Главная страница

И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова


Скачать 1.27 Mb.
НазваниеИ. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова
АнкорDubrovina_I_V_i_dr_-_Mladshiy_shkolnik_Razvitie_poznavatelnykh_sposobnostey_-_Posobie_dlya_uchitelya.pdf
Дата12.07.2018
Размер1.27 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаDubrovina_I_V_i_dr_-_Mladshiy_shkolnik_Razvitie_poznavatelnykh_s
оригинальный pdf просмотр
ТипРешение
#34396
страница9 из 18
Каталогid58468395

С этим файлом связано 14 файл(ов). Среди них: Dubrovina_I_V_i_dr_-_Mladshiy_shkolnik_Razvitie_poznavatelnykh_s, dramaticheskoe_proizvedenie.doc, Lokalova_2011kak_pomoch_slabouspevayusch_shk.pdf, analiz_proizvedeniya.doc, Vospitatelnaya_rabota_3_klass.pdf, analiz_poeticheskogo_proizvedeniya.doc, Informatika_EGE_za_30_dney_Bogomolova_O_B_20.pdf и ещё 4 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   18
Упражнение 3
Детям зачитывается рассказ о птице и после этого дается ее контурное изображение (рис. 7). Учащиеся должны выслушать и запомнить содержание рассказа, после этого — раскрасить птичку точно так, как она была описана в тексте. Раскрашенный рисунок сравнивается с описанием, ошибки обсуждаются.
Рассказ: «В густом лесу живет небольшая птичка свиристель. На теле у нее перышки красновато-коричневые, на голове рыжеватый хохолок. Края крылышек и хвостика желтенькие, а под клювиком у свиристели черное пятнышко, как будто галстук на шее.
Когда появляются птенчики, мама кормит их комарами. Птенчики проглотят еду и опять просят есть — пищат.
Но вот придет зима, исчезнут комары, ягоды, свиристели соберутся в стайки, улетят на юг в теплые края.
Но почему птичку зовут свиристель? Дело в том, что, когда она поет, кажется, будто кто-то играет на старинной дудочке: «Сви-ри-сте-ли!» Вот почему и назвали так птичку — свиристель».

70
Рис. 7.
Упражнение 4. «Калькулятор»
Участники этой игры имитируют работу калькулятора. Все садятся в круг, и первый называет любое целое однозначное число от 1 до 5; следующий по кругу участник называет арифметический знак: «+» или «−». Следующий участник опять называет любое число, сидящий за ним называет результат арифметической операции, далее с названным в результате числом по кругу повторяется та же процедура.
Упражнение 5
Участники игры выкладывают на стол разнообразные предметы под счет водящего
(после названной цифры кто-то один может положить предмет на стол). Главное условие — не класть предметы на стол одновременно. В группе детей назначается игрок, который должен хорошо запоминать, кто положил предмет на стол и в каком порядке это происходило. Когда все предметы выложены, он, глядя на предметы, должен проговорить вслух, в каком порядке эти предметы выкладывались и кто именно клал их на стол. Потом та же процедура повторяется с другими детьми. Кто правильнее восстановит картину — тот победил.
Образная память. Этот вид памяти связан с нашими органами чувств, благодаря которым человек воспринимает окружающий мир. В соответствии с нашими

71
органами чувств различают пять видов образной памяти: слуховую, зрительную,
обонятельную, вкусовую, тактильную.
Эти виды образной памяти развиты у человека неравномерно, какой-либо всегда является преобладающим.
Мало кто из детей младшего школьного возраста знает, какой именно вид образной памяти у них развит лучше всего. При выполнении предложенных ниже упражнений дети смогут выяснить (а это очень важно для них!), как каждому из них лучше запоминать материал — слушая или читая, интересно будет проверить свою тактильную память и т. д.
Упражнение 1
Это упражнение на развитие тактильной памяти. Учащимся раздаются карточки с названиями предметов (металлическая ручка на двери, оконное стекло, деревянный стол, шерсть котенка и т. п.) и предлагается вспомнить свои ощущения при прикосновении к этим предметам. После этого каждый ученик должен рассказать, что чувствуют его руки, прикасаясь к доставшемуся ему предмету, не называя его. Все остальные должны угадать, о чем он рассказывает.
Упражнение 2
Это упражнение направлено на развитие зрительной памяти.
Для игры выбирается открытое место с разнообразным ландшафтом. Учащиеся делятся на 2 команды по 4—5 человек. Команды становятся в две линейки, так, чтобы игроки первой команды стояли спиной к спинам игроков второй команды.
Игроки каждой команды берут друг друга под руки, а те участники, которые стоят по бокам (фланговые), берут друг друга за руки (фланговый первой команды берет за руку флангового второй, и наоборот). Эту связь не прерывают в течение всей игры.
Начинается игра с того, что получившийся из 2 команд, все время смотрящих в противоположные стороны, «хоровод» делает за 3 мин 3 полных оборота вокруг своей оси. Участники игры стараются как можно лучше запомнить то, что видят перед собой.
Затем ведущий останавливает «хоровод» в любом, выбранном им месте, и все игроки первой команды по очереди задают по 1—2 вопроса игрокам второй команды о том, что они в данный момент видят перед собой (например, такие вопросы: «Есть ли среди деревьев клены?», «Сколько этажей в доме?», «Какого цвета машина?»). Отвечать на вопросы может любой участник второй команды.
Потом вопросы задают игроки второй команды. Побеждает та команда, которая дала большее число правильных ответов.
Упражнение 3
Для игры на развитие зрительной памяти понадобятся цветные карандаши или фломастеры (можно использовать полоски цветной бумаги). Цветов может быть много. На столе выкладывается 5—6 карандашей (полосок) разных цветов. Ребенка просят в течение 10 с внимательно рассмотреть и запомнить последовательность их

72
расположения. После этого предъявленные цвета накрываются и ребенка просят нарисовать или записать, как располагаются цвета. Правильность выполнения задания проверяется.
Постепенно количество предъявляемых цветов увеличивается.
Можно играть с группой детей, объединяя их в пары и предлагая им по очереди раскладывать друг для друга карандаши или полоски цветной бумаги, постепенно увеличивая их количество.
Упражнение 4
Еще одно упражнение на развитие зрительной памяти.
Все участники сидят в кругу. Вызываются 2 добровольца. Им предлагается встать спиной друг к другу в центре круга и по очереди описать внешность своего партнера по игре, не видя его. Необходимо следить, чтобы в кругу не оказались близкие друзья; желательно, чтобы описывали друг друга те ребята, которые мало между собой общаются. В этом упражнении могут участвовать все желающие.
Упражнение 5
Участники игры разбиваются на 2 команды. Каждая из команд должна придумать и изобразить без слов неподвижную картину, на которой что-то происходит.
В течение 1 мин первая команда внимательно смотрит на изображение, созданное другой командой, потом участники первой команды отворачиваются, а участники второй команды молча меняют что-нибудь в том, что они изобразили. После этого отвернувшаяся команда поворачивается и отгадывает, что изменилось, приводя
«картину» в исходное положение. Затем команды меняются ролями.
Упражнение 6
Дети делятся на 2 команды. У каждой команды должен быть лист бумаги и цветные карандаши по числу игроков. Один ребенок из первой команды зачитывает небольшой текст с сюжетом (тексты можно взять из учебника по чтению, важно только, чтобы они не были знакомы детям). Игроки из второй команды должны запомнить как можно больше информации из прочитанного текста. Когда текст прочитан, участники второй команды на общем листе восстанавливают в виде рисунка, что запомнили. По окончании выполнения рисунка изображение сверяется с исходным текстом, анализируется упущенная информация. Затем команды меняются ролями. Победителем признается та команда, которая наиболее правильно зарисовала содержание текста на листе.
Упражнение 7
Можно предложить детям в увлекательной форме проверить свою зрительную память, проведя с ними одно из следующих упражнений. Для этого понадобятся палочки или спички.
«Палочки 1»
Ведущий (взрослый) до начала игры выкладывает 5—8 палочек на стол в любом порядке и накрывает их непрозрачным листом бумаги. После этого в класс

73
приглашается первый участник игры. Он должен в течение 1—2 с смотреть на стол и как бы сфотографировать глазами, как лежат палочки. Потом палочки снова накрываются. Ребенок должен сказать, сколько палочек на столе. Можно давать детям следующую инструкцию: «Посмотри на стол и закрой глаза. Через некоторое время перед глазами появится «снимок». Попробуй сосчитать на нем палочки».
Эта процедура повторяется с каждым участником игры. Для каждого ребенка подсчитывается балл: нет ошибок — балл равен количеству лежащих палочек, 1 ошибка — количество палочек минус 1 и т. д.
«Палочки 2»
У каждого участника игры должно быть по 6 палочек (спичек).
В течение 2 с детям демонстрируется первая геометрическая фигура (рис. 8). Детям надо запомнить эту фигуру и по команде выложить ее. После этого демонстрируется и выкладывается вторая, затем третья фигура. После выполнения каждой фигуры она сравнивается с образцом и подсчитываются баллы.
Рис. 8.
Нет ошибок — 10 баллов;
1 ошибка — 8 баллов;
2 ошибки — 5 баллов;
3 ошибки — 3 балла;
4 и более ошибок — 1 балл.
Произвольная память предполагает наличие специальной цели запомнить, которую ставит человек и применяет для этого соответствующие приемы, прилагает волевые усилия.
Для учащихся умение запоминать необходимый учебный материал является очень важным. Поэтому необходимо его развивать, проводя специальные упражнения.
Упражнение 1
Это упражнение может проводиться как в процессе индивидуальной работы, так и с группой детей. При работе с группой 2—3 человека назначаются играющими, остальные становятся экспертами — следят за правильностью выполнения правил игры.

74
Ведущий называет поручения, которые ребенок должен запомнить и выполнить именно в той последовательности, в которой они назывались.
Например, можно дать следующие поручения:
1. Стереть с доски.
2. Раскрыть учебник.
3. Нарисовать на листочке круг.
4. Открыть (закрыть) форточку.
5. Почесать правой рукой затылок.
6. Полить цветы в классе.
Можно объединить учащихся в пары. Сначала они должны придумать поручения друг другу, записать их на листочке. Потом один из них сообщает свои поручения партнеру, тот их запоминает, выполняет и после этого проверяет по записи порядок действий. Потом дети меняются ролями.
Для того чтобы проверить способность учащихся к произвольному запоминанию и помочь им в овладении способом зарисовки схем при запоминании, можно использовать метод пиктограмм.
Упражнение проводится с группой учащихся. Каждому дается чистый белый лист формата А4, простой карандаш и следующая инструкция: «Сейчас вам будут названы несколько словосочетаний, ваша задача — нарисовать картинку, которая через час поможет вам вспомнить, что именно было названо. Это должен быть рисунок, так или иначе напоминающий названное явление именно тому, кто его нарисовал, но нельзя рисовать именно то, что было названо, и ни в коем случае нельзя ничего писать. То есть, если говорится «большая птица», можно нарисовать все, что захочется, но только не птицу».
Предлагаются следующие словосочетания:
1. Вкусный ужин.
2. Веселый праздник.
3. Трудная задача.
4. Красивая игрушка.
5. Прекрасная погода.
6. Плохое настроение.
7. Интересная картина.

75
После зачитывания каждого словосочетания детям дается время на рисование.
Когда все 7 рисунков сделаны, листы убираются и снова предъявляются детям только через час. Им предлагается вспомнить, что именно они пытались
«зашифровать», и подписать каждый рисунок.
Результаты метода пиктограмм показывают не только уровень развития произвольной памяти, но и умение обозначать понятия и пользоваться этими обозначениями для воспроизведения понятий, т. е. характеризуют мышление ребенка.
Непроизвольная память не предполагает специальной цели запомнить или припомнить тот или иной материал, случай, явление, он запоминается как бы сам собой, без применения специальных приемов, без волевых усилий.
Непроизвольная память — неиссякаемый источник познания. В развитии памяти непроизвольное запоминание предшествует произвольному. Очень важно понять, что человек непроизвольно запоминает не все подряд, а то, что связано с его личностью и деятельностью. Непроизвольно запоминается прежде всего то, что нам нравится, на что мы обратили случайно внимание, над чем мы активно и с увлечением работаем. Поэтому непроизвольная память тоже имеет активный характер. Непроизвольная память есть даже у животных. Однако «животному вспоминается, но животное не вспоминает. В человеке же мы различаем ясно оба эти явления памяти» (К. Д. Ушинский). Лучший способ запомнить и надолго сохранить в памяти — применить знания на практике. Кроме того, память не желает удерживать в сознании то, что противоречит установкам личности.
Кратковременная и долговременная память. Эти два вида памяти отличаются длительностью сохранения того, что человек запоминает. Кратковременная память имеет относительно небольшую длительность — несколько секунд или минут. Она достаточна для точного воспроизведения только что происшедших событий, воспринятых предметов и явлений. После непродолжительного времени впечатления исчезают, и человек обычно оказывается неспособным что-либо вспомнить из воспринятого.
Долговременная память обеспечивает продолжительное сохранение материала. Здесь важны установка запомнить надолго, необходимость этих сведений для будущего, их личностная значимость для человека.
Дети любят проверять себя и свои способности, им будет интересно узнать, хорошо ли они могут запоминать то, что имели возможность видеть или слышать короткое время, т. е. какая у них кратковременная память. Ниже предлагается несколько способов для определения объема кратковременной памяти.
Методика 1. Определение объема кратковременной памяти
Учащимся предлагается оценить свою кратковременную память. Для этого каждому из них предлагается следующий опыт.
Стимульный материал
Для запоминания
Для узнавания
1. Морковь.
2. Трубка.
1. Рояль.
2. Кувшин.
13. Светофор.
14. Троллейбус.

76 3. Собака.
4. Почта.
5. Троллейбус.
6. Фонарь.
7. Рояль.
8. Утюг.
9. Елка.
10. Ведро.
3. Капуста.
4. Фонарь.
5. Мак.
6. Ведро.
7. Перо.
8. Мотоцикл.
9. Утюг.
10. Велосипед.
11. Морковь.
12. Стрела.
15. Корзина.
16. Почта.
17. Пианино.
18. Телефон.
19. Пихта.
20. Трубка.
21. Конфета.
22. Чемодан.
23. Собака.
24. Елка.
Инструкция: «Закройте 2 столбца «Для узнавания» в правой части текста.
В течение 30 секунд попробуйте запомнить слова левого столбца «Для запоминания». Запоминайте в том порядке, в каком они напечатаны. Теперь закройте столбец «Для запоминания». В двух колонках «Для узнавания» подчеркните все слова, которые вы запомнили. После этого проверьте правильность выполнения теста — откройте столбец «Для запоминания» и подсчитайте, сколько слов вы подчеркнули правильно.
Теперь оцените объем своей кратковременной памяти: количество правильно запомненных слов умножьте на 10%. Допустим, вы запомнили 8 слов.
8×10% = 80%, т. е. в вашей памяти хранится 80% информации».
Методика 2. Определение объема кратковременной памяти
Учащимся зачитывается первый числовой ряд. После его прочтения экспериментатор дает команду испытуемым: «Записывайте», и те записывают запомнившиеся числа, сохраняя их последовательность. После этого повторяется процедура со вторым, третьим рядами и т. д.
Числовые ряды:
3 7 4 8 9 5 2 4 7 3 4 9 5 8 8 9 6 5 1 7 5 5 7 8 5 3 2 7 8 7 9 1 2 3 4 7
Проверка результатов опыта: детям вновь зачитываются ряды чисел. Они должны вычеркнуть неправильно воспроизведенные числа. Пропуски чисел в ряду не считаются ошибкой. В среднем дети 7—11 лет правильно воспроизводят в каждом ряду от 4 до 7 чисел в зависимости от возраста (что соответствует возрастным нормам).
Методика 3. Повторение цифр (11-й субтест из теста Д. Векслера)
Цель исследования — определить объем кратковременной памяти. Для этого понадобится бланк с наборами цифр.

77
Для определения объема кратковременной памяти обычно берется материал, несущий минимум смысла. Удобнее всего использовать цифры. Именно такая методика была включена Д. Векслером в разработанную им шкалу измерения интеллекта. Методика состоит из двух частей: первая часть направлена на определение объема памяти и состоит из цифровых рядов разной длины. Длина каждого последующего ряда увеличивается на единицу. Всего семь рядов.
Во второй части предлагается проба на концентрацию внимания, также состоящая из цифровых рядов. Общая оценка кратковременной памяти при использовании всей шкалы Д. Векслера дается по результатам обеих частей субтеста. Но для проведения последующей коррекционно-развивающей работы разделенность пробы на две части очень важна, так как позволяет делать акцент на том или ином ее аспекте.
Процедура исследования
Часть 1. Прямой счет
Инструкция: «Сейчас я назову тебе несколько цифр, а ты, как только я закончу говорить, точно в таком же порядке их повтори. Хорошо? Ну, давай попробуем.
Внимание!»
1-я серия 2-я серия
3 6 8 3 4 1 7 8 4 2 3 9 3 8 0 1 7 4 5 1 7 4 2 3 8 1 6 4 5 9 7 6 3 5 3 8 7 1 2 4 6 9 6 1 2 6 1 5 8 5 2 1 8 6 7 9 6 4 8 3 9 8 5 2 1 6 3 2 9 7 6 3 1 5 4 4 2 6 9 1 7 8 3 5
Предложить первый ряд цифр из 1-й серии. При правильном воспроизведении дать следующий ряд этой серии. При неправильном воспроизведении какого-либо ряда
1-й серии дать аналогичный по величине ряд 2-й серии. В случае правильного его воспроизведения вернуться к 1-й серии и предложить следующий по величине ряд.
При неправильном воспроизведении двух одинаковых по величине рядов из 1-й и 2-й серий пробу прекратить и перейти к обратному счету.
Часть 2. Обратный счет
Инструкция: «Сейчас я скажу тебе еще несколько цифр, ты их тоже будешь повторять. Только начинать будешь с конца, говорить в обратном порядке. Вот смотри, я, например, говорю: «Один, два» (показать рукой на разные места стола), — а ты скажешь: «Два, один» (опять показать рукой на эти места стола, но в обратном порядке). Понятно? Ну, давай попробуем. Внимание!»
1-я серия 2-я серия
2 5 5 7 4 7 2 9 6 4 1 3 5 7 1 6 5 2 9 8 6 3 2 5 9 8 4 9 3 9 7 8 5 2 3 6 7 1 9 4

78 8 5 9 2 3 4 2 6 9 1 6 3 2 5 8 4 5 7 9 2 8 1 3 1 7 9 5 4 8 2
Порядок работы такой же. При неправильном воспроизведении двух одинаковых рядов пробу прекратить.
Проведение этой методики требует соблюдения нескольких правил:
1. Цифры произносить предельно четко с интервалом в 1 с (в ритме стартового отсчета времени).
2. В период от окончания счета экспериментатором до начала его воспроизведения испытуемым не должно быть никаких звуков.
3. Один и тот же ряд дважды не повторять.
4. Начинать с прямого счета. По его окончании перейти к счету в обратном порядке.
Обработка и анализ результатов
В этом задании часть 1 (прямой счет) направлена на определение объема кратковременной памяти, часть 2 (обратный счет) — на определение степени концентрации внимания. Необходимость такого детального анализа связана с тем, что при отсутствии концентрации внимания даже хорошая память может выглядеть слабой.
Количество цифр в последнем правильно воспроизведенном ряду при прямом счете является показателем объема кратковременной памяти. Количество цифр, правильно названных при обратном счете, — показатель концентрации внимания.
Возрастные нормативы
Для детей 5—7 лет объем кратковременной памяти равен 3—5 единицам, показатель объема внимания — 2—4 единицам. Показатель кратковременного запоминания меньше 3 единиц при прямом и обратном счете обычно свидетельствует о наличии органического поражения мозга.
8—9 лет — объем кратковременной памяти равен 3—6 единицам (среднее значение — 4), внимания — 2—5 единицам (среднее значение — 3).
10—11 лет — объем кратковременной памяти равен 4—7 единицам (среднее значение — 5), внимания — 3—6 единицам (среднее значение — 4).
12—14 лет — объем кратковременной памяти равен 5—9 единицам (среднее значение — 7), внимания — 3—7 единицам (среднее значение — 5).
Для того чтобы помочь детям научиться применять знания, имеющиеся у них в долговременной памяти, можно поиграть с ними в следующую простую игру.
Участники игры должны по очереди сделать 10—15 шагов, называя на каждом женское или мужское полное имя. Имена должны быть или только мужские, или

79
только женские (в зависимости от того, что объявил ведущий). Дважды одно имя упоминать нельзя. Выигрывает тот, кто выполнит задание без ошибок.
Можно разделить детей на 2—3 команды и предложить каждой команде свое задание — называть не только имена, но и названия городов, животных, предметы мебели и т. п.
Выделяют еще
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   18

перейти в каталог файлов
связь с админом