Главная страница

О средних движениях планет (и способе вычисления средних положений планет) 70 стихов-шлок 1


Скачать 175.75 Kb.
НазваниеО средних движениях планет (и способе вычисления средних положений планет) 70 стихов-шлок 1
АнкорSUR_Ya-SIDDKhANTA.pdf
Дата12.07.2018
Размер175.75 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаSUR_Ya-SIDDKhANTA.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#34415
страница1 из 3
Каталогid9044168

С этим файлом связано 22 файл(ов). Среди них: 0_Dictionary_of_Astrology_by_J_N_BHASIN_en_sans.pdf, The_Art_And_Science_Of_Living.pdf, sanskrit_-_uroven_1a.pdf, AYuRVEDICh_KLASSIF_PRODUKTOV_PITANIYa_-_1.pdf, Yoga-Sutra-Vritti_1-02.pdf, SUR_Ya-SIDDKhANTA.pdf, RIGVEDA_10-048_Samovoskhvalenie_Indry.pdf, SKRT_5_sushruta_kalpa.pdf, SKRT_surya_siddhanta.pdf и ещё 12 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3

[Глава 1. О средних движениях планет (и способе вычисления средних
положений планет)]

70 стихов-шлок
[1.1]
Поклонение тому Наивысшему Существу, которое обладает невоспринимаемой и непознаваемой формой, лишенной качеств [всех обычных сотворенных вещей], внешнему источнику мудрости и счастья, и опоре всего мира в образе [трех ликов
Брахмы, Вишну и Шивы].
{1.1. acintya-avyakta-rūpāya, nirgu
ṇāya, gu a-ātmanē | samasta-jagad-ādhāra-mūrtay

ē brahma
ṇē namas ||}
[1.2 – 1.3]
За некоторое время до истечение великой эпохи под названием Золотой Век (Крита- юга, "совершенная эпоха") великий титан-асура по имени Майя, желая обрести знание подлинной, тайной, выдающей, священной и совершенной науки Астрономии, которая представляет собой самую выдающуюся из шести наук, примыкающих к
Веде [и толкует о небесных явлениях и о причинах движения небесных тел], подверг себя наиболее суровым упражнениям и аскезе — поклонению Солнцу.
{1.2. alpa-avaçi
ṣṭē tu k tṙē maya-nāmā mahā-asuras | rahasyam paramam pu yam jijñ

āsus jñānam uttamam ||}
{1.3. vēda-a gam [agryam] akhilam jy

ōti
ṣām gati-kāra am |

ārādhayan vivasvantam tapas tēpē su-duçcaram ||}
[1.4]
Исполненный совершенства благости бог Солнца, Сурья, будучи удовлетворен и умилостивлен таким суровым подвигом Майи, наделил его тем знанием науки
Астрономии, о котором тот так просил.
{1.4. tō itas tapas

ā tēna, [prītas] tasm vara-arthin

ē | grahā
ṇām caritam prādāt mayāya savitā svayam ||}
[1.5]
Блистательный бог Солнца сказал:
[О Майя,] я осведомлен о твоей решимости [обрести знание науки Астрономии] и удовлетворен твоим подвигом служения. Поэтому я одарю тебя этим великим знанием Астрономии, которое толкует о времени (и поведении планет в зависимости от него).
{1.5. [çrī-sūryas uvāca:] viditas tē mayā bhāvas, tō itas tapas

ā hi aham | dadyām kāla-
āçrayam jñānam, grahā
ṇām caritam mahat ||}
[1.6]
[Но поскольку] никто не может вынести моего света и пыла, да я и не располагаю
[свободным] временем, чтобы обучать тебя этой науке, вот этот человек, который является просто проекцией моей природы-сущности, обучит тебя всем премудростям этой науки.
{1.6. na mē [tējas sahas] kaçcit, ākhyātum na asti mē k a am | mad-a
ṣ ṇ
ṁças puru as ayam

tē ni
ḥçē am kathayi

yati ||

}
[1.7]
И бог Солнца, сказав так и приказав проявившемуся из его недр человеку [передать учение Майе], исчез. Тот человек начал свой рассказ, обратившись к Майе, который стоял, почтительно склонившись и сложив свои ладони передо лбом. Тот человек рассказал ему следующее:

{1.7. iti uktvā, antar-dadhē dēvas, samādiçya a
ṁçam ātmanas | sa pumān mayam āha idam – pra atam, pr

āñjali-sthitam ||}
[1.8]
[О Майя,] слушай внимательно об этом выдающем знании науки Астрономии, которое сам бог Солнца уже прежде преподал великим святым и знатокам в каждую из [предшествующих великих] эпох (юг).
{1.8. ç u va
ṙṇ ṣ
ēka-manās pūrvam yat uktam jñānam uttamam | yugē yugē mahar
ṣīṇām svayam ēva vivasvatā ||}
[1.9]
Я обучу тебя тому же самому древнему знанию, которому уже прежде обучал сам бог Солнца. [Но] некоторое различие [между современным изложением и прежними трудами мудрецов все же есть и] обусловлено оно лишь ходом времени, поскольку смена эпох влечет за собой также и изменение свойств окружающего мира [однако различие это состоит лишь в различных актуальных датах].
{1.9. çāstram ādyam tat ēva idam yat pūrvam prāha bhāskaras | yugānām parivartēna kāla-bhēdas atra kēvalam ||}
[1.10]
Время бывает двух видов. Первое является [непрерывным и бесконечным] и разрушает все одушевленные и неодушевленные предметы и сущности [но в то же время является причиной их возникновения и поддержания их существования], второе же — это то, которое может быть познано и измерено. Вторая разновидность времени также бывает двух видов. Одно из них называется "мурта" (измеримое, имеющее форму), а второе — "амурта" (неизмеримое, или ненаблюдаемое невооруженным глазом в обыденном опыте) [вследствие его чрезвычайности протяженности и малости, соответственно].
{1.10. lōkānām anta-k t k
ṙ ālas, kālas anyas kalan[ā]-ātmakas | sa dvidhā sthūla-sūk matv

āt
– mūrtas ca, amūrtas ucyatē ||}
[1.11] {Индийская астрономическая метрология времени}
Время, называемое "мурта" (т.е. опытно измеримое), имеет следующие единицы измерения, начиная с праны (букв. "дыхание"; содержит 4 секунды). Время, называемое "амурта" (т.е. опытно — без специальных средств — не измеримое), имеет следующие единицы измерения, начиная с трути (букв. "дробинка"; содержит
1/33750 секунды). Далее, в системе "мурта", следующая единица измерения, пала
(букв. "кусок"), содержит 6 пран (=24 секунды). Следующая единицы, гхатика (букв.
"часок"), содержит 60 пал (=1440 секунд=24 минуты).
{1.11. prā a-ādis kathitas mūrtas, tru [ī]-ādyas amūrta-sa jñakas | a bhis prā
s vinā ī



ṣ ḍ
ṇḯ
ḍ syāt, tat- a yā nā ikās sm tās ||
ṣ ṣṭ


}
[1.12]
Единица времени, содержащая 60 гхатик, называется звездными сутками, или сидерическими сутками (накшатра ахоратра, =1440 минут=24 часа). Далее, звездный месяц, или сидерический месяц (накшатра маса), содержит 30 таких звездных суток (т.е. =43200 минут=720 часов). В дополнение к звездным суткам, существуют средние солнечные сутки (савана ахоратра, средний промежуток между двумя последовательными восходами солнца). И, подобным же образом, 30 средних солнечных суток составляют средний солнечный месяц (савана маса), он же — гражданский месяц.
{1.12. nā ī- a yā tu nāk atram ahōrātram pravartitam | tat-tri çatā bhavēt māsas
ḍ ṣ ṣṭ


sāvanas arka-uday s tathā ||

}
[1.13]
Период времени между двумя последовательными восходами луны называется
[средними] лунными сутками (титхи). Подобным образом, 30 лунных суток составляют один [средний] лунный месяц (айндава-маса). [Средний] же солнечный месяц (саура-маса) представляет собой время, требующееся солнцу в среднем для прохода по небосводу сектора в 30 градусов. Солнечный год (саура-варша) же состоит из двенадцати солнечных месяцев. Такой солнечный год, т.е. время, за которое солнце делает полный круг на небесном своде, называется также небесным днем (дивья-ахан).
{1.13. ndavas – tithibhis tadvat, sa krāntyā s ras ucyatē | mās s dvādaçabhis var am





– divyam tat [ahas] ucyatē ||}
[1.14]
Небесный день, или же небесные сутки (дивья-ахоратра), устроены таким образом, что когда у богов (сура) день, у титанов-богоборцев (асура) — ночь, и наоборот.
{Светлым днем богов называют "северный путь солнца" (уттара-аяну), т.е. полугодие между зимним и летним солнцестоянием, когда полуденная высота солнца над горизонтом в северном полушарии земли растет от минимального до максимального значения. Этот же период называется ночью титанов. Напротив, ночью богов называют "южный путь солнца" (дакшина-аяна), т.е. полугодие между летним и зимним солнцестоянием, когда полуденная высота солнца над горизонтом в северном полушарии земли снижается от максимального до минимального значения.
Что любопытно, это периоды действительно коррелируют с понятиями "ночь" и "день", но только в приполярных областях!} Шестьдесят (60) таких небесных суток, умноженных на шесть (=4320 солнечных месяцев=360 лет) составляют один небесный год (дивья-варша, или асура-варша).
{1.14. sura-asurā ām anyōnyam ahō-rātram viparyayāt | tat- a is a -gu ā – divyam

ṣ ṣṭ ṣ ḍ

var am, āsuram ēva ca ||

}
[1.15 – 1.1
7
]
Период времени, составляющий 12000 небесных лет (=4 320 000 земных лет), называется четвер[т]ичной эпохой
(чатуръюга). Иначе этот период времени также называется Великой Эрой (махаюга). {Если общую продолжительность Великой Эры разделить на 10, а затем умножить 1/10 ее длительности по отдельности на 4, 3, 2 и
1, то можно получить длительность каждой из последовательно сменяющих друг друга внутри нее малых эпох (юг). Каждая из этих малых эпох содержит период установления (сандхья, букв. "предрассветные сумерки") и период истощения
(сандхьямша, букв. "вечерние сумерки"). Малые эпохи имеют собственные наименования: первая называется Крита- или Сатья-юга и длится 1 728 000 земных лет; вторая называется Трета-юга и длится 1 296 000 лет; третья называется
Двапара-юга и длится 864 000 лет; наконец, четвертая называется Кали-юга и длится
432 000 лет.} Длительность этих малых эпох коррелирует с так называемым уровнем регулярности биогеологических и социальных процессов (дхарма), который изменяется от 100% (множитель 4) до 25% (множитель 1). Граничные периоды — период установления (сандхья) и период истощения (сандхьямша) — по длительности составляют вместе 1/6 (деля ее поровну) от общей длительности соответствующей малой эпохи, или юги. Таким образом, в начале и конце каждой
юги имеются по два периода следующей длительности: в Сатья-юге — по 144 000 лет (в начале и в конце); в Трета-юге — по 108 000 лет; в Двапара-юге — по 72 000 лет; наконец, в Кали-юге — по 36 000 лет.
{1.15. tad-dvādaça-sahasrā i caturyugam udāh tam | sūrya-abda-sa khyayā dvi-tri-



sāgar s ayuta-āhat s ||

ḯ }

{1.16. sa dhyā-sa dhyā


ṁça-sahitam vijñēyam tat caturyugam | k ta-ādīnām

vyavasthēyam dharma-pāda-vyavasthayā ||}
{1.17. yugasya daçamas bhāgas catus-tri-dvi-ēka-sa gu as | kramāt k tayuga-ādīnām
ṁ ṇ

a ha-a ças sa dhyayōs svakas ||
ṣ ṣṭ


}
[1.18]
Согласно техническому определению единиц измерения на шкале отслеживаемого времени ("мурта"), 71 Великая Эпоха составляет период времени, называемый периодом существования разумной расы (манвантара); в земных годах этот период составляет 306 720 000 лет. {С астрономической точки зрения, этот период практически точно равен Галактическому Году, т.е. периоду обращения солнечной системы вокруг Центра Галактики}. В конце каждого такого большого периода добавляется малый подпериод, по длительности равный Крита-юге, т.е. 1 728 000 земным годам, и называемый сандхи (т.е. "сумерки"), в течение которого на земле случается Всемирный Потоп (джала-плава). {Вследствие этого, на земле не остается практически никаких остатков от предыдущей структуры организации как биосферы, так и — тем более — социо- и техносферы}. Более коротко, такой галактический год
[земли] называют ману.
{1.18. yugānām saptatis sa-ēkā manu-antaram iha ucyatē | k ta-abda-sa khyā tasya antē


sa dhis prōktas – jala-plavas ||

}
[1.19]
Четырнадцать (14) таких периодов существования разумной расы (манвантар), вместе с сандхи в конце каждого из них, а также с добавлением еще одного
(пятнадцатого) сандхи в начале всей этой группы периодов (=4 320 000 000 лет), составляют большой период, называемый порядком (кальпа) {Буквально данный термин означает "система". Вполне вероятно, что имеется в виду период обитаемости некоторой планетной системы возле определенной звезды, которая в течение этого времени может поддерживать условия для жизни. Этот вопрос — точнее то, что связывали с этим периодом индийские астрономы, еще предстоит прояснить}.
{1.19. sa-sa dhayas tē manavas kalpē j

ñēyās caturdaça | k ta-pramā as kalpa-ād


Ḯ sa dhis pañcadaças sm tas ||


}
[1.20]
Таким образом, одна тысяча (1000) Великих Эпох составляет один порядок (кальпу)
— период времени, после которого происходит полное разрушение [обитаемого] мира (бхута-самхара) (т.е. одна Кальпа равна 4 320 000 000 земных лет, и это время, что любопытно, примерно соответствует возрасту самой планеты Земля, определяемому геологическими методами в современной науке). {Здесь нужно еще раз отметить тот момент, что под обитаемым миром понимается либо вся планетная система какой-либо звезды, сохраняющей стационарность в течение данного периода времени, либо же отдельная планета, в течение данного периода сохраняющая наиболее благоприятное для жизни положение возле этой звезды}.
Данный период — кальпа — в единицах измерения космического времени составляет один так называемый "День Брахмы" (брахма-ахан). "Ночь Брахмы" равна его дню. {Данный пассаж, видимо, подразумевает, что "Сутки Брахмы" равны удвоенной длительности кальпы}.
{1.20. ittham yuga-sahasrē a bhūta-sa hāra-kārakas | kalpas brāhmam [ahas] prōktam,


çarvarī tasya tāvatī ||}
[1.21]
{"Год Брахмы", подобным же образом, состоит из 360 "Суток Брахмы". "Год Брахмы"
— это, по-видимому, среднее время существования галактики.} Всего же Время
Жизни Брахмы составляет сто его лет (по-видимому, в данном случае
подразумевается время существования Вселенной, которая на санскрите называется "брахманда"). На данный момент половина его срока жизни истекла, текущая кальпа
— первая в оставшейся половине (т.е. у Брахмы сейчас первый день его второй половины жизни).
{1.21. [paramāyus] çatam tasya tayā ahōrātra-sa khyayā | āyu as ardham itam tasya,


çē a-kalpas ayam āditas ||

}
[1.22]
В текущей кальпе истекли шесть манвантар, вместе с их сандхи. В седьмой же
манвантаре (галактическом годе), называемой Вайвасвата, прошло 27 Великих
Эпох (из 71). {Таким образом, в настоящее время мы живем в седьмом биогеологическом периоде земли}.
{1.22. kalpāt asmāt ca manavas a vyatītās sa-sa dhayas | v vasvatasya ca manōs
ṣ ṭ


yugānām tri-ghanas gatas ||}
[1.23]
В двадцать восьмой Великой Эпохе истекла полностью Крита-юга (на момент эпического провозглашения данного текста представителем бога Солнца — титану
Майе). {Примечание: в настоящее время на дворе Кали-юга, т.е. с тех пор прошло еще порядка 2,16 миллионов лет.} Астроному-вычислителю для данного момента времени следует определить, сколько лет прошло с момента завершения последней
Крита-юги.
{1.23. [a āvi çad]-yug
ṣṭ ṁ
āt asmāt yātam ētat k tam yugam | atas k

ālam prasa
ṁkhyāya sa
ṁkhyām ēkatra pi ay
ṇḍ ēt ||}
[1.24] #
При создании [Богом Брахмой] всех этих одушевленных и неодушевленных сущностей — планет, звезд, богов, титанов и т.д. прошло 47 400 лет богов (т.е. 17 064 000 земных лет). {Иными словами, здесь в грубом приближении говорится о том, что при формировании солнечной системы (хотя, возможно, речь идет и о продолжительности "большого взрыва"), прежде чем установились привычные формы и периоды движения основных объектов, прошло указанное число лет, после которых система стала относительно стабильной.}
{graha-rk a-d

ēva-d tya-

ādi s jatas asya cara-acaram | [k ta-adri-v


ēdās] divya-abdās
[çata-ghnās] vēdhasas (у творца) gatās ||}
[1.25] #
Вследствие высокой скорости движения (большей, нежели у небесного свода —
"сферы неподвижных звезд"), постоянно движущиеся в направлении с востока на запад (т.е. против часовой стрелки) планеты, как если бы они были обгоняемы звездами в их движении [при восходе и заходе], равным образом запаздывают
[относительно своего восхода, захода и т.п.], двигаясь по своим орбитам. {Этот пассаж чрезвычайно труден для перевода в силу необычности терминологии. На английский язык в двух классических переводах он так и не был адекватно переведен. На эту тему существует несколько критических статей. На данный момент для нас достаточно понимать, что здесь для нас разъясняют основные понятия, необходимые для отыскания средних положений планет исходя из знания общих характеристик их периодического движения. Планеты проходят дальше каждые сутки, поэтому каждый день в среднем восходят и заходят чуть позже, нежели в день предыдущий (и это запаздывание — некоторая в среднем одна и та же величина, своя для каждой из планет). Это правило, однако, нарушается периодически их попятным движением (кроме Солнца и Луны, которые запаздывают всегда!). Поэтому в следующем пассаже нам разъясняют, что такое среднесуточное движение планеты (включая светила). Хотелось бы также заметить некоторым

"скептикам", которые склонны древним пользователям геоцентрической системы координат (которой пользуются и до сих в астрономии) приписывать "веру" в "геоцентрическую систему мира", что это утверждение является верным только в отношении тех древних или более поздних "астрономов", которые сами весьма недалеко продвинулись в своих размышлениях от довольно глупых суеверий.
Подобным же образом, никак не оправдано предположение о том, что индийцы "верили", что планеты за сутки движутся на одинаковые расстояния по своим орбитам — лишь исходя из того, что ими используется понятие среднесуточного движения, которое опять-таки используется и в современной астрономии. В противовес хотелось бы заметить, что индийцам было знакомо представление о "неравенствах движения планет". В одной из систем, которая как раз (в отличие от данной) подверглась греческому влияния, были приняты эпициклы, подобные птолемеевым, однако при этом радиус эпицикла был переменным (!). Т.е. фактически траектория планеты в такой "гибридной" системе получалась эллиптической! А теперь подумаем: неужели индийцы были такими дураками, что ввели 7 поправок-коэффициентов в неравенства движения планет, если бы во что-то там себе "верили". Их задача была проста, как и сейчас — научиться точно предсказывать положение планеты относительно звезд или других небесных координат на некоторый заранее заданный предшествующий или последующий момент. И решение ими этой задачи не во многом уступает самым современным вариантам ее решения! И это — при жуткой скудости доступных им инструментальных средств. Подумайте тысячу раз, господа, прежде чем пытаться приписывать "древним" тупой примитивизм, архаику и "веру". "Вера" в глупости в гораздо большей мере распространена сейчас, когда средний человек даже корову подоить не в состоянии — не то что рассчитать эфемериды}.
{1.25. paçcāt vrajantas [atijavāt] nak atr s satatam grah
ṣ ḯ
ās | jīyamānās tu lambantē tulyam ēva [sva]-mārga-gās ||}
[
  1   2   3

перейти в каталог файлов
связь с админом