Главная страница
qrcode

БИЛЕТЫ. Билет 1 Предмет и основные функции философии науки


НазваниеБилет 1 Предмет и основные функции философии науки
АнкорБИЛЕТЫ.DOC
Дата01.12.2016
Размер0.59 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаBILETY.doc
ТипДокументы
#2984
страница1 из 10
Каталогid20174319

С этим файлом связано 17 файл(ов). Среди них: V.Yu.Al'bickij,_M.Yu.Abrosimova._Metodicheskie_...doc, Opukholi.pdf, Nozologia.pdf, Ekzamen_Voprosy.rtf, Prakticheskiy_navyk_anat_Lechfak.rtf, Kniga_V_I_Tsirkina.zip, Bilety_po_FL_v_vide_shpor.doc, BILETY.doc, zaratyants_chastnaya.rar, zaratyants_obschaya.rar и ещё 7 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Билет 1

  1. Предмет и основные функции философии науки.

Каждый из ныне живущих людей может с уверенностью сказать, что ни одна сфера духовной культуры не оказала столь существенного и динамичного влияния на общество, как наука. И в нашем мировоззрении, и в мире окружающих нас вещей мы повсеместно имеем дело с последствиями ее развития. Со многими из них мы настолько срослись, что уже не склонны их замечать или, тем более, видеть в них особые достижения.

Науке чужд индивидуализм, она призывает каждого к жертвам ради общего дела, хотя и хранит в социальной памяти имена творцов, внесших вклад в ее развитие. Но после открытия идеи ему уже не принадлежат, он не способен угнаться за их развитием и контролировать их применение. Не удивительно, что в наше время наука нередко оказывается объектом ожесточенной критики, ее обвиняют в развитии экологический кризис в целом. Однако это скорее косвенное признание огромной роли и мощи науки, она величайший инструмент и неумение использовать ее во благо есть проблема самого общества.

Таким образом, нет сомнений, что наука - это вполне достойный объект изучения. Сейчас изучением науки как таковой занимается ряд дисциплин, среди которых история, социология, психология, науковедение. Философия и методология науки занимают в этом ряду особое место, ведь именно производство знаний делает науку наукой.

Философия науки пытается ответить на следующие основные вопросы: что такое научное знание, как оно устроено, каковы принципы его организации и функционирования, что собой представляет наука как производство знаний, каковы закономерности формирования и развития научных дисциплин, чем они отличаются друг от друга и как взаимодействуют? Это, разумеется, далеко не полный перечень, но он дает примерное представление о том, что в первую очередь интересует философию науки. Рассматривая науку как производство знаний, она представляет собой нечто крайне многокомпонентное и разнородное. Это и экспериментальные средства, это люди, занятые научным исследованием, это учреждения и организации от лабораторий до академий, это и системы знаний, это конференции, дискуссии.

Простейшее и очевидное предположение может состоять в том, что наука - это определенная человеческая деятельность, обособленная в процессе разделения труда и направленная на получение знаний. И изучать науку - это значит изучать ученого за работой, изучать технологию его деятельности по производству знаний.

Но ученый, работающий в той или иной специальной области науки, как правило, ограничивается описанием тех аспектов своей деятельности, которые можно представить и как характеристику изучаемых явлений, но не своей работы. Потому одним из аспектов исследования науки может быть изучение ученого за работой.

Наука это деятельность, которая возможна только благодаря традиции, она и сама может быть рассмотрена как особый тип традиций, передаваемых в человеческой культуре. Но изучить традиции это еще не значит понять деятельность. Для этого нужно вникнуть в ее цели и мотивы, увидеть мир глазами экспериментатора. Анализ науки как традиции и как деятельности - это два способа анализа, дополняющие друг друга. Каждый из них выделяет особый аспект сложного целого, которым является наука. И их сочетание позволяет выработать более полное представление о науке.

ХХ век может быть охарактеризован как все расширяющееся использование науки в самых различных областях социальной жизни. Наука начинает все активнее применяться в различных сферах управления социальными процессами, выступая основой квалифицированных экспертных оценок и принятия управленческих решений. Соединяясь с властью, она реально начинает воздействовать на выбор тех или иных путей социального развития. Меняются сами стратегии научной деятельности и ее функции в жизни общества и, соответственно, возникают новые вопросы.

Учет этой проблематики позволяет уточнить понимание ее предмета. Предметом философии науки являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии и рассмотренных в исторически изменяющемся социокультурном контексте.

Что же дает философия науки человеку, который изучает ее, не будучи специалистом в этой области? По этому поводу в отношении специалистов в области конкретных наук можно было бы сказать следующее: никто вам не поможет в решении ваших конкретных проблем, кроме вас самих. Философия науки не ставит своей обязательной задачей чему-то вас учить в вашей собственной области. Она не формулирует специально никаких конкретных рецептов или предписаний, она объясняет, описывает, но не предписывает

Философия науки в наше время преодолела ранее свойственные ей иллюзии в создании универсального метода или системы методов, которые могли бы обеспечить успех исследования для всех наук во все времена. Она выявила историческую изменчивость не только конкретных методов науки, но и глубинных методологических установок, характеризующих научную рациональность.

Для ученого просто необходимо посмотреть на область своей научной деятельности со стороны, осознать закономерности ее развития, осмыслить ее в контексте науки как целого. Философия науки, по сути, и дает такой кругозор, а умение и талант извлечь из этого пользу – это личное дело каждого.


  1. Демографические проблемы и пути их разрешения

Демографические проблемы можно смело отнести к глобальным проблемам современности. Признаками таких проблем являются планетарный масштаб проявления, возможности решения лишь совместными усилиями всего человечества; комплексность, связанность друг с другом, острота и динамизм. Данная проблема затрагивает судьбы наций, народов, государств, классов и каждого человека как индивида. Демографические проблемы, как и многие другие глобальные проблемы современности, среди которых создание безъядерного мира, преодоление отсталости ряда стран и государств, рационального использования минерально-сырьевых и других природных ресурсов, порождены стихийностью и неравномерностью общественного развития. Также факторами являются анархия производства, возросшие технические средства воздействия человека на природу и огромные масштабами его хозяйственной деятельности. Технологическое могущество человека намного превзошло достигнутый им уровень общественной организации, а мотивы деятельности людей весьма далеки от социальных, экологических и демографических интересов эпохи.

Есть несколько классификаций глобальных проблем. По одной из них к группе актуальных глобальных социальных проблем относятся необходимость регулирования роста народонаселения Земли, борьба с наиболее опасными и распространенными заболеваниями, ликвидация бедности и нищеты, безграмотности, сохранения культурного наследия и использования достижений науки и техники в целях социального прогресса. Также к наиболее актуальным проблемам являются обеспечения человечества жильем и общей занятостью, регулирование роста городов.

Однако, в целом, любая классификация глобальных проблем относительна, т.к. все они образуют единую систему, в которой все компоненты взаимосвязаны. Надо заметить, что степень проявления демографической проблемы и меры, принимаемые государством для их решения можно рассматривать как критерии оценки его политического, экономического и научно-технического потенциала. В России к глобальными проблемами, существенно обострившимися в настоящее время являются демографическая проблема и проблема межнациональных отношений. Повторюсь, что данные проблемы не существуют сами по себе, они тесно переплетаются с внутриполитическими, социальными и экономическими проблемами. Системный кризис российского общества резко обострил демографическую ситуацию и здоровье населения. Последние данные о положении дел на государственном уровне позволяют оценить демографическое неблагополучие страны как демографическую катастрофу. Число умерших заметно увеличилось практически по всем распространенным причинам, ведущим к преждевременной смерти. Разрыв между возрастающей смертностью и сокращающейся рождаемостью в РФ позволяют характеризовать некоторым ученым Россию как страну с вырождающимся населением. Опережающими темпами растет смертность населения в трудоспособном возрасте, средняя продолжительность жизни мужчин в нашей стране находится в районе 60 лет, что лишь немного превышает данные по развивающимся странам.

Россия стала первой промышленно развитой страной, переживающей столь резкое сокращение населения в условиях отсутствия голода или войны, эпидемий. Также тревожно дело обстоит с психическим здоровьем населения, и, прежде всего, подростков. Не будет новостью прямо-таки эпидемическое распространение наркомании и алкоголизма в данной возрастной категории. Негативная демографическая тенденция отражает кризис современного российского общества, его материальной и духовной сфер.

Возрождение России невозможно без восстановления оптимальной динамики социоприродных показателей человека.

Выход из создавшегося положения на государственном уровне пытаются осуществить за счет разработки и реализации федеральных программ, связанных с защитой, здравоохранением и заботой о гаиблее незащищенных группах населения, но из-за недостаточного финансирования они не реализуются в полном объеме. Разрешение демографической проблемы в России требует насыщения научного и массового сознания новыми биологическими идеями, формирование новых ориентаций на ценности жизни. Особую значимость имеет духовность, воспитание чувства ответственности и гордости за родную землю, за этнокультурное многообразие России.

Важным становится научное изучение биологических аспектов развития человека в их взаимосвязи с экономическими, социальными и духовными факторами, причем оно должно проводиться на всех уровнях: от организменного до био-ноосферного. Понимание значимости надинидивидуального уровня природы человека проявляется в современной медицине как переход от чисто клинической медицины в медицине здоровья. Это отражается в директиве ВОЗ о первостепенном значении перехода медицины от «защитно-оборонительной» к «социально-конструктивной» для создания здоровья и активного долголетия людей.
Билет 2

1. Позитивистская традиция в философии науки. Первый позитивизм

Позитивизм как философское течение исходит из представлений о том, что основной массив знаний о мире, человеке и обществе получается в специальных науках, что "позитивная" наука должна отказаться от попыток постигнуть "первые начала бытия и познания", к чему философия стремилась еще со времен своего возникновения. Таким образом, позитивное знание и "положительная наука" противопоставляются в позитивизме традиционной философии как "метафизике". Ставится задача развить философию нового типа - позитивную философию. Три ярчайших представителя первого позитивизма были Д.Милль и Г.Спенсер и основатель позитивизма - французский мыслитель Огюст КОНТ. С его именем связано развитие первого этапа позитивизма - "первого позитивизма". Основная идея позитивизма состояла в том, что эра метафизики окончилась, началась эра положительного знания, эра позитивной философии.
     Поскольку наука опирается на законы и стремится к их открытию, то и Конт попытался обосновать свое учение несколькими сформулированными им законами. "Закон трех стадий", согласно Конту, прежде всего определяет те этапы, которые проходит человечество в своем умственном развитии, в своем стремлении познать окружающий мир.

Первая стадия - теологическая. Находясь на этой стадии своего духовного развития, человек стремится все явления объяснить вмешательством сверхъестественных сил, понимаемых по аналогии с ним самим: богов, духов, душ, ангелов, героев и т.п.

     Вторая стадия, которую проходит человечество в своем умственном развитии - метафизическая. Для нее, как и для теологической стадии, характерно стремление достигнуть исчерпывающего абсолютного знания о мире. Но в отличие от первой стадии, объяснение явлений мира достигается не путем обращения к божественным началам и силам, а сводится к ссылке на различные выдуманные первосущности, якобы скрывающиеся позади мира явлений, позади всего того, что мы воспринимаем в опыте, основу которого они составляют.

     Третья стадия, по Конту, - позитивная. Поднявшись на эту стадию, человечество оставляет безнадежные и бесплодные попытки познать первые и конечные причины, познать абсолютную природу или сущность всех вещей, т.е. отказывается и от теологических, и от метафизических вопросов и притязаний и устремляется по пути накопления положительного знания, получаемого частными науками.

Т.к. в основе науки, по Конту, лежит наблюдение, а наблюдать мы можем только явления или то, что дается нашим чувствам, то понятно, что научное знание не может проникнуть к предполагаемой основе явлений, не может иметь дело с их сущностью. Поэтому по своему характеру научное знание является преимущественно описательным. В отношении гносеологической функции науки необходимо отметить, что описание, по Конту, составляет важную функцию науки, но не главную. Объяснению как функции науки Конт придает минимальное значение. Главную функцию науки Конт видит в предвидении.

Конт формулирует ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ закон, выражающийся в классификации наук. Конт отвергает бэконовский принцип классификации в зависимости от различных познавательных способностей человека (рассудок, память, воображение). Он выдвигает куда более плодотворную идею, согласно которой все эти способности применяются одновременно и во всех науках. Он предлагает принцип разделения наук в зависимости от их предмета, от характера их содержания.

Образцом науки для позитивизма является естествознание. Методы и приемы естествознания позитивизм переносит на общественные и гуманитарные науки, специфика которых никак не учитывается. Эта особенность составила специфическую ограниченность позитивистского метода, которая вызвала в дальнейшем резкую критику со стороны неокантианцев и философов жизни.

2. Объект и предмет медицины. Специфика медицины как науки, базирующейся на
естественно-научных и социально-гуманитарных знаниях.


Мировозрение врача включает три важнейших элемента: естественнонаучный, общественный и индивидуально-человеческий (или психологический).

Специфика естественнонаучного элемента в том, что прочные и широкие научные знания о природе вообще и природе человека в частности составляют общетеоретическую основу и в тоже время непрерывно развиваются.

Социально организованная материя как компонент мировоззрения врача представлена такими уровнями как индивидуум, семья, этносы и т.д. Большинство врачей справедливо увязывают сущность человека с его разумностью, со способами восприятия окружающего мира.

Гуманитарный компонент отражает осознание врачом социального бытия и своего места в нем, он выступает для него системообразующей основой. Особенности гуманитарного воззрения врача определяются сферой его деятельности и принадлежностью к особой социальной группе, отвечающей за здоровье человека и общества в целом.

Научную основу психологического элемента мировоззрения врача составляют знания природы психики, основных психологических функций, психо-эмоциональных условий формирования личности и осознанных и неосознанных мотивов в поведении человека.

Предметом медицины является человек, проявляющий себя в своей биологической природе (как организм) и в социально-психологическом качестве (как личность). Личность и организм представляют два аспекта одной и той же реальности. Медицинским следствием единства личности и организма является необходимость изучения конкретных механизмов реализации соматических и психосоматических отношений. Теоретической основой подхода к изучению психосоматических отношений является понимание личности и организма как взаимосвязанных компонентов единой системы «человек-среда». Конкретное изучение врачом психосоматических взаимосвязей опирается на знание основных закономерностей функционирования личности и организма.

Практика врачебной деятельности демонстрирует главным образом односторонний – биологический подход, то есть даже при психических заболеваниях (поражениях ЦНС) оно анлизируется средствами нейрофизиологии. Научное же изучение врачом проблемы подразумевает междисциплинарный подход, то есть методы психологического и физиологического исследований на различных уровнях. Но тут возникают трудности с терминологией, общего для психологов и клиницистов языка, а также единой оценки результатов. Однако в настоящее время психосоматика активно развивается.

Специфика взаимосвязи естественно-научного и гуманитарно-психологического элементов в мировоззрении врача проявляется в их органическом синтезе, отражении наиболее общих знаний, представлений о человеке и его месте в мире. То есть в отражении таких проблем как устройство мироздания, зарождение жизни и человека, познаваемости мира и соотношения материального и духовного.

Особенностью мировоззрения врача являются приоритетность биологических, физических знаний и представлений в понимании сущности основных форм существования и движения материи.

Гуманитарный компонент мировоззрения врача, его социальные взгляды, идеалы и убеждения в большей степени, чем у представителей других профессий, наполнен человеколюбием, состраданием, сопереживанием, отзывчивостью.

Залог профессионального врача, лучшего в своем деле, является целостное видение мира и человека на основе новейших достижений естественнонаучных, гуманитарных и социально-экономических наук.

Методологической основой мировоззрения врача все чаще служит синергетика, базирующаяся на методологических принципах классической науки, таких как законообразность процессов развития, единых принципов изучения природных систем.

Взаимосвязь естественнонаучного и гуманитарно-психологического аспектов в мировоззрении врача постоянно корректируется в соответствии с развивающимися знаниями и обогащением личного профессионального опыта.

Билет 3

  1. Позитивистская традиция в философии науки. Второй позитивизм (эмпириокритицизм и др.).

ПОЗИТИВИЗМ (от латин. positivus - положительный) - философское направление, основанное на принципе, что все подлинное, позитивное знание может быть получено лишь как результат специальных наук и их синтетического объединения и что философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет право на существование.  

     Второй этап эволюции позитивизма - махизм (эмпириокритицизм). Основные представители - Э.Мах, Р.Авенариус. МАХ Эрнст - австрийский философ и физик, ему принадлежит ряд важных физических исследований. Философские работы Маха получили широкую известность в конце XIX - начале XX вв. благодаря содержавшейся в них попытке разрешить кризис в физике с помощью нового истолкования исходных понятий классической физики. АВЕНАРИУС Рихард - швейцарский философ, один из основоположников эмпириокритицизма. Центральное понятие философии - опыт, основное учение - о "принципиальной координации". Таким образом, основные положения второго позитивизма разработаны почти одновременно и независимо друг от друга Махом и Авенариусом.

Второй позитивизм сохранил установку первого позитивизма - тезис о том, что действительным знанием является содержание положительных наук. Более того, второй позитивизм попытался усилить этот тезис, поставив задачу отработки методов отбора того материала позитивных наук, который должен по праву относиться к их содержанию, критериев, способных отсеять то, что включено в состав опытного знания, так сказать, по недосмотру.   Важнейшим составным элементом философии эмпириокритицизма является программа "очищения опыта", в которой нашла специфическое выражение общая антиметафизическая направленность позитивизма. При этом "опыт" эмпириокритики трактует, исходя из неразрывной связи субъекта с объектом. Для эмпириокритицизма характерно утверждение о "принципиальной координации" субъекта и объекта - не существует объекта без субъекта и не существует субъекта без объекта. По Авенариусу, мир дан нам только в "принципиальной координации", действительной или только возможной, т.е. как опыт.

     Анализируя опыт, эмпириокритики вводят понятия "элементов опыта", т.е. его составных частей. "Элементы опыта", согласно эмпириокритикам, можно характеризовать и как объективное, и как субъективное в зависимости от того, в каком отношении их рассматривать. Этот принцип "нейтральности элементов опыта" составляет важный компонент эмпириокритицизма. Мах усиливает этот принцип, провозгласив "элементы опыта" "элементами мира". "Метафизическому" и потому неправомерному, как считает Мах, разделению элементов на физические и психические соответствует "функциональное различие" их в отношении к комплексу элементов, составляющих человеческое тело, т.е., поясняет он, все зависит от направления исследования.

Важным препятствием на пути "очищения опыта" Авенариус считает "вкладывание" чего бы то ни было воспринимаемого в сознание индивида. Авенариус вводит понятие интроекции для обозначения недопустимого, с его точки зрения, вкладывания чего бы то ни было воспринимаемого в сознание индивида, а равно чего бы то ни было идеального в познающее мышление субъекта. Выступая против интроекции, Авенариус отмечает, что "путем интроекции естественное единство эмпирически данного мира распалось... на внешний и внутренний мир, на объект и субъект".

Одним из важных аспектов "очищения опыта" у Авенариуса был "принцип наименьшей меры силы". Мах развил его в принцип, легший в основу второго позитивизма - принцип экономии мышления. В этом принципе Маха соединяются биологизм (познание как биологически экономное приспособление к среде), позитивизм (познание как экономное "чистое описание" явлений) и субъективизм (критерий экономии в познании определяется субъектом, предшествуя всякому опыту).
     Рассматривая экономное мышление как "чистое описание", Мах выступил с позиций радикального философского эмпиризма, не признавая за теоретическими понятиями никакой иной роли, кроме роли знака для совокупности чувственных данных. Тем самым "наивный" эмпиризм первого позитивизма трансформировался в "методологический", "радикальный" эмпиризм второго позитивизма, стал "философией чистого опыта". Дальнейшая его трансформация связана с третьей формой позитивизма - неопозитивизмом.
  1.   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    перейти в каталог файлов


связь с админом