Главная страница

А. Осипов Зачем современному человеку Православие


Скачать 154.26 Kb.
НазваниеА. Осипов Зачем современному человеку Православие
АнкорZachem_sovremennomu_cheloveku_Pravoslavie_(A_I_.
Дата16.11.2016
Размер154.26 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаZachem_sovremennomu_cheloveku_Pravoslavie_A_I.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#2603
Каталогs.alexandrovna1993

С этим файлом связано 53 файл(ов). Среди них: Гласы.docx, YAzy4eskaya_simvolika_slavyanskih_arhai4eskih_r.doc, Kreschenie_Rusi_i_gosudarstvo_Rus_-_1988.pdf, Falsifikatsia_istoricheskikh_istochnikov.pdf, Kreschenie_Rusi_i_gosudarstvo_Rus_-_Likhachev_D_S.doc, Russkiy_geroicheskiy_epos_1999.pdf, Voskreshenie_Peruna_-_Kleyn_L_S.djvu, Religia_slavyan_i_eyo_upadok_-_Lovmyanskiy_G.djvu, NOTY_Rozhdestvo_Khristovo_Kanon_1_chast_1.rar, Drevneyshie_pismennye_izvestia_o_slavyanakh_tom_1.djvu и ещё 43 файл(а).
Показать все связанные файлы

Проф. А. Осипов
Зачем современному человеку Православие?
Поскольку этих «зачем» много, то обозначим лишь несколько основных.
1. Православие своим учением о бессмертии человеческой личности отвечает на один из самых волнующих вопросов: «Дар напрасный, дар
случайный, Жизнь, зачем ты мне дана?» иоткрывает разумный смысл жизни и всей деятельности человека.
Оно говорит, что жизнь без веры в бессмертие не только не может являться ценностью для человека, но часто оказывается и тяжелейшей трагедией, приводящей к самоубийству. Вера в вечную смерть личности полностью обессмысливает эту жизнь. Трагедия смерти особенно страшна для живущих такой верой, когда они расстаются навечно со своими любимыми, с богатством, славой, властью.
Но земная жизнь становится ценностью и приобретает действительно реальный смысл, когда рассматривается в качестве того ответственного этапа существования человека, во время которого он может определить свою будущность, свою вечность, поскольку здесь человеком совершается свободный выбор между добром и злом, определяется его отношение к совести, к святости, к истине. И это определяет характер всей деятельности человека.
Об этом прекрасно сказал Ф. Достоевский: «…только с верой в свое
бессмертие человек постигает всю разумную цель свою на земле». «Без веры
в свою душу и в ее бессмертие бытие человека неестественно, немыслимо и
невыносимо».
Но каково будет это бессмертие? И здесь открывается еще одна особенность православной веры. Она говорит, что вечная жизнь возможна не только праведникам и святым, но и великим грешникам. ибо Христос –
Спаситель всех людей (1 Тим. 4:10), как Он Сам сказал: И когда Я
вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе (Ин. 12:32).
2. Вера в Бога-Любовь совершенно изменяет самосознание христианина в окружающем мире, его отношение ко всем жизненным трудностям,
болезням, к самой смерти. Он знает, что в жизни нет случайностей, что всё
происходит по премудрому Закону любви, которым является Бог. И потому даже тяжелые страдания оцениваются не как рок или случайность, не как происки врагов, не как несправедливость или месть, или наказание Бога за грехи, и пр., но как следствие собственных нарушений законов духовной и нравственной жизни. Бог во всех этих ситуациях оказывается лишь Врачом,
Который готов оказать и всегда оказывает человеку помощь при любых изменениях его духовного состояния. Это состояние порождается самим человеком, прежде всего, его отношением к голосу совести, к евангельским заповедям, и потому оно может быть различным до противоположности: или игнорированием нравственного закона, ропотом, озлобленностью на всех и
на вся, или осознанием своих грехов, принятием скорби как достойного результата своей жизни и искренним раскаянием в совершённых неправдах.
Отсюда и действия Божии носят разный характер. При этом верующий знает,
что Бог готов в любой момент дать ему самое лучшее, что принесет пользу его и душе, и телу. Ибо Бог – это любвеобильный Врач, а не карающий палач!
Такое убеждение дает твердость и утешение человеку даже в самых трудных обстоятельствах жизни.
3. В отличие от всех мечтательных образов совершенного человека,
создаваемых в литературе, философии, психологии, христианство предлагает реальный и совершенный его образ. Это – Христос. История показала, что этот Образ оказался в высшей степени благотворным для множества людей,
следующих Ему в своей жизни. Дерево узнается по плодам. И искренно принявшие Православие, особенно достигшие святости, лучше всяких слов засвидетельствовали своим примером, чтоо оно делает с человеком, как изменяет его душу и тело, ум и сердце, делает его носителем любви, выше которой нет ничего в мире. Они открыли миру богоподобную красоту души человеческой, показали, что такое истинное духовное совершенство.
4. Ничто так не мучает человека, как его собственные страсти:
раздражение, злоба, зависть, уязвленное самолюбие, гордыня, мстительность,
алчность, пьянство, жажда власти, богатства, и т. д. Как избавиться от этих страшных врагов, живущих в душе? Православие указывает средства освобождения от их рабства, предлагая заповеди Христовы и открывая законы духовной жизни. Знание их и следование им – это реальный путь к действительному счастью. Как писал апостол Павел: Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил
Бог любящим Его (1Кор.2:9). И этот путь был проверен бесчисленное количество раз.
5. Какие премии, ордена, звания и славу получают физики, биологи,
астрономы и прочие исследователи материи за открытые ими законы, многие из которых не имеют никакого практического значения в жизни человека. А
вот законы его духовной жизни, с которыми он соприкасается ежечасно и ежеминутно, остаются совсем неизвестными, хотя нарушение их имеет неизмеримо более серьезные и печальные последствия, нежели всех других.
Но эти духовные законы, без знания которых счастья не достигнешь, почти неизвестны. Потому и происходит то, о чём так хорошо написал иеромонах
Роман:
Сеем рожь, а косим лебеду,
Непрестанно ищем виноватых.
Строим рай, а вертимся в аду,
Узнавая в ближнем супостата.

Православие открыло эти законы. И в качестве примера можно привести некоторые из них.

Христос говорит: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его,
и это все приложится вам» (Мф. 6:33). Мысль ясная: только тот, кто ищет, прежде всего, правды и святости в своей жизни, получит не какие-то мимолетные богатство, власть, славу, а именно счастье и на земле, и в вечности.

В Евангелиичитаем: «По причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф. 24:12). Этим законом утверждается прямая зависимость силы любви человека от его нравственного состояния. Безнравственность всегда уничтожает в человеке чувство любви, а с ней и все другие духовные ценности. Об этом писал и один из крупнейших психоаналитиков XX века К. Юнг: «Сознание не
может безнаказанно мириться с торжеством аморального, и
возникают самые темные, подлые, низменные инстинкты, не только
уродующие человека, но и приводящие к психическим патологиям»
1

«Кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится» (Мф. 23:12). Оказывается, что требующий себе особого почета, внимания и проч., видящий себя лучше других, хвалящийся своими успехами, будет унижен. Схиигумен Иоанн Валаамский писал:
«Всегда так бывает, что кто сделает с тщеславием, жди
бесславия»
2
. И напротив, скромность, незаносчивость, невыпячивание себя всегда вызывает уважение к такому человеку и тем самым уже возвышает его.

Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу?
(Ин. 5:44). Этот закон указывает на прямую зависимость состояния христианской веры в человеке от его отношения к возникающим в душе страстям, особенно таким, как стремление к славе, чести, наградам и т.
д. Естественно, под верой в данном случае подразумевается не формальное признание истин христианской веры, которые известны и бесам, а чистота жизни по этой вере.

Святой Исаак Сирин формулирует еще один из важнейших законов духовной жизни: «Нет способа возбудиться в душе Божественной
любви... если она не препобедила страстей». Речь здесь идет не об обычной, естественной, любви, не о влюбленности, не о сострадании,
1
Юнг К. Психология бессознательного.

М., 2003.

С. 24–34.
2
Письма Валаамского старца схиигумена Иоанна.

Клин. 2004.

С. 206.
жалости к другому человеку, не о справедливости, взаимопомощи и пр.,
присущих и любому человеку, не потерявшему чувства добра. Этот закон говорит об особом глубочайшем состоянии любви, которое достигается очищением души от всех греховных страстей. О ней св.
Исаак пишет: это «возгорение сердца человека о всем творении, о
человеках, о птицах, о животных, о демонах и о всякой твари… и не
может оно вынести или слышать, или видеть какого-либо вреда или
малой печали, претерпеваемых тварью. А посему и о бессловесных, и о
врагах истины, и о делающих ему вред ежечасно со слезами приносит
молитву… с великою жалостью, какая без меры возбуждается в
сердце его до уподобления в сем Богу… Достигших же совершенства
признак таков: если десятикратно в день преданы будут на
сожжение за любовь к людям, не удовлетворятся сим»
3 6. Но почему Православие является верным путём к Богу и целительным бальзамом для человека – это отдельный большой вопрос.
Сейчас можно лишь одно сказать:
дерево узнаётся по плодам, а в каждой религии таковыми плодами являются её святые, поскольку именно они показывают тот идеал, к которому она призывает человека. Потому верны слова: каковы святые, такова и религия. И стоит только посмотреть на наших святых: Киево-Печерских, Радонежских, Саровских, Оптинских и др., чтобы увидеть, какую красоту души человеческой, не говоря уже об их бесчисленных чудесах и знамениях, открывает Православие! Неужели этого недостаточно? Неужели нужно ещё искать кого-то и где-то?!
Возможно ли сохранить свою душу и мысли чистыми, когда
окружающая жизнь наполнена грубостью, пошлостью, тщеславием,
развратной модой, разного рода безнравственностью? Как защитить
себя от этой грязи?
– Этот вопрос может разрешаться по-разному, поскольку у всех разные жизненные обстоятельства, разный духовный потенциал, разное воспитание и т.д. Но он решаем в принципе. Полезно почитать о жизни многих замечательных людей хотя бы XIX века, например, святителя Игнатия
(Брянчанинова), А.С. Хомякова, братьев Киреевских, братьев Аксаковых и многих других, которые находились в условиях не многим лучше сегодняшних, но сохранили себя. Да и сегодня немало людей с незапятнанной душой, хотя таковых и становится всё меньше. Нужно не падать духом, но чаще молиться и каяться в душе своей, чаще читать труды того же святителя
Игнатия, письма игумена Никона (Воробьёва), валаамского старца схиигумена Иоанна (Алексеева). Человеку, который искренне стремится к чистоте душевной и телесной, Бог обязательно поможет.
3
Прп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. – М., 1858. – Сл. 55.

Но важно помнить и о следующем.
Существует определённая психологическая закономерность, которую можно бы назвать законом резонанса. Этот закон состоит в том, что ни одно впечатление внешнего мира или внутренних переживаний не исчезает из нашей души, ибо человек – как компьютер с бесконечной памятью: в нашем подсознании сохраняется абсолютно всё. И не только сохраняется, но и вызывает соответствующий резонанс в душе, оказывая влияние на наше психологическое и нравственное состояние, на поведение, деятельность,
отношение к людям и всему окружающему миру. Так что всё, что мы увидели, услышали, почувствовали, пережили, о чём подумали и т.д.,
обязательно (часто незаметно, а нередко и очевидно) оказывает воздействие на нашу душу, наше настроение, наши решения, хотим ли этого или не хотим.
И это воздействие будет тем боольшим, чем сильнее впечатление, чем более глубоко «погрузились» мы в соответствующую «картину» своими чувствами, желаниями, чем с боольшим осознанием и страстью совершали то или иное деяние. Психологи утверждают, что в человеке насчитывается до десяти уровней подсознания, которые находятся на различной глубине, и информация может по неизвестным нам законам неожиданно всплывать в сознании, вспоминаться, производя на душу или оживляющее и радостное воздействие или крайне отрицательное – в зависимости от нравственного характера прежних «картин».
Вот примеры. Едете по шоссе, открываются прекрасные виды природы,
так и хочется остановиться и полюбоваться ими. Но, проезжая дальше, вы вдруг видите страшную автокатастрофу. Теперь сравните, какие следы останутся в душе после созерцания того и другого. Или богатые люди устраивают приём. В доме всё сверкает роскошью и изобилием. Но вдруг вы видите странную картину: гости приходят – и вскоре под разными предлогами начинают прощаться с хозяином и уходить. Что случилось?
Оказалось, где-то в полу щель, из которой тянет запахом разлагающейся крысы. Какие тут яства…
Но это впечатления внешнего характера, они не связаны с нашим волевым участием. Гораздо серьёзнее то, что совершаем мы сами, в чём участвуют наши воля, сердце, ум, наше нравственное сознание, наши чувства. Думаем, что посмотрели и забыли? Ошибаемся. Всё в нас остаётся,
и не просто остаётся, но и даёт о себе знать, да ещё как подчас! И очень жаль,
что об этом не помним, не знаем. Впуская в себя пакостные, злые, лукавые мысли и чувства, мы жестоко наказываем сами себя.
Нередки случаи, когда закоренелые преступники от неожиданно вспыхнувших в них картин прежних злодеяний и возникших страшных мучений совести впадали в тяжелейшую депрессию. Некоторые в этом состоянии кончали жизнь самоубийством.
Человеческое подсознание – это и есть то самое «подполье», которое мы можем заполнить или, простите, «дохлыми крысами», отравляющими своим зловонием нашу душу, или, напротив, благоуханными цветами. А
какие тяжёлые, гнетущие состояния может испытывать человек,
наполненный всякой бессовестностью, хорошо знают священники,
принимающие исповедь.
Поэтому, насколько можно, необходимо внутренне не участвовать в том, что против совести, что противоречит нравственному чувству. Это имеет огромное значение в выработке иммунитета против всяких грязных воздействий и защитит от них нашу душу.
Почему мы столько лет ходим в храм, а жизнь наша не
меняется? Какой должна быть правильная духовная жизнь, как нужно
жить христианину?
– Вы задали чрезвычайно важный вопрос, который касается практически всех верующих, почти без исключения. Действительно, можно сто лет ходить в храм, а в результате, как в песне поётся, «каким ты был,
таким ты и остался». Почему это происходит? По очень простой причине,
простой и печальной: понимание Православия мы свели к исполнению лишь формы церковной жизни. Ходим в храм, ставим свечи, подаём записки,
читаем молитвы, соблюдаем посты, исповедуемся, причащаемся,
венчаемся… Такого христианина называют воцерковлённым. Но при всём этом может оказаться, что за многие годы он так ни разу и не помолился, и не покаялся, и не причастился.
Обычно мы молимся, когда нас постигнет какая-то болезнь, скорбь,
когда предстоит что-то ответственное; о самом же главном – об избавлении от страстей и грехов наших – молимся редко. Но без молитвы покаяния не может быть никакой духовной жизни - речь идёт не о вычитывании молитв, а о молитве, которая только тогда таковой является, когда совершается с вниманием, благоговением и покаянием. Святитель Игнатий (Брянчанинов)
писал, что «без внимания молитва – не молитва. Она мертва! Она –
бесполезное, душевредное, оскорбительное для Бога пустословие».
Духовная жизнь невозможна без решимости христианина жить по всем заповедям Евангелия, без искреннего покаяния в их нарушении. Если же этого нет, если о заповедях не помним, а выполняем лишь внешние церковные обычаи и обряды, если не боремся с завистью, тщеславием,
неприязнью и прочими страстями, которым нет числа; если, как кажется,
каемся, но потом спокойно продолжаем жить по-прежнему, – то, естественно,
никакого духовного изменения в нас произойти не может. Не может быть добрых изменений, когда исповедь превращаем в отчёт по записке о проделанных грехах, без покаяния и решимости не повторять их. Ничего не изменится в душе, если и причащаемся просто по обычаю в праздник. А где же борьба со страстями, где любовь к ближнему, в которой наше спасение,
как пишет святой апостол Иоанн: «Кто говорит: "я люблю Бога»", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1Ин. 4: 8). Потому и остаёмся без плода.

В самое большое сокрушение меня приводит то, что, будучи
врождённой эгоисткой со слабым характером, я никогда не могу
выполнить заповедь Господа нашего: «Возлюби ближнего твоего, как
самого себя». Но, если дела ближних мне неинтересны, мне никогда не
стать настоящей христианкой, хоть я и пытаюсь. Как выйти из такого
положения?
– Вы открыто сказали то, о чём обычно умалчивается и не говорится.
Но нужно понять, что никто не достигал той нормы идеального человека,
которая дана нам: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный»
4
Однако мы должны делать то, что можем, смиряться в том, чего не можем, и каяться в том, что нарушаем. И если бы мы действительно искренно хотели совершенства и делали то, что в наших слабых силах, то увидели бы, как
Господь освобождает нас от страстей и даёт силы противостоять им. Так что не будем опускать руки и будем помнить, что «Царство Небесное силою
берётся»
5
4
Мф. 5, 48.
5
Мф. 11,12.

перейти в каталог файлов
связь с админом