Главная страница

И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова


Скачать 1.27 Mb.
НазваниеИ. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова
АнкорDubrovina_I_V_i_dr_-_Mladshiy_shkolnik_Razvitie_poznavatelnykh_sposobnostey_-_Posobie_dlya_uchitelya.pdf
Дата12.07.2018
Размер1.27 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаDubrovina_I_V_i_dr_-_Mladshiy_shkolnik_Razvitie_poznavatelnykh_s
оригинальный pdf просмотр
ТипРешение
#34396
страница8 из 18
Каталогid58468395

С этим файлом связано 14 файл(ов). Среди них: Dubrovina_I_V_i_dr_-_Mladshiy_shkolnik_Razvitie_poznavatelnykh_s, dramaticheskoe_proizvedenie.doc, Lokalova_2011kak_pomoch_slabouspevayusch_shk.pdf, analiz_proizvedeniya.doc, Vospitatelnaya_rabota_3_klass.pdf, analiz_poeticheskogo_proizvedeniya.doc, Informatika_EGE_za_30_dney_Bogomolova_O_B_20.pdf и ещё 4 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   18
Память
Ни одна психическая функция не может быть осуществлена без участия памяти.
И сама память немыслима вне других психических процессов. Особенности памяти как важнейшей психической функции изучали многие исследователи с мировым именем: Г. Эббингауз, Т. Рибо, А. Л. Смирнов, П. И. Зинченко, А. Р. Лурия и др.
И. М. Сеченов отмечал, что без памяти наши ощущения и восприятия, исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного.
То, что нами ощущается и воспринимается, запоминается в той или иной степени.
Возбуждения, идущие в мозг от внешних и внутренних раздражителей, оставляют в нем «следы», которые могут сохраняться долгие годы. Эти «следы» (комбинации нервных клеток) создают возможность возникновения возбуждения и тогда, когда раздражитель, его вызвавший, отсутствует. На основе этого человек может запомнить и сохранить, а впоследствии воспроизвести свои ощущения, восприятия предметов, мысли, речь, действия.
Так же как ощущение и восприятие, память является процессом отражения, причем отражается не только то, что действует непосредственно на органы чувств, а и то, что имело место в прошлом.
Память — это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали.
Память — это удивительное свойство человеческого сознания, это возобновление в нашем сознании прошлого, образов того, что когда-то произвело на нас впечатление.
На старости я сызнова живу,
Минувшее проходит предо мною —
Давно ль оно неслось, событий полно,
Волнуяся, как море-окиян?
Теперь оно безмолвно и спокойно,
Немного лиц мне память сохранила,
Немного слов доходят до меня,
А прочее погибло невозвратно...
А. С. Пушкин
Запоминание каких-либо образов, мыслей, слов, чувств, движений всегда происходит в определенной связи их друг с другом. Без установления тех или других связей невозможно ни запоминание, ни узнавание, ни воспроизведение. Что значит запомнить стихотворение? Это значит запомнить ряд слов в определенной связи, последовательности.
Что значит запомнить какое-нибудь иностранное слово, например французское «la
table»? Значит установить связь между этим словом и тем предметом, который оно

63
обозначает, или русским словом «стол». Связи, которые лежат в основе деятельности памяти, называются ассоциациями. Ассоциация — это связь между отдельными представлениями, при которой одно из этих представлений вызывает другое.
Предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. Запомнить что-либо — значит связать запоминаемое с чем-то, вплести то, что надо запомнить, в сеть уже имеющихся связей, образовать ассоциации. Есть несколько видов ассоциаций:
по смежности: восприятие или мысль об одном предмете или явлении влечет за собой припоминание других предметов и явлений, смежных с первыми в пространстве или во времени (так запоминается, например, последовательность действий);
по сходству: образы предметов, явлений или мысли о них вызывают воспоминание о чем-либо сходном с ними. Эти ассоциации лежат в основе поэтических метафор, например, шум волн уподобляется говору людей;
по контрасту: ассоциируются резко различные явления — шум и тишина, высокое и низкое, доброе и злое, белое и черное и т. д.
В процессах запоминания и воспроизведения участвуют различные ассоциации.
Например, вспоминаем фамилию знакомого человека: а) проходя возле дома, в котором он живет; б) встретив кого-нибудь на него похожего; в) назвали другую фамилию, происходящую от слова, противоположного по смыслу тому, от которого происходит фамилия знакомого, например Белов — Чернов.
В процессах запоминания и воспроизведения исключительно важную роль играют смысловые связи: причина — следствие, целое — его часть, общее — частное.
Память связывает прошлое человека с его настоящим, обеспечивает единство личности. Человеку надо много знать и много помнить, причем с каждым годом жизни все больше и больше. Книги, записи, магнитофоны, карточки в библиотеках, справочник, компьютеры помогают человеку помнить, но главное — это его собственная память.
В греческой мифологии есть богиня памяти Мнемозина (или Мнемосина).
По имени этой богини память в психологии часто называют мнемической деятельностью.
Людям любого возраста хочется выяснить, хорошая ли у них память и какими особенностями она обладает именно у них. Но интереснее всего это детям, которые только начинают понимать, что они разные, каждый из них — индивидуальность.
Проверка собственной памяти в форме увлекательных упражнений, предлагающихся ниже, создаст условия для самопознания личности, актуального в младшем школьном возрасте.
Упражнение 1
В группе назначается ведущий (взрослый), 2 эксперта (учащиеся), остальные дети выходят за дверь. На столе раскладываются в произвольном порядке 10—15

64
разнообразных предметов, примерно одинаковых по размеру и расцветке
(например, ножницы, катушка ниток, ручка, ластик, линейка, коробочка кнопок и т. п.). Вызывается первый учащийся, которому предлагается в течение
15 с разглядывать эти предметы, запоминая, что где лежит, потом он отворачивается, а ведущий меняет местами некоторые предметы, что-то убирает.
После этого ребенок снова смотрит на стол, его задача вспомнить, как предметы лежали при первом предъявлении, чего не хватает.
Эксперты оценивают правильность ответа. Та же процедура повторяется с другими учениками.
Упражнение 2
Водящему завязывают глаза, берут его за руку и в течение 30—40 с водят по классу, потом останавливают возле одной из парт и кладут его руку на плечо товарища. Он должен назвать имя того, к кому его подвели, т. е. водящий должен помнить не только то, как кого зовут и где кто сидит, но и как его водили по классу, где он должен сейчас стоять. В этой игре могут участвовать все ученики.
Можно немного изменить правила игры, подводя водящего не к людям, а к предметам в классе. Такой вид упражнения можно использовать для развития тактильной памяти.
Упражнение 3
Шестеро ребят становятся в шеренгу. Один из них — водящий — поворачивается спиной, остальные быстро перестраиваются. Когда ребята встают в новом порядке, ведущий подает сигнал, и водящий, повернувшись лицом к шеренге, старается запомнить в течение 5—10 с, кто за кем стоит. После нового сигнала водящий отворачивается и называет, в каком порядке стоят его товарищи. В упражнении могут участвовать все ученики.
Упражнение 4
Ведущий просит выйти за дверь 8—10 человек. Первый из них заходит обратно, и ему предъявляется картинка (желательно, чтобы это была картинка с людьми, но не портрет, т. е. чтобы там была динамика и множество различных деталей — горизонт, деревья, животные, дома и т. п., но ничто из этого не должно быть крупным планом). Ученик смотрит на предъявляемую картинку в течение 10—15 с, стараясь запомнить все, что видит. После этого картинка убирается и входит следующий участник. Первый должен рассказать второму все, что запомнил.
Второй рассказывает все, что запомнил из рассказа первого, третьему участнику игры и т. д. После того как последний ученик рассказывает всем присутствующим то, что он запомнил, картинка предъявляется и у всех есть возможность сравнить только что услышанное с реальным рисунком. Можно устроить обсуждение — спросить, заметили ли дети, когда из рассказа стали исчезать детали, какие детали исчезли первыми, какие последними и т. д.
Упражнение 5. «Бег ассоциаций»
Участники сидят в кругу. Ведущий дает следующую инструкцию: «Сейчас я произнесу слово, а сидящий слева от меня должен быстро назвать любое другое

65
слово, возникшее у него в памяти в тот момент, когда я назвал свое слово.
Следующий участник игры должен назвать любое свое слово и так далее». После того как было сделано 2—3 полных круга и ассоциации, произнесенные в начале игры, забылись, ведущий предлагает развернуть круг ассоциаций в обратном порядке. Повторяется последнее названное слово, далее по кругу вспоминается слово, на которое была эта ассоциация, так до тех пор, пока не вспоминается самое первое слово, названное в начале игры.
Упражнение 6
Все участники встают в круг, ведущий — в центре круга. Ведущий объясняет, что все участники игры должны повторять движения, которые он будет им показывать, кроме одного — «запрещенного», например обхвата головы. Ведущий совершает различные движения руками, ногами, головой, корпусом... Улучив подходящий момент, показывает «запрещенное» движение. Тот, кто его повторит или даже только попытается повторить, считается нарушившим правила игры и выбывает из круга. Участники игры должны не только запомнить «запрещенное» движение, но и быть предельно внимательными.
Упражнение 7. «Снежный ком»
В игре могут участвовать от 7 до 15 человек. Участники игры садятся в круг.
Первый участник игры по команде называет какой-нибудь предмет. Следующий справа от первого участник повторяет названный предмет и добавляет к нему название нового предмета. И так все по очереди, друг за другом, повторяют и добавляют названия предметов. Тот, кто не смог перечислить все названные предметы, выходит из игры. Таким образом, в конце игры остается победитель, обладающий самой феноменальной памятью среди участников игры.
Виды памяти
Формы проявления памяти весьма многообразны, так как она связана с различными сферами жизни человека, с его особенностями.
Все виды памяти можно условно разделить на три группы: 1) что запоминает человек (предметы и явления, мысли, движения, чувства). Соответственно этому различают двигательную, эмоциональную, словесно-логическую и образную память; 2) как человек запоминает (случайно или преднамеренно). Здесь выделяют произвольную и непроизвольную память; 3) как долго сохраняется запомненное.
Это кратковременная, долговременная и оперативная память.
Рассмотрим каждый из видов памяти в отдельности.
Двигательная (или моторная) память позволяет запоминать умения, навыки, различные движения и действия. Если бы не было этого вида памяти, то человеку всякий раз приходилось бы заново учиться ходить, писать, выполнять разнообразную деятельность.
Этот вид памяти есть у человека с самого раннего возраста, с того момента, как он научился ходить, держать ложку и т. п. В более старших возрастах двигательную память можно развивать, что часто происходит стихийно — дети используют этот вид памяти в своих играх, изображая движения животных или людей различных

66
профессий. Для того чтобы дать детям возможность улучшить свою двигательную память, можно поиграть с ними в следующие игры.
Игра 1. «Зоопарк»
Участники встают в круг так, чтобы каждому было хорошо всех видно. Каждый из них придумывает, какого животного он будет изображать при помощи жестов, все по кругу называют свое животное и показывают его при помощи пантомимы
(например, жираф — поднять руку вверх, бабочка — помахать руками и т. п.).
Задача для всех — запомнить, кто какое животное выбрал и как это было изображено. Игра проходит без слов. Первое «животное» показывает себя и того
«животного», к которому он хочет обратиться. Тот, чей знак был показан, изображает себя (давая понять, что сигнал принят) и следующее «животное», которому хочет передать эстафету. И так далее — каждый вызванный игрок, вступая в игру, должен сначала показать свое обозначение, а потом — обозначение одного из играющих. Со временем темп игры увеличивается, и тот, кто ошибается, выходит из игры.
Игра 2. «Пантомима»
В игре может участвовать группа детей. Ведущий (взрослый) читает текст, участникам игры необходимо разделить этот текст на условные части и запомнить, о чем говорилось в каждой из частей. После того как текст прочитан, дети делятся на две команды. Текст читается еще раз, затем участники первой команды должны одну из выделенных частей изобразить при помощи пантомимы, ничего не произнося. Участники второй команды должны догадаться, какая это часть и о чем в ней идет речь. После этого команды меняются ролями и вторая команда изображает другую часть текста.
Текст, например, может быть такой: «Это произошло в те времена, когда на улицах городов по ночам не было освещения. Как-то раз мэр в темноте столкнулся с горожанином. Тогда мэр отдал приказ, чтобы никто не выходил ночью на улицу без фонаря. Следующей ночью мэр опять столкнулся с тем же горожанином.
— Вы не читали моего приказа? — спросил мэр сердито.
— Читал, — ответил горожанин. — Вот мой фонарь.
— Но в фонаре у вас ничего нет.
— В приказе об этом не упоминалось.
Наутро появился новый приказ, обязывающий вставлять свечу в фонарь при выходе ночью на улицу.
Вечером мэр опять налетел на того же горожанина.
— Где фонарь?! — закричал мэр.
— Вот он.
— Но в нем нет свечи!

67
— Нет, есть. Вот она.
— Но она не зажжена!
— В приказе ничего не сказано о том, что надо зажигать свечу.
И мэру пришлось издать еще один приказ, обязывающий горожан зажигать свечи в фонарях при выходе ночью на улицу».
Игра 3
Дети разбиваются на две команды, назначается жюри — по 2 человека из каждой команды. Из команд вызывается по добровольцу, каждый из которых по очереди танцует в течение 15 с. Остальные участники и жюри внимательно наблюдают за их движениями. Затем один из игроков первой команды должен повторить движения танцора другой команды, а жюри оценить правильность выполнения задания, и наоборот. После этого назначаются следующие танцующие. И т. д.
Эмоциональная память помогает нам помнить наши чувства, эмоции, переживания, которые мы испытывали в тех или иных ситуациях.
К. С. Станиславский писал об эмоциональной памяти: «Раз вы способны бледнеть, краснеть при одном воспоминании об испытанном, раз вы боитесь думать о давно пережитом несчастье, — у вас есть память на чувствования, или эмоциональная память»
1
Эмоциональная память имеет большое значение в формировании личности человека, являясь важнейшим условием его духовного развития.
Психологи провели несколько экспериментов и установили, что информация, имеющая эмоциональную окраску, запоминается лучше. Детям будет интересно в этом убедиться. Для этого можно провести несколько игр.
Игра 1
Учащимся зачитываются слова, причем чтение производится с одинаковой интонацией и одинаковыми промежутками времени между словами (примерно 1 с).
Материал для запоминания:
Дружба, спички, встреча, полка, школа, болезнь, доска, мыло, радость, винт, стена, капуста, подарок, труба, слеза, кирпич, вода, учебник.
После зачитывания учащимся предлагается воспроизвести эти слова либо письменно, либо устно (в этом случае учащиеся по очереди заходят в класс и говорят то, что запомнили). При анализе результатов обращают внимание на то, действительно ли лучше запомнились те слова, которые, предположительно, имеют для детей субъективную эмоциональную окраску.
Игра 2

68
Для игры понадобится несколько разнообразных текстов, по 7—10 предложений каждый, которые можно взять, например, из книг для внеклассного чтения. Лучше, если это будет повествование о событиях, а не описание чего-либо. Ведущий по очереди указывает на того игрока, которому предстоит читать. Он должен прочитать свой текст как можно выразительнее, а все остальные пытаются запомнить и позднее воспроизвести произнесенные им предложения. Необходимо объяснить детям, что чем с более выразительными интонациями и эмоциями они прочитают фразу, тем больше вероятность ее всем запомнить. После того как первый участник прочитал свой текст, остальные рассказывают то, что запомнили.
Потом свой текст читает следующий участник игры. И т. д. Победителем оказывается тот, чьи фразы запомнило большинство участников игры.
Смысловая или словесно-логическая память выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий, размышлений, словесных формулировок. Форма воспроизведения мысли зависит от уровня речевого развития человека. Чем менее развита речь, тем труднее выразить смысл своими словами.
Важно дать детям почувствовать, что этот вид памяти очень важен, и помочь им развить его — ведь именно на нем основывается бóльшая часть учебного материала. Приведенные ниже упражнения помогут сделать занятия по развитию смысловой памяти детей интересными.
Упражнение 1
Ведущий просит выйти за дверь 8—10 человек. Первый из них возвращается и выслушивает информацию, например такую: «19 октября 2001 года Михаил
Эльдарович Петров и Евгений Геннадьевич Симбирский должны встретиться на Серпуховском валу возле дома № 49 дробь 1 ровно в 18.20». Он должен пересказать ее следующему вернувшемуся из-за двери. И т. д. Интересно проследить, какая информация исчезла сразу, какая и как исказилась и т. д.
Упражнение 2
Учащимся зачитывают 2 рассказа, содержащие 13 смысловых единиц и 3 числа каждый.
Перед первым рассказом дается следующая инструкция: «Вам будет зачитан рассказ, он очень короткий, в нем есть важные части, рассказывающие о том, что и с кем (или с чем) произошло (смысловые единицы). Эта информация связана между собой. Послушайте внимательно рассказ и затем в течение 5 мин запишите его основное содержание (что запомнили). Предложения можно сокращать.
Переспрашивать во время работы нельзя».
Рассказ (в скобочках дается количество смысловых единиц):
«Корабль вошел в бухту, несмотря на сильное волнение моря (1, 2). Ночь простояли на якоре (3). Утром подошли к пристани (4). 18 моряков отпустили на берег (5, 6). 10 человек пошли в музей (7, 8). 8 матросов решили просто погулять по городу (9, 10). К вечеру собрались все вместе, зашли в городской парк, плотно поужинали, в 11 часов вечера все вернулись на корабль (11—14). К этому времени

69
оставшиеся моряки уже все выгрузили (15). Вскоре корабль отправился в другой порт (16)».
Перед вторым рассказом дается следующая инструкция: «Выполняя задание, похожее на предыдущее, постарайтесь запомнить больше, чем в первом рассказе.
Это надо для проверки ваших волевых качеств и эмоциональной устойчивости.
Если вы достаточно внимательны и настойчивы, вы сможете запомнить лучше».
«Самолет приземлился в аэропорту, несмотря на то что сгущался туман (1, 2).
Долго не подавали трап (3). Все 50 пассажиров сильно волновались (4, 5).
Командир приказал накормить всех ужином (6). в 23 часа наконец подъехал трап
(7, 8). Пассажиры покинули самолет (9). 14 человек экипажа собрались вместе, долго обсуждали случившееся, поздравили друг друга с мягкой посадкой (10—13).
Потом почти все вышли гулять в город (14). Поздно ночью они вернулись на борт
(15). Все отдыхали перед утренним вылетом (16)».
Оценка упражнения производится в условных баллах по таблице результатов воспроизведения двух текстов (порядок изложения смысловых фрагментов не учитывается).
Оценка в баллах
9 8 7 6 5 4 3 2 1
Количество воспроизведенных смысловых единиц и чисел
(из 32)
31 28—
30 27—
29 23—
26 19—
22 15—
18 11—
14 7—
10 6
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   18

перейти в каталог файлов
связь с админом