Главная страница
qrcode

Понятие внд


Скачать 12.29 Mb.
НазваниеПонятие внд
Дата07.10.2019
Размер12.29 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлафизиология ВНД.docx
ТипДокументы
#37803
Каталог
Понятие ВНД
Высшая нервная деятельность — это совокупность безусловных и условных рефлексов, а также высших психических функций, которые обеспечивают адекватное поведение организма в изменяющихся природных и социальных условиях.

Термин «высшая нервная деятельность» впервые введён в науку И. П. Павловым, считавшим его эквивалентным понятию «психическая деятельность». Все формы психической активности, включая мышление и сознание человека, Павлов считал элементами высшей нервной деятельности.

Основная роль в осуществлении высшей нервной деятельности у высших животных и человека принадлежит коре больших полушарий.

Экспериментально показано, что у высших представителей животного мира после полного оперативного удаления коры высшая нервная деятельность резко ухудшается. Они теряют способность тонко приспосабливаться к внешней среде и самостоятельно существовать в ней.

Чем выше уровень организации животного, тем большее влияние на его жизнедеятельность оказывает кора больших полушарий. Человек, лишённый коры больших полушарий (анэнцефалия), практически нежизнеспособен.

Высшая нервная деятельность включает в себя совокупность условных и безусловных рефлексов, мышление, память, логику, речь и эмоции.
    Различие безусловных и условных рефлексовБезусловные рефлексы
    Условные рефлексы
    Врожденные, отражают видовые особенности организма
    Приобретаются в течение жизни, отражают индивидуальные особенности организма
    Относительно постоянны в течении жизни особи
    Образуются, изменяются и отменяются, когда они становятся неадекватными условиям жизни
    Реализуются по анатомическим путям, определенным генетически
    Реализуются по функционально-организующимся временным (замыкательным) связям
    Свойственны всем уровням ЦНС и осуществляются преимущественно ее низшими отделами (спинной мозг, стволовой отдел, подкорковые ядра)
    Для своего образования и реализации требуют целостности коры большого мозга, особенно у высших млекопитающих
    Каждый рефлекс имеет свое специфическое рецептивное поле и специфические раздражители
    Рефлексы могут образовываться с любого рецептивного поля на самые разнообразные раздражители
    Реагируют на действие наличного раздражителя, которого уже нельзя избежать
    Приспосабливают организм к действию стимула, которое еще предстоит испытать, то есть имеют предупредительное, сигнальное значение.
    1. Безусловные реакции — это врожденные, наследственно передающиеся реакции, они формируются на основе наследственных факторов и большинство из них начинают функционировать сразу же после рождения. Условные рефлексы — приобретенные реакции в процессе индивидуальной жизни.

    2. Безусловные рефлексы являются видовыми, т. е. эти рефлексы свойственны всем представителям данного вида. Условные рефлексы — индивидуальные, у одних животных могут вырабатываться одни условные рефлексы, у других — другие.

    3. Безусловные рефлексы постоянны, они сохраняются в течение всей жизни организма. Условные рефлексы непостоянны, они могут возникнуть, закрепиться и исчезнуть.

    4. Безусловные рефлексы осуществляются за счет низших отделов ЦНС (подкорковые ядра, ствол мозга, спинной мозг). Условные рефлексы является преимущественно функцией высших отделов ЦНС — коры больших полушарий головного мозга.

    5. Безусловные рефлексы всегда осуществляются в ответ на адекватные раздражения, действующие на определенное рецептивное поле, т. е. они структурно закреплены. Условные рефлексы могут образовываться на любые раздражители, с любого рецептивного поля.

    6. Безусловные рефлексы — это реакции на непосредственные раздражения (пища, находясь в полости рта, вызывает слюноотделение). Условный рефлекс — реакция на свойства (признаки) раздражителя (запах пищи, вид пищи вызывают слюноотделение). Условные реакции всегда носят сигнальный характер. Они сигнализируют о предстоящем действии раздражителя и организм встречает воздействие безусловного раздражителя, когда уже включены все ответные реакции, обеспечивающие уравновешивание организме факторами, вызывающими данный безусловный рефлекс. Так, например, пища, попадая в ротовую полость, встречает там слюну, выделившуюся условно-рефлекторно (на вид пищи, на ее запах); мышечная работа начинается, когда выработанные на нее условные рефлексы уже вызвали перераспределение крови, усиление дыхания и кровообращения и т. д. В этом проявляется высший приспособительный характер условных рефлексов.

    7. Условные рефлексы вырабатываются на базе безусловных.

    8. Условный рефлекс — это сложная многокомпонентная реакция.

    9. Условные рефлексы могут быть выработаны в условиях жизни и в лабораторных условиях.
    Условный рефлекс — это многокомпонентная приспособительная реакция, имеющая сигнальный характер, осуществляемая высшими отделами ЦНС путем образования временных связей между сигнальным раздражителем и сигнализируемой реакцией.

      Виды условных рефлексов

        Правила выработки условных рефлексов


          Стадии выработки условного рефлекса

            Условные рефлексы 2-го и 3-го порядкаУсловный рефлекс можно выработать не только на базе безусловного, но и на основе ранее образованных других условных рефлексов. При этом применяется следующая постановка опытов.

            С безусловным, например с пищевым, раздражением сочетается какой-либо внешний индифферентный сигнал. После образования и закрепления условного рефлекса на этот сигнал, например на звонок, производится сочетание нового индифферентного агента, например почесывания кожи, со звонком.

            В этом случае вначале производится почесывание кожи в течение нескольких секунд, а затем подключают звонок.

            После нескольких таких сочетаний почесывание кожи, которое ранее никогда не сопровождалось получением пищи и сочеталось только с другим условным раздражителем
            Условные рефлексы, образованные путем сочетания сигнала с условным раздражением, получили название условных рефлексов первого порядка. Условные же рефлексы, образованные на основе сочетания в него агента (в нашем примере — почесывания кожи) с условным раздражением (звонком), вызывающим выработанный ранее прочный постоянный условный рефлекс первого порядка, названы условными рефлексами второго порядка.

            Для выработки условного рефлекса  второго порядка  необходимо, чтобы раздражитель, на который образуют этот условный рефлекс, не менее чем на 10—15 секунд предшествовал действию условного раздражителя первого порядка.

            Путем сочетания индифферентного раздражителя с условным раздражителем второго порядка можно выработать у собаки условный рефлекс третьего порядка.

             Последний удалось образовать в опытах с оборонительными двигательными рефлексами, которые вызывались электрическими раздражением лапы.

            Условных рефлексов четвертого порядка у собаки выработать не удается,  у детей описаны рефлексы шестого порядка.
              Динамический стереотипРазличные условные рефлексы постоянно взаимодействуют друг с другом. Если раздражители повторяются в определенном порядке, то между ними форми­руется взаимосвязь, характеризующаяся стереотипной последовательностью воз­никновения ответных реакций. При этом рефлексы соответствуют не столько данному раздражителю, сколько месту раздражителя в последовательной цепи их.

              Стереотип внешних проявлений реакций в виде секреции или движения был назван И. П. Павловым динамическим стереотипом или функциональной систем­ностью. Термин «динамический» подчеркивает функциональный характер этого стереотипа (формирование и закрепление его только после соответствующих уп­ражнений, возможность его переделки, угасание при длительных перерывах, ухудшение при утомлении, сильных эмоциях, заболеваниях и пр.).

              Динамический стереотип в отношении сенсорных условных рефлексов ярко проявляется при пищевых рефлексах. Например, если в опытах на собаке приме­нять в течение длительного времени систему положительных и отрицательных условных раздражителей, чередуя их через определенные интервалы времени в строгой последовательности, то это фиксируется нервной системой. Каждому раздражителю, примененному на строго фиксированном для него в стереотипе месте, в соответствии с законом силы раздражителя, соответствует определенная величина ответной реакции (Э. А. Асратян, П. С. Купалов и др.). Стереотип может выявляться при замене всех условных раздражителей одним из них, обычно сред­ней силы. Этот раздражитель, примененный в стереотипе вместо других условных раздражителей этого стереотипа, вызывает ответы, величина которых соответст­вует ответам на замененные раздражители. На месте же отрицательного раздра­жителя положительный сигнал вызывает очень слабую условную (в частности, слюноотделительную) реакцию.

              Таким образом, динамический стереотип представляет собой последователь­ную цепь условнорефлекторных актов, осуществляющихся в строго определен­ном, закрепленном во времени порядке и являющихся следствием сложной сис­темной реакции животного на сложную систему положительных и отрицательных условных раздражителей. В основе стереотипной условнорефлекторной деятель­ности лежит определенное стереотипное же сочетание во времени и пространстве процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий.

              Переделка стереотипа в некоторых случаях представляет для нервной систе­мы трудный процесс. Чтобы выработать новый стереотип, необходимо сначала угасить старый. Но хорошо закрепленный стереотип трудно подается угашению и может проявляться вновь при возникновении условий, которым он соответство­вал.

              Динамический стереотип может быть связан не только с отдельными вегета­тивными или двигательными функциями, но и с целостной деятельностью орга­низма, режимом жизни человека. Все наши навыки (например, игра на рояле, гимнастические упражнения), автоматическая цепь поступков, сопровождающих поведение после просыпания или при отхождении ко сну и т.д. представляют со­бой динамические стереотипы. Формирование таких динамических стереотипов имеет большое значение для человека. Социальная среда, воздействующая на не­го, - быт, учеба, работа, как правило, в течение более или менее длительного вре­мени остается относительно постоянной (домашний и рабочий режимы, их темп и др.). За счет следового возбуждения клеток в нервных центрах стереотип запечат­левается в них в виде сложной функциональной системы, в которой все воздейст­вующие компоненты среды сливаются в единый синтетический комплекс.

              Таким образом, стереотип можно характеризовать как систему условных рефлексов на совокупность раздражителей естественной среды. Системность облегчает дея­тельность. Человек, привыкший изо дня в день делать одну и ту же работу, обыч­но выполняет ее с большей легкостью. Биологический смысл синтеза рядов реак­ций и их автоматизации сводится к тому, чтобы освободить корковые центры для решения сложных задач, требующих эвристического мышления (догадываться, соображать).

              Однако образование прочного динамического стереотипа может наряду с по­ложительным значением иметь и отрицательное. Привычка действовать по опре­деленному стандарту затрудняет приспособление к новым условиям выполнения работы, к новому режиму жизни. В некоторых случаях при изменении ситуации прочный динамический стереотип задерживает приспособление организма к реак­циям, более соответствующим новым условиям труда и быта. Изменение привыч­ных форм работы, режима жизни переживается тяжело и может привести к нару­шениям некоторых функций организма, особенно у лиц пожилого возраста. При­вычный уклад жизни человека, воспроизводимый иногда годами и протекающий на фоне определенных эмоций и чувств, представляет собой динамический сте­реотип большей или меньшей сложности. Смена его на другой стереотип, тем бо­лее вызванная непредвиденными, трагическими случайностями (смерть близкого, болезни, инвалидность и т.д.), является всегда тяжелым трудом для больших по­лушарий, резко отражающимся на всех функциях организма. Известны случаи ги­бели или тяжелой болезни людей со слабой резистентностью нервной системы, поставленных в условия необходимости срочной и резкой смены привычных ус­ловий жизни. Поэтому, как указывал И. П. Павлов, установление динамического стереотипа является положительным при стандартных условиях деятельности и отрицательным при варьировании этих условий и резком их изменении. Это отно­сится и к физическим упражнениям. Для стандартно выполняемых движений ус­тановление стереотипа полезно, для изменяющихся (спортивные игры, единобор­ство) — нежелательно.

              К числу вполне нормальных и тем не менее требующих большой работы по­лушарий головного мозга изменений стереотипной деятельности относятся этап­ные возрастные изменения в жизни каждого человека - поступление ребенка в школу, смена школы на вуз, поступление на работу и т.д. В облегчении этих пере­строек в стереотипической деятельности головного мозга каждого человека большую роль играет весь общественный уклад жизни, а также своевременная помощь со стороны воспитателей, учителей, родителей, психологов, социальны.

              8. Виды торможения условных рефлексов.

              9. Динамика нервных процессов.


              10. Типы ВНД


              11. Первая и вторая сигнальные системы. Совместное действие систем.

              И.П. Павлов рассматривал поведение человека как высшую нервную деятельность, где общим для животных и человека являются анализ и синтез непосредственных сигналов окружающей среды, составляющих первую сигнальную систему действительности. По этому поводу Павлов писал: «Для животного действительность сигнализируется почти исключительно только раздражениями и следами их в больших полушариях, непосредственно приходящими в специальные клетки зрительных, слуховых и других рецепторов организма. Это то, что и мы имеем в себе как впечатления, ощущения и представления от окружающей внешней среды как общеприродной, так и от нашей социальной, исключая слово, слышимое и видимое. Это – первая сигнальная система действительности, общая у нас с животными».

              В результате трудовой деятельности, общественных и семейных отношений у человека развилась новая форма передачи информации. Человек стал воспринимать словесную информацию через понимание значения слов, произносимых им самим или окружающими, видимых – написанных или напечатанных. Это привело к появлению второй сигнальной системы, свойственной исключительно человеку. Она значительно расширила и качественно изменила высшую нервную деятельность человека, так как внесла новый принцип в работу больших полушарий головного мозга (взаимосвязь коры с подкорковыми образованиями). По этому поводу Павлов писал: «Если наши ощущения и представления, относящиеся к окружающему миру, есть для нас первые сигналы действительности, конкретные сигналы, то речь, специально прежде всего кинестезические раздражения, идущие в кору от речевых органов, есть вторые сигналы, сигналы сигналов. Они представляют собой отвлечение от действительности и допускают обобщение, что и составляет... специально человеческое мышление, и науку – орудие высшей ориентировки человека в окружающем мире и в себе самом».

              Вторая сигнальная система является результатом социальности человека как вида. Однако следует помнить, что вторая сигнальная система находится в зависимости от первой сигнальной системы. Дети, родившиеся глухими, издают такие же звуки, как и нормальные, но, не подкрепляя издаваемые сигналы через слуховые анализаторы и не имея возможности подражать голосу окружающих, они становятся немыми.

              Известно, что без общения с людьми вторая сигнальная система (особенно речь) не развивается. Так, дети, унесенные дикими животными и жившие в зверином логове (синдром Маугли), не понимали человеческой речи, не умели говорить и утратили способность научиться разговаривать. Кроме того, известно, что молодые люди, попавшие в изоляцию на десятки лет, без общения с другими людьми забывают разговорную речь.

              Физиологический механизм поведения человека является результатом сложного взаимодействия обеих сигнальных систем с подкорковыми образованиями больших полушарий. Павлов считал вторую сигнальную систему «высшим регулятором человеческого поведения», преобладающим над первой сигнальной системой. Но и последняя в известной степени контролирует деятельность второй сигнальной системы. Это позволяет человеку управлять своими безусловными рефлексами, сдерживать значительную часть инстинктивных проявлений организма и эмоций. Человек может сознательно подавлять оборонительные (даже в ответ на болевые раздражения), пищевые и половые рефлексы. В то же время подкорковые образования и ядра мозгового ствола, особенно ретикулярная формация, являются источниками (генераторами) импульсов, поддерживающих в норме мозговой тонус.

              (Различают первую и вторую сигнальные системы. Первая сигнальная система имеется у человека и животных. Деятельность этой системы проявляется в условных рефлексах, формирующихся на любые раздражения внешней среды (свет, звук, механическое раздражение и др.), за исключением слова. У человека, живущего в определенных социальных условиях, первая сигнальная система имеет социальную окраску.

              Условные рефлексы первой сигнальной системы образуются в результате деятельности клеток коры большого мозга, кроме лобной области и области мозгового отдела речедвигательного анализатора. Первая сигнальная система у животных и человека обеспечивает предметное конкретное мышление.

              Вторая сигнальная система, возникла и развилась в результате трудовой деятельности человека и появления речи. Труд и речь способствовали развитию рук, головного мозга и органов чувств.

              Деятельность второй сигнальной системы проявляется в речевых условных рефлексах. Мы можем в данный момент не видеть какой-то предмет, но достаточно его словесного обозначения, чтобы мы ясно себе его представили. Вторая сигнальная система обеспечивает абстрактное мышление в виде понятий, суждений, умозаключений.

              Речевые рефлексы второй сигнальной системы формируются благодаря активности нейронов лобных областей иобласти речедвигательного анализатора. Периферический отдел этого анализатора представлен рецепторами,которые расположены в словопроизносящих органах (рецепторы гортани, мягкого неба, языка и др.). От рецепторовимпульсы поступают по соответствующим афферентным путям в мозговой отдел речедвигательного анализатора, представляющий собой сложную структуру, которая включает несколько зон коры головного мозга. Функция речедвигательного анализатора особенно тесно связана с деятельностью двигательного, зрительного и звукового анализаторов. Речевые рефлексы, как и обычные условные рефлексы, подчиняются одним и тем же законам. Однако слово отличается от раздражителей первой сигнальной системы тем, что оно является многообъемлющим. Вовремя сказанное доброе слово способствует хорошему настроению, повышает трудоспособность, но словом можно тяжело ранить человека. Особенно это относится к отношениям между больными людьми и медицинскимиработниками. Неосторожно произнесенное слово в присутствии больного по поводу его заболевания может значительно ухудшить его состояние.

              Животные и человек рождаются только с безусловными рефлексами. В процессе роста и развития происходит формирование условнорефлекторных связей первой сигнальной системы, единственной у животных. У человека в дальнейшем на базе первой сигнальной системы постепенно формируются связи второй сигнальной системы, когда ребенок начинает говорить и познавать окружающую действительность.

              Вторая сигнальная система является высшим регулятором различных форм поведения человека в окружающей его природной и социальной среде.

              Однако вторая сигнальная система правильно отражает внешний объективный мир только в том случае, если постоянно сохраняется ее согласованное взаимодействие с первой сигнальной системой.)

              13. Механизмы памяти


              14. Физиологический механизм эмоций


перейти в каталог файлов


связь с админом