Главная страница
qrcode

ГЕГЕЛЬ. Д иале ктика искусство спорить, вести от


НазваниеД иале ктика искусство спорить, вести от
Дата07.11.2019
Размер2.1 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаГЕГЕЛЬ.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#38531
Каталог
Диале́ктика
«искусство спорить, вести
» от
«через; раздельно
«говорить, излагать») — метод аргументации в
, а также и
теоретического
, исследующего
, обнаруживаемые в мыслимом мышления
[1]
. В
— общая теория развития материального мира и вместе с тем теория и логика познания. Диалектический метод является одним из центральных в и
традициях. Само слово «диалектика» происходит из и стало популярным благодаря «Диалогам
, в которых двое или более участников диалога могли придерживаться различных мнений, но стремились найти путём обмена своими мнениями. Начиная с
, диалектикa противопоставляется как способу мышления, который рассматривает вещи и явления как неизменные и независимые друг от друга
[2]
Это всеобщий метод познания противоречий как внутренних движущих сил развития бытия, духа и истории
)
[3]
;
Существенную роль понятие диалектики играет в философии
. Для него диалектика — это такой переход одного определения в другое, в котором обнаруживается, что эти определения односторонни и ограниченны, то есть содержат самих себя. Поэтому диалектика, согласно Гегелю, —
«движущая душа всякого научного развертывания мысли и представляет собой единственный принцип, который вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость…».
Глубинной основой гегелевской диалектики является средневековая концепция истории — развитие применительно к человеческому обществу христианской доктрины Бога и человека, так что диалектикa Гегеля — это распространение не только на общество, но и на природу ключевых идей христианского понимания связи Бога и человека. Основные идеи гегелевской диалектики сводятся к следующему: «…Все конечное, вместо того, чтобы быть прочным и окончательным, наоборот, изменчиво и преходяще», поскольку, «будучи в себе самом другим, выходит за пределы того, что оно есть непосредственно, и переходит в свою противоположность».
[11]
Диалектика Гегеля кратко и понятно, с примерами
Диалектику, в понимании Гегеля, можно понять как метод,
противоположный формальной логике. Диалектика Гегеля позволяет
понять развитие, поэтому в рамках диалектической логики допустимы
такие положения, которые недопустимы в формальной логике. В
формальной логике есть либо А, либо Б. Третьего не дано. В
диалектической логике и А и Б сосуществуют одновременно, ведь
диалектика – это логика развития. Простой пример: лист дерева зеленый
или нет? С точки зрения формальной логики лист дерева может быть
только одного цвета в данный момент. С точки зрения диалектики, один
и тот же лист и зеленый, и желтый, и красный ведь он находится в
постоянном развитии в ходе смены времен года.
Диалектика Гегеля кратко: тезис, антитезис, синтез
Самое элементарное объяснение диалектики Гегеля заключается в триаде
«тезис – антитезис - синтез». Гегель считал, что мышление и бытие тождественны, а потому всё в мире развивается по единым законам. И в самой общей форме этот закон развития выглядит как триада «тезисантитезис-синтез». Это триада означает, что любое явление в мире обязательно порождает свое противоречие. Если есть черное, то есть и белое. Если есть мужчина, то есть и женщина. Одно без другого не бывает.
Эти два противоречия естественно вступают в отношения взаимодействия.
Рано или поздно это взаимодействие порождает синтез – т.е. некое новое явление, которое вбрало в себя черты и тезиса, и антитезиса. Синтез сам становится новым тезисом и порождает новое противоречие и все начинается вновь и так до бесконечности… Пока Абсолютный Дух не познает сам себя через человека. Грубо говоря, взаимодействие мужчины и женщины как противоположностей порождает ребенка, который вбирает в себя черты и отца и матери. Таким образом, ребенок – это синтез. Таким же образом развивается и вся природа и общество. Ведь что есть эволюция? Развитие живых организмов через естественный отбор, наследственность и изменчивость. Эволюция природы постоянно происходит благодаря наличию противоречий между хищниками и травоядными, которые выступают как тезис и антитезис и т.д.
Триаду Гегеля легко продемонстрировать и на примере истории. Киевская
Русь – тезис. Монголы – антитезис. Борьба Руси и монголов порождает синтез – Золотую Орду – государство, в рамках которого сливаются две культуры: русская и монгольская. Золотая Орда становится тезисом и порождает новый антитезис – стремление Руси освободится от ее ига. В
итоге Русь освобождается от монголов, но становится государством с чертами восточного деспотизма (Иван Грозный и т.п.) – это синтез.
Любая революция легко поддается описанию в рамках гегелевской триады. Английская, французская – все они развивались как борьба антагонистических социально-экономических слоев, а в итоге оканчивались неким синтезом старых феодально-монархических и новых республиканско-капиталистических порядков.
Итак, основные составляющие гегелевской диалектической триады:

тезис

антитезис

Синтез
Законы диалектики Гегеля
Из всего вышесказанного вытекает первый и важнейший закон
диалектики Гегеля: закон единства и борьбы противоположностей.
Именно существование противоположностей заставляет мир естественным образом развиваться. Противоречия между противоположностями постепенно накапливаются и выливаются в масштабные изменения.
Отсюда следует второй закон диалектики Гегеля: переход
количественных изменений в качественные. Например: когда противоречия между разными классами в Англии, Франции, России накапливались до предела – начиналась революция (количественные изменения переходили в качественные).
Но, как уже было сказано выше, в ходе революций возникал некий синтез старого и нового. Отсюда следует третий закон диалектики: закон
отрицания отрицания. Проще говоря этот закон говорит нам о том, что ничего не вечно и каждая новая стадия развития так или иначе отрицает предыдущую.
Итак, законов диалектики Гегеля всего три:

Закон единства и борьбы противоположносей

Закон перехода количественных изменений в качественные

Закон отрицания отрицания
Книги Гегеля о диалектике
Гегелевская триада и три закона диалектики позволяют получить первое примерное представление о диалектической логике как науке о развитии.
В своих книгах «Наука логики», «Малая логика»Гегель гораздо более подробно описал механизмы действия диалектического развития.
Есть чистое бытие и чистое ничто. Переход одного из низ в другое называется становлением. Но в ходе становления есть механизмы развития нового и препятствия новому. Это называется «моменты
становления».
Переход ничто в бытие называется возникновением. Переход бытия в ничто в становлении есть прехождение.
Постепенно происходит «снятие становление» и возникает некое новое бытие. Это новое бытие, имеющее новые определенные качество называют «налично сущее»или «нечто». Налично сущее, выражая единство наличного бытия и определенности, отвечает сразу на два вопроса: «Что?» и «Какое?».
Например, становление в истории обозначает открытую борьбу классов, наций и т.п. По окончанию этой борьбы возникает наличное бытие, к примеру, капиталистическое общество.


перейти в каталог файлов


связь с админом