Главная страница

Приемы, используемые в заключениях


Скачать 166.86 Kb.
НазваниеПриемы, используемые в заключениях
АнкорZaklyuchenie.pdf
Дата27.02.2017
Размер166.86 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаZaklyuchenie.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#13400
Каталогmars007225

С этим файлом связано 48 файл(ов). Среди них: molekulyarnaya_biologia.pdf, Matematika.pdf и ещё 38 файл(а).
Показать все связанные файлы

Заключение, как и вступление, не оценивается в балловой шкале, но без него рассуждение будет выглядеть незавершенным, вы можете потерять баллы за логичность построения и цельность работы. Поэтому советую по- тратить силы на его создание! Как и вступление, заключение должно быть органично связано с основным текстом (и содержательно, и по стилю), быть небольшим по объему.
Приемы, используемые в заключениях
1.
Итог (обобщение основных мыслей – своих или авторских)
Самая типичная и логичная концовка сочинения. Используя ее, следует избе-
гать повтора уже высказанных мыслей, приберегать обобщающую мысль к
концу сочинения.
…Можно еще долго говорить об этой волнующей многих проблеме. Яс- но одно – никогда человек не станет полным владыкой природы: конечное не может быть сильнее вечного, частное не может командовать общим. И только неоправданное самомнение может считать по-другому.
2.
Призыв, обращение к читателю
Также один из излюбленных приемов в сочинениях выпускников. Помните,
что, прибегая к нему, не стоит опускаться до слишком явной назидатель-
ности. Ваши призывы не должны быть банальны.
Итак, перед тем как включить телевизор и погрузиться в чудесный, но ненастоящий мир, подумайте о том, нет ли вокруг вас людей, которые нуждаются в утешении, помощи, просто в добром живом слове. Вспомни- те: вас окружает подлинный мир, полный звуков, красок, ощущений. По- думайте: кем вы хотите быть – творцом своей жизни или просто зрите- лем?
3.
Открытый вопрос (носит риторический характер либо требует
дальнейшего обдумывания читателем)
Этот прием встречается реже предыдущего. Концовка в виде вопроса зву-
чит выразительно, как бы аккордом. Чтобы аккорд не «размазался», ста-
райтесь вопрос сделать коротким!
…Душа раскрывается в любви и страданиях, другого способа
М.Пришвин не находит. Да и есть ли он?
4.
Перспектива
Суть приема – попытка вписать обсуждаемую проблему в контекст более
широкой проблемы, наметить перспективу дальнейшего разговора.

…Да, это так: человек не должен быть столь меркантилен по от- ношению к природе. Необходимо прежде всего ценить ее красоту. И это часть более широкой проблемы: утрата духовности становится знаком се- годняшней цивилизации.
5.
Цитата
Следует помнить, что далеко не каждая цитата будет уместна в заключе-
нии. Это должно быть высказывание, достаточно полно выражающее
мысли автора. Уместно использование небольшого фрагмента, который со-
держит ключевые слова текста или цитаты из другого источника, точно
отражающие позицию автора исходного текста.
Кто хоть раз в жизни не поражался этой способности собаки верно и преданно любить? Замечательно сказано: «Если бы люди могли любить, как собаки, мир стал бы раем…»
…Обращаясь к загадке рождения души, способности ее к росту, не стоит забывать и о том, что процесс этот бесконечен: «Чем больше за- полняется наша душа, тем вместительнее она становится» (
М. Монтень
).
6.
Умолчание
Один из красивых приемов открытого заключения. Являет собой фразу, за-
канчивающуюся многоточием и содержащую элемент недосказанности,
философичности. Может использоваться в совокупности с другими прие-
мами заключений, например с цитированием.
И только после смерти героя поняли они, что такой же ангельской была и Сашкина душа. «Женщины не выдержали и в голос заплакали, а при- шедший с ними директор школы опустил голову». Но поздно, не услышит….
7.
Фраза, содержащая яркий образ (метафору, каламбур, символ)
Употребляется обычно в качестве последней фразы текста и поэтому ис-
пользуется в сочетании с другими приемами заключений.
Итак, С.Залыгин приводит нас к очень важному пониманию: у каждого времени свои проблемы, которые оно неизбежно должно ре- шить, чтобы не прервалась цепочка жизни. Задача нашего времени – прийти к согласию с природой, и литература должна в этом помочь.
Земля должна быть нашим чистым, светлым и белопарусным кораблем.

Перед вами заключения различных сочинений
Определите,
какой(ие)
прием(ы) ис-
пользован(ы)
в них
1. Конечно же, именно искусство формирует прекрасные качества в человеке: доброту, любовь, искренность, – и только эти качества способны убить жестокость, побе- дить зло и коварство. Следуя идеалам добра, человек «не будет слепо подчиняться судьбе и послужит великому делу любовной связи людей между собой».
2. Когда я держу в руках Красную книгу, то понимаю, что во многом мы уже опоздали. Очень не хочется, что- бы это издание стало многотомным. Пусть лучше много- тонными будут наши усилия по спасению природы!
3. Художественная литература дарит нам несметные со- кровища человеческого духа! Разве имеет право кто- либо из нас отказываться от этого бесценного дара?
4. Таким образом, А.Лиханов поднимает проблему, важ- ную для каждого из нас, призывает сохранять детство в душе, не оставлять в прошлом радостное, по-детски не- посредственное восприятие жизни. А ведь окружающий мир поистине прекрасен. Просто, взрослея, люди часто забывают об этом.
5. Мне показались очень интересными мысли автора. Его текст – призыв к нам, читателям: будьте добрее, внима- тельнее к людям, не оставляйте в беде слабого!
6. Только способность испытывать радость от встречи с красотой делает человека культурным. Как же это важно
– не заглушить в себе эту способность, не растратить ее!
Ответы:
Напишите несколько вариантов заключений, основанных на разных приемах, к
сочинению по тексту В.Астафьева. Укажите на полях названия структурных
частей сочинения.
Пронзительная тишина… Выплывающий из густого тумана бе- лый хрустальный храм, похожий на видение… Потрясенный не- обыкновенным зрелищем, повествователь смотрит на это чудо, плы- вущее над волнами, и не может понять: явь это или сон.

В атмосферу волшебной сказки нас погружают первые же строки этого рассказа. Астафьев рисует картину раннего туманного утра на озере Кубенском, куда приехал порыбачить. Туман и создает ощуще- ние таинственной завесы, которая внезапно спадает, открывая вели- колепие одинокого, неожиданно, как будто ниоткуда появившегося храма. Автор стремится, с одной стороны, рассказать историю (ре- альную или легендарную) появления храма-памятника на озере Ку- бенском, а с другой, – и это главное! – передать читателям необыкно- венную красоту зрелища и свое чувство восхищения не только вол- шебным видением, но и упорством монахов, создавших это руко- творное чудо. И то, и другое удается ему сделать ярко, образно, ме- тафорически. С долей восхищения и трудовым подвигом монахов – строителей храма, и волшебной красотой самой постройки на фоне туманного озера!
Это восхищение автора невольно передается читателю и застав- ляет о многом задуматься. Задуматься… О чем же? Например, о не- понимании людьми одухотворяющего значения красоты, о варвар- ском отношении к ней, о желании ради сиюминутной и неясной вы- годы разрушать то, что долго и с любовью создавалось и сохранялось веками. Вторая часть рассказа, как будто по контрасту, повествует об ужасах советской действительности, когда опустошенные идеологией колхозники взорвали храм, чтобы использовать кирпич, из которого он был построен, для своих нужд, да и того не смогли: «получилась груда развалин, и только…»
Примеров подобных событий множество. В 1931 году был взо- рван Храм Христа Спасителя в центре Москвы. Главный русский храм должен был быть заменен храмом новой веры – Дворцом Сове- тов, подобием Вавилонской башни, чудовищной постройкой гордого человека нового времени. Но судьба этого проекта оказалась плачев- ной – он так и не был построен, бассейн же «Москва», выстроенный взамен, стал пародийным напоминанием человеку о том, что зло не остается безнаказанным.
Запустение и разрушение коснулось и Белогорского монастыря под Кунгуром, когда после гибели одних и выселения других по- слушников он перестал восприниматься большинством как место святости и красоты.
Разрушение храмов было массовым. Но восстановление их сего- дня не свидетельствует о том, что ценности красоты и святости ста- новятся духом современного человека. Он продолжает оставаться варваром в другом – разрушая природу, погружаясь в оргии, убивая и разрушая. Ценности потребления, ценности западные, становятся причиной этого. Об этом много писал Ф.М.Досоевский в «Дневнике писателя». На Западе, по его мнению, царство Антихриста. Призва- ние России – «сразиться с Антихристом, то есть с духом Запада», ко- торый был для Достоевского синонимом буржуазности. Он не считал
народ идеальным, но полагал, что в нем, в отличие от буржуазного человека Запада, жив идеал правды, добра и красоты. Идея Достоев- ского «красота мир спасет» есть прямое отражение в идейно- образном мире писателя его непреходящей веры в духовную красоту народа.
Не об этой ли красоте тоскует и В.П.Астафьев?

перейти в каталог файлов
связь с админом