессы.
Задания для самостоятельной работы

6.27; 6.29;6.50; 6.54

Лабораторная работа 6.5


Гетерогенные равновесия в растворах электролитов

Цель работы: Получить системные знания по теории гетерогенных процессов в приложении к биологическим системам; определить термодинамические условия образования и растворения осадков; изучить влияние различных факторов на растворимость малорастворимых электролитов.

Задание: Изучить: а) условия образования осадков, б) влияние одноименного иона на растворимость малорастворимого электролита; в) конкуренцию гетерогенных процессов; г) влияние природы растворителя на образование осадка; д) провести групповые и характерные реакции на ионы с образованием осадков.

Оборудование и реактивы: Набор пробирок в штативе; бюретки вместимостью 25 мл, воронки диаметром 30 мм, капельницы с растворами.

Растворы хлорида кальция (0,01 моль/л и 0,1 моль/л), оксалата натрия, сульфата натрия (концентрация растворов 0,01 моль/л); гидрофосфата натрия, дигидрофосфата натрия (концентрация растворов 0,1 моль/л), соляная кислота (0,1 моль/л), гидроксид натрия (0,1 моль/л), хлорида натрия (0,2 моль/л), сульфат натрия, хромат натрия (1 моль/л), нитрата свинца(0,1 моль/л).

Сущность работы: визуальное наблюдение за изменениями в пробирках при сливании растворов солей, способных образовать осадки.

Выполнение эксперимента:

Опыт 1. Условия образования осадков.

Уравнения реакций:

Наблюдения записывают в таблицу 1.

Экспериментальные данные

Таблица 1

Исходная концентрация Са2+, моль/л

Исходная концентрация

аниона, моль/л

Пс

Ks

Наблюдения


0,01


С2О42- -

0,01












0,01


SO42—

0,01












Расчет ПС:


* В выводе указывают термодинамические условия образования и растворения осадков.

Вывод:

Дата ___________ Занятие ________
МОДУЛЬ 10. Физическая химия поверхностных явлений.

МОДУЛЬ11. Физическая химия дисперсных систем.
Задания для самостоятельной работы

10.31; 10.35; 10.40; 10.46,10.52; 10.54; 11.2; 11.4; 11.14; 11.16; 11.34

Лабораторная работа 9.3

Влияние различных факторов на адсорбцию из растворов

Цель: Определить влияние удельной поверхности адсорбента, природы адсорбента, адсорбтива и растворителя на адсорбцию красителей из растворов.

Задание: Выяснить влияние на величину адсорбции перечисленных выше факторов.

Оборудование и реактивы: Штатив с пробирками, воронки. Водные р-ры метиленового синего, фуксина, эозина, р-р метиленового синего в этаноле, уголь активированный, каолин, кремниевая кислота, фильтровальная бумага.

Сущность работы: Визуальное наблюдение: 1) окраски адсорбента; 2) окраски фильтратов

после проведения адсорбции.

Выполнение эксперимента:

Определениие знака заряда окрашенных ионов красителей капиллярным методом на фильтровальной бумаге.

Перед проведением основных опытов устанавливают по степени растекания пятна водного раствора красителя, к каким классам (кислотным или основным красителям) относятся объекты анализа

Метиленовый синий –

Эозин –

Фуксин –

Наблюдения:

Вывод:

Опыт 1. Влияние природы адсорбента и адсорбтива на адсорбцию.

Адсорбент –

Адсорбтив –

Растворитель –

Наблюдения:

Вывод:

Опыт 2. Влияние природы растворителя на адсорбцию.

Адсорбент – Адсорбент –

Адсорбтив – Адсорбтив –

Растворитель- Растворитель –
Наблюдения:

Наблюдения:

Вывод:

Опыт 3. Влияние удельной поверхности адсорбента на адсорбцию.

Адсорбент –

Адсорбтив –

Растворитель –

Наблюдения:

Вывод:
Лабораторная работа 9.5

Хроматография
Цель:Приобрести навыки разделения смеси веществ с помощью тонкослойной и бумажной хроматографии.

Задание: Разделить смесь катионов меди (П) и железа (Ш) хроматографическим методом.

Оборудование и реактивы: Чашка Петри, химический стакан, стеклянные палочки,

капилляры, хроматографическая бумага. Р-р гксацианоферрата (П) калия(с=0,05 моль/л), насыщенный р-р сульфата меди (П) и нитрата железа (Ш).

Сущность работы: Для разделения смеси ионов меди(П) и железа (Ш) используется адсорбционная хроматография на бумаге.Различная скорость перемещения ионов обусловлена различием их адсорбционной способности. Разделенные хроматографические зоны обнаруживаются цветной реакцией с гексацианоферратом (П) калия.

Выполнение эксперимента:

1.Наносят разделяемую смесь катионов меди(П) и железа (Ш) на бумагу.

2. Проводят хроматографическое разделение.

3. Обнаруживают разделенные зоны.

4. Описывают полученную хроматограмму.

Рисунок:

Уравнения реакций:


*В выводе указывают вид хроматографии по технике выполнения и доминирующему механизму.

Объясняют расположение окрашенных зон.

Вывод:

Дата _________

Лабораторная работа 10.1
Получение, очистка и свойства коллоидных растворов
Цель работы: Изучить способы получения и очистки коллоидных растворов, их оптические свойства. Приобрести навыки измерения порогов коагуляции золей и коагулирующей способности электролитов.

Оборудование и реактивы: Проекционный фонарь; горелка газовая; пробирки; капельницы; воронка; пипетки глазные; фильтровальная бумага; бюретки.

Раствор канифоли в этаноле; растворы: гексацианоферрата(II) калия, нитрата серебра, сульфата меди; раствор танина. Растворы хлорида железа(III) (с(FeCl3) = 0,5 моль/л и насыщенный); раствор аммиака, щавелевой кислоты, соляная кислота, с(HCl)=0,1 моль/л.

Сущность работы: Определяют метод получения золя в каждом случае, отмечают наличие конуса Тиндаля –Фарадея.

Выполнение эксперимента:

Опыт 1. Получение гидрозоля канифоли методом замены растворителя очистка фильтрацией.

Опыт 2. Получение гидрозоля берлинской лазури методом пептизации.

Уравнение реакции:
Схема строения мицеллы:

Опыт 3. Получение гидрозоля гидроксида железа(III) методом гидролиза(при температуре) и очистка диализом.

Уравнение реакции:

Схема строения мицеллы:


Опыт 4. Получение гидрозоля серебра методом восстановления.

Ag+ + е → Ag0
Опыт 5. Получение гидрозоля гексацианоферрата (П) меди методом обмена.

Уравнение реакции:
Схема строения мицеллы:

Результаты наблюдений записывают в таблицу.

Опыт

Золь

Метод получения

Цвет

Наблюдение конуса рассеяния света

Метод

очистки

Физический или химический

Диспергирование или конденсация

В проходящем свете

В отраженном

свете

1






















2






















3






















4























5























Дата _________
Лабораторная работа 10.2

Определение знака заряда коллоидных частиц.
Цель: Научиться определять знак заряда коллоидных частиц методом капиллярного анализа.

Задание: Определить знак заряда коллоидных частиц.

Оборудование и реактивы: Штатив с пробирками, капилляры, бумага фильтровальная. Водные растворы хлорида железа (Ш), гексацианоферрата (П) калия., гексацианоферрата (Ш) калия,с=0,005 моль/л.

Сущность работы: Получают два гидрозоля берлинской лазури реакцией обмена при различном соотношении смешиваемых реагентов. Знак заряда коллоидной частицы определяют, сравнивая степень растекаемости окрашенных пятен золей.

Выполнение эксперимента:

Пробирка

Объем растворов, мл

Степень растекания окрашенных пятен золей

Знак заряда коллоидной частицы

c(FeCl3)=0,005

моль/л

с(K4[Fe(CN)6]=0,005

моль/л

1

3

1






2

1

3






Уравнения реакций:

Наблюдения:

Строение мицелл:

1.

2.
* В выводе отмечают влияние соотношения объемов смешиваемых реагентов на строение мицеллы, знак заряда коллоидной частицы и степень растекания на фильтровальной бумаге.

Вывод:

Дата __________ Занятие __________
Задания для самостоятельной работы

11.36; 11.38; 11.45; 11.55

Дата ___________ Занятие __________
МОДУЛЬ 12. Физическая химия высокомолекулярных соединений и их растворов

Задания для самостоятельной работы

12.21; 12.24; 12.28; 12.31



перейти в каталог файлов
связь с админом