Главная страница
qrcode

Адаптированные ООП. Методические рекомендации об особенностях реализации адаптированных общеобразовательных программ учащихся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях Республики Крым в 2017 2018 учебном году


Скачать 83.33 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации об особенностях реализации адаптированных общеобразовательных программ учащихся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях Республики Крым в 2017 2018 учебном году
АнкорАдаптированные ООП.docx
Дата23.09.2017
Размер83.33 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаАдаптированные ООП.docx
ТипМетодические рекомендации
#24576
Каталогn.polupanov

С этим файлом связано 16 файл(ов). Среди них: 09_FIZIKA_EGE_-_ELEKTRIChESTVO_-_OTVETY.pdf, 08_FIZIKA_EGE_-_ELEKTRIChESTVO_slozhnye_zadachi.pdf, 07_FIZIKA_EGE_-_ELEKTRIChESTVO_prostye_zadachi.pdf, 06_FIZIKA_EGE_-_MOLEKULYaRNAYa_FIZIKA_-_OTVETY.pdf, 05_FIZIKA_EGE_-_MOLEKULYaRNAYa_FIZIKA_slozhnye_zadachi_zadachi.p, 04_FIZIKA_EGE_-_MOLEKULYaRNAYa_FIZIKA_prostye_zadachi.pdf, Начальные классы.docx, Музыка, искусство, МХК.docx, Математика.doc, Информатика.docx и ещё 6 файл(а).
Показать все связанные файлы

Методические рекомендации

об особенностях реализации адаптированных общеобразовательных программ учащихся с ограниченными возможностями здоровья

в общеобразовательных организациях Республики Крым

в 2017/2018 учебном году

Нормативно-правовой и методологической основой разработки адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП) являются:

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон).

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. №1598 (далее – ФГОС ОВЗ).

  3. Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. №1599 (далее – ФГОС ОУО).

  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии».


Статьей 79 Закона установлено, что содержание образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) определяется адаптированной образовательной программой.

Согласно статье 28 Закона образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов, в том числе разработке и утверждении образовательных программ.

Адаптированная образовательная программа - это образовательная программа, адаптированная для обучения ребенка с ОВЗ (в том числе с инвалидностью), разрабатывается на базе основной образовательной программы (ООП) определённого уровня образования, с учетом индивидуальных образовательных потребностей и психофизических особенностей на период, определенный образовательной организацией самостоятельно, с возможностью её изменения в процессе обучения.

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разрабатывается для обучающегося с сочетанными нарушениями, в том числе, с умственной отсталостью умеренной, тяжёлой, или глубокой степени, максимально на один год на основе АООП, учитывает индивидуальную специфику образования ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Определение варианта образовательной программы, форм и методов

психолого-медико-педагогической помощи, необходимости создания специальных условий для получения образования обучающимися с ОВЗ осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, сформулированных по результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования обучающегося (приказ Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии»).

Важнейшим принципом разработки АООП является принцип дифференцированного подхода, в согласовании с которым выделяются варианты АООП, определяющие содержание и организацию образовательной деятельности для обучающихся с ОВЗ с учетом их возрастных, типологических и собственных особенностей, особых образовательных потребностей.  Для различных категорий детей с ОВЗ, в соответствии с ФГОС ОВЗ, может быть рекомендовано: от 2-х вариантов АООП (к примеру, дети с тяжёлыми нарушениями речи) до 4-х вариантов (например, слепые, глухие обучающиеся).

1-й вариант АООП, в согласовании с ФГОС ОВЗ, направлен на категорию детей, близких по личному развитию к возрастной норме. Ребенок получает необходимое образование, сопоставимое по уровню его академического компонента с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки. Обязательным условием освоения эталона является постоянная особая психолого-педагогическая помощь — создание адекватных критерий для реализации особенных образовательных потребностей, включая содействие в формировании полноценного жизненного опыта ребенка. Обязательной является подготовка педагогического и детского коллектива к принятию в него ребенка с ОВЗ, способного освоить специальный стандарт. Неспособность ребенка с ОВЗ полноценно овладеть отдельный предмет школьной программы не должна служить препятствием для выбора или продолжения освоения главного варианта эталона.

2-й вариант АООП предназначен для детей, которые к моменту поступления в школу не добились уровня развития, сопоставимого с возрастной нормой. Ребенок получает совершенное образование, похожее по уровню его академического компонента с образованием здоровых ровесников, при этом присутствуя в среде сверстников со сходными проблемами развития и в наиболее пролонгированные календарные сроки. Условием освоения другого варианта стандарта является организация особого обучения и воспитания для воплощения как общих, так и особых образовательных потребностей. Второй вариант стандарта отличается от первого обострением интереса к формированию полноценной и настоящей жизненной компетенции, использованию приобретенных познаний в настоящих условиях жизни. В связи с упрощенностью среды обучения и воспитания, максимально приспособленной к дефекту ребенка и ограничивающей его жизненный опыт и взаимодействие со здоровыми сверстниками, требуется специальная работа по введению ребенка в более сложную социальную среду. Основной целью такой работы является поэтапное и планомерное продолжение жизненного опыта и повседневных социальных контактов ребенка.

3-й вариант АООП нацелен на детей с лёгкой умственной отсталостью. Этот вариант не предусматривает изучение цензового уровня образования: в структуре содержания его «академический» компонент редуцирован за счет расширения области развития жизненной компетенции. Ребенок находится в среде сверстников с ограничениями возможностей здоровья. Детский коллектив и рабочее место организуются в соответствии с нуждами данной категории детей и особенностями развития каждого ребенка. Неотъемлемой частью является организация специального обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей, содержание основной программы обучения при необходимости индивидуализируется.  В связи с принужденной упрощенностью среды обучения и воспитания, максимально приспособленной к дефекту ребенка и ограничивающей его жизненный опыт и взаимодействие со здоровыми сверстниками, требуется специальная работа по введению ребенка в наиболее трудную среду. Целью данной работы является продолжение жизненного эксперимента и социальных отношений ребенка в доступных для него пределах, в том числе работа по организации постоянных контактов таких детей с их развивающимися сверстниками.

4-й вариант АООП рассчитан на детей с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью. Ребенок приобретает образование, степень которого определяется, прежде всего, его индивидуальными возможностями. При ограничении и утилитарности содержания «академического» компонента образования требуется углубление в область развития жизненной компетенции. В этом варианте стандарта обязательной возможной является специальная индивидуальная программа развития  (СИПР). Ребенок присутствует в среде сверстников с разными нарушениями развития, при этом их проблемы не обязательно должны быть однотипны. Среда и рабочее место организуются в соответствии с особенностями развития конкретного ребенка. Обязательной является специальная организация всей жизни ребенка для осуществления его основных образовательных потребностей в условиях школы и дома. Необходима особая работа по внедрению ребенка в более трудную предметную и социальную среду, ее смыслом является индивидуально приобретенное поэтапное и планомерное расширение его жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для него пределах, в том числе работа по организации постоянных контактов таких детей с их развивающимися ровесниками. Этот вариант стандарта, как и прошедший, предусматривает не только адаптацию ребенка к условиям домашней жизни, но и доступное ему социальное формирование.

Обращаем внимание на то, что в рамках реализации ФГОС ОВЗ, при обучении детей с ОВЗ по вариантам 1 и 2 АООП, к окончанию уровня начального общего образования результаты обучения должны соответствовать требованиям ФГОС НОО, т.е. уровень обученности ребёнка с ОВЗ должен соответствовать уровню обученности нормально развивающегося сверстника, и, соответственно, не должно быть академических задолженностей по предметам. А при обучении детей с ОВЗ по вариантам 3 и 4 АООП этого же стандарта, к окончанию уровня начального общего образования результаты обучения могут не соответствовать требованиям ФГОС НОО, т.к. эти варианты реализуются для обучающихся с различными степенями умственной отсталости. Это, при обучении детей в инклюзивных классах, позволяет переводить их в следующий класс, т.к. для этой категории детей образование является безуровневым.

Этапы разработки АОП для обучающегося с ОВЗ в образовательной организации

Этап

Шаги проектирования АОП

Содержание деятельности

Предварительный

Предварительная оценка особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ и запроса родителей

Администрация ОО (при наличии заключения ПМПК и/или рекомендаций ИПРА):

  • определяет междисциплинарную команду специалистов психолого-педагогического сопровождения;

  • при отсутствии в ОО необходимых специалистов администрация рассматривает варианты привлечения дополнительных ресурсов (сотрудничество с ППМС-центром, муниципальной службой психолого-педагогического сопровождения, привлечение волонтеров и т.д.);

  • заключает договор с родителями.

  • проводит анализ информации о ребенке и его семье (см. ниже)

Оценка требований ФГОС общего образования по уровню и ФГОС НОО ОВЗ, примерных основных образовательных программ, в том числе адаптированных

  • изучение документации: нормативно-правовой, учебно-методической;

  • разработка локальных регламентирующих актов: приказа о деятельности ПМПк, службы психолого-педагогического сопровождения и т.д.

Диагностический

Проведение комплексного обследования ребёнка педагогом-психологом, учителем-логопедом, педагогами

  • организация диагностической работы учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения в режиме взаимодействия;

  • подготовка заключений о психологических особенностях ребенка, сформированности учебных навыков, специфике взаимодействия со сверстниками и взрослыми и т.д. Основная задача – описание зон ближайшего и актуального развития, определение особых образовательных потребностей учащегося, уровня обученности. Определение направлений деятельности учителя (воспитателя) и специалистов.

Описание необходимых ребенку с ОВЗ специальных образовательных условий с учетом возможностей и дефицитов развития

  • организация деятельности ППк: обсуждение заключений специалистов, принятие решения о необходимости разработки АОП;

- определение конкретных условий

Разработка

Проектирование АОП

Деятельность учителя и специалистов сопровождения в рамках создания АОП.

Организация обсуждения АОП. При необходимости - привлечение специалистов ППМС-центра в рамках сетевого взаимодействия.

Согласование с родителями.

Определение временных границ реализации АОП

Четкое формулирование цели АОП (Совместно с родителями!)

Определение круга задач в рамках реализации АОП

Определение содержания АОП (коррекционный, образовательный компоненты)

Планирование форм реализации разделов АОП

Определение форм и критериев мониторинга учебных достижений и формирования социальной компетентности обучающегося

Определение форм и критериев мониторинга эффективности учебной и коррекционной работы

Реализация

Практическое применение АОП

- организация деятельности учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения в соответствии с Программой и планом;

  • организация мониторинга учебных достижений и социальной компетентности ребенка;

  • организация мониторинга эффективности коррекционной работы

Анализ и коррекция

Определение сроков и способов анализа и коррекции АОП

Организация деятельности ПМПк по анализу эффективности работы, динамики развития и учебных достижений ребенка;

- внесение корректив в АОП


Представленная последовательность действий специалистов ОО соблюдается, если у ребенка есть заключение ПМПК с указанием обучения по определенному варианту АООП, в том числе ребёнка с инвалидностью или обучащегося, имеющего рекомендации врачебной комиссии (медицинской организации) по обучению на дому.

Обращаем ваше внимание на то, что требования ФГОС по объемам учебной нагрузки для всех обучающихся, в том числе для обучающихся на дому, должны быть выполнены полностью. Не допускается отсутствие в индивидуальном учебном плане ребёнка, обучающегося на дому, контактных часов работы с учителем по отдельным предметам.

При выявлении трудностей в освоении основной образовательной программы определённого уровня образования (в случае отсутствия заключения ПМПК), первым шагом администрации и специалистов образовательной организации будет привлечение внимания родителей к данной ситуации и рекомендации посетить ПМПК. При несогласии родителей на прохождение ПМПК, ребенку оказываются образовательные услуги на общих основаниях.

Организация взаимодействия сотрудников образовательной организации в рамках реализации адаптированных образовательных программ обучающихся с ОВЗ, в том числе с инвалидностью

Группа

Функционал

Администрация

Проектирование образовательного процесса с учетом разработки и реализации адаптированной образовательной программы и индивидуального учебного плана для детей с ОВЗ:

- финансовое обеспечение реализации АОП;

- внесение изменений в существующие и разработка новых локальных нормативно-правовых и регламентирующих документов (Устав школы, ООП ОО, приказы, положения и т.д.);

- кадровое обеспечение реализации АОП (наличие кадров, повышение квалификации, стимулирование);

- обеспечение материально-технических условий (безбарьерной среды, специального учебного оборудования, оборудования для использования тех или иных приемов, технологий, информационно-коммуникативной среды);

- поиск необходимых ресурсов, социальное партнерство и сетевое взаимодействие (организация сотрудничества с ППМС-центрами, общественными организациями, учреждениями здравоохранения, социального обеспечения и др.);

- организация мониторинга эффективности деятельности специалистов

Специалисты психолого-педагогического сопровождения (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог, тьютор) - члены психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк)

- разработка и реализация адаптированной образовательной программы и индивидуального учебного плана;

- отслеживание динамики развития обучающегося;

- оценивание успешности обучающегося с ограниченными возможностями здоровья в освоении программ и в случае необходимости внесение необходимых корректив;

- помощь педагогам в выборе адекватных методов и средств обучения;

- проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий;

- консультирование родителей

Учитель

Проектирование образовательного процесса с учетом реализации АОП, создание условий для развития потенциала каждого ребенка:

- участие в разработке адаптированных образовательных программ;

- разработка рабочих программ по предметным областям с учетом образовательных потребностей и возможностей обучающихся;

- организация развивающей среды в классе;

- формирование у детей отношений сотрудничества, принятия;

- формирование у всех обучающихся учебной мотивации;

- выстраивание содержания обучения в соответствии с образовательными потребностями и возможностями каждого обучающегося;

- применение технологий обучения и воспитания, отвечающих задачам развития всех детей и индивидуальных образовательных программ;

- адаптация содержания основных и дополнительных учебных материалов (учебников, рабочих тетрадей и т.д.);

- выстраивание взаимоотношений сотрудничества с родителями обучающихся, в том числе детей с ОВЗ

Воспитатели группы продленного дня. Педагоги дополнительного образования

- участие в разработке и реализации адаптированных образовательных программ;

- помощь учителю в решении задач социальной адаптации и формирования социальной компетентности детей, в том числе детей с ОВЗ;

- применение технологий обучения и воспитания, способствующих раскрытию творческого потенциала и самореализации детей, в том числе детей с ОВЗ


На основе ФГОС ОВЗ и обучающихся с умственной отсталостью разработаны и включены в федеральный реестр примерных общеобразовательных программ (fgosreestr.ru) примерные адаптированные общеобразовательные программы для обучающихся с ОВЗ, в том числе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

В программах прописан примерный учебный план, на основе которого

образовательная организация разрабатывает свой учебный план.

Адаптированная основная общеобразовательная программа реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности.

В ФГОС для обучающихся с ОВЗ и обучающихся с умственной отсталостью прописано количество учебных занятий по предметным областям и «Коррекционно-развивающей области», являющейся обязательным элементом структуры учебного плана.

Продолжительность занятий, продолжительность перемен между уроками, коррекционно-развивающими занятиями и внеурочной деятельностью определяется санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 2.4.2.3286-15 (далее – СанПиН ОВЗ), утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26.

Для обучения лиц с ОВЗ, зачисленных в образовательные организации до 1 сентября 2016 г., при разработке образовательных программ Министерство образования и науки Российской Федерации рекомендует использовать примерные адаптированные основные общеобразовательные программы, размещенные на сайте fgosreestr.ru., или руководствоваться учебным планом, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», в части, не противоречащей законодательству в сфере образования.

Последовательность введения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о:

2016-2017 уч.г. – 1 классы

2017-2018 уч.г. – 1 и 2 классы

2018-2019 уч.г. – 1,2 и 3 классы

2019-2020 уч.г. – 1,2,3 и 4 классы

В зависимости от года обучения учащихся с ОВЗ, включая учащихся с умственной отсталостью, в рамках инклюзивного образования в общеобразовательных организациях должны быть разработаны следующие АООП:

Образовательная программа

Нормы законодательства об образовании

Руководствуясь нормами законодательства об образовании при разработке АООП для обучающихся с ОВЗ в общеобразовательной организации необходимо учитывать:

1-2 классы

2016-2017 уч.г.

2017-2018 уч.г.


1.ФГОС НОО ОВЗ или ФГОС ОУО с учетом особенностей психофизического развития и личных способностей обучающихся с ОВЗ.

2. Соответствующие примерные основные образовательные программы (при разработке образовательных программ в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ, ФГОС ОУО).

3-4 классы

1.Приказ Министерства образования России от 10 апреля 2002 года № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, учеников с отклонениями в развитии».

2. ФГОС НОО.

3. Соответствующие примерные основные образовательные программы (при разработке образовательных программ в соответствии с ФГОС НОО).

5, 6 классы

1.Приказ Министерства образования России от 10 апреля 2002 года № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, учеников с отклонениями в развитии».

2. ФГОС ООО.

3. Соответствующие примерные основные образовательные программы (при разработке образовательных программ в соответствии с ФГОС ООО).

7,8,9 классы

1.Приказ Министерства образования России от 10 апреля 2002 года № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».

2. Федеральный базисный учебный план, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

10,11 классы

1.Приказ Министерства образования России от 10 апреля 2002 года № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, учеников с отклонениями в развитии».

2. Федеральный базисный учебный план, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

Адаптированная программа, которую разрабатывают специалисты совместно с учителями, является документом, на основании которого ребенок с ОВЗ получает образование. Если ребенок с 01.09.2016 обучается по ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, то в заключении ПМПК должен быть определен вариант программы с 1 по 4 (1 и 2 варианты соответствуют цензовому образованию, 3 и 4 - не соответствуют цензовому образованию). Если ребенок не может освоить рекомендованный вариант программы, то ПМПК может пересмотреть свои рекомендации и по результатам обучения изменить вариант программы.

Текущие проблемы с освоением или не освоением ребенком программы решает психолого-педагогический консилиум школы, куда рекомендуется пригласить родителей и обсудить совместно сложившуюся ситуацию. Возможно, необходимо получить консультацию у внешних специалистов, например, дефектолога, который подскажет, какими конкретно методиками можно помочь этому ребенку в овладении программой.



Методист

Центра качества образования О.А.Комарова
перейти в каталог файлов


связь с админом