Главная страница

Лекция_тема_1_вариант_2. Лекция к м. н. Немченко И. А. Понятие и сущность экономической деятельности


Скачать 11.33 Mb.
НазваниеЛекция к м. н. Немченко И. А. Понятие и сущность экономической деятельности
АнкорЛекция_тема_1_вариант_2.ppt
Дата16.12.2016
Размер11.33 Mb.
Формат файлаppt
Имя файлаLektsia_tema_1_variant_2.ppt
ТипЛекция
#3770
Каталогid90829668

С этим файлом связано 56 файл(ов). Среди них: shenki_Stroysnab_obyavl_2_Doc2.odt, shenki_Stroysnab_obyavl_2_Doc2.docx, kriterii.pdf, Lektsia_tema_2.ppt, LEKTsIYa_2_OBSchENIE_S_PATsIENTOM.pptx, LEKTsIYa_8_Organizatsia_pitania_v_LPU.pptx, LEKTsIYa_9_Zabelevania_organov_dykhania.pptx, Lektsia__13_-_Ukhod_za_likhoradyaschyami_bolnymi.pptx, Lektsia_tema_1_variant_2.ppt, LEKTsIYa__1_Zdorovye_i_bolezn.pptx и ещё 46 файл(а).
Показать все связанные файлы



  • 1.1. Понятие и сущность экономической деятельности.

  • 1.2. Предмет, функции, разделы экономической теории.

  • 1.3. История развития экономической мысли, основные направления ее развития на современном этапе.

  • 2. Экономические законы и категории.

  • 3. Экономические блага: понятие и классификация.

  • 4. Экономические системы.

  • 4.1. Экономические отношения, как основные элементы экономической системы.

  • 4.2. Общая характеристика экономической системы.

  • 4.3. Собственность как основа экономической системы.

  • 4.4. Этапы развития экономической системы.

  • 5. Типы экономических систем.

  • 5.1. Традиционная экономика

  • 5.2. Распределительная (административно-командная система).

  • 5.3.Рыночная система хозяйствования.

  • 5.4. Смешанная экономическая система.

  • 6. Экономические институты.

  • 7. Экономические функции: производство, распределение, обмен, потребление.







Самым общим может быть такое:

  • Самым общим может быть такое:

  • экономическая теория — это наука об основах хозяйственной жизни общества.



  • Во-вторых, человеческое общество, являясь частью природы, в то же время функционирует относительно самостоятельно, по своим – общественным – законам. В конечном счете, хозяйственная деятельность отдельных людей, их групп и общества в целом осуществляется при определенных условиях, в определенной обстановке (среде).
  • Экономика как наука (экономическая теория) призвана дать системное (научное) изложение экономической (хозяйственной) деятельности людей посредством экономических категорий, законов, закономерностей, представленное в форме определенных концепций (теорий).


  • Общественная наука, которая изучает поведение людей и групп людей в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ.

  • Наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства.

  • Наука о богатстве.

  • Наука о законах, управляющих производством и обменом материальных благ на различных этапах развития общества (Энгельс).

  • А.Маршалл сводит предмет науки к исследованию богатства, стимулов к действию человека и мотивов противодействия.

  • П. Самуэльсон: «Экономика – наука о повседневной деловой жизни и деятельности людей».

  • Дж. Робинсон: «Это наука, которая изучает поведение людей как связь между целями и ограниченными средствами, имеющими альтернативные пути применения».





  • Методы решения этой задачи и составляют предмет экономической науки.



  • ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ изучает взаимодействие людей в процессе поиска эффективных путей использования ограниченных производственных ресурсов в целях удовлетворения материальных потребностей общества.
















  • как они есть.

  • Например, рост цены на товар ведет к уменьшению спроса на него. В этом утверждении нет никаких оценочных, т.е. нормативных суждений. Это просто констатация факта. При этом не говорится, справедливо это или нет, плохо или хорошо. В этом смысле позитивный анализ в экономике ничем не отличается от метода исследования в физике или химии (например: «газы расширяются при нагревании»).


  • Поэтому здесь выносятся ОЦЕНКИ – справедливо или несправедливо, плохо или хорошо, допустимо или недопустимо.

  • Например, утверждения «неравенство в доходах в системе рыночного хозяйства несправедливо», или «общество столкнулось с недопустимо высоким уровнем безработицы» – это типичные образцы нормативного анализа.








  • Например, это рекомендации по совершенствованию текущей экономической ситуации, снижению уровня инфляции, увеличению валового национального продукта и т.д., разработка конкретных принципов и способов рационального хозяйства.


  • .





  • В своем трактате «Домострой» восхвалял достоинства земледелия и осуждал занятие ремеслами и торговлей. В историю экономических учений он вошел как ученый, который впервые дал анализ разделению труда, а говоря о ценности товара, рассматривал ценность как в смысле потребительской стоимости, так и в смысле меновой стоимости.


  • В своем проекте о государственном устройстве он отвел государству функцию разрешения противоречия между многообразием потребностей людей и однообразием их способностей. По мнению Платона, частную собственность могли иметь лишь лица, не способные к политической деятельности, т.е. представители третьего сословия: земледельцы, ремесленники и торговцы. Философы, управляющие обществом, и стражи не должны иметь никакой собственности. Затрагивая вопросы товарного производства, Платон подошел к пониманию того, что в процессе обмена имеет место приведение к «соразмерности и единообразию» несоразмерных и разнообразных товаров.








  • Согласно этой теории богатство общества выражается в накоплении денег, особенно золота и серебра, в результате торговли.

  • Из всех видов деятельности приоритет отдавался труду, занятому в торговле, прежде всего международной, поскольку он способствовал накоплению богатства. Меркантилизм не являлся еще экономической наукой. Его основные положения - результат не теоретического анализа, а простого описания наблюдаемых явлений и отчасти их классификация.


  • Его перу принадлежит целый ряд работ: "Трактат о налогах и сборах", "Слово мудрым", "Политическая арифметика", "Разное о деньгах".

  • Как и многие другие исследователи экономических процессов,У.Петти не был "чистым" экономистом. Он был моряком, врачом, и в своем исследовании развивал идею активного торгового баланса. "Богатство каждой страны, - утверждал У. Петти, - заключается главным образом в той доле, которую она имеет во внешней торговле,... а производство таких товаров и ведение такой торговли, которое способствует накоплению в стране золота, серебра, драгоценных камней и т.п. являются более выгодными, чем другие виды производства и торговли".
  • Отдавая дань меркантилизму, он заложил основы трудовой теории стоимости. Известную формулу Петти "труд - отец и активнейший принцип богатства, земля - его мать" можно считать одним из вариантов его учения об источнике стоимости.




  • Основная идея в учении А.Смита - идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения.
  • Главное произведение его жизни "Исследование о природе и причинах богатства народов" (1776) оказало громадное влияние на последующий век. Экономическая жизнь, по Смиту, подчинена объективным закономерностям, которые не зависят от воли и сознательных устремлений людей. Исходный пункт всего его исследования образует проблема разделения труда, которое связывает в единое общество "эгоистов-индивидов".
  • После исследования этой проблемы он переходит к изложению происхождения и употребления денег.

  • Значительный вклад Смит внес в теорию стоимости, в учение о доходах, о производительном и непроизводительном труде, о капитале и воспроизводстве, об экономической политике государства.



  • Он сформулировал серию экономических законов, которые вошли в сокровищницу политической экономии.

  • Центральное место в учении Д.Рикардо занимают теории стоимости и денег, заработной платы и прибыли, земельной ренты, учение о капитале и воспроизводстве.

  • П.Самуэльсон в своем учебнике по экономике оценивает Д.Рикардо как ключевую фигуру 19 века: «Он был одним из счастливчиков. Ученые классического, неоклассического и посткейнсианского направлений - все ведут свою родословную из его окружения. То же самое можно сказать и о марксистах-социалистах».


  • Выдающиеся представители классической школы выдвинули и обосновали систему понятий и категорий, представляющих собой научное отражение многих экономических процессов.



  • Они осуществили переворот в экономической науке, создали учение о прибавочной стоимости, вскрывшее природу капиталистической эксплуатации.

  • Был сделан глубоко научный анализ капиталистического строя, приведший авторов к выводу о его исторической ограниченности и закономерной смене социалистическим строем.



  • Оно господствовало до 30-х годов ХХ столетия и воспевало эпоху свободного предпринимательства.

  • Главная проблема, которая находилась в центре внимания неоклассиков (Альфред Маршалл (1842-1924) Артур Пигу (1877-1959) и др.) - удовлетворение потребностей человека.

  • Ключевая идея Маршалла состояла в перемещении усилий с теоретических споров о стоимости к изучению проблем взаимодействия спроса и предложения как сил, определяющих процессы, протекающие на рынке. По Маршаллу, по мере потребления новых единиц, частей, долей блага, темп нарастания полезности падает, добавочная полезность, приносимая каждой новой долей снижается.
  • Согласно выработанному неоклассиками подходу, цена товара определяется двумя факторами: предельной полезностью (со стороны покупателя) и издержками производства (со стороны продавца).



  • Автором этой теории был английский экономист Джон Кейнс (1883-1946) Его идея состояла в том, чтобы применить методы активизации и стимулирования совокупного спроса (общей покупательной способности) и тем самым воздействовать на расширение производства и предложение товаров. Государство может воздействовать на инвестиции посредством регулирования уровня процента, либо осуществляя инвестиции в общественные работы. Инвестиции по Кейнсу играют решающую роль в расширении платежеспособного спроса, а спрос создает предложение. Он не верил в саморегулирующий рыночный механизм и считал, что для обеспечения экономического равновесия необходимо вмешательство извне.


  • Положительный вклад монетаризма в экономическую теорию заключается в детальном исследовании механизма воздействия денежного мира на товарный мир. Управление экономикой представители этой теории сводят к контролю государства над денежной массой, эмиссией денег, к достижению сбалансированности государственного бюджета. Признанным авторитетом этого направления является американский экономист Милтон Фридман (31.07.1912 - 16.11.2006).


  • Его представители отстаивают приоритетное значение свободы субъектов экономической деятельности. Частное предпринимательство само способно вывести экономику из кризиса, обеспечить ее подъем и благосостояние населения. Государство должно обеспечивать условия для конкуренции и уйти от излишней регламентации рынка.
  • Одним из основоположников и главным теоретиком неолиберализма считается Фридрих фон Хайек ("Пагубная самонадеянность" и "Дорога к рабству", 1992). В своих работах он отстаивает принцип максимальной свободы человека.


  • В этом направлении исключительное значение придается трансформации современного общества под воздействием научно-технического прогресса. Последний ведет к преодолению социальных противоречий и бесконфликтной эволюции общества от индустриального к пост и супер-индустриальному (теория конверген-ции).








  • Они отражают в экономической теории не только определенную сторону системы производственных отношений, но и ее связь с соответствующей стороной системы производительных сил.









  • Социально-экономические отношения выражают отношения между людьми посредством их отношения к вещам и благам. Социально-экономические отношения раскрываются через отношения собственности.

  • Организационно-экономические отношения возникают между экономическими субъектами в процессе организации производства. В каждой конкретной экономической системе существуют свои специфические организационно-экономические отношения. Вместе с тем в этих отношениях имеется нечто общее: разделение и специализация труда; кооперирование труда; концентрация и комбинирование производства.






  • Собственность можно трактовать и как отношение человека к вещи.









  • Совокупность институтов образует ЭКОНОМИЧЕСКУЮ СИСТЕМУ.

  • Выделяют экономические институты права, собственности, организационно-управленческие, финансово-кредитные.

  • Институты бывают формальными и неформальными.



  • Производство – это исходный пункт создания материальных и нематериальных благ. Созданные в процессе производства блага завершают свое движение в потреблении. Производство и потребление связывают между собой распределение и обмен.
  • Распределение – это не только распределение произведенных благ и услуг, но и распределение производственных ресурсов. В этом смысле распределение в обществе зависит от института собственности. В рыночном хозяйстве распределение ресурсов происходит под воздействием ценового механизма.
  • Обмен способствует перемещению в пространстве благ. С помощью обмена полнее удовлетворяются потребности, а следовательно, увеличивается богатство общества.

  • Потребление – заключительная фаза процесса общественного производства. Оно представляет собой использование общественного продукта в процессе удовлетворения экономических потребностей людей. Различают производственное и непроизводственное потребление. Непроизводственное потребление делится на общественное, коллективное и личное.
  • Производство, обмен, распределение и потребление, взятые в единстве и движении, есть экономический кругооборот.





  • Под ПРОИЗВОДСТВОМ понимают процессы преобразования вещества природы, придания ему новой структуры, формы, свойств, характеристик и т. д., создающие условия для лучшего удовлетворения потребностей общества.
  • В нем взаимодействуют три компонента:

  • - РАБОЧАЯ СИЛА ЧЕЛОВЕКА,

  • - ПРЕДМЕТЫ ТРУДА,

  • - СРЕДСТВА ТРУДА.



  • Обмен - фаза в экономике общественного воспроизводства, связывающая производство с распределением и потреблением.

  • Обмен - акт, в котором участвуют как минимум две стороны и каждая из сторон желает получить от другой стороны некоторый продукт.

  • Потребление - заключительная фаза процесса воспроизводства, состоящая в использовании продукта труда в процессе удовлетворения потребностей человека, производства и непроизводственной сферы общества.


  • Цепочка: производство-распределение-обмен-потребление никогда не прерывается, более того, все четыре фазы осуществляются одновременно.

  • Так осуществляется процесс ВОСПРОИЗВОДСТВА.





перейти в каталог файлов
связь с админом