Главная страница

воспаление, лихорадка, гипертермия_нозология. Министерство здравоохранения российской федерации


Скачать 1.26 Mb.
НазваниеМинистерство здравоохранения российской федерации
Анкорвоспаление, лихорадка, гипертермия_нозология.doc
Дата09.02.2018
Размер1.26 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлавоспаление, лихорадка, гипертермия_нозология.doc
ТипУчебное пособие
#30734
страница1 из 8
Каталогid198606486

С этим файлом связано 72 файл(ов). Среди них: Opisanie_mikropreparatov.pdf, воспаление, лихорадка, гипертермия_нозология.doc, Atlas_sovremennoy_onkologii.pdf, Гигиена труда медицицинских работников и стоматологов.docx, Атеросклероз клиника.docx, Dzh_Brilman_S_Koen_-_Nevrologia.pdf, Chast_8_Lipidy.pdf и ещё 62 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южно-Уральский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения

Российской Федерации»


Кафедра патологической физиологии

Л.В. Кривохижина, Е.В. Давыдова, Е.Н.Ермолаева, Л.В. Воргова, М.В. Осиков


Учебное пособие
Общая нозология. Типовые патологические процессы.

(Часть I)


Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальностям 060101-лечебное дело, 060103 – педиатрия, 060105-медико-профилактическое дело


Челябинск

2015

УДК:616.15-092 (075.8)

ББК:54.11я7

М-54

Рецензенты:

Е.Л. Казачков – д.м.н., профессор, заведующий кафедрой патологической анатомии ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России.

Н.В. Тишевская – д.м.н., профессор кафедры нормальной физиологии ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России.


.

Авторы:

Л.В. Кривохижина - д.м.н., профессор, заведующий кафедрой патологической физиологии ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России

Е.В. Давыдова – к.м.н., доцент кафедры патологической физиологии ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России

Е.Н. Ермолаева – к.м.н., доцент кафедры патологической физиологии ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России

Л.В. Воргова – к.м.н., доцент кафедры патологической физиологии ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России

М.В.Осиков – д.м.н., профессор кафедры патологической физиологии ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России
В учебном пособии изложены теоретические вопросы общей патофизиологии: общая нозология, учение об этиологии, патогенезе, реактивности организма, конституции. Даны основные представления о патофизиологии клетки.

Учебное пособие составлено с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальностям 060101- лечебное дело (приказ Минобрнауки РФ №1118 от 8.11.2010г), 060103 – педиатрия (приказ Минобрнауки РФ №1122 от 8.11.2010г), 060105 – медико-профилактическое дело (приказ Минобрнауки РФ №847 от 12.10.2010г).


Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальностям 060101-лечебное дело, 060103 – педиатрия, 060105 – медико-профилактическое дело.

Присвоение грифа отражено в протоколе заседания Ученого Совета ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России от 11.06. 2014 года (протокол № 10)
ОГЛАВЛЕНИЕ:
Практическое занятие 1. Введение. Патофизиология и ее место среди медико- биологических и клинических наук. Исторические этапы развития патофизиологии. Моделирование патологических процессов ………………....................................................................................4

Практическое занятие 2. Общая нозология. Этиология, патогенез. Уровни повреждения. Болезнь, определение, основные компоненты болезни– патологическая реакция, патологический процесс, патологическое состояние. Стадии, исходы болезни………………………………………………….………………………………………………..20

Практическое занятие 3. Реактивность организма и её значение в патологии. Конституция организма……………………………….……………………………………………………………….24

Практическое занятие 4. Патофизиология повреждения клетки………….…………………….34

Практическое занятие 5. Обзорное занятие по общей нозологии………………………………..47

Практическое занятие 6. Воспаление. Этиология, основные компоненты патогенеза воспалительного процесса. Ответ острой фазы. Хроническое воспаление…………………….49

Практическое занятие 7. Лихорадка. Гипертермия. Гипотермия……………………………….67

Список литературы…………...…………………….…………………………..……………………..79

Практическое занятие №1
ТЕМА: ВВЕДЕНИЕ. ПАТОФИЗИОЛОГИЯ И ЕЕ МЕСТО СРЕДИ МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИХ И КЛИНИЧЕСКИХ НАУК. ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПАТОФИЗИОЛОГИИ. МОДЕЛИРОВАНИЕ ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
Цель занятия: изучить структуру предмета, историю патофизиологии, цели, задачи, методы патофизиологии, особенности экспериментального моделирования.
Перечень вопросов для подготовки к занятию:

1. Значение патофизиологии как учебной и научной дисциплины.

2. Основное отличие патофизиологии от других медицинских дисциплин

3. Объект, предмет и основной метод изучения в патофизиологии

4. Особенности экспериментального моделирования и виды эксперимента

5. Основные задачи патофизиологии

6. Разделы патофизиологии

7. Исторические этапы развития патофизиологии и роль личности в развитии патофизиологии как научной и учебной дисциплины.

8. Отечественная школа патофизиологов, ее представители и достижения.
Текстовые задания для самостоятельной работы студентов

  • Указать научное направление деятельности ученого:

В. В. Пашутин

А.Б. Фохт

В.В. Подвысоцкий

В.В. Воронин

А.В. Репрев

А. А. Богомолец

А.Д. Сперанский

И.Р. Петров

A.M. Чернух

Г.Н. Крыжановский

В.А. Неговский

А.Д. Адо

Н.Н. Сиротинин

Н.Д. Горизонтов

П.Н. Веселкин


Тестовые задания для контроля исходного уровня знаний студентов

1. ПАТОФИЗИОЛОГИЯ - НАУКА О.. (ВЫБРАТЬ НАИБОЛЕЕ ТОЧНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ):

1) наука о жизнедеятельности больного организма

2) условиях формирования болезни

3) механизмах развития болезни

4) исходах болезней

5) клинических проявлений болезней

2. ОБЪЕКТОМ ПАТОФИЗИОЛОГИИ ЯВЛЯЕТСЯ:

1) здоровый организм

2) больной орган

3) больной организм

4) изменения функций в больном организме

5) морфологические изменения в больном организме

3. ПРЕДМЕТОМ ИЗУЧЕНИЯ ПАТОФИЗИОЛОГИИ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ:

1) выяснение общих и частных механизмов возникновения течения и исхода патологических процессов и болезней;

2) изучение типовых патологических процессов, сочетание которых определяет клиническую картину болезни;

3) выявление специфических для отдельных органов и систем нарушений функций при развитии патологических процессов и болезней.

4) постановка диагноза

5) изучение механизмов выздоровления и умирания

4. ГДЕ В 1874 ГОДУ ВПЕРВЫЕ БЫЛА ОРГАНИЗОВАНА КАФЕДРА ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ ФИЗИОЛОГИИ:

1) в Москве

2) в Санкт-Петербурге

3) в Тбилисе

4) в Киеве

5) в Казани

5. КЕМ БЫЛА ВПЕРВЫЕ ОРГАНИЗОВАНА КАФЕДРА ПАТОФИЗИОЛОГИИ:

1) Сиротининым Н.Н.

2) Фохтом А.Б.

3) Петровым И.Р.

4) Пашутиным В.В.

5) Богомольцем А.А.

6. КТО ЗАНИМАЛСЯ ПРОБЛЕМАМИ АЛЛЕРГИИ И СОЗДАЛ АЛЛЕРГОЛОГИЧЕСКУЮ СЛУЖБУ В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ:

1) Петров И.Р.

2) Парин В.В.

3) Адо А.Д.

4) Неговский В.А.

5) Зайко Н.Н.

7. КТО ИЗ РОССИЙСКИХ УЧЕНЫХ ЗАНИМАЛСЯ ПРОБЛЕМАМИ ВОСПАЛЕНИЯ:

1) Адо А.Д.

2) Неговский В.А.

3) Чернух А.М.

4) Богомолец А.А.

5) Сиротинин Н.Н.

8. КТО ИЗ РОССИЙСКИХ УЧЕНЫХ СФОРМУЛИРОВАЛ ТЕОРИЮ ГЕНЕРАТОРНЫХ МЕХАНИЗМОВ НЕЙРОПАТОЛОГИЧЕСКИХ СИНДРОМОВ И КОНЦЕПЦИЮ О РОЛИ ДОМИНАНТНЫХ СТРУКТУР В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ:

1) Адо А.Д.

2) Петров И.Р.

3) Пашутин В.В.

4) Полунин Д.А.

5) Крыжановский Г.Н.

9. КТО ИЗ РОССИЙСКИХ УЧЕНЫХ ЗАНИМАЛСЯ ИЗУЧЕНИЕМ СОЕДИНИТЕЛЬНОЙ ТКАНИ:

1) Фохт А.Б.

2) Подвысоцкий В.В.

3) Халатов С.А.

4) Богомолец А.А.

5) Адо А.Д.

10. УКАЖИТЕ ОСНОВНОЙ МЕТОД ПАТОФИЗИОЛОГИИ:

1) метод межвидового сравнительного анализа

2) метод морфологического исследования

3) биохимические методы исследования

4) метод экспериментального моделирования патологических процессов, болезней

5) функциональные методы исследования
Содержание:

Патологическая физиология - наука, изучающая жизнедеятельность больного организма. Изучает закономерности возникновения, развития, течения и исходов патологических процессов. Патологическая физиология – интегративная медико-биологическая наука, связывающая основополагающие дисциплины (биологию, анатомию, биохимию, иммунологию и др.) с клиническими дисциплинами. «Патологическая физиология – мост между базисными теоретическими дисциплинами и клиникой» (Г.Н. Крыжановский, 1990)

Задачи патофизиологии – формирование представлений о причинах, закономерностях и механизмах патологических процессов, болезней, патологических состояний.

Курс патологической физиологии состоит из 4-х основных разделов:

- общая нозология;

- типовые патологические процессы

- общие нарушение функции органов и систем

- клиническая патофизиология.

В первом разделе излагается исторический очерк развития патофизиологии, общие вопросы учения о болезни, общая этиология и патогенез, роль внешней среды в возникновении болезней, роль наследственности и конституции в патологии, вопросы реактивности организма, иммунопатологии.

Во втором - закономерности возникновения, течения и исходов типовых патологических процессов, входящих в состав различных болезней - воспаление, лихорадка, гипоксия, патофизиология обмена веществ, опухолевый рост.

В третьем – рассматриваются закономерности нарушения и восстановления функций отдельных органов и систем - крови, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, эндокринной, нервной, выделительной.

Клиническая патофизиология рассматривает этиологию и патогенез конкретных заболеваний.

Методы патофизиологии.

Основными методами патофизиологии являются:

- экспериментальное исследование на животных, позволяющее моделировать патологические процессы и наиболее важные синдромы болезней, изучать их этиологию и патогенез, разрабатывать научно-обоснованные методы терапии и профилактики, а также оценивать их эффективность.

Моделирование болезней и патологических процессов осуществляется с использованием различных экспериментальных методов острого и хронического эксперимента: тканевой культуры, изолированных органов, выключения и пересадки органов, травматического воздействия, введения токсинов и фармакологических препаратов, методов сравнительной патологии (для этого используются различные виды, возраст и пол животных). Широко используется метод выведения линий животных с наследственными болезнями или предрасположенностью к ним. В последние годы развиваются методы математического и компьютерного моделирования, создание искусственных органов и систем. Любой метод экспериментального моделирования имеет свои определенные границы, поскольку полностью воспроизвести на животном болезни человека невозможно.

Экспериментальное моделирование складывается из нескольких этапов:

1. изучение параметров жизнедеятельности в пределах нормы;

2. моделирование болезни (патологического процесса);

3. изучение болезни (патологического процесса) в динамике;

4. разработка методов патогенетической терапии или профилактики с последующим переносом полученных данных в клинику (клиническая апробация)

- клиническое исследование - изучение этиологии и патогенеза заболеваний человека (клиническая патофизиология).

История развития отечественной патофизиологии неразрывно связана с именем замечательного российского ученого, профессора Виктора Васильевича Пашутина, которого по праву считают основоположником патофизиологии как науки и учебной дисциплины в России. Поэтому выделяют «допашутинский» и «послепашутинский» периоды в истории отечественной общей патологии и патологической физиологии.

«Допашутинский» период начинается с 30-х годов (1726г.) XV1I1 столетия, когда начинают открываться российские университеты, и продолжается до 1874 года с открытия В.В. Пашутиным первой в России кафедры общей и экспериментальной патологии в Казанском Университете. На этом этапе патофизиология (общая патология) как самостоятельная наука и учебная дисциплина не существовала. Вопросы общей патологии и патологической физиологии излагали на курсах и кафедрах патологической анатомии, физиологии, терапии. Так, в Московском Университете общую патологию преподавали терапевты и патологи: С.Г. Зыбелин, И.Е. Дядьковский, К.В. Лебедев; физиолог A.M. Филомофитский, патологоанатом А.И. Полунин, патолог А.Б. Фохт и другие. С открытием в 1874г. в Казанском Университете первой в России кафедры общей и экспериментальной патологии начинается второй период в истории развития отечественной патофизиологии «послепашутинский». В России создаются патофизиологические школы:

  • Петербургская (создатель В.В. Пашутин),

  • Московская (создатель А.Б. Фохт),

  • Киевская (основатель В.В. Подвысоцкий),

  • Томская (основатель П.М. Альбицкий - ученик В.В. Пашутина)

  • Тбилисская (основатель В.В. Воронин),

  • Харьковская (основатель А.В. Репрев) и другие.

В. В. Пашутин (1845-1901) -один из основоположников патологической физиологии в России, почетный член Лондонского королевского общества, ученик И.М. Сеченова. Он создал первую в России кафедру патологической физиологии при Казанском Университете в 1874г., а через 5 лет открыл аналогичную кафедру в Военно-медицинской Академии (Санкт-Петербург), кардинально переработав курс общей патологии в новом экспериментально - физиологическом направлении. Основные труды Виктора Васильевича посвящены разработке фундаментальных проблем голодания, обмена веществ, теплообмена и кислородной недостаточности. Им написан и издан двухтомник «Лекции по общей патологии (патологической физиологии)».

А.Б. Фохт(1848-1930)— профессор, заслуженный деятель науки РСФСР, создатель крупной клинико-экспериментальной школы, к которой принадлежали В.В. Воронин, Д.Д. Плетнев, Г.П. Сахаров, Г.И. Россолимо и др. Александром Богдановичем и его школой (Московская школа патофизиологов) были заложены основы отечественной экспериментальной кардиологии, разработаны оригинальные методы моделирования заболеваний сердца, проведены фундаментальные исследования по изучению патогенеза заболеваний перикарда, кардиосклероза, патологии коронарного кровообращения.

В.В. Подвысоцкий (1857-1913)- основоположник Киевской школы патофизиологов. Владимиром Валерьяновичем опубликовано свыше 90 научных работ, посвященных изучению процесса регенерации железистой ткани, проблеме развития опухолей, исследованиям в области микробиологии, иммунитета и патологии инфекции. Учебник В.В. Подвысоцкого «Основы общей и экспериментальной патологии» получил мировую известность. Его учениками были А.А. Богомолец, Д.К. Заболотный, И.Г. Савченко, Л.А. Тарасевич и др.

В.В. Воронин (1870-1960)— профессор, почетный академик АН Грузии. Владимир Васильевич внес значительный вклад в учение о капиллярах, воспалении, а также в разработку проблем патологии и физиологии кровообращения. Им опубликовано около 70 работ, посвященных вопросам патофизиологии, морфологии, микробиологии, эпидемиологии, применению методов статистики и кибернетики в медицине.

А.В. Репрев (1853-1930)— один из родоначальников отечественной эндокринологии. Кроме того научные интересы Александра Васильевича посвящены обмену веществ при лихорадке, опухолях, беременности, рентгеновском облучении. Его фундаментальное руководство «Основы общей и экспериментальной патологии» (1908) способствовало выделению патофизиологии в самостоятельную отрасль медицины.

А. А. Богомолец (1881-1946)- академик АН и АМН СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии СССР. Основное направление исследований. Александра Александровича – изучение реактивности организма в нормальных и патологических состояниях. Его учение о трофической функции соединительной ткани является основой современных представлений о коллагенозах. Он был организатором и руководителем научной разработки консервирования крови.

А.Д. Сперанский (1888-1961) академик АН и АМН СССР, лауреат Государственной премии СССР, заслуженный деятель науки РСФСР. Алексей Дмитриевич, развивая идеи нервизма И.П. Павлова, создал оригинальное направление в патологии, выявил общие закономерности развития нервно-дистрофических процессов и их генерализации, выдвинул концепцию о нервной системе как ведущем звене в механизмах заболевания, выздоровления и компенсации.

И. Р. Петров (1893-1970)- академик АМН СССР, генерал-майор медицинской службы. Иоакимом Романовичем успешно разрабатывались проблемы кислородного голодания, кровопотери, шока и терминальных состояний, посттрансфузионных осложнений, электротравмы, профессиональной патологии. Всеобщее признание получили его научные работы по проблеме гипоксии. Им разработана плазмозамещающая жидкость (жидкость Петрова), которая широко использовалась во время Великой Отечественной войны, и принципы терапии шока.

A.M. Чернух (1916-1982)- академик АМН СССР, лауреат Государственной премии СССР. Всемирную известность получили работы Алексея Михайловича в области физиологии и патологии микроциркуляции и воспаления. В его трудах большое место занимает анализ механизмов заболевания и выздоровления, а также вопросы методологии общей патологии и учения о болезни. Им создан Институт общей патологии и патологической физиологии АМН СССР.

Г.Н. Крыжановский (1922 -2013) - академик АМН СССР. Основные направления научных исследований, проводимых Георгием Николаевичем, посвящены проблемам патофизиологии нервной системы. Он сформулировал теорию генераторных механизмов нейропатологических синдромов и концепцию о роли доминантных структур в деятельности нервной системы. Разработал экспериментальные модели ряда нейропатологических синдромов.

В.А. Неговский (1909 -2003) -лауреат Государственных премий СССР, академик АМН СССР - известен разработками в области патофизиологии и терапии терминальных и постреанимационных состояний. В 1936г. им создана Лаборатория экспериментальной физиологии по оживлению организма, преобразованная в 1986г. в Институт общей реаниматологии АМН СССР. Владимиром Александровичем и его многочисленными учениками изучены основные закономерности умирания и оживления организма и создана наука реаниматология.При его активном участии в нашей стране создана реаниматологическая служба. В.А. Неговский избран почетным членом многих зарубежных Академий Наук.

А.Д. Адо (1909 –1997)- аллерголог, академик АМН СССР, заслуженный деятель науки РСФСР. Основное направление трудов - вопросы патофизиологии аллергии, воспаления и иммунитета. Им впервые были проведены исследования по аутоаллергии, а совместно с П.К. Булатовым предложена клинико-патогенетическая классификация форм бронхиальной астмы. Он является автором учебника «Патологическая физиология». По его инициативе в России создана аллергологическая служба.

Н.Н. Зайко (1908-1992) член-корреспондент АМН СССР, заслуженный деятель науки Украины. Его научные разработки посвящены проблемам проницаемости биологических барьеров и исследованию механизмов неврогенных дистрофий. Николаем Никифоровичем написан учебник «Патологическая физиология».

Н.Н. Сиротинин (1896-1977) академик АМН СССР и член-корреспондент АН Украины, ученик А.А. Богомольца. Основное направление его исследований - изучение реактивности организма при инфекционных и патологических состояниях в сравнительно-эволюционном аспекте. Николаем Николаевичем разработаны практические рекомендации по проблеме гипоксии в космической медицине.

Н.Д. Горизонтов (1902-1987) — академик АМН СССР, лауреат Ленинской и Государственной премий СССР, крупный организатор медицинской науки. Он активно разрабатывал актуальные проблемы теоретической патологии (этиология, патогенез, роль внешней среды в возникновении заболеваний), изучал патогенез лучевой болезни, стресс, разрабатывал методологические аспекты экспериментальной медицины.

П.Н. Веселкин (1904-1988) - академик АМН СССР. Основным направлением его исследований является патология процессов теплообмена и теплорегуляции — учение о лихорадке и её значении в патологии. Петр Николаевич рассматривал лихорадку как выработанную в процессе эволюции генетически закрепленную реакцию центрального аппарата терморегуляции, как одну из неспецифических реакций приспособления в условиях патологии. Им подробно изучены пирогенные вещества, эффективность их лечебного использования.

В.К. Калугин (1923-1982)- академик АМН СССР, генерал-майор медицинской службы. Основное направление научных исследований Виктора Константиновича - патофизиология экстремальных состояний: патогенез и экстремальная терапия травматического шока, кровопотери, лучевой болезни, комбинированных поражений. Он показал роль нарушений центральной нервной и эндокринной систем в патогенезе шока, вскрыл механизмы этих нарушений, разработал методы профилактики и лечения шока и кровопотери.
Практическая работа студентов

Опыт № 1. Моделирование почечной гипертензии по Г.Селье

Ход эксперимента: Животному производится срединная лапаротомия. Находят аорту с отходящими от нее a.renales. С учетом того, что a. renales отходят от брюшной аорты на разных уровнях, производят следующую манипуляцию. На брюшную аорту накладывают металлический стержень определенного диаметра. Диаметр стержня определяется экспериментально таким образом, чтобы было ограничено поступление крови в отходящую ниже почку, но кровоток в нижних конечностях нарушался минимально. Лигатуру накладывают на аорту между отходящими на разных уровнях a.a. renales. Далее металлический стержень убирают. В результате – одна почка кровоснабжается нормально, а в другой кровоснабжение сокращено.

Контрольные вопросы:

1.Какие изменения артериального давления наблюдаются при сужении почечной артерии?

2. Какие органы и гуморальные факторы активируются при нарушении кровообращения в почке после механического сужения почечной артерии?

3. Механизмы изменения артериального давления у экспериментального животного?

4. Какова реакция интактной почки при сужении просвета контралатеральной артерии?
Опыт № 2. Действие аминазина на крысу

Ход эксперимента: Животное помещается на лабораторный стол. Отметить особенности поведения крысы. Затем животному внутрибрюшинно вводится аминазин в обычных дозировках, после чего снова наблюдают за поведением.

Контрольные вопросы:

1.Каков механизм действия аминазина?

2. Чем объяснить изменения в поведении крысы?
Опыт № 3. Срединная лапаротомия со спленэктомией (метод выключения с моделированием на органно-тканевом уровне)

Ход эксперимента: Производится разрез по белой линии живота. Кровопотеря при таком способе минимальна. Через разрез извлекается селезенка, расположенная слева и позади желудка. Селезеночная ножка перевязывается двумя лигатурами и пересекается между ними.

Контрольные вопросы:

Объясните механизмы функциональных изменений после удаления селезенки:

1) в системе кроветворения 3) в системе гемостаза

2) в иммунной системе 4) в гемодинамике организма
Ситуационные задачи для самостоятельной работы студентов

Задача №1

В стационар поступил мальчик 10 лет с жалобами на постоянную головную боль. При обследовании отмечено высокое артериальное давление САД – 140 мм. рт. ст. ДАД - 95 мм. рт. ст. При обследовании обнаружено сужение левой почечной артерии. Объясните механизм артериальной гипертензии.

Задача №2

У больного П., 38 лет обнаружено постоянное высокое артериальное давление 170 и 100 мм. рт. ст. Поражение каких органов и систем может приводить к повышению артериального давления. Указать возможные механизмы
Задача №3

На каких этапах присутствует патофизиологических подход при постановке диагноза, лечении, реабилитации (взято из Михайлова В.В. «Основы патологической физиологии» 2001год)



Задача №4

У больного К., 23 лет обнаружено разное артериальное давление на верхних и нижних конечностях. На руках определяется высокое артериальное давление, а на ногах - низкое артериальное давление. Как вы считаете, с чем может быть связано такое изменение артериального давления у пациента.
Тестовые задания для контроля итогового уровня знаний студентов

1. НАЗОВИТЕ ИЗМЕНЕНИЯ В СИСТЕМЕ КРОВИ ПРИ СПЛЕНЭКТОМИИ:

1) тромбоцитопения

2) тромбоцитоз

3) анемия

4) лейкопения

5) эритроцитоз

2. Укажите гемодинамические нарушения после спленэктомии:

1) нарастание гиперкинетического типа центральной гемодинамики

2) снижение общего печеночного кровотока

3) повышение общего печеночного кровотока

4) нарушения гемодинамики в зоне портального кровотока

5) развитие легочной гипертензии

3. Назовите изменения в иммунной системе после спленэктомии:

1) нарушение созревания Т-лимфоцитов

2) нарушение созревания В-лимфоцитов

3) снижение резистентности к бактериальным инфекциям

4) снижение противоопухолевого иммунитета

5) нарушение активности системы комплемента

4. Прессорное действие почек связано с выработкой:

1) альдостерона

2) ангиотензина

3) ренина

4) ангитензиногена

5) АДГ

5. Ишемия почек приводит к повышению АД через активацию:

1) фильтрационной функции

2) реабсорбционной функции

3) ЮГА

4) мезенгиальных клеток

5) аквапоринов

6. Ренин это –

1) гормон

2) протеолитический фермент

3) биогенный амин

4) цитокин

5) липолитический фермент

7. Назовите задачи патофизиологии как науки:

1) изучение общих закономерностей, причин и механизмов развития болезней

2) изучение особенностей течения болезни у конкретного больного

3) создание экспериментальных моделей патологических процессов

4) изучение механизмов исхода патологических процессов

5) внедрение результатов эксперимента в практику

8. Общая патофизиология включает:

1) патофизиологию системы крови

2) типовые патологические процессы

3) патофизиологию системы внешнего дыхания

4) общую нозологию

5) патофизиологию боли

9. Укажите основной метод патофизиологии:

1) методы дифференциальной диагностики

2) метод лабораторного исследования болезни

3) метод экспериментального моделирования болезни

4) метод функциональных проб

5) метод морфологического исследования

10. Почка - указать место выработки ренина:



11. Механизмы повышения АД при перевязке почечной артерии:

1) активация ренин-ангиотензин-альдостероновой системы

2) выброс глюкокортикоидов в системный кровоток

3) усиление секреции вазопрессина

4) торможение сосудодвигательного центра

5) активация сосудодвигательного центра

12. Точкой приложения ренина является:

1) ангиотензиноген

2) ангиотензин

3) альдостерон

4) вазопрессин

5) адреналин
Практические навыки, которыми должен овладеть студент по теме занятия:

  1. Уметь планировать и проводить (с соблюдением соответствующих правил) экспериментов на животных, обработки и анализа результатов опытов, правильного понимания значения эксперимента для изучения клинических форм патологии;

  2. Уметь анализировать проблемы общей патологии и критически оценивать современные теоретические концепции и направления в медицине;

  3. Уметь проводить патофизиологический анализ клинико-лабораторных, экспериментальных и других данных и формулировать на их основе заключения о возможных причинах и механизмах развития патологических процессов (болезней).


Темы для реферативных сообщений:

1. Роль русских ученых в развитии патологической физиологии.

2. Значение экспериментального метода в развитии патологической физиологии.

3. Методы экспериментального моделирования.

Практическое занятие №2

  1   2   3   4   5   6   7   8

перейти в каталог файлов
связь с админом