Главная страница
qrcode

Карточка (или 2-3 карточки) недели


НазваниеКарточка (или 2-3 карточки) недели
АнкорWeek Card.pdf
Дата24.12.2016
Размер1.16 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаWeek_Card.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#4397
Каталогaxubahubah

С этим файлом связано 10 файл(ов). Среди них: Week_Card.pdf, Trudno_byt_Bogom_-_bratya_Strugatskie.fb2, Group_1_-1N422650186EFFBZJVP1637R0M1_1N4226506.jpg, Molekulyarnaya_biologia_kletki_Tom_2.pdf, panoram_crop_1200_updated.jpg, journal_pone_0071327.pdf, Turchin_A_V__Batin_M_A_-_Futurologia_XXI_vek.pdf, nomer27_sentyabr_-_36.jpg, Polny_spisok_vsekh_voennykh_prestupleniy_Soedinyo.txt, Uilyam_Shexpir_Gamlet_prints_Datskiy.doc.
Показать все связанные файлы

Карточка (или 2-3 карточки) недели
Самая интересная карточка(и), попавшая в картотеку в последнее время. Выбор делаю по количеству комментариев, написанных к содержанию карточки. Обычная процедура: нашел интересный факт на русском или английском
(перевод)
, внес его в картотеку, создал его шифр, выбрал из картотеки карточки с таким же шифром. Так появилась возможность отслеживать развитие темы (факта) во времени, проверять тематическую преемственность, выявлять неожиданные связи.
На последней странице файла для демонстрации возможностей Универсальной Схемы
Эволюции (УСЭ) представляю эволюцию объекта (факта), которому посвящена карточка недели.
04 января 2013 года
8880
Our eyes may be our window to the world, but how do we make sense of the thousands of images that flood our retinas each day? Scientists at the University of
California, Berkeley, have found that the brain is wired to put in order all the categories of objects and actions that we see. They have created the first interactive map of how the brain organizes these groupings.
Наши глаза – это окно в мир, но как мы разобираемся в тысячах изображений, постоянно льющихся на нашу сетчатку? Ученые из Университета Калифорнии
(Беркли) создали первую интерактивную карту мозга, обнаружив, что для приведения в порядок объектов и действий, которые мы видим, мозг «прошит» связями, организует эти группы.
The result -- achieved through computational models of brain imaging data collected while the subjects watched hours of movie clips -- is what researchers call "a continuous semantic space."
В результате, достигнутом с помощью компьютерных моделей визуализации данных головного мозга, собранных во время многочасовых просмотров видеоклипов исследуемыми, получено то, что исследователи называют
«сплошное семантическое пространство».
Some relationships between categories make sense (humans and animals share the same "semantic neighborhood") while others (hallways and buckets) are less obvious.
The researchers found that different people share a similar semantic layout.
Некоторые отношения между категориями имеют смысл (люди и животные являются «семантическими соседями»), тогда как другие (коридоры и ведра) являются менее очевидными. Исследователи обнаружили, что у разных людей сходная семантическая сеть.
"Our methods open a door that will quickly lead to a more complete and detailed understanding of how the brain is organized. Already, our online brain viewer appears to provide the most detailed look ever at the visual function and organization of a single human brain," said Alexander Huth, a doctoral student in neuroscience at UC
Berkeley and lead author of the study published Dec. 19 in the journal Neuron.
«Наши методы открыли дорогу, которая быстро приведет к более полному и глубокому пониманию того, как организован мозг. Уже сейчас, чтобы предоставить наиболее подробную картину всех зрительных функций и организации мозга человека, выложен наш онлайн-просмотрщик мозга», -
сказал Александр Хут (Alexander Huth), докторант-невролог, ведущий автор исследования, опубликованного 19 декабря в журнале Neuron.
Study reveals how the brain categorizes thousands of objects and actions
http://medicalxpress.com/news/2012-12-reveals-brain-categorizes-thousands-actions.html
Изучение выявило как мозг распределяет по категориям тысячи объектов и действий
A clearer understanding of how the brain organizes visual input can help with the medical diagnosis and treatment of brain disorders. These findings may also be used to create brain-machine interfaces, particularly for facial and other image recognition systems. Among other things, they could improve a grocery store self-checkout system's ability to recognize different kinds of merchandise.
Более четкое понимание того, как мозг организует входую визуальную информацию, может помочь в медицинской диагностике и в лечении заболеваний мозга. Эти данные также могут быть использованы для создания интерфейсов «мозг-машина», особенно для систем распознавания лиц и других систем распознавания изображений. Среди прочего, эти интерфейсы могли бы улучшить способность систем распознавания различные видов товаров в продуктовых магазинах самообслуживания.
"Our discovery suggests that brain scans could soon be used to label an image that someone is seeing, and may also help teach computers how to better recognize
images," said Huth.
«Наше открытие предполагает, что сканирование мозга вскоре может быть использовано для обозначения (т.е. как описать, назвать) изображение, которое кто-то видит, а также может помочь научить компьютеры, как лучше распознавать изображения», добавил Хут (Huth).
It has long been thought that each category of object or action humans see -- people, animals, vehicles, household appliances and movements -- is represented in a separate region of the visual cortex. In this latest study, UC Berkeley researchers found that these categories are actually represented in highly organized, overlapping maps that cover as much as 20 percent of the brain, including the somatosensory and frontal cortices.
Долгое время считалось, что каждая категория объектов или действий, которые видят люди - люди, животные, автомобили, бытовая техника и движения - представлены в отдельной области зрительной коры. В этом исследовании обнаружено, что на самом деле эти категории представлены высокоорганизованными, перекрывающимися картами, которые занимают до
20% мозга, включая сомато-сенсорные и лобные участки коры.
To conduct the experiment, the brain activity of five researchers was recorded via functional Magnetic Resonance Imaging (fMRI) as they each watched two hours of movie clips. The brain scans simultaneously measured blood flow in thousands of locations across the brain.
При проведении эксперимента для записи активности головного мозга пяти тестируемых человек, каждый из которых в течение двух часов непрерывно смотрел видеоклипы, использовали функциональную магнитно-резонансную томографию. Одновременно сканированием измеряли кровоток в тысячах точек мозга.
Researchers then used linear regression analysis, which finds correlations in data, to build a model showing how each of the roughly 30,000 locations in the cortex responded to each of the 1,700 categories of objects and actions seen in the movie clips. Next, they used principal components analysis; a statistical method that can summarize large data sets, to find the "semantic space" that was common to all the study subjects.
Потом, чтобы найти корреляцию между данными и построенной моделью, исследователи анализировали показания, показывающие, как каждый из 30 тысяч участков коры головного мозга откликнулся на 1700 категорий объектов и движений, показанных в клипах. Далее для выявления «семантического пространства», общего для всех субъектов исследования, использовался анализ главных компонент, суммирующий большие наборы данных.
The results are presented in multicolored, multidimensional maps showing the more than 1,700 visual categories and their relationships to one another. Categories that activate the same brain areas have similar colors. For example, humans are green, animals are yellow, vehicles are pink and violet and buildings are blue.
Результаты представлены разноцветными многомерными картами, показывающими более 1700 визуальных категорий и их взаимосвязей друг с другом. Категории, которые активируют одни и те же участки мозга, имеют схожие цвета. Например, категория «люди» - зеленый цвет, «животные» - желтый, «транспорт» - розовый и фиолетовый, «здания» - синй.

Онтология по шифру: 135 (человек), 22416 (нейрология, мозг), 322400 (информационный фонд), карта и функции
"Using the semantic space as a visualization tool, we immediately saw that categories are represented in these incredibly intricate maps that cover much more of the brain than we expected," said.
«Используя семантическое пространство в качестве инструмента визуализации, мы сразу поняли, что категории, представленные этими невероятно сложными картами, охватывают гораздо большую область мозга, чем мы ожидали», - добавил Хут (Huth).
Scientists Construct First Detailed Map of How the Brain Organizes Everything
We See
Ученые создали первую подробную карту как мозг организует все, что мы
видим
http://www.sciencedaily.com/releases/2012/12/121219142257.htm
135.22416.322400 6611
Итальянским ученым из Университета Турина впервые в истории удалось на практике зафиксировать нейрогенез - процесс создания новый нейронов в головном мозге. В качестве опытного образца специалисты использовали мозжечок кролика, где и был зафиксирован данный процесс.
Нейроны представляют собой нервные клетки, структурно-функциональные единицы нервной системы. Кора головного мозга человека содержит до 100 миллиардов нейронов. Нейрон состоит из тела диаметром от 3 до 100 мкм, содержащего ядро (с большим количеством ядерных пор) и другие органеллы.
Выделяют два вида отростков: аксон или длинный отросток, приспособленный для проведения возбуждения от тела нейрона, и дендриты или короткие и сильно разветвлённые отростки, служащие главным местом образования влияющих на нейрон возбуждающих и тормозных синапсов. Нейрон может иметь несколько дендритов и обычно только один аксон. Один нейрон может иметь связи с тысячами других.
Биологи из Турина говорят, что в теории процесс нейрогенеза изучен неплохо, но практически его зафиксировать очень сложно, так как сам генез происходит внутри мозга и для обнаружения необходимо постоянно снимать очень детальные томограммы и карты магнитного резонанса.
В процессе исследования выяснилось, что из всех отделов головного мозга именно мозжечок является наиболее активным генератором нейронов. "Что для нас оказалось более всего удивительным, так это то, что новые клетки появлялись активно и в зрелых районах мозжечка", - говорят в Университете
Турина.
Тот факт, что именно мозжечок является самым активным производителем нейронов, ученые называют довольно логичным. Дело в том, что мозжечок в мозгу млекопитающих отвечает за моторику организма, ориентацию и координацию большинства органов, поэтому работающие нейроны здесь нужны более, чем в любом другом фрагменте.
"В перспективе мы надеемся создать механизмы, которые будут стимулировать создание новых нейронов у млекопитающих, в том числе и у людей. Данный
процесс поможет восстанавливать поврежденные функции мозга".
Ученым впервые удалось зафиксировать процесс нейрогенеза
http://www.cybersecurity.ru/news/49599.html
6614
Consciousness is part of the natural world. It depends, we believe, only on mathematics and logic and on the imperfectly known laws of physics, chemistry, and biology; it does not arise from some magical or otherworldly quality. That's good news, because it means there's no reason why consciousness can't be reproduced in a machine—in theory, anyway.
Сознание - часть природного мира. Оно строится, как мы полагаем, только на математике и логике и на несовершенном знании законов физики, химии и биологии; оно не возникает из каких-то магических или потусторонних качеств.
Это хорошая новость, поскольку означает - нет никаких причин, почему сознание не может быть воспроизведено в машине, по крайней мере, в теории.
What is the best way to build a conscious machine? Two complementary strategies come to mind: either copying the mammalian brain or evolving a machine.
Research groups worldwide are already pursuing both strategies, though not necessarily with the explicit goal of creating machine consciousness.
Каков наилучший способ построить машину, обладающую сознанием? На ум приходят две дополняющих стратегии:
Скопировать мозг млекопитающего
Устроить эволюцию машины
Группы исследователей по всему миру исследуют обе, хотя не обязательно с исключительной целью создания машинного сознания.
Though both of us work with detailed biophysical computer simulations of the cortex, we are not optimistic that modeling the brain will provide the insights needed to construct a conscious machine in the next few decades. Consider this sobering lesson: the roundworm Caenorhabditis elegans is a tiny creature whose brain has 302 nerve cells. Back in 1986, scientists used electron microscopy to painstakingly map its roughly 6000 chemical synapses and its complete wiring diagram. Yet more than two decades later, there is still no working model of how this minimal nervous system functions.
Хотя мы оба работаем с биофизическим компьютерным моделированием коры, у нас нет оптимизма, что моделирование мозга даст понимание, необходимое для создания машины с сознанием в ближайшие несколько десятилетий.
Рассмотрим этот отрезвляющий урок: круглый червь Caenorhabditis elegans - это крошечное существо, чей мозг имеет 302 нервных клетки. Ещё в 1986 году ученые, используя электронной микроскоп, с трудом картировали около 6000 химических синапсов и его полную схему соединений. Но до сих пор, более двух десятилетий спустя, нет модели, показывающей, как эта минимальная нервная система функционирует.
Now scale that up to a human brain with its 100 billion or so neurons and a couple hundred trillion synapses. Tracing all those synapses one by one is close to impossible, and it is not even clear whether it would be particularly useful, because the brain is astoundingly plastic, and the connection strengths of synapses are in constant flux. Simulating such a gigantic neural network model in the hope of seeing
consciousness emerge, with millions of parameters whose values are only vaguely known, will not happen in the foreseeable future.
А теперь перейдем к человеческому мозгу с его более чем 100 миллардами нейронов и парой сотен триллионов синапсов. Проследить все эти синапсы один за одним практически невозможно, да и неясно даже – есть ли от этого польза, поскольку мозг чрезвычайно пластичен, и сильные связи синапсов находятся в постоянном движении.
Смоделировать мозг невозможно! Я считаю, что направление «Изучение мозга
Создание ИИ» является тупиковым. Попытки копирования изобретений природы (бионика) являются успешными только для ограниченного числа сравнительно простых объектов природы – Velcro («липучка»), катофоты- отражатели («кошачий глаз»), «умная» одежда, которая адаптируется к меняющейся температуре, т.н. морфные крылья самолетов, несмачиваемая поверхность листьев лотоса и т. д.
Наших знаний и технологий недостаточно, чтобы создать структуру, которая развивалась около 500 миллионов лет! Мозг с его миллиардами нейронов и триллионами соединений является наиболее сложной системой в природе.
A more plausible alternative is to start with a suitably abstracted mammal-like architecture and evolve it into a conscious entity. Sony's robotic dog, Aibo, and its humanoid, Qrio, were rudimentary attempts; they operated under a large number of fixed but flexible rules. Those rules yielded some impressive, lifelike behavior—
chasing balls, dancing, climbing stairs—but such robots have no chance of passing our consciousness test.
Более правдоподобная альтернатива – начать с подходящей абстрактной архитектуры мозга, как у мозга млекопитающего, и развить его в субъект с сознанием. Робот-собака Aibo и гуманоид Qrio компании Sony - самые начальные попытки; они действуют согласно большому числу фиксированных, но гибких правил. Эти правила дали некоторые впечатляющие реалистичные образцы поведения – преследование мяча, танцевание, хождение по лестнице, но у этих таких роботов нет никаких шансов успешного прохождения теста на сознание, подобное нашему.
So let's try another tack. At MIT, computational neuroscientist Tomaso Poggio has shown that vision systems based on hierarchical, multilayered maps of neuronlike elements perform admirably at learning to categorize real-world images. In fact, they rival the performance of state-of-the-art machine-vision systems. Yet such systems are still very brittle. Move the test setup from cloudy New England to the brighter skies of
Southern California and the system's performance suffers. To begin to approach human behavior, such systems must become vastly more robust; likewise, the range of what they can recognize must increase considerably to encompass essentially all possible scenes.
Рассмотрим другой подход. В Массачусетском технологическом институте компьютерщик-нейробиолог Т.Поджио показал, что система зрения, основанная на иерархической многослойной сети нейроноподобных элементов, прекрасно работает при обучении распознаванию образов реального мира. По сути, они составляют конкуренцию современным системам машинного зрения. Однако такие системы все еще очень ненадежны. Перенесем испытания системы из пасмурной Новой Англии под яркое небо южной Калифорнии и работа системы
нарушится. Для того, чтобы подступиться к человеческому поведению, такие системы должны стать гораздо более устойчивыми; аналогично, спектр того, что они могут распознать, должен значительно расшириться, чтобы охватить практически все возможные сцены.
Contemplating how to build such a machine will inevitably shed light on scientists' understanding of our own consciousness. And just as we ourselves have evolved to experience and appreciate the infinite richness of the world, so too will we evolve constructs that share with us and other sentient animals the most ineffable, the most subjective of all features of life: consciousness itself.
Вопрос о том, как строить такие машины, неизбежно прольёт свет на понимание учеными нашего собственного сознания. Точно так же, как мы сами эволюционировали к способности и оценке бесконечного богатства мира, так мы тоже будем развивать конструкции, которые разделят с нами и другими воспринимающими животными наиболее невыразимую, наиболее субъективную из всех особенностей жизни: само сознание.
Can Machines Be Conscious?
Могут ли машины обладать сознанием?
http://www.spectrum.ieee.org/jun08/6278 6929
На работу мозга расходуется около 20% энергии, производимой человеческим организмом. Две трети этой доли энергии расходуется на распространение импульсов, а оставшаяся часть идёт на поддержание жизнедеятельности клеток самого мозга – на поддержание так называемого изоэлектрического состояния: равенства положительных и отрицательных зарядов во всех клетках мозговой ткани (нейроны+глия).
Информация и активность мозга Солеваров Чт Окт 02, 2008 15:50:07 http://forum.aicommunity.org/viewtopic.php?p=50914#50914 8419
Researchers at the University of Southern California have built a carbon nanotube circuit that reproduces the function of a neural synapse. “This is a necessary first step in the process,” said Professor Alice Parker, who began the complex project of looking at the possibility of developing a synthetic brain in 2006. “We wanted to answer the question: Can you build a circuit that would act like a neuron?” she said.
Исследователи университета Южной Калифорнии создали схему из углеродных нанотрубок, которая воспроизводит функцию нейронных синапсов. "Это необходимый первый шаг процесса", сказала профессор Alice Parker, которая в
2006 году начала сложный проект поиска возможности разработки синтетического мозга. "Мы хотели ответить на вопрос: Можно ли построить схему, которая будет действовать, как нейрон?", уточнила она.
“The next step is even more complex. How can we build structures out of these circuits that mimic the neuron, and eventually the function of the brain, which has 100 billion neurons and 10,000 synapses?”
"Следующий шаг еще более сложный. Как можно построить структуры из этих схем, которые имитируют нейроны, и, в конце концов, симитировать функции мозга, состоящего из 100 миллиардов нейронов с 10 тыс. синапсов каждый?"
Parker emphasized that the fabricated synapse is simplified. The actual development of a synthetic brain is decades away, and she said the next hurdle for the research centers on reproducing brain plasticity in the circuits.
Паркер подчеркнула, что сделанный синапс очень упрощенный. На реальное создание синтетического мозга уйдут десятилетия, а следующим препятствием
для разработчиков является воспроизведение пластичности мозга с помощью схем.
She believes the ongoing research of understanding the process of human intelligence could have long-term implications for everything from developing prosthetic nanotechnology that would heal traumatic brain injuries to developing intelligent, safe cars that would protect drivers in bold new ways.
Она считает, что идущие исследования понимания процессов человеческого мышления могут иметь долгосрочные последствия для всего - от разработки нанотехнологических протезов, которые могли бы лечить травматические повреждения головного мозга, до создания умных безопасных автомобилей, которые будут защищать водителей совершенно новыми способами.
Engineers build synthetic synapse with carbon nanotubes
Инженеры создают синтетический синапс с углеродными нанотрубками
http://www.kurzweilai.net/usc-engineers-build-synthetic-synapse-with-carbon- nanotubes
8424
Чтобы представить себе всю сложность головного мозга, достаточно ограничиться двумя цифрами: мозг взрослой человекообразной обезьяны включает в себя 100 миллиардов нейронов, которые образуют 100 триллионов соединений. Целые отрасли науки посвящены механизмам работы мозга, и один из самых насущных вопросов в этой области — по какой схеме соединяются бесчисленные нервные клетки; есть ли какой-то общий чертёж, по которому строятся функциональные связи в мозгу.
См. карт.
8692: Исследования последних лет показали, что у костистых рыб, амфибий, рептилий, птиц и млекопитающих социальное поведение (включая агрессию, брачное поведение и заботу о потомстве) контролируется одним и тем же комплексом отделов мозга.
Сотрудникам Университета Нотр-Дам удалось обнаружить существование сложнейшей нейронной сети, связывающей разные регионы мозга, и эта сеть, по-видимому, является общей среди приматов. Как они пишут в журнале
Cerebral Cortex, материалом для их работы послужили данные, собранные более чем за 70 лет учёными из Лиона, возглавляемыми Генри Кеннеди.
Исследователи инъецировали в различные зоны мозга макак краситель, который распространялся по нейронам, «прорисовывая» схемы соединений в разных участках мозга; в результате накопился гигантский объём материала, при анализе которого вскрылись некоторые типовые особенности нейронных связей.
Мозг делится на ряд функциональных зон, которых у макак насчитывается 83, а у человека — 120. Эти зоны находятся в постоянном общении друг с другом, чтобы организовывать поступающую информацию и координировать наше поведение. Учёным удалось построить карту «путей сообщения» между такими зонами.
Согласно проведённому анализу, близлежащие функциональные зоны поддерживают между собой и более тесные контакты: число нейронных «дорог» между ними много больше, чем между районами, расположенными на значительном расстоянии. Скорее всего, дальние соединения работают чем-то вроде переключателей, которые управляют интенсивностью информационного обмена внутри мозговых «суперрегионов».

Несмотря на то что схема отличается колоссальной сложностью, она воспроизводится от особи к особи. Это само по себе является результатом необычайной важности, поскольку открывает путь для понимания базовых принципов работы головного мозга и позволяет отличить индивидуальные его особенности от «видовых».
Расшифрована карта «путей сообщения» внутри головного мозга
http://science.compulenta.ru/622252 8511
В журнале Science вышла статья, что нейрофизиологи из США и Японии сделали первый шаг на пути реализации фантастического метода записи новых знаний в мозг человека: воздействуя на зрительную кору головного мозга добровольцев, они улучшили их способность выполнять то или иное задание.
Учёные много лет при помощи функционального магниторезонансного сканирования записывают картины «мозговых волн» людей, производящих те или иные действия. Исследуя полученные данные, учёные получают представление о том, какой отдел мозга за какое действие отвечает.
Специалисты Бостонского университета (Boston University) и лаборатории вычислительной неврологии института передовых телекоммуникационных исследований (ATR Computational Neuroscience Laboratories) пошли дальше и решили проверить, можно ли внедрить в мозг человека чужую «картинку» и будет ли принята другим мозгом, к примеру, запись тренировки какого-нибудь выдающегося атлета.
Пресс-релиз Национального научного фонда США поясняет, как производилась
«запись» новых знаний:
1.
Сначала учёные собрали образцы активности мозга человека, который выполнял то или иное простое визуальное задание.
2.
Затем при помощи магниторезонансного томографа учёные заставили первичную зрительную кору добровольцев работать по записанному ранее образцу. Как будто человек в томографе выполнял обучение сам.
3.
В конце эксперимента учёные проверили, смогли ли добровольцы улучшить свои показатели в выполнении тех или иных заданий.
4.
Учёные обнаружилии, что стимулирование коры привело к тому, что добровольцы стали лучше выполнять данные им визуальные задания.
«Первичная зрительная кора взрослых достаточно пластична, она позволяет проводить визуальное перцептивное обучение», — делает вывод профессор
Такео Ватанабэ (Takeo Watanabe). Ранее другие учёные определили, что улучшение некоторых визуальных способностей сопровождается изменениями в зрительной коре головного мозга. Но никто не догадался проверить обратную связь.
А ведь, как выяснилось, люди обучаются даже тогда, когда не имеют представления о том, чему их собственно учат. (Что теоретически даёт возможность воспользоваться этим в плохих целях.)
Исследователи не уточняют, сколько раз необходимо проиграть «запись» для хорошего усвоения материала и как долго держится эффект от таких мозговых тренировок.
К тому же пока нейрофизиологам недоступны другие виды обучения. Ведь человек получает информацию и через другие системы восприятия (участвуют не только глаза, но и рот, нос, мышцы и так далее). То есть выучить человека
игре на фортепиано, гольфу или новым языкам, японцам вкупе с американцами пока не удастся. «Нам ещё предстоит выяснить, будет ли этот метод столь же действенным при других видах обучения», — говорит Мицуо Кавато (Mitsuo
Kawato), глава ATR lab.
Учёные опробовали способ записи знаний в мозг человека
http://news.mail.ru/society/7621241/?frommail=1 8608
... тайна человека и в мозге, и вне мозга. Потому что человек – общественное существо, и его психика родилась из того, что человек или те, предшествующие человеку существа, хотели жить вместе,
(поэтому)
должны были договариваться. Поэтому должно было быть какое-то сонастроение, сонастройка, ну, некоторые делают аналогию – сознание, "со". Которое их должно было объединить для простого дела – чтобы сохранить себя сначала, чтобы добыть больше пищи, чтобы прожить, выжить...
Вначале всегда выживание! А потом уже все остальное.
... если вернуться к тому, где оно, где эта тайна, то структурно получается, что это мозг. Мозг обеспечивает существование, ну, скажем так, психики. Главное, что мозг это особая структура. Мозг - это тоже орган, один из органов тела, но в физическом смысле это суперструктура, это структура структур во всем мире, во всей Вселенной. С эволюцией, с увеличением потенции этой структуры, которую мы называем мозг, с увеличением комбинаторики эта структура нашла способ прогнозировать будущее.
Вот, как смотреть вперед? Можно запоминать, как было раньше, можно научиться чему-то, что часто повторяется, ну, знаменитые условные рефлексы, а можно сотворить модель мира, в котором мы живем, и просто просматривать, проигрывать эту модель, которая покажет нам, как могут развернуться события впереди, причем надолго. И это вы прямо смотрите как кино. Вы задаете одни условия, там прокручивается все – получилось так. Нет, это не подойдет, давайте другие условия начальные – по-другому раскрутилось. Это все в голове.
Вот это функция психики – она проигрывает возможные варианты будущего.
... функция мозга как такового – моделирование возможных вариантов будущего, чтобы предусмотреть, как быть в разных ситуациях. Но, поскольку мы получили мозг человека, теперь получается, что это не только варианты будущего, но мы просто сами живем теперь в этом мире, который внутри нас.
Раз мы живем в этом внутреннем мире, то существует ли объективный мир? Тут не надо усугублять ситуацию – объективный мир вне нашего сознания существует. Мы просто вынуждены моделировать этот мир объективный, который существует без нас.
Но дело в том, что мозг человека зашел так далеко, что эти модели реальности стали настолько богатыми, что можно сказать, что они стали богаче самой реальности. И тогда получается, что уютно стало жить уже не во внешнем мире, а в самом внутреннем мире.
... если у человека или у существа есть внутренний мир, который сравним с внешним, то потребности можно сформировать прямо в том самом мире. И вот такое формирование новых потребностей, новых целей привело к тому, что добывать их приходится прямо в том мире, где вы их сформировали. Человек живет уже теперь этими потребностями, и теперь уже трудно сказать, где больше жизни он проводит – во внутреннем мире или во внешнем. Так
получилось из-за того, что исходно нацеленность мозга была на все лучшее, все большее, все более богатое моделирование этой реальности. В результате он добился того, что вообще сделал эту реальность внутри головы.
Появление внутреннего мира – сознания, мы связываем с появлением языка. Это одна из гипотез, которой придерживается довольно большое число ученых: язык
– это краеугольный камень этого процесса. Причем это такой интерактивный процесс: зачатки языка привели к зачаткам внутреннего мира, и таким образом привели к еще большему интересу все называть, потому что там появились пустоты, неназванные вещи. Значит, нужно было еще называть дальше, дальше, дальше.
Развитие языка было ускорено тем, что образы внутреннего мира нужно было передать во внешний мир, поделиться ими. Это явная положительная обратная связь, которая играет важную роль в макроэволюции, приводит к гиперболическому ускорению темпов развития.
Это привело к любопытству о том - как что устроено. Потому что, как я могу назвать что-то, если оно состоит из чего-то? Нужно разобраться с тем, из чего же оно состоит. Вот тут открылся путь к познанию, путь ментального познания.
Вам не нужно что-то раскручивать, вы можете в голове прикинуть, как это может быть устроено. А чтобы проверить – делайте эксперименты. Вот я лично этим занимаюсь как исследователь.
Элементы развития научного подхода (метода): от физических моделей к мысленным. С последующей проверкой и корректировкой...
Есть и другая точка зрения, что все развивалось постепенно. Что все-таки представление о реальности существует в самом примитивном виде уже у самых примитивных животных, имеющих мозг. Ну, скажем, у насекомых, где всего лишь 100, 200, 300, тысяча элементов в мозгу, и какое-то представление уже есть, какая-то модель этого мира есть.
... тут вопрос: когда количество переходит в качество? Говорят, что термин
«эмерджентный» очень точно передает смысл вот таких качеств, которых не было, не было, не было, и вдруг появились, причем в развитом виде – эмерджентные свойства. Вот психика – это эмерджентные свойства мозга.
Пока мозг простой – ее нет. Вот надо пересечь какой-то барьер сложности, он должен стать сложным, много связей, большая комбинаторка, и вот тогда появляется этот мир, и появиться он может достаточно быстро. Вот в этом загадка, что, как же так, звери, звери, звери и вдруг – человек?
Быстро – это не сию секунду, все равно оно исторически в очень короткие периоды, может быть, какие-то миллионы лет, это мгновение для исторического процесса, но, тем не менее, возможно, так и произошло именно с человеком.
До человека, до языка существует, так сказать, отражение этого мира в мозгу в примитивных потребностных категориях: там еда, здесь неопасно и так далее.
Феномен Маугли хорошо изучен, и многочисленные случаи, когда ребенка не научили языку до четырех-пяти лет – дальше невозможно это сделать. Если не учить человека языку, то сознание не пробудится, его не будет – это один из аргументов такой концепции.
У человека способность к органическому научению языку ограничена каким-то очень узким периодом, и в этот период надо язык выучить. Если этот период проскочили, значит, языка уже нет, дальше – животное существование, потому
что нет языка. Вот это как раз один из примеров к тому, что нет языка – нет богатой психики. Мало того, что вы не можете выучить языку этого ребенка, но вы видите, что он на уровне даже не ребенка, а вот такого очень умного животного существа. Когда ребенок рождается, он потенциально заряжен возможностью пробудиться к сознанию, он исходно заряжен к обучению языку, следовательно, появлению богатого внутреннего мира, но этот заряд надо реализовать.
Еще раз об объективности мира. Мы должны играть по правилам логики.
Потому что мы говорили, что мышление это операция с понятиями, но по логическим законам. Как только мы выходим за рамки логических законов, это будет просто смесь каких-то отрывочных понятий, смесь каких-то комбинаций понятий. Поэтому когда мы начинаем говорить о том, что, допустим, не сон ли это все вокруг нас, мы на самом деле спим... А кто нас кормит? Ну, что, мы спим так бесконечно, и никто нас не кормит?
Даже в "Матрице" есть объективный мир, там есть люди, существа, которые из объективного мира сотворили все это с людьми в коконах. Поэтому объективный мир существует, и если кому-то что-то снится, то это означает, что другой все это сделал, обеспечивает, кормит этого человека снотворными таблетками, поэтому ему снится. А так, чтобы все люди спали, и все вокруг снится – нет, логически просто так не получится.
Да, есть внутренний мир, мы фактически в нем живем, но есть мир объективный, и это принципиально. Все наши внутренние построения действительно могут очень сильно отличаться от того, что существует в мире, но мы не проживем в этом мире, если какие-то важные с точки зрения поведения в этом мире, во внешнем мире, какие-то важные наши внутренние построения будут не совпадать.
… например, я буду считать, что переходить дорогу можно на красный свет. Ну, хорошо, я так могу считать, но долго ли я проживу? Видите, так не проходит, значит, в этом вопросе мы с внешним миром совпадаем, с объективной реальностью, на какой свет переходить. И так много есть вещей в мире, где мы должны очень четко сопоставлять наш внутренний мир с внешним, иначе нам просто не жить.
Оценка правильности построения внутреннего мира – адекватность миру внешнему. Несовпадения в мелочах несмертельно, хотя могут доставлять неудобства; несовпадения принципиальные невыживание во внешнем мире
Но есть и такие области, которые далеки от практики жизни, там может быть все, что угодно. Мы, может быть, очень далеки от реальности. Почему? Потому что мы выстроили свое собственное понимание, свой собственный мир внутри себя, он нам комфортен, он не мешает нашему общению с внешним миром, и хорошо.
С появлением внутреннего мира появилась тяга к познанию, и она бесконечна.
Вот такая задолженность человека перед тем, что у него неполная картина мира, она бесконечна. Ну, как мы знаем, любую структуру, как ни начинай ее разбирать, она бесконечна. И так дальше еще интересно, еще интересно.
И этот интерес к познанию мира – это едва ли не основная мотивация разумного человека. Началась она с того вопроса "где добыть пищу?", но теперь она пришла к тому, как устроен этот мир. И вот мотивация познания мира, она
бесконечна, она, может быть, станет, в конце концов, ведущей.
А.Каплан
(*)
. Мозг человека: самая сложная структура во Вселенной
http://finam.fm/archive-view/5727
(*)
А.Каплан - профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, зав. лабораторией нейрокомпьютерных интерфейсов.
8680
Исследователи из Йельского университета обнаружили (статья опубликована в майском номере издания Nature), что ничтожные изменения в ДНК привели к огромным переменам в развитии человеческого мозга.
Нащупан очень важный участок ДНК, совсем в стиле Б.Фуллера – малое изменение вызывает большие последствия.
См. карт.
5671: After decades of tracking world resources, innovations in science and technology, and human needs, Fuller asserted that options exist to successfully surmount the crises of unprecedented scope and complexity facing humanity – he issued an urgent call for a design science revolution to make the world work for all.
The Buckminster Fuller Challenge seeks submissions of design science solutions within a broad range of human endeavor that exemplify the trimtab principle.
После десятилетий изучения мировых ресурсов, инноваций в области науки и техники, потребностей человека, Бакминстер Фуллер утверждал, что существуют возможности для успешного преодоления стоящего перед человечеством кризиса - беспрецедентного по своим масштабам и сложности.
Он обратился с настоятельным призывом революционизировать науку проектирования: главная задача по Б.Фуллеру - стремиться предлагать такие решения для широкого спектра человеческой деятельности, которые иллюстрируют принцип «больше результатов меньшими затратами».
Оказывается, изменения всего лишь трех бит генетического кода из миллиардов привели к эволюции и развитию сенсорной сети у млекопитающих, т.е. заложили основу для развития самого совершенного мыслительного органа на
Земле - человеческого мозга. Эта сеть обеспечивает прямые синаптические связи в многослойной коре головного мозга человека и отвечает за эмоции, восприятие и познание, делает возможной мелкую моторику.
Ученые исследовали генетические изменения, которые происходят на ранних стадиях развития эмбриона, когда клетки берут на себя определенные функции.
Внимание исследователей привлекли участки ДНК, называемые цис- регуляторные элементы, которые не кодируют белки, но были ранее определены как критические факторы эволюции. Эти элементы управляют активацией генов, осуществляющих формирование всех организмов. Ученые обнаружили, что одна из таких регуляторных областей ДНК под названием E4 непосредственно способствуют развитию кортикоспинальной системы.
Т.е. главное – орган управления (СУ в ТРИЗовской терминологии), который направляет действия исполнительных органов (РО).
Е4 есть у всех млекопитающих, что указывает на его важность для выживания.
Дальше, кстати, про выживание ни слова!
В лаборатории ученые обнаружили, как факторы транскрипции SOX4, SOX11 и
SOX5 контролируют экспрессию генов и работают совместно для формирования нейронной «двигательной» сети у развивающихся эмбрионов. Изменения в генетическом алфавите, которые вызвали эти радикальные эволюционные
http://ru.wikipedia.org/wiki/Головной_мозг
Головно́й мозг (лат. cerebrum, др.-греч. ἐγκέφαλος) — часть центральной нервной системы подавляющего большинства хордовых, её головной конец; у позвоночных находится внутри черепа. В анатомической номенклатуре позвоночных, в том числе человека, мозг в целом чаще всего обозначается как encephalon — латинизированная форма греческого слова; изначально латинское cerebrum стало синонимом большого мозга
(telencephalon).
Головной мозг состоит из большого числа нейронов, связанных между собой синаптическими связями. Взаимодействуя посредством этих связей, нейроны формируют сложные электрические импульсы, которые контролируют деятельность всего организма.
Несмотря на значительный прогресс в изучении головного мозга в последние годы, многое в его работе до сих пор остаётся загадкой. Функционирование отдельных клеток достаточно хорошо объяснено, однако понимание того, как в результате взаимодействия тысяч и миллионов нейронов мозг функционирует как целое, доступно лишь в очень упрощённом виде и требует дальнейших глубоких исследований. http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=222&d_no=51001
О методах исследования мозга
Доктор биологических наук Александр Клещевников - профессор Калифорнийского университета в Сан-Диего, один из основателей Центра по изучению и лечению синдрома
Дауна - о новых методах исследования мозга, проблемах и перспективах нейронауки. перемены, были совсем незначительные, - отмечают исследователи.
Авторы исследования подчеркивают, насколько важны факторы SOX4 и SOX11 для формирования сложного головного мозга млекопитающих, включая человека. Манипулируя только тремя битами ДНК, ученые смогли создать аналогичный «эволюционный скачок» у подопытных рыбок данио.
«Все наши моторные навыки, которые позволяют манипулировать инструментами, ходить, говорить и писать, а также наши когнитивные и эмоциональные способности, которые позволяют нам думать, любить, и планировать - все они являются результатом этих изменений», - объяснил доцент нейробиологии Ненанд Сестан (Nenad Sestan).
Три бита ДНК породили разумную жизнь
http://www.cnews.ru/news/top/index.shtml?2012/06/06/492017


перейти в каталог файлов


связь с админом