Главная страница

Сонин_Сапин Биология_Человек_9 класс. Михаил Романович Сапин, Николай Иванович Сонин Биология. Человек. 9 класс 2 Биология Человек. 9 кл учебник


Скачать 9.66 Mb.
НазваниеМихаил Романович Сапин, Николай Иванович Сонин Биология. Человек. 9 класс 2 Биология Человек. 9 кл учебник
АнкорСонин_Сапин Биология_Человек_9 класс.pdf
Дата30.06.2017
Размер9.66 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаSonin_Sapin_Biologia_Chelovek_9_klass.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебник
#23344
страница1 из 25
Каталогid126727022

С этим файлом связано 24 файл(ов). Среди них: MIKROBIOLOGIYa_V_V_Lysak.pdf, Andreeva_I_I__Rodman_L_S_-_Botanika_2002.pdf, Atlas_anatomii_cheloveka.pdf, Biologia_v_tablitsakh.pdf, avdeev2015_sovr_metody_biometrii_issl_rast.pdf, Universalny_spravochnik.pdf и ещё 14 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25
Михаил Романович Сапин, Николай Иванович Сонин
Биология. Человек класс
Вертикаль (Дрофа) –
УМК Живой организм Текст предоставлен правообладателем http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=8344319
Михаил Романович Сапин, Николай Иванович Сонин: Биология. Человек. 9 класс
2 Биология Человек. 9 кл учебник / М. Р. Сапин, НИ. Сонин»: Дрофа Москва 2013

ISBN 978-5-358-09879-4 Аннотация Учебник соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, рекомендован Министерством образования и науки РФ и включен в Федеральный перечень учебников. Учебник адресован учащимся 9 класса и входит в учебно-методический комплекс Живой организм, построенный по линейному принципу. Большое количество красочных иллюстраций, разнообразные вопросы и задания, дополнительные сведения и любопытные факты, а также возможность параллельной работы с электронным приложением способствуют эффективному усвоению учебного материала.
М.
Р.
Сапин, Н.
И.
Сонин
Биология. Человек. 9
класс
Дорогие друзья В этом году вы продолжите изучать основы биологии. Познакомившись в предыдущих классах с общими закономерностями строения и жизнедеятельности живых организмов, с многообразием форм жизни, вы готовы к познанию человека как высшей формы живой материи. Человек – часть живой природы. Ему свойственны все процессы, присущие другим живым организмам, он подчиняется биологическим законами сам является доказательством их справедливости. Знания, которые вы получите на протяжении курса Человек, не только интересны, но и необходимы для сохранения вашего здоровья и здоровья окружающих вас людей. Вы узнаете не только о строении собственного тела, о процессах, протекающих в вашем организме, но и получите сведения о месте человека в системе органического мира, о доказательствах эволюции, о человеческих расах и их происхождении. Но главное, вы узнаете, как сохранить своё здоровье, как уберечься от инфекции, как помочь самому себе и оказать первую помощь другим людям. Знания, приобретённые вами при изучении данного курса, помогут вам понять, что организм – очень хрупкая система. Она может дать сбой или вовсе разрушиться под действием никотина, наркотиков, алкоголя, при несоблюдении режима питания, режима работы и отдыха, при неразумном риске здоровьем и жизнью вовремя занятий некоторыми экстремальными видами спорта. С другой стороны, возможности человеческого организма огромны. При разумном, грамотном сточки зрения биологических знаний отношении к своему организму вы можете достичь физического совершенства, развить свои умственные и творческие способности, совершенствовать эмоциональную сферу, сохранить здоровье и тем самым продлить свою жизнь. Приступая к работе с учебником, вспомним, как следует им пользоваться. Учебник построен так, чтобы обучение было интересным. Каждая тема содержит основной материал, который обязателен для изучения, и дополнительный. Внутри основного текста вам встретится материал в рамке. Обратите на него внимание. Эти дополнительные сведения важны при изучении основного материала темы. Текст, ограниченный сбоку бежевой полосой, содержит любопытные факты, которые расширяют кругозор и могут пригодиться в будущем. Многие темы учебника содержат ещё дополнительный материал для чтения – короткие рассказы, например Жизнь и деятельность ИМ. Сеченова», Пропорции тела, Работы А. А. Ухтомского и П. К. Анохина» и многие другие. Каждая тема заканчивается блоком вопросов и заданий. Они помогут вам проверить и обобщить полученные знания. Закрепить знания поможет выполнение заданий в рабочей
Михаил Романович Сапин, Николай Иванович Сонин: Биология. Человек. 9 класс
3 тетради, решение тестов и проведение лабораторных и практических работ. Выполняя эти задания, выбудете работать с рисунками и схемами, таблицами и дополнительным материалом. Вы научитесь сравнивать и анализировать, делать выводы и заключения, структурировать материал и доказывать свою точку зрения. В рабочей тетради каждая тема курса завершается большим блоком тренировочных заданий, построенных в полном соответствии с ГИА и ЕГЭ. Не забывайте выполнять их. Это поможет вам подготовиться и успешно пройти ГИА, а в дальнейшем и сдать ЕГЭ. Работая с учебником, постоянно оценивайте свои результаты. Довольны ли вы ими Что нового вы узнаёте при изучении новой темы Как могут пригодиться вам эти знания в повседневной жизни Если какой-то материал покажется вам сложным, обратитесь за помощью к учителю или воспользуйтесь справочной литературой и ресурсами Интернета. Большую помощь при изучении курса вам окажет электронное приложение, созданное к учебнику. Пользуясь им, вы сможете не только усвоить новое, но и повторить изученный материал, проверить свои знания и умения. Используя интернет-ссылки, вы сможете найти интересный материал, расширяющий и углубляющий школьные знания. Этот материал поможет вам подготовить разнообразные проекты, сообщения и презентации. Список примерных тем для самостоятельной творческой работы вы найдёте в конце учебника. Многие из этих работ вы можете делать совместно с вашими одноклассниками. Для этого составьте план вашей будущей работы и распределите задачи. Мы уверены, что изучать человека вам будет интересно и что изученное обязательно пригодится вам в вашей жизни. Желаем успехов Авторы Место человека в системе органического мира
Необычайно сложен окружающий нас мири человек является его неотъемлемой частью. Наше тело состоит из тех же веществ, элементов, что и наша планета. Как и все живые организмы, тело человека построено из клеток и межклеточного вещества. Человек связан многочисленными нитями родства с живыми организмами Земли. Во внешнем облике и внутреннем строении каждого из нас много общего, и это можно объяснить не иначе как наследованием сходных особенностей от наших близких и далёких предков. Вы уже знаете, что в системе животного мира учёные относят человека к типу Хордовые, подтипу Позвоночные, классу Млекопитающие, отряду Приматы, семейству Гоминиды, роду Человек, виду Человек разумный (Homo sapiens).
Михаил Романович Сапин, Николай Иванович Сонин: Биология. Человек. 9 класс
4
Михаил Романович Сапин, Николай Иванович Сонин: Биология. Человек. 9 класс
5 Это неслучайно, так как особенности строения тела человека указывают на его тесную связь с животными. Рассмотрим некоторые из этих особенностей. ЧЕЛОВЕК – ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ХОРДОВЫХ Как у всех хордовых, у человека на ранних стадиях развития обязательно формируется осевой скелет – хорда, над ней развивается нервная трубка, а под ней – первичная кишка. Опорой тела человека служит внутренний скелет, по его устройству человек близок к другим позвоночным животным. Как и у них, наша центральная нервная система имеет
Михаил Романович Сапин, Николай Иванович Сонин: Биология. Человек. 9 класс
6 трубчатое строение, представлена спинными головным мозгом и расположена ближе к спинной поверхности тела. Кровеносная система замкнутая, центральный орган кровообращения – сердце. Дыхательный аппарат сообщается с внешней средой через глотку, полости носа и рта. СХОДСТВО ЧЕЛОВЕКА С МЛЕКОПИТАЮЩИМИ ОСОБЕННО ВЕЛИКО Это прежде всего живорождение и вскармливание потомства молоком. Самки млекопитающих также, как и женщины, долго – по несколько недель или даже месяцев – вынашивают плод в своём теле. Тело человека имеет постоянную температуру, близкую к 37 СВ строении тела человека можно выделить целый ряд признаков, характерных для представителей класса млекопитающих. Это наличие грудобрюшной преграды – диафрагмы, участвующей вдыхании и отделяющей грудную полость от брюшной семи шейных позвонков двух поколений дифференцированных зубов оформленных губи мускулистых щёк; четырёхкамерного сердца наружного и внутреннего уха кожи, покрытой волосяным покровом молочных желёз с сосками. ЧЕЛОВЕК, КАК ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ОТРЯДА ПРИМАТОВ имеет пятипалую конечность сочень подвижными пальцами, снабжёнными плоскими ногтями. Большой палец верхней конечности противопоставлен всем остальным пальцам кисти. Особенно много общего у человека с человекообразными обезьянами. Это и внешние особенности (пропорции тела – короткое туловище и длинные ноги сходное строение верхней губы, наружного носа, ушной раковины мимика, и сходство во внутреннем строении органов, мимической мускулатуры, покровов тела, а также совпадение ряда физиологических особенностей (биохимический состав крови, белковый обмен, структура ДНК, белков и т. д.
Михаил Романович Сапин, Николай Иванович Сонин: Биология. Человек. 9 класс
7 РУДИМЕНТЫ И АТАВИЗМЫ – важное доказательство родства человека и животных. Рудименты – это органы, которые когда-то активно функционировали у наших предков, а сейчас утратили своё значение. Они закладываются вовремя эмбриогенеза, но полностью не развиваются. К рудиментам относятся копчиковые позвонки и мышцы, ушные мышцы, волосяной покров на теле, шейные рёбра и др. Иногда рождаются люди с явными признаками, характерными для животных. Так, изредка наблюдаются случаи рождения людей с хвостом или сильным оволосением всего тела и даже лица. Появление таких признаков называют атавизмом
Всё это указывает на несомненное родство человека и животных. Разумеется, – и это очевидно – между человеком и животными есть и принципиальные различия. Человеческий мозг устроен сложнее, и умственные способности человека несравненно выше, чему животных. Человек обладает высокоразвитым сознанием, членораздельной речью, ему свойственно прямохождение. Есть у человека и другие отличия, особые, присущие только ему черты строения. Обо всём этом вы узнаете в следующем разделе книги.
Михаил Романович Сапин, Николай Иванович Сонин: Биология. Человек. 9 класс
8 Рудименты у человека (для сравнения показаны глаз птицы и ухо обезьяны) Атавизмы у человека В чём сила человека Есть расхожее выражение Человек – царь природы. Почему так говорят Ведь человек слаб Скачущая лошадь легко обгонит бегущего человека. У орла зрение гораздо острее, чему нас. Нашим ногтями зубам не сравниться с мощными когтями и зубами льва и даже с коготками и зубками соболя и кошки, анаша сила, разумеется, значительно уступает силе шимпанзе и уж тем более – леопарда, тигра, слона. И всё же у человека есть четыре отличительные особенности, сочетание которых присуще только нашему виду это уникальный по своей сложности мозг, вертикально ориентированный
Михаил Романович Сапин, Николай Иванович Сонин: Биология. Человек. 9 класс
9 скелет, руки с большим диапазоном разнообразных движений, способные захватывать и удерживать мелкие предметы, объёмное цветовое зрение. В совокупности эти четыре свойства дают человеку большие преимущества. Основная особенность человека – высокоразвитый головной мозг. Он очень крупный, его масса (примерно 1300–1500 г) составляет 1/40 от массы тела Благодаря такому мозгу человек обладает великолепными способностями к обучению, логическому и абстрактному мышлению, управлению речью и точной координации зрения и движений. Человек передвигается, в отличие от других животных, на двух ногах, поочерёдно перенося свой вес с пятки на пальцы ноги. Такое движение требует координированной работы мышц спины, таза и ног. Мы можем не только ходить, но и бегать, прыгать, плавать, нырять, взбираться на скалы. Мы пользуемся чуткими и гибкими пальцами рук, чтобы исследовать поверхность предметов на ощупь, чтобы сжимать предметы с необходимой силой. Используя те или иные орудия труда, мы можем гораздо эффективнее воздействовать на окружающую нас среду, чем любые другие млекопитающие. Глаза человека могут отчётливо фокусировать изображения, очень точно определять расстояния и различать не только цвет, но и форму и яркость освещения предметов. Такими способностями обладают очень немногие млекопитающие. Мы можем следить за быстрым перемещением предметов, не поворачивая при этом головы, при помощи одного лишь движения глаз. А то, что мы стоим прямо, значительно возвышаясь над поверхностью земли, позволяет нам видеть гораздо дальше, чем видят другие животные таких же размеров.
Михаил Романович Сапин, Николай Иванович Сонин: Биология. Человек. 9 класс
10 Нога и ступня действуют подобно рычагу Человек обладает бинокулярным зрением Руки человека Чем человек заплатил за прямохождение В связи с прямохождением человек получил многочисленные преимущества. Однако, к сожалению, одновременно с этим появились и предпосылки для различного рода нарушений и даже заболеваний. Упругость многочисленных связок и хрящевых прослоек между позвонками делает позвоночник прочной и гибкой опорой для тела. Однако поднятие чрезмерных тяжестей может привести к повреждению межпозвоночных дисков или даже самих позвонков. Большие перегрузки ведут к разрастанию костной ткани, травмирующей отходящие от спинного мозга корешки спинномозговых нервов, а это, в свою очередь, приводит к сильным болям в спине, неправильной осанке и, наконец, к нарушению нервной регуляции работы внутренних органов, а значит – и к разным заболеваниям. При больших, чрезмерных нагрузках (избыточная масса тела, длительное стояние) происходит ослабление сводов стопы. Своды стопы прогибаются – развивается плоскостопие. В результате изменяется походка, появляются неприятные ощущения, даже боли в области стоп.
Михаил Романович Сапин, Николай Иванович Сонин: Биология. Человек. 9 класс
11 В стенках тела (особенно брюшной полости) имеются участки, которые при плохом физическом развитии, отсутствии нагрузок могут стать слабыми местами и как результат – зонами образования грыж (паховой, бедренной, диафрагмальной и др. Здесь через слабые участки брюшных стенок под кожу могут выпячиваться петли кишки, большой сальники другие органы. При вертикальном положении тела увеличивается давление крови на стенки кровеносных сосудов. Кровь, чтобы вернуться от ног обратно к сердцу, должна преодолеть силу тяжести на протяжении болеем. Если ослабленные клапаны вен нижних конечностей не могут воспрепятствовать обратному току крови, развивается варикозное расширение вен. Появляются выпячивания в стенках подкожных вен, что ведёт к нарушениям кровотока и различного рода недомоганиям. Проверьте свои знания
1. Какими признаками хордовых обладает человек
2. С животными какого класса у человека можно обнаружить наибольшее сходство Перечислите эти черты сходства.
3. Почему великий систематик К. Линней включил человека в отряд приматов
4. Какие органы человека называют рудиментарными Приведите примеры таких органов.
5. Дайте определение понятия атавизм. Какие атавизмы могут встречаться у людей Выясните, характерны ли атавизмы для животных. Если да, то какие
6. Приведите примеры действий, которые человек выполняет лучше, чем животные хуже, чем животные.
7. Приведите доказательства общности происхождения человека и животных. Работа с компьютером Обратитесь к электронному приложению. Изучите материал урока и выполните предложенные задания.
Интернет-ссылка. http://ru.wikipedia.org (Рудиментарные органы. Атавизмы) Человек относится к типу Хордовые, подтипу Позвоночные, классу Млекопитающие, отряду Приматы, семейству Гоминиды, роду Человек, виду Человек разумный. Рудиментарные органы – доказательство родства человека и животных. Рудименты – это органы человека, со временем утратившие своё значение (хвостовые позвонки, ушные и хвостовые мышцы, волосяной покров на теле. Атавизм – появление у отдельных организмов данного видав нашем случае – у человека) признаков, которые существовали у их отдалённых предков, но были утрачены в процессе эволюции. Эволюция человека

История появления человека сложна и противоречива. Многие современные учёные считают, что эволюция приматов, как и других отрядов млекопитающих, происходила в третичный период, который начался примерно 60 млн лет назад. Широко распространённая во второй половине третичного периода ископаемая группа высших обезьян – дриопитеков – дала начало двум эволюционным линиям понгидам и гоминидам Потомки понгид – гориллы и шимпанзе – живут и сегодня, к гоминидам в наше время относится один-единственный вид – Человек разумный
Учёным трудно проследить, как развивались и эволюционировали предки человека слишком уж мало в их распоряжении ископаемых останков, да и те очень неполные. Поэтому существуют различные версии эволюции гоминид. РАМАПИТЕК Ряд учёных полагают, что только 14 млн лет назад на нашей планете появилось животное, которое можно отнести к семейству гоминид. Это рамапитек Обитал он на территории современных Индии, Восточной Европы, Восточной Африки. Его коренные
Михаил Романович Сапин, Николай Иванович Сонин: Биология. Человек. 9 класс
12 зубы были более широкими и плоскими, чем зубы первых человекообразных обезьяна между резцами и коренными зубами появились клыки. Питались рамапитеки растительной пищей семенами злаков, кореньями, листьями и стеблями растений. Их необходимо было искать, срывать или выкапывать, подносить корту, совершая при этом множество движений передними конечностями, постоянно наклоняясь, разгибая и выпрямляя спину. АВСТРАЛОПИТЕК На смену рамапитеку пришли другие гоминиды, из них лучше всего изучены австралопитеки Их многочисленные останки найдены на территории Южной и Восточной Африки. Возраст останков австралопитеков колеблется от 5,5 до 1 млн лет. Австралопитеки были значительно больше похожи на человека, чем их предшественники. Это были небольшие, прямоходящие существа (рост 120–130 см, масса 25–45 кг, с плоским лицом и объёмом мозга, равным в среднем 530 см (что несколько больше, чему современных человекообразных обезьян. Однако считать австралопитека человеком ещё нельзя, поскольку никаких, даже примитивных, орудий, которыми он пользовался, не найдено (ведь известно, что изготовление и использование орудий труда – один из основных признаков человека. ЧЕЛОВЕК УМЕЛЫЙ В этот же исторический период существовало животное, внешне очень сходное с австралопитеком. Объём его головного мозга был значительно больше – до
650–1100 см. Стопа, как и у современного человека, имела свод, те. он свободно ходил на двух ногах. Кисти этого гоминида были более совершенны, большой палец противопоставлялся другим пальцам. Значит, он мог держать в руках орудия и использовать их в работе. Действительно, учёным удалось обнаружить несколько примитивных инструментов из камня на месте их стоянок. Учёные дали этому гоминиду название Человек умелый Полагают, что именно он является первым представителем самых древних людей. В дальнейшей эволюции человека большинство учёных выделяют три стадии древнейшие люди, древние люди, современные люди. ЧЕЛОВЕК ПРЯМОХОДЯЩИЙ.
Останки древнейших людей найдены в Азии, Европе, Африке. Значит, люди этого типа были широко расселены по нашей планете. Всех их
Михаил Романович Сапин, Николай Иванович Сонин: Биология. Человек. 9 класс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25

перейти в каталог файлов
связь с админом