Главная страница
qrcode

5 класс. Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета Биология


Скачать 129.5 Kb.
НазваниеПояснительная записка Рабочая программа учебного предмета Биология
Дата10.09.2019
Размер129.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файла5 класс.doc
ТипПояснительная записка
#37337
Каталог


Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Биология» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897), Примерной программы по биологии для основной школы, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, на основе авторской программы по биологии Пасечника В.В., Суматохина С.В., и др., Программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования, а также планируемых результатов основного общего образования.

Рабочая программа по биологии ориентирована на учащихся 5-ых классов. Уровень изучения предмета – базовый. Тематическое планирование рассчитано на 1 учебный час в неделю, что составляет 34 учебных часа в год Данное количество часов, содержание предмета полностью соответствуют варианту авторской программы по биологии Пасечника В.В., и др., рекомендованной Министерством просвещения Российской Федерации ( Рабочих программы по биологии для 5-9 классов «Линия жизни» Пасечник В.В. и др. М.: «Просвещение», 2019. )

В системе предметов общеобразовательной школы курс биологии представлен в предметной области «Естественно-научная». Назначение предмета «Биология» в основной школе состоит в том, чтобы обеспечить формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе.

Изучение биологии в 5 классе направлено на достижение следующих целей:

- формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для развития современных естественно-научных представлений о картине мира;

- формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере;

- приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

- формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;

- формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды.

Для достижения поставленных целей в 5 классе необходимо решение следующих задач:

- выяснение, чем живая природа отличается от неживой;

-формирование общих представлений о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе;

- получение сведения о клетке, тканях и органах живых организмов;

- углубление знаний об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека.

Для обучения биологии в МБОУ «Кадетская школа №46 г. Пензы» выбрана содержательная линия УМК Пасечника В.В. Главными особенностями учебно-методического комплекта (УМК) по биологии является то, что:

- содержание учебников соответствует современному уровню биологической науки и учитывает её последние достижения;

- структурно-содержательная модель учебника обеспечивает организацию учебного материала в соответствии с разными формами учебной деятельности;

- методическая модель учебника предлагает систему помощи в самостоятельной работе (модели действий, полезные советы, ссылки на дополнительные ресурсы) и построена на приоритете формирования предметных и универсальных учебных действий;

- система заданий направлена на развитие познавательной, практической и творческой деятельности учащихся, готовности использовать полученные знания в разных жизненных ситуациях и для решения практических задач;

- система вопросов и заданий содержит: разноуровневые вопросы и задания; лабораторные и практические работы с чёткими инструкциями по их проведению; задания с ориентацией на самостоятельный активный поиск; задания на работу в сотрудничестве; проектные и исследовательские работы; задания, предусматривающие деятельность в широкой информационной среде, в т.ч. в медиасреде.

Содержание

(34 часа, 1 час в неделю)

Введение. Биология как наука (7 часов)

Биология — наука о живой природе. Методы изучения биологии. Как работать в лаборатории. Разнообразие живой природы. Среды обитания организмов. Обобщение по главе «Введение. Биология как наука». Экскурсия «Разнообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных».

Обучаемый научится:

- определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «среда обитания»;

- отличать живые организмы от неживых;

- характеризовать среды обитания организмов;

- применять методы биологической науки для познания живой природы.

- определять значение биологических знаний в современной жизни;

- оценивать роль биологической науки в жизни общества;

- устанавливать взаимосвязь между средой обитания и приспособленностью организмов к ней;

- объяснять роль живых организмов в среде обитания.

Обучаемый получит возможность научиться:

- соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.

- пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;

- овладевать основными приёмами работы с учебником;

- различать, наблюдать и описывать живые организмы разных групп;

- оформлять результаты своих наблюдений.
Клетка-основа строения и жизнедеятельности организмов (9 часов)

Увеличительные приборы. Химический состав клетки. Строение клетки. Особенности строения клеток. Пластиды. Жизнедеятельность клетки. Обобщение материала по главе «Клеточное строение организмов».

Лабораторные работы:

1. Устройство светового микроскопа и приёмы работы с ним.

2. Рассматривание клеточного строения растений с помощью лупы.

3. Обнаружение органических веществ в клетках растений.

4. Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом.

5. Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника.

Обучаемый научится:

- определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;

- объяснять роль минеральных веществ и воды, входящие в состав клетки;

- различать органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки;

- выделять существенные признаки строения клетки и процессов жизнедеятельности клетки;

Обучаемый получит возможность научиться:

- работать с лупой и микроскопом;

- готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;

- ставить биологические эксперименты

- анализировать объекты под микроскопом;

-сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;

- оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;

- работать с текстом и иллюстрациями учебника.

- сравнивать строение клеток разных организмов.
Многообразие организмов (18 часов)

Классификация организмов. Характеристика царства Бактерии. Роль бактерий в природе и жизни человека. Характеристика царства Растения. Водоросли. Многообразие водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека. Высшие споровые растения. Моховидные. Папоротниковидные. Плауновидные. Хвощевидные. Голосеменные растения. Разнообразие хвойных растений. Покрытосеменные, или Цветковые, растения. Характеристика царства Животные. Характеристика царства Грибы. Многообразие грибов, и их роль в природе и жизни человека. Грибы – паразиты растений, животных, человека. Лишайники – комплексные симбиотические организмы. Происхождение Бактерий, Грибов, Животных и Растений. Обобщающий урок-проект «Многообразие живой природы. Охрана природы». Обобщающий урок по главам «Биология как наука. Клеточное строение организмов».

Лабораторые работы:

1. Внешнее строение цветкового растения.

2. Особенности строения шляпочных и плесневелых грибов.

Обучаемый научится:

- давать общую характеристику растительного царства;

- объяснять роль растений биосфере;

- давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);

- объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира;

- выделять существенные признаки представителей разных царств природы;

- определять принадлежность биологических объектов к систематической группе;

- объяснять значение биологического разнообразия для сохранения устойчивости биосферы;

- различать на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных; животных разных типов и классов, наиболее

распространённых домашних животных, опасных для человека животных;

Обучаемый получит возможность научиться:

- сравнивать представителей отдельных групп растений и животных, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

- осваивать приёмы: работы с определителями; оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами;

- приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых бактериями, грибами, вирусами, животными, растениями;

- находить информацию о растениях, животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, оценивать и анализировать её;

- выполнять лабораторные работы под руководством учителя.
Учебно-тематический план в 5 классе


п/п
Тема
Кол-во часов
Экскурсии
Контр.

работы
Лабор.

работы
Контр.

тесты
1.
Введение. Биология как наука
7
1
-
-
1
2.
Клетка-основа строения и жизнедеятельности организмов
9
-
1
5
1
3.
Многообразие организмов
18
-
1
2
1


Итого:
34
1
2
7
3
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса

В результате изучения биологии ученик должен:

знать/понимать признаки биологических объектов: живых организмов, клеток организмов растений,

уметь объяснять роль биологии в формировании современной картины мира, деятельности людей и самого учащегося; родство, общность происхождения и эволюцию растений (на примере сопоставления отдельных групп), роль растений, в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязь организмов и окружающей среды, необходимость защиты окружающей среды.

изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов; наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, опасные для человека растения;

сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

 оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями;

 соблюдения правил поведения в окружающей среде;
Материально-техническое обеспечение к учебному предмету «Биология»
Для выполнения всех видов обучающих работ по биологии в 5 классе в УМК имеются учебник, учебные пособия:

1) Биология. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / В.В.

Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова, З.Г. Гапонюк; под ред. В.В. Пасечника; РосРекомендовано Министерством просвещения Российской Федерации,9-е издание, переработанное, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2019. – 224 с.: ил. – (Академический школьный учебник) (Линия жизни).
Нижеуказанное пособие позволяет организовать методическое обеспечение учебного предмета «Биология» в 5 классе:

1) Уроки биологии. 5-6 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/(В.В. Пасечник, под ред. В.В. Пасечника; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образование, изд – во «Просвещение2. – М.: Просвещение, 2019. (Линия жизни).
Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, контрольных работ. Итоговая аттестация – в форме административной контрольной работы.

Календарно-тематическое планирование по предмету биология

5 класс

Автор учебника: Пасечник В.В. и др. («Линия жизни»)

п/п
класс
Тема урока
Кол-во часов
Домашнее задание


5 «к»
5 «в»
5 «м»


Дата урока
Введение. Биология как наука
7


1






Биология-наука о живой природе.
1
2






Методы изучения биологии.
1
3






Как работать в лаборатории.
1
4






Разнообразие живой природы.
1
5






Среды обитания организмов.
1
6






Обобщение по главе «Введение. Биология как наука». Контрольный тест.
1
7






Экскурсия «Разнообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных».
1










Глава 1. Клетка-основа строения и жизнедеятельности организмов
9


8(1)






Увеличительные приборы. Лабораторные работы №1 «Устройство светового микроскопа и приёмы работы с ним»
1
9(2)






Увеличительные приборы. Лабораторные работы №2 «Рассматривание клеточного строения растений с помощью лупы».
1
10(3)






Химический состав клетки. Неорганические вещества.
1
11(4)






Химический состав клетки. Органические вещества. Лабораторная работа №3 «Обнаружение органических веществ в клетках растений».
1
12(5)






Строение клетки.
1
13(6)






Лабораторная работа №4 «Приготовление и рассматривание препарата кожицы лука под микроскопом».
1
14(7)






Особенности строения клеток. Пластиды. Лабораторная работа №5 «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника».
1
15(8)






Жизнедеятельность клеток.
1
16(9)






Обобщение материала по главе «Клеточное строение организмов». Контрольная работа №1
1










Глава 2. Многообразие организмов

18


17(1)






Классификация организмов.

1
18(2)






Характеристика царства Бактерии.

1
19(3)






Роль бактерий в природе и жизни человека.

1
20 (4)






Характеристика царства Растения.

1
21 (5)






Водоросли.

1
22 (6)






Многообразие водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека

1
23 (7)






Высшие споровые растения. Моховидные.

1
24 (8)






Папоротниковидные. Плауновидные. Хвощевидные.

1














25 (9)





Голосеменные растения. Разнообразие хвойных растений.
1
26 (10)






Покрытосеменные, или Цветковые, растения. Лабораторная работа №7 «Внешнее строение цветкового растения».
1
27 (11)






Характеристика царства Животные.

1
28(12)






Характеристика царства Грибы.

1
29(13)






Многообразие грибов, и их роль в природе и жизни человека. Лабораторная работа №6 «Особенности строения шляпочных грибов и плесневелых».
1
30(14)






Грибы – паразиты растений, животных, человека.

1
31(15)






Лишайники – комплексные симбиотические организмы.

1
32(16)






Происхождение Бактерий, Грибов, Животных и Растений.

1
33(17)






Обобщающий урок-проект «Многообразие живой природы. Охрана природы».

1
34(18)






Обобщающий урок по главам «Биология как наука. Клеточное строение организмов». Контрольная работа №2
1



перейти в каталог файлов


связь с админом