Главная страница

Лекция Основные проблемы гигиены детей и подростков. Состояние здоровья детей и факторы, формирующие здоровье


Скачать 75.81 Kb.
НазваниеЛекция Основные проблемы гигиены детей и подростков. Состояние здоровья детей и факторы, формирующие здоровье
АнкорOsnovnye_problemy_gigieny_detei_i_podrostkov._S.
Дата13.01.2017
Размер75.81 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаOsnovnye_problemy_gigieny_detei_i_podrostkov_S.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипЛекция
#6120
Каталогmikezh95

С этим файлом связано 44 файл(ов). Среди них: Abbyasov_I_Kh_Osnovy_sestrinskogo_dela_2007.pdf, pd1_2.pdf, balant.pdf, shistos.pdf, acari.pdf, Dykhatelnaya_i_mochepolovaya_sistemy.doc, Almazov_Atlas_po_gistologii.djvu, Lekcija_3_4_Ruseckaja_Slozhnie_Belki.pdf, Nervi.doc, Osnovy_racionalnogo_pitanija_cheloveka.pdf и ещё 34 файл(а).
Показать все связанные файлы

Лекция «Основные проблемы гигиены детей и подростков. Состояние здоровья детей и факторы, формирующие здоровье»
Цель лекции: ознакомить студентов с основными проблемами гигиены детства и факторами, влияющими на состояние здоровья детей и физическое развитие ребенка.
План лекции:
1. История развития научной дисциплины гигиены детей и подростков.
2. Задачи, принципы нормирования в гигиене детей и подростков.
3. Оценка состояния здоровья детей и подростков. Группы здоровья.
4. Факторы, влияющие на состояние здоровья детей и подростков.
Впервые государственное значение внимания к вопросам охраны здоровья детей придал М.В. Ломоносов. Большой вклад в решение вопросов охраны здоровья детей внесли С.Г.Зыбелин, Н.М.Амбодик, С.Ф. Хотовицкий.
«Основоположником школьной гигиены» по праву считается Ф.Ф. Эрисман.
Вопросы гигиены детей и подростков касаются огромного контингента населения РФ. По сравнению с взрослыми детям свойственны биологические особенности, которые качественно и количественно отличают их взрослых и требуют для них других подходов в профилактике и оздоровлении.
Основные особенности организма детей и подростков: незавершенность развития, пластичность организма, «незрелость» организма, которая позволяет детям в большей степени быть подверженным влиянию как благоприятных, так и неблагоприятных воздействий; реагирование организма на воздействия малой интенсивности и микродозы.
Современная гигиена детей и подростков – это самостоятельная отрасль гигиенической науки и практического здравоохранения, изучающая влияние факторов среды обитания и различных видов деятельности на развитие, функциональное состояние и состояние здоровья детей и подростков, и разрабатывающая научные основы и практические меры по и сохранению и укреплению здоровья детей и подростков.

Здоровье детей и подростков – это гармоничное, соответствующее возрасту развитие, нормальный уровень функционирования всех органов и систем организма и отсутствие заболеваний.
В 1982 году профессором С.М. Громбахом были предложены четыре базовых критерия оценки состояния здоровья детей и подростков.
1. Наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний;
2. Уровень достигнутого развития (физического и психического), степень его гармоничности;
3. Уровень функционального состояния основных систем организма;
4. Степень имуннорезистентности (сопротивляемости) организма.
В соответствии с изложенными критериями дети, в зависимости от состояния здоровья, могут быть отнесены к одной из 5-ти групп здоровья:
I группа – здоровые дети, имеющие соответствующее возрасту развитие, без функциональных и морфофункциональных отклонений.
II группа – дети, имеющие функциональные или небольшие морфологические отклонения, реконвалесценты, особенно перенесшие тяжелые и средней тяжести инфекционные заболевания, с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии, а также дети с низким уровнем имуннорезистентности организма.
К III, IV, V группам здоровья относятся дети, имеющие хронические заболевания. III группа – больные в компенсированном состоянии, IV группа
– в субкомпенсированном состоянии и V группа – в состоянии декомпенсации.
Здоровье детской популяции складывается из здоровья индивидуумов, но при этом рассматривается и в качестве характеристики общественного здоровья. В последние годы интенсивно развивается направление, связанное с использованием многоуровневой системы оценки здоровья населения.
Основными группами показателей, которые используются для характеристики общественного здоровья, являются следующие:
1. Медико-демографические показатели;
2. Физическое развитие различных возрастно-половых групп;
3. Показатели заболеваемости;
4. Данные об инвалидности детей и подростков;
5. Распределение детей по группам здоровья

Факторы, влияющие на состояние здоровья детей и подростков.
Детское население подвергается воздействию многообразных факторов окружающей среды, многие из которых рассматриваются в качестве факторов риска развития неблагоприятных изменений в организме.
По данным ВОЗ вклад отдельных факторов в формирование состояния здоровья составляет:
1. Социально-гигиенические факторы и образ жизни – около 40%,
2. Факторы загрязнения окружающей среды – 30% (в том числе собственно природно-климатические условия проживания – 10%),
3. Биологические факторы – 20%,
4. Медицинское обслуживание – 10%.
Основная литература:
1. Румянцев Г.И. и соавт. Гигиена: Учебник. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2008.
2. Пивоваров Ю.П. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека – М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 1988; 1999.
3. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков. Учебник. – М.: Медицина,
2004; 2008.
Рекомендуемая литература:
1. Баранов
А.А.
Оценка здоровья детей и подростков при профилактических осмотрах (руководство для врачей) / А.А. Баранов, В.Р.
Кучма, Л.М. Сухарева. – М., 2004.

перейти в каталог файлов
связь с админом