Главная страница
qrcode

Экологическое образование-Попова Л.В.-Программа-2019. Программа дисциплины Экологическое образование


Скачать 222.5 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины Экологическое образование
Дата09.09.2019
Размер222.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЭкологическое образование-Попова Л.В.-Программа-2019.doc
ТипПрограмма дисциплины
#37335
страница1 из 3
Каталог
  1   2   3



МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени М.В. ЛОМОНОСОВА

ФАКУЛЬТЕТ ПОЧВОВЕДЕНИЯ
Утверждаю:

декан факультета почвоведения МГУ
________________С.А. Шоба

«___ »
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Экологическое образование»Направление подготовки: __Автор-составитель:___Рабочая программа дисциплины рассмотрена и одобрена на заседании кафедры ______
________________
(наименование кафедры)

протокол № ___ от «_____» ___
Заведующий кафедрой

Рабочая программа дисциплины утверждена на заседании учебно-методической комиссии факультета почвоведения МГУ,

протокол № 3 от «29» ноября 2018 г.
Председатель УМК _______________________ Рахлеева А.А.

Москва

2018 г.


    Наименование дисциплины: ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ





        Цели и задачи дисциплины
        Дисциплина направлена на знакомство студентов со сложившейся в Российской Федерации системой непрерывного экологического образования и на освоение базовых знаний об основах педагогики, позволяющих освоить методики преподавания экологии.

        Дисциплина ориентирована на формирование у студентов навыков и умений педагогической работы в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, а также на осуществление учебно-методической деятельности в области экологического образования. В результате изучения данной дисциплины студенты должны получить системное представление о:
        предпосылках становления и развития экологического образования в мире и в России;
      1. взаимосвязи экологического образования и образования для устойчивого развития (ОУР);
      2. реализации экологического образования на различных ступенях системы непрерывного экологического образования (дошкольное – средняя школа – вуз – профессиональная переподготовка – экологическое просвещение);
      3. сочетании и использовании различных форм и методов в экологическом образовании;
      4. неразрывности экологического образования и воспитания.

        IV. Место дисциплины в структуре ООП:
        А. Информация об образовательном стандарте и учебном плане:

        Дисциплина «Экологическое образование» читается в соответствии со стандартом МГУ и Учебным планом ММ_Экология и природопользование_П по направлению 05.04.06 «Экология и природопользование» магистерской программы «Экотехнологии».

        Б. Информация о месте дисциплины в учебном плане:

        Дисциплина «Экологическое образование» относится к вариативной части профессионального блока подготовки магистров и является обязательной для изучения на 1-м курсе в 1-ом семестре двухлетней магистерской программы.

        В. Перечень дисциплин, которые должны быть освоены до начала освоения данной дисциплины:

        Дисциплина «Экологическое образование» базируется на ряде курсов основной образовательной программы бакалавров по данному направлению: «Общая экология», «Основы природопользования», «Устойчивое развитие», «Педагогика и психология».

        Г. Общая трудоемкость дисциплины – 108 часов,

        __
        Д. Форма аттестации – зачет.

          Краткая аннотация дисциплины.
          Дисциплина «Экологическое образование» относится к вариативной части профессионального блока подготовки студентов по направлению магистратуры 05.04.06 «Экология и природопользование» и направлена на обеспечение подготовки студентов к решению профессиональных задач в педагогической деятельности. Цель дисциплины – познакомить студентов со сложившейся в нашей стране системой непрерывного экологического образования (дошкольное – средняя школа – вуз – профессиональная переподготовка – экологическое просвещение) и дать представления о формах и методах экологического образования. В водной части курса рассматриваются вопросы становления и развития экологического образования, а также взаимосвязь экологического образования и образования для устойчивого развития. Особенность дисциплины – направленность на практическое использование учебно-методических материалов и возможность осуществления педагогической деятельности в области экологического образования.

            Распределение трудоемкости дисциплины по разделам и темам




            п/п
            Наименование разделов и тем
            Трудоемкость (в академических часах) по формам занятий
            Форма промежуточ-ного контроля
            Аудиторная работа (с разбивкой по формам и видам)
            Самос-тоятель-ная работа
            Лек-ции
            Cеми-нары
            Лабора-торная работа
            Практи-ческие занятия


            Раздел 1. Вводный












            1.
            История становления и развития экологического образования
            2
            2




            4
            Составление плана, доклад, аннотация
            2.
            Образование для устойчивого развития
            2
            4




            4
            Составление схем и заполнение таблиц


            Раздел 2. Система непрерывного экологического образования












            3.
            Дошкольное экологическое образование
            1
            2




            4
            Разработка конспекта
            4.
            Содержание экологического образования в средней школе
            1
            2




            10
            Разработка плана урока
            5.
            Экологическое образование в высшей школе
            1
            2




            10
            План лекции, отчет, аннотации
            6.
            Экологическое просвещение
            1
            2




            10
            Собеседование


            Раздел 3. Формы и методы экологического образования












            7.
            Общие формы и методы обучения
            1
            2




            6
            Составление классификации
            8.
            Организация контроля знаний
            1
            2




            4
            Разработка оценочных средств
            9.
            Интерактивные методы обучения
            1
            4




            10
            Отчет, разработка игры
            10.
            Проектная и исследовательская деятельность в средней школе
            1
            2




            10
            План проектной работы


            Итого:
            12
            24




            72




            ИТОГО:
            108



            VII. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ПО РАЗДЕЛАМ И ТЕМАМ
            1. Разделы дисциплины

            Раздел I. Вводный

            Раздел II. Система непрерывного экологического образования

            Раздел III. Формы и методы экологического образования
            2. Темы и краткое содержание
            Раздел I. Вводный

            Тема 1. История становления и развития экологического образования

            Педагогика – наука о воспитании, обучении и образовании. Природоохранное образование и экологическое образование. Становление природоохранной парадигмы в ХХ веке как социальная предпосылка развития экологического образования. Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» (1991 г.).

            Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды и его вклад в развитие экологического образования. Стокгольмская конференция ООН по окружающей человека среде (1972 г.). Тбилисская конференция по экологическому образованию (1977 г.). Конференция ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (1992 г.). Всемирный саммит на высшем уровне по устойчивому развитию в Йоханнесбурге (2002 г.), Конференция ООН «РИО+20» (Саммит Земли, 2012 г.), Парижское соглашение по климату (2015 г.).

            Экологическое образование в России и за рубежом. Этапы развития высшего профессионального экологического образования, возникавшие противоречия и пути их решения.
            Задания для самостоятельной работы:
            Ознакомиться с книгой Д.Медоуз, Й.Рандерс и Д. Медоуза «Пределы роста:30 лет спустя» и составить аннотацию для каждой главы книги. Просмотреть видео-лекцию проф. Дениса Медоуза (апрель 2012 г., МГУ) и составить ее развернутый план.
          1. Составить таблицу глобальных и локальных экологических проблем и времени их возникновения.
          2. Ознакомиться с книгой В. Ларина, Р. Мнацаканяна, И. Честина и Е. Шварца «Охрана природы России: от Горбачева до Путина» (2003 г.) и составить краткие аннотации по разделам книги.

            Тема 2. Образование для устойчивого развития

            История подготовки и принятия «Стратегии Европейской экономической комиссии ООН для образования в интересах устойчивого развития (ОУР)» (2005 год). Содержание Стратегии ОУР. Различие целей экологического образования и образования для устойчивого развития. Компетенции преподавателей ОУР.

            Образование для устойчивого развития – перспективы и прогресс. Образование с разных ракурсов. Знание и мотивация – движущие силы образования. Планирование и оценка при ОУР. Методики ОУР – ориентация на процесс обучения. Проблемно-ориентированное обучение, дебаты, дискуссии и решение проблем.
            Задания для самостоятельной работы:
            Проанализировать и сопоставить цели и задачи экологического образования и образования для устойчивого развития. Составить схему различий.
          3. Ознакомиться с учебным пособием «Образование для перемен: пособие для преподавания и изучения устойчивого развития». Детально изучить главу 2 «ОУР» данного пособия и заполнить таблицу «Матрица процесса образования для устойчивого развития», дописав предлагаемые действия преподавателя. Общий вид таблицы следующий:
          4. Ракурсы ОУР
            До общего вовлечения в процесс
            Какие шаги надо предпринять, чтобы задействовать всю школу?
            Общешкольный подход
            Ориентация на учащихся






            Ориентация на процесс






            Ориентация на действия в обществе и природе






            Комплексное






            Школа как учебная среда









            Раздел II. Система непрерывного экологического образования
            Система непрерывного экологического образования в Российской Федерации (дошкольное образование – средняя школа – вуз – профессиональная переподготовка – экологическое просвещение). Документы Тбилисской конференции по экологическому образованию (1977 г.). Национальная стратегия экологического образования в Российской Федерации (2000 г.). Принципы экологического образования: комплексность, междисциплинарность, непрерывность.
            Тема 3. Дошкольное экологическое образование

            Содержание экологического образования дошкольников. Организация системы экологического образования в детском саду. Развивающая среда для экологического образования. Экологические комплексы дошкольного образовательного учреждения. Экологические тропинки. «Экологический паспорт» дошкольного учреждения. Методика экологического образования дошкольников. Проектно-исследовательская деятельность дошкольников.
            Задания для самостоятельной работы:
            Ознакомиться с методическими рекомендациями для педагога по пособию Н.А. Рыжовой «Экологическое образование в детском саду».
          5. Составить развернутый план и аннотацию к лекции Н.А. Рыжовой по теме «Организация системы экологического образования в детском саду».
          6. Найти дополнительные методические материалы для занятий в детском саду, используя информационные ресурсы журналов «Лазурь» и «Свирелька». Прокомментировать возможность использования выбранных материалов в педагогическом процессе.

  1   2   3

перейти в каталог файлов


связь с админом