Главная страница
qrcode

Магическая медицина в первобытном обществе


Скачать 28.16 Kb.
НазваниеМагическая медицина в первобытном обществе
Дата08.10.2019
Размер28.16 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаРеферат Магическая медицина в первобытном обществе.docx
ТипРеферат
#37826
Каталог

ФГБОУ ВО «Рязанский государственный медицинский университет им. академика И.П. Павлова» Минздрава России

Кафедра общественного здоровья и здравоохранения с курсом организации здравоохранения ФДПО

Реферат на тему:

Магическая медицина в первобытном обществе

Выполнила студентка 1 курса 7 группы

стоматологического факультета

Акимова Н.А.

Проверил

к.м.н., ассистент

Наталья Владимировна Чвырева

Рязань, 2019

Содержание:

Введение.

1. Магия в первобытный период

Основная часть

2. Истоки магии. Магия в медицинских представлениях

3. Виды древней магической медицины.

4. Два закона магического мышления

5. Амулеты

6. Мистические представления о болезнях

7. Магические приемы в древней медицине

Заключение

8. Список используемой литературы

Введение. Магия в первобытный период

Магия, как одна из форм первобытных верований появляется на заре существования человечества. Восприятие её в отрыве от иных первобытных верований невозможно – все они были тесно связаны между собой.

Если придерживаться теории о магическом значении наскальной живописи, время появления магии можно отнести к периоду Верхнего палеолита.

В ранних формах социума магия ещё не была отделена от прочих верований, так же как ещё не существует специальных «должностей» мага, шамана или жреца. Каждый член племени, в меру необходимости и своего понимания занимается собственной магической практикой: просит духов или животное-тотем о помощи на охоте, поклоняется предметам, приносящим удачу и т.п. Важнейшее значение имели групповые действия, необходимые всему племени, в первую очередь связанные с обрядами перехода (роды, инициация, свадьба, похороны) и охотой. Развитие культуры и выделение особой социокультурной роли служителей культа (шаманов, жрецов и колдунов) постепенно приводят к превращению магии из общедоступных практик в «элитарную дисциплину» – что, однако, не мешает сохранению огромного количества простых народных магических обрядов, доступных любому человеку. Необходимо так же учитывать, что это разделение весьма условно, и часто разница между шаманом, колдуном и знахарем весьма условна. Развитие жречества, в свою очередь, тесно связано с развитием политеизма, формированием культов отдельных божеств.

Истоки магии.Магия в медицинских представлениях

С самого начала своей истории человек стремился найти такие средства, с помощью которых можно было вызвать дождь или ветер, вылечить болезнь и победить старость. Считалось, что всего этого можно добиться с помощью особых магических приемов и заклинаний. Магия часто находит отражение в обрядах, связанных с верой в способность человека сверхъестественным образом воздействовать на других людей, предметы, события или явления природы.

Заклинания и заговоры явились предвестниками классического гипноза – вернее, техники словесного внушения. Сам обряд был необходим во время словесного внушения для того, чтобы снять психическую защиту с человека и получить так называемый «раппорт». Проще говоря, целитель манипулирует подсознанием человека. Для того чтобы достичь этого эффекта, даже без погружения человека в стадию гипнотического сна, волхвы, колдуны, чародеи и маги пользовались весьма сложными и синтетическими способами.

В магической медицине, вне всякого сомнения, существовали вполне ясные представления об основных медицинских разделах – происхождении болезней, профилактике, лечении и прогнозе. Происхождение болезней объяснялось с мифологических позиций. Основными причинами возникновения заболеваний считались нарушения законов и обрядовых норм, принятых в обществе, а также воздействия разрушительных сил – духов, демонов, душ умерших и живых злонамеренных магов. Всякую болезнь или травму и даже смерть пытались осмысливать магически.

Профилактика заболеваний состояла в соблюдении правил и обрядов, гарантирующих то, что злые силы не смогут навредить. Лечение заболеваний включало в себя ряд практически оправданных действий, которым тем не менее был приписываем магический смысл, оправданный мифологией. Обрядовая сторона магии и религии была почти одинаковой, а вот разница в содержании обрядов приводила к тому, что религия всегда конфликтовала с магией. Религиозные деятели во все времена не могли перенести, что с помощью магии человек может воздействовать на окружающий мир без помощи или посредничества богов и вполне способен заставить богов силой заклинания исполнять его требования.

Виды древней магической медицины.

1.Тотемизм.

Вера в присутствие взаимосвязи между человеком и определенным видом животного или растения называется тотемизмом (от алгонкинского «от -отем», - «его род»). Верования в период ранней родовой общины относились, прежде всего, к зоототемизму, то есть к почитанию животных. Зверю поклонялись как отцу или старшему брату, искали у него защиты от бед и болезней. Каждый род носил имя его тотема. Священное животное запрещалось убивать и употреблять в пищу. Известно, что в Северной Африке тотемом был буйвол, в Сибири - медведь, в Греции - козел, в Индии, как в древности, так и в наше время, священным животным считается корова.

2. Фетишизм

непосредственное олицетворение и возвеличивание предметов и явлений природы, еще без представления о стоящем за ними каком-то особом сверхъестественном существе.

выражается в обожествлении неодушевленных предметов. Вначале это явление имело материальную основу, проявляясь в почитании привычных бытовых вещей, например посуды, оружия, плодоносящих деревьев. Немного позднее фетишизм обрел идеалистичное начало. Культовые предметы изготавливались специально, получив распространение в виде амулетов и талисманов из дерева, камня или человеческих • костей. Согласно верованиям первобытных людей, они оберегали охотника от нападения зверя, защищали род от страшных болезней или нападения врагов.

3. Анимизм

(от лат. anima, animus — «душа» и «дух» соответственно) — вера в существование души и духов, вера в одушевлённость всей природы. Многотысячелетний эмпирический период предшествовал развитию анимистических воззрений на происхождение болезней, будто бы возникающих вследствие вселения духов в тело больного, и связанных с этим способов исцеления: • заклинания, заговоры, изгнания духов путем устрашающих приемов, применение амулетов, трепанация отверстие для исхода злого духа.

4. Более поздним представлением анимизма (от лат. апimus «душа, дух») стала магия. Одухотворение природы, вера в душу, духов: злые и добрые силы напрямую связаны с культом умерших предков. Первобытные обряды погребения в настоящее время не забыты аборигенами Австралии, своеобразно повторяются на островах Океании, в племенах Центральной Африки и Южной Америки. • Составной частью анимизма является магия (от греч. mageia) - вера в возможность человека действовать на других людей, предметы, стихии.

Два закона магического мышления

В основе самых разнообразных магических приемов лежат два закона магического мышления:

1. Закон подобия

Подобное производит подобное. Любое действие можно вызвать путем простого подражания. В чем могло выражаться действие закона подобия? Вот несколько примеров. Земледельцы поливали поле водой, стараясь вызвать дождь; охотники, желая добиться успеха на охоте, изображали на стенах пещеры пораженных стрелой животных. В средневековой Европе воры часто рассыпали возле дома землю с кладбища, чтобы погрузить хозяев в глубокий сон, подобный смерти.

2. Закон соприкосновения

Вещи, которые хотя бы один раз пришли в соприкосновение друг с другом, продолжают взаимодействовать на расстоянии, приобретают общую судьбу.

Например, чтобы погубить врага, лепили куклу из глины, в которую подмешивали несколько его волосков или лоскуток от одежды. Эти предметы, согласно закону соприкосновения, имели общую судьбу с человеком, своим «хозяином». Если повредить или уничтожить такую куклу, это принесет вред человеку в соответствии с законом подобия.

В разных странах Европы долгое время существовало поверье, что если кто-то порежется косой или садовыми ножницами, он должен до блеска натереть и смазать этот инструмент, чтобы избежать нагноения раны. Здесь легко увидеть проявление законов магического мышления: согласно закону соприкосновения, нож и рана имеют общую судьбу, и если коса или ножницы будут в чистоте и порядке, то и рана заживет, «придет в порядок» в полном соответствии с законом подобия. Римский писатель Плиний Старший рекомендовал с той же целью вычистить и смазать нож, если кто-нибудь во время ссоры поранил человека, а позже раскаялся в этом.

Законы магического мышления имеют множество проявлений. Они соединяют магической связью человека, его внутренние органы и части тела с их подобиями, именами и изображениями. Например, древние ассирийцы считали, что аэтит – «орлиный камень» способен помогать женщинам при родах. Согласно поверью, без него орлы не могли высидеть птенцов. Вероятно, это было связано с любопытной структурой аэтита, который якобы иногда находили в орлиных гнездах. В пустотелом внешнем камне заключен второй, небольшой по размеру. Это создавало впечатление «зарождения» нового камня внутри старого подобно тому, как птенец зарождается в яйце. Позже такие воззрения перешли к персам, грекам и римлянам. «Орлиные камни, – писал Плиний Старший, – в большой находятся славе. Обретаются они в орлиных гнездах… Орлы не высиживают детенышей без них».

Амулеты

Соответственно демонологическим представлениям о возникновении болезней создались и методы борьбы с болезнями как с живыми существами или духами. Возникли приемы предупреждения болезней и лечения больных путем борьбы с демонами, бесами, духами. Первобытный человек считал, что амулет защищает от проникновения болезни в его тело. Амулетам придавался образ предка, покровителя рода. В период тотемизма (веры в общее происхождение и кровную близость родовой группы людей с каким-либо видом животных) амулеты изображали животное, которое считалось предком и покровителем рода Большое распространение у разных народов имели устрашающие методы для того, чтобы "изгнать" болезнь из тела больного или помешать ей "войти" в него Наряду с эмпирическими средствами знахари применяли и средства внушения: магические действия, танцы, костюмы с необычными украшениями, устрашающие маски, бубен и т.д.

Мистические представления о болезнях

Магические действия для устранения болезней были связаны с элементами религиозных воззрений. Особенно интересны верования и предания о лихорадках, веками жившие в народе. Название "лихорадка" происходит от слов "лихо" и "радеть", т.е. действовать во вред чему -то. Народ насчитывал лихорадок девять или двенадцать, причем в их названиях описательно перечислялись те явления, которыми каждая из лихорадок мучит больного

Магические приемы в древней медицине

Использование магических приемов характерно для древней медицины. Шаман, излечивающий больного, часто изображал болезнь и выздоровление. Так, например, лекарь, который должен был унять боль в желудке, катался по полу, корчами и гримасами изображая боль в животе, а потом вставал подобно выздоровевшему больному. Для излечения тяжело больного человека знахарь мог притвориться мертвым, а затем изобразить «оживление»; в результате этих действий больной должен был выздороветь. Такое поведение лекаря соответствует первому закону магического мышления: подобное производит подобное; любое действие может быть вызвано простым подражанием. Кроме того, использовалась магическая связь вещи с ее именем: когда врач в Древнем Китае не мог быстро достать какое-то лекарство, он писал его название тушью на полоске бумаги, которую затем опускал в воду. Главный демон в окружении подчиненных ему демонов отдельных страданий (Цейлон) растворялся, и больной выпивал эту воду в качестве заменителя лекарства. Иногда такие рецепты сжигали, и пациенты проглатывали золу. Часто считалось, что болезни вызываются демонами. Жрец-врачеватель выступал в роли посредника между демонами и людьми. Перед выполнением лечебного ритуала он одевался в специальную устрашающую одежду, иногда брал в руки оружие, которым должен был победить демона болезни, напугав его уже одним своим видом.

Считалось, что демоны, причиняющие отдельные страдания, подчиняются главному демону. Такие представления оказали большое влияние на развитие медицины стран Древнего Востока.

Исторические параллели: в магических представлениях берут начало обычаи, которые пришли к нам из глубокой древности и давно утратили свой первоначальный смысл. Так, например, пожелание здоровья при чихании у многих народов древности было связано с желанием умилостивить поселившихся в носу маленьких духов или демонов, которые способны вызвать болезнь. Они заявляют о себе своим «шевелением», результатом которого и является чихание. Старый обычай пожелания «здравствования» при чихании был распространен у древних греков и римлян, персов и индусов, у арабов на средневековом Востоке, у жителей Африки и Австралии, у полинезийских племен и многих других народов в разные времена. Демонов болезни устрашали шумом, курением трав, разжиганием костров, фантастическими одеждами. Для предохранения от заболевания использовали маски, которые должны были «испугать» болезнь. Иногда, наоборот, изготавливали фигурки идолов, способных возбудить болезнь. Для того, чтобы вылечиться, этих идолов надо было задобрить с помощью заклинаний и жертвоприношений. Исторические параллели: Маски и амулеты до сих пор продаются в аптеках некоторых стран Азии и Африки. Так, например, в современной южноафриканской аптеке посетителей может встретить аптекарь в одежде колдуна и предложить им как современные лекарства, так и «колдовские средства» против болезней. Считалось также, что амулеты, предохраняющие от болезней, должны иметь вид той части тела, для излечения которой они предназначены: в соответствии с первым законом магического мышления подобное лечили подобным. Восточные маги, составляя различные сочетания чисел, заметили, что они подчиняются определенным законам. Казалось, что числа ведут самостоятельную таинственную жизнь. Складывая их снизу вверх и по диагонали, можно получить одинаковую сумму. Кроме того в магических квадратах четные и нечетные числа часто распологались симметрично, а в середине находился крест из нечетных чисел. Уже в глубокой древности широкое распространение в медицине получили магические заклинания. В странах античного мира и средневековой Европы дощечки с магическими заклинаниями носили с собой в надежде на выздоровление. На таких амулетах также изображали магические числа – 3, 7, 9 и другие. В эпоху позднего средневековья в Европе получили распространение так называемые магические квадраты – талисманы, оберегающие от ран и болезней. Считают, что их привезли рыцари из крестовых походов. В странах Древнего Востока такие квадраты рисовали на стенах домов и верили в то, что они отгоняют болезни и несчастья. Исторические параллели: В истории медицинской магии сыграли свою роль не только квадраты, но и другие геометрические фигуры. Самый яркий пример – «магический круг». В эпоху Возрождения во время опустошительных эпидемий чумы в европейских странах существовало поверье о том, на территории Древней Индии что если приблизиться к больному на расстояние меньше пяти метров, можно заразиться. Были случаи, когда люди кончали жизнь самоубийством, обнаружив, что перешли роковую границу «магического круга». Представление о нем пришло из оккультных (от лат. «occultus» – тайный, скрытый) наук. Считалось, что этот круг может ограждать мага, стоящего в центре, от действия нечистой силы. Магическое врачевание рекомендовало чертить магический круг и в начале ритуала сбора некоторых лекарственных растений, которым приписывались особые магические свойства. Обычно они выражались в способности растений отгонять демонов, исцелять меланхолию, отводить от человека молнию, град и ночные кошмары. Этими свойствами, согласно древним лечебникам, обладал настой папоротника, который традиционно считался одним из наиболее пригодных для магии и колдовства растений. Собирали его в день или ночь накануне дня Ивана Купалы (24 июня). Перед тем, как сорвать растение, следовало очертить вокруг него магический круг таким образом, чтобы на папоротник ни разу не упала тень.

Заключение

Примитивная медицина пещерного человека целиком и полностью основывалась на предположении о мистической, сверхъестественной причине болезни, а именно злонамеренного воздействия злых духов или колдунов. Поэтому лечение состояло из разнообразных магических практик. Злых духов нужно было отпугнуть шумом, обмануть масками или сменой имени больного. В основном использовалась симпатическая магия (основанная на вере в то, что на человека может сверхъестественным образом влиять его имя или представляющий его предмет, например изображение). Магическая медицина породила знахарство – по-видимому, первую человеческую профессию. Сохранившиеся на стенах пещеры в Пиренеях кроманьонские рисунки, возраст которых превышает 20 тыс. лет, изображают целителя-колдуна в шкуре и с рогами оленя на голове. У примитивных народов считалось, что душевные болезни возникают из-за одержимости духами, не обязательно злыми; страдающие истерией или эпилепсией часто становились жрецами или шаманами.

Немногочисленные люди, наделённые по представлениями окружающих магическим даром и занимавшиеся попутно лечением, образовывали особую социальную группу, окружавшую себя мистической тайной и имевшую определённую власть над соплеменниками.

Примитивная медицина в своём, пусть и лишённом практического приложения, магическом проявлении служила способом накопления эмпирических знаний о мире в целом и человеческом организме в частности. Ведь некоторые из ведунов и «говорящих-с-духами» были проницательными наблюдателями, посему, многие укоренившиеся в людском сознании суеверия содержат зерно истины.

Список используемой литературы:

1.А. ванГеннеп. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов. М., 1999

2.Папюс Практическая магия. – Владис, 2003.


4.Научный журнал «Древо познания». Разделы «Всемирная история» и «Искусство»

5.Светлана Марковна Марчукова «Медицина в зеркале истории».

6.Г.Е. Марков, Религиозные верования. Предполагаемый генезис и история

7.М. Элиаде, История веры и религиозных идей
перейти в каталог файлов


связь с админом